В начале учебного года, возвращаясь в свои коллективы после летних каникул, многие дети заболевают, чаще всего ОРВИ , едва отучившись одну-две недели. Это происходит во-первых, потому, что риск инфицирования в закрытых коллективах высок, во-вторых, начало занятий для ребенка - это стресс . Даже взрослый человек после отпуска с трудом включается в рабочий режим, а учеба - та же работа. Родители же на легкий насморк или жалобы на головную боль реагируют как на симуляцию: таблетка на завтрак - и в школу. Иначе, мол, пропустишь занятия, потом не наверстаешь. Нагрузка растет, копится и общая усталость и усталость самых уязвимых органов и систем. Считается, что только 10 процентов детей оканчивают школу здоровыми, 40 процентов - с пограничным состоянием, 50 - с букетом хронических болезней.

В разных регионах России распространенность тех или иных заболеваний, которые дети наживают в школе, - разная. Более того, даже в Петербурге исследования, проведенные солидными медицинскими вузами, отличаются. Например, по данным Педиатрической академии в нашем городе больше всего распространены болезни желудочно-кишечного тракта, на втором месте - заболевания костно-мышечной системы, на третьем - эндокринные расстройства, в том числе ожирение , на четвертом - болезни крови . А по данным МАПО у школьников лидируют заболевания костно-мышечной системы (нарушения осанки), на втором месте - офтальмологические болезни, на третьем - проблемы с желудочно-кишечным трактом. Впрочем, в любом случае самое заметное отличие «нашей» заболеваемости от других регионов - в частоте хронических патологий опорно-двигательного аппарата, в этом непочетном рейтинге в других городах они не занимают верхних строчек.

Состояние здоровья детей на 50 процентов зависит от образа жизни, значительную часть которой они проводят в школе, а многие еще и живут по принципу: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…». Результат: по данным комитета по здравоохранению, основанным на ежегодных медицинских осмотрах, на каждого петербургского подростка в возрасте 15-17 лет в среднем приходится по три хронических заболевания.

Еще недавно врачи называли педиатрию оптимистичной специальностью: в отличие от пациентов «взрослой» медицины, дети, имеющие врожденные аномалии развития, могут избавиться от них в процессе роста и формирования организма, если им создать для этого условия. Сегодня же, наоборот, чаще врожденные проблемы со здоровьем с возрастом, наоборот, усугубляются. А все потому, уверены педиатры, что с детьми работать хорошо, гораздо сложнее работать с родителями, от которых дети в учебное время чаще только и слышат: «Уроки выучил?» и «Отойди от компьютера (вариант - телевизора)!».

А чтобы пусть даже не сохранить здоровье на все 100, но хотя бы не усугублять существующие проблемы, надо выкроить всего лишь 1-2 недели летних каникул, лучше перед занятиями и посетить офтальмолога, ортопеда, гастроэнтеролога, невролога, стоматолога, чтобы, во-первых, выяснить, есть в состоянии ребенка слабое звено, во-вторых, вовремя заняться его коррекций. Раз уж между образованием и здоровьем выбирать сложно, надо вне учебы выполнить элементарные вещи. Например, проверить зрение, что непросто сделать во время занятий (в течение нескольких дней невозможно читать и писать), пролечить зубы, а если требуется исправлять прикус, то лучше до 1 сентября поставить брекет-системы, чтобы было время для привыкания к ним.

Накануне начала учебного года и в его первые недели надо позаботиться об укреплении иммунитета. Часто родители думают, что летом они только этим и занимались, в том числе «навитаминивали » организм, благодаря обилию фруктов и овощей. Это миф, запастись витаминами впрок невозможно, а в условиях срыва адаптации, к которому приводит перестройка образа жизни в первые дни учебы, организм нуждается в них больше, чем обычно.

Если в начале учебного года озаботиться состоянием позвоночника: провести курс массажа, позаниматься лечебной физкультурой, приобрести абонемент в бассейн, словом, выполнить индивидуальные рекомендации ортопеда или невролога по укреплению мышечного корсета, нагрузки за партой и у компьютера уже не будут угрожающими. Особенно важно это для первоклассников и на рубеже начальной и средней школы: возраст 6-7 лет и 11-13 - у девочек, 7-9, 13-15 лет - у мальчиков - это периоды бурного роста, когда мышцы и связки не успевают за быстрым ростом позвоночника и им сложно удерживать его в физиологичном положении. Поэтому даже на школьную ярмарку лучше отправляться после профосмотра и консультации врача, который расскажет, что и зачем нужно ребенку. Многие ли родители знают, что младшим школьникам обязательно нужен ранец, а его вес не должен составлять более 10 процентов от массы тела (в старшей школе допускается сумка, вес - 15 процентов)? Он должен быть не выше плеч и не ниже ягодиц, а на вырост покупать его нельзя. От правильного выбора стола и стула, настольной лампы и даже подушки зависит не только сохранение зрения и здоровой осанки, но и успехи в учебе - о них и говорить не стоит, если ребенок ничего не видит с доски и вертится за партой, потому что спине некомфортно.

Ирина Багликова

Доктор Питер

Организаторы и сочувствующие всегда накручивают численность, полиция скручивает, и данные соотносятся как 5 к 1. Причем это относится не только к отечественной статистике. В странах, именуемых образцами цивилизованности, то же самое

Но практически все сходятся в мнении, что новизна данного мероприятия в активном участии несовершеннолетних и вовсе малолетних при относительно более низкой доле традиционных протестантов более солидного возраста.

О крестовом походе детей говорят все. Зато в вопросе о том, почему отроки полезли в уличную политику, наблюдаются большие разногласия

Можно допустить, что бунт школьников связан с тем, что семья и школа выучили их гражданственности. “Представим себе, что в каком-нибудь доме постоянно, с бешеной злобой, твердили о «ненавистном русском правительстве»; об его «преступлениях»; об его «кровавых преследованиях»; о том, что оно «устраивает» еврейские погромы и т. д. На эту тему беспрестанно ораторствовал отец; поддавала жару мать со свойственной женщинам безоглядной яростью; дудели, как в бубен, все старшие братья и сестры”, – писал Шульгин . Разговоры за обеденным столом порой приводят к тому, что отрок вполне ими проникается и переходит к действию. Участие в митинге – это еще полбеды, наслушавшиеся родительских свободолюбивых речей дети порой брались и за револьверы.

Причем сами родители не обязательно желают столь последовательного вывода из их застольного красноречия. Иные просто опасливы. Ино дело, расстегнувшись после обеда, побранить правительство – да кто же этим не грешил? – ино дело пойти на улицу, чтобы, как тореадор, бегать с красным знаменем. Или учинить что-нибудь еще похуже.

Иные обладают более сложным, не вполне манихейским взглядом на вещи.

Их убеждение, что правительство никуда не годится, не обязательно означает, что наглый и бесстыдный демагог, обличающий это правительство, им очень нравится. С вольнодумными речами может сочетаться внутреннее убеждение “Чума на оба ваших дома”

Но осторожность и многомерность не свойственна детям, и они могут делать из родительских речей такие выводы, от которых сами родители скорее бы открестились. См. у того же Шульгина – “Причинную связь между этими злобными речами и выстрелом мальчишки, чью душу эти речи набили политическим порохом, установить современными методами правосудия нельзя. Их нельзя даже подвести под понятие подстрекательства; ибо подстрекать, значит, подговаривать к определенному деянию; а говорить вообще слова, отравляющие душу злобой и жаждой мести, в понятие подстрекательства не входит. Да и все эти «отцы» в случае чего отрекались; ни один не имел мужества сказать: «Да, это я довел своими иеремиадами психику моего сына до такого состояния, что он схватил браунинг, пошел и убил»”.

Аналогичная картина с педагогами (не всеми, но многими) элитных школ.

Не все педагоги-новаторы, подобно бабеляру Меерсону из 57-й школы, занимаются физическим оплодотворением юных питомцев – это все-таки эксцесс. Но духовно оплодотворять юношество в известном направлении педагоги-новаторы горазды и весьма

Писатель и народный учитель Д. Л. Быков этим даже гордится: “Я видел на митинге многих своих выпускников, студентов и впервые в жизни понял, что, наверное, я их правильно учил” .

Совсем как в рассказе Довлатова про лагерную самодеятельность, где з/к Гурин, играющий Ленина, вдохновенно обращается к залу: “Кто это? Чьи это счастливые юные лица? Чьи это веселые блестящие глаза? Неужели это молодежь семидесятых?.. Неужели это те, ради кого мы возводили баррикады? Неужели это славные внуки революции?.. – Завидую вам, посланцы будущего! Это для вас зажигали мы первые огоньки новостроек! Это ради вас… Дослушайте же, псы! Осталось с гулькин хер!.. Так пусть же светят вам, дети грядущего, наши кремлевские звезды!..”.

Радостного тут, конечно, мало, но дети, которых таким образом научила семья и школа, во всяком случае не представляют собой никогда прежде не бывалый феномен. Сто лет назад было нечто подобное. Потом представители семьи и школы, правда, почувствовали, что дело идет куда-то не туда – “Так ведь это, прости, потом”. Но в общем-то картина стара, как мир.

С этой версией, согласно которой, слово учителя и родителя (хотя бы иным оно совершенно не нравилось) все-таки имеет вес и достаточно большой для юного поколения, конкурирует другая, постулирующая, напротив, тотальный нигилизм отроков в отношении семьи и школы.

Поколение, от колыбели привыкшее и ифонам и ипадам, не просто проводит массу времени в киберпространстве (это и другие возрастные когорты делают), но проводит его преимущественно в его аудиовизуальных сегментах, таких как инстаграм и ютюб. Навыки распознавания письменного текста за ненадобностью атрофируются, и на сцену выходит действительно новое, бесписьменное поколение. Принципиально более податливое на приемы суггестопедии

Даже при низком уровне грамотности в России XVII века, все-таки письменный текст лежал в основе агитпропа – “На базарных площадях кидали подметные письма и тут же, яростно матерясь, читали их народу”. Аудиовизуальная хованщина с инстаграмом и ютюбом – это принципиально новые возможности поднятия гнева масс. В особенности – отроческих масс.

Рассуждения же о “новой реальности” ставшие общим местом в форсайтах, стратегиях и рассуждениях либеральных важных лиц, сводятся к тому, что “Вы держитесь там, все перемелется, мука будет, но о прежних жизненных устоях вам придется забыть”. Может быть – если форсайты точны, — нас ждет прекрасный новый мир, может быть, такая “железная пята”, на фоне которой сталинский режим парадизом покажется, но в любом случае из тезиса о “новой реальности” автоматически вытекает аннигиляция опыта и авторитета старших поколений (важные лица, которые тоже не первой молодости, почему-то предполагают, что их это не коснется, но на всякого мудреца довольно простоты). И родитель, и учитель оказываются у разбитого корыта, а отроки сами ищут своего места в новой реальности. Нечто подобное было в России в 90-е гг., но теперь, как нас учат форсайты, все будет гораздо более серьезно и к тому же во всемирном масштабе.

Тогда при становлении “новой реальности” роль самозваных демагогов возрастает неимоверно – это их звездный час

Возможно, Л. С. Катилина нашего времени уловил тенденцию – и в общем-то не видно, как этому противостоять. Рецепта от “Здравствуй, я твой куратор в игре “Синий кит”, а равно “Здравствуй, я твой куратор Зеленый Леша” пока что не предложено. А единственный правильный ответ – “А по-моему ты г…!” – не всякий отрок способен дать, тут нужна некоторая циническая охлажденность, пионерам и октябрятам не свойственная.

Как не свойственна нынешнему демагогу даже остаточная совестливость, не позволяющая вербовать в пехоту малолеток. Все его конкуренты оказались слабаками, потому что не смогли полностью освободиться от химеры, именуемой совестью, тогда как нынешний куратор смог. Возможно, потому, что не от чего было освобождаться – бывает и такое.

Все-таки в западном мире (in partibus infidelium, в Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии другое дело) на это дело существует устойчивое табу. Во время дрезденского свидания с Наполеоном 28 июня 1813 г. Меттерних сказал императору: “Государь, я только что проходил мимо Ваших полков; Ваши солдаты - дети. Вы произвели несколько преждевременных наборов и призвали в войска едва лишь сформировавшиеся возрасты. Когда это поколение будет уничтожено нынешней войной, произведете ли Вы следующий досрочный набор? Призовете ли еще более молодых?”.

Вместо того, чтобы весело ответить: “Гы-гы-гы!” (или как это там по-французски) уязвленный великий император взбесился и стал топтать свою шляпу. Он все-таки понимал, что это не comme il faut. Гитлеровские опыты с фольксштурмом весной 1945 г. тоже не вызвали большого понимания.

Причем у лидеров объединенной Европы было хоть и не извинение, но по крайней мере объяснение их опытов в жанре Минотавра. Они были бы и рады призвать более зрелые возрасты, но они уже были выбиты войной. У нынешнего демагога даже этого нет – просто детей вербовать удобнее, потому что слишком многих взрослых – даже в грош не ставящих нынешнюю власть и искренно желающих ей провалиться к чорту – корежит от “Доброй машины правды”. Спазмам в желудке не прикажешь

Полгода назад соблазн с педагогами-новаторами 57-й школы многих протрезвил – это уже было слишком. Протрезвит ли нынешний крестовый поход детей? – Бог весть.

Но во всяком случае первоначальные крики “А что тут такого?” и “Они же дети!” сменились заявлениями в духе “Разговоры о том, что там была школота, ведутся всякими падлами. Это не школота, а студенчество, причем старших курсов!” (Д. Л. Быков). Возможно, полностью солидаризоваться и с этим методом борьбы прогрессивная общественность пока не вполне готова. То ли химера совести, то ли боязнь, что будут бить.

Урок вне школы – скоро это станет обыденным явлением.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Появилась информация о том, как будет реформироваться наше образование дальше. Авторы новой концепции (Высшая школа экономики (НИУ ГУ), Общественная палата РФ) в рамках «Cтратегии-2020» предлагают учительскому сообществу обсудить сценарии развития нашей «Новой школы». По их убеждению, образовательная политика выходит сегодня «на развилки между предлагаемыми обществу сценариями». И в условиях ресурсных и политических ограничений лучше начать с использования элементов всех сценариев.

Итак, по мнению авторов документа, первая развилка подразумевает решение о завершении начатых институциональных изменений (модернизационный сценарий) или возвращение к модели советского образования. Вторая развилка связана с возможностью ограничиться стабилизационным сценарием или предложить ответы на современные и будущие вызовы для системы образования. Третья развилка (в случае выхода за стабилизационный сценарий) связана с выбором приоритетного объекта преобразований и инвестиций для ответов на вызовы «завтрашнего дня». Что делать: вкладывать усилия и средства в привычную и понятную систему школ и детских садов или «выйти» в сферу открытого образования, задействовать новые ресурсы и возможности?

Так как общество не готово принять полностью ни один из предложенных сценариев (модернизационный, стабилизационный, инновационный), то разумное сочетание всех их, по мнению авторов концепции, позволит начать новый этап в развитии отечественного образования. Одним словом, раньше все думали больше о том, как усовершенствовать инфраструктуру. Потому что после 90-х школы лежали в «руинах»: устаревшие оборудование, мебель, пособия, учебники и т.д. А сегодня, когда компьютеры и интерактивные доски в основном завезены, школы частично отремонтированы, Интернет проведен, настала пора думать «о вечном». О том, как учить и чему учить.

Сами авторы считают, что достижение качественных результатов может прийти не только через обновление содержания самой школы, но и через обновление внешкольной сферы образования и социализации. Для этого нужен выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования. Именно оно дает перспективы использования новых ресурсов и возможностей.

Понятно, что школа занята своими проблемами и обсуждаемые перспективы для нее умозрительны. Поэтому, считают авторы концепции, осуществить инновационный сценарий можно, опираясь на заинтересованность семей в развитии потенциала собственных детей.

Как считает ректор Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Ярослав Кузьминов, какая-то родительская активность наблюдается в период начальной школы, затем она угасает. И только ближе к выпуску из школы родители опять начинают обращать внимание на школу. Чтобы побудить таких родителей заниматься развитием своих детей постоянно, считают авторы нового документа, необходимо предусмотреть стимулирование их активности и инвестиций в сферу неформального образования и социализации. При этом под инвестициями следует понимать не только финансы, но и нематериальные ресурсы (внимание, личное время, активность). Например, за счет запуска механизмов конкуренции между семьями за успешность ребенка (участие в олимпиадах, портфолио ученика и т.д.)

Инновационный сценарий может опираться, пишут далее авторы проекта, на потенциал, накопленный в медиасфере, индустрии детских товаров, организациях неформального образования и социализации, лучших школах, реализующих не только учебные, но и современные образовательные практики. Разумеется, это развитие сектора неформального образования тоже надо как-то стимулировать. Например, через механизмы государственно-частного (поддержка детских индустрий, медиапроекты) и социального партнерства, поддержки (налоговые льготы, гранты) общественных и частных инициатив и т.д.

Авторы считают, что система неформального образования должна быть децентрализована. То есть никаких государственных инструментов лицензирования и аккредитации. Чтобы избежать опасности, что научат не тому и не так, предлагают опираться на механизмы саморегулирования (ассоциации поставщиков и потребителей услуг).

Кроме всего этого важны дополнительные стимулы для муниципальной политики. С тем чтобы появилась заинтересованность местных властей в создании инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков по месту жительства. Для медийно-социальных проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения (Интернет, кино, ТВ), нужна, естественно, помощь государства. Заинтересованных в таких проектах среди каналов сегодня практически нет. Более того, большой экран сегодня служит деградации молодого поколения.

Любые попытки создать альтернативную систему образовательных услуг упираются в вопрос денег. Поэтому авторы особо отмечают, что стимулирование развития сектора неформального образования и социализации не приведет к всеобщей платности образования, а будет способствовать повышению доступности и качеству платных услуг. Для многодетных и нуждающихся семей проблемы денег решат все те же сертификаты, позволяющие оплатить услуги неформального образования.

Предложения новых реформаторов звучат заманчиво. Но... сегодня институт семьи в РФ претерпевает глубочайший кризис. Почти половина детей в возрасте до 5 лет живут в неполных семьях, почти 30% детей рождается вне брака. Почти 85% молодых семей с детьми из сельской местности и в небольших городах живут в крайней бедности. Теоретические обоснования темы участия семьи в образовании хороши, только реальная жизнь оказывается гораздо сложней...

До начала нового учебного года остался месяц. В России много родителей, не удовлетворенных типовым школьным образованием. Они хотят учить детей собственными силами и объединяются в организации, например, Клуб семейных школ и Ассоциацию развития семейного обучения, чтобы предоставить детям альтернативу государственному образованию. «Телеграф» пообщался со школьными учителями, директором частной школы и родителями, которые решили учить детей самостоятельно.

Бесполезные камеры хранения

Светлана Марзеева — одна из тех родителей, которые считают государственное образование бесполезным. Свою дочь она в течение четырех лет обучала на дому. Потом ребенок сам решил пойти в школу. Впрочем, недолгий школярский опыт ни маму, ни дочку не удовлетворил, поэтому Светлана решила сама основать школу вместе с единомышленниками.

Московская журналистка, автор портала «Альтернативное образование в России», один из учредителей АРСО (Ассоциация развития семейного образования) и организатор Клуба семейных школ Светлана Марзеева не довольна устаревшими федеральными образовательными стандартами, содержанием программ обучения и качеством учебников.

«Учебники почему-то почти все написаны кондовым языком, к тому же непонятно и скучно. Школы, как и детские сады, эффективно выполняют только функцию камер хранения. Дети перегружены, и это катастрофически влияет на их здоровье. Кроме того, обычные школьники несамостоятельны и беспомощны в быту, они не могут сами себе приготовить обед, погладить или постирать себе вещи, да и обязанностей по дому у них практически нет. Они устают, а все свободное время у них занято домашними заданиями. Их постоянно приходится заставлять», — считает Светлана.

Сергей Иванов, директор частного образовательного центра Анны Франк, согласен, что в государственных школах образование сейчас не самое лучшее. Он связывает это с введением новых образовательных стандартов и ЕГЭ, по которым школьники по окончании 11-го класса должны знать программу, которую прежние ученики осваивали к 8-9-му классу.

«Детям сминусовали всю литературу и математику. Получается, что современным школьникам, кроме тех, кто сдает профильные ЕГЭ по математике и литературе, не нужно знать интегралы, а книжку достаточно прочитать только одну», — считает Иванов.

По его мнению, образованный человек должен обладать знаниями по литературе и математике хотя бы в объеме советской средней школы, хотя лучшим образцом он считает классическое гимназическое образование времен Российской Империи. Туда дети поступали с десяти лет, а к этому возрасту должны были уметь читать, писать, считать и говорить как минимум на двух языках.

Среди других недостатков государственных школ Иванов назвал большие классы, необходимость для ребенка проводить много времени с людьми, которых он не выбирал, и случайный подбор преподавателей.

Законная альтернатива

Главным плюсом российской системы Светлана Марзеева считает федеральный закон «Об образовании», который дает родителям большие возможности для выбора. В нем прописаны различные легальные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, семейная и даже дистанционная. Родители и ребенок могут выбрать — посещать ли им школу и как часто. При этом они могут, например, не ходить на уроки, но посещать школьные мероприятия. Оказывается, закон не обязывает даже проходить обязательные аттестации, только сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

«С точки зрения закона, нет никаких препятствий, чтобы комбинировать обучение в разных образовательных организациях с учетом интересов ребенка. Государство само заинтересовано в этом. В законе целая статья посвящена сетевым формам реализации образовательных программ, где обсуждается, как можно обеспечить возможность освоения обучающимся программы с использованием ресурсов нескольких организаций», — рассказывает Светлана.

Сергей Иванов также считает, что, по крайней мере, в начальную школу по возможности детей отдавать не стоит. «Читать-писать научить может каждый родитель. Эту программу можно пройти за два года. А для социализации ребенку в этом возрасте подойдут спортивные секции и художественные и музыкальные школы и кружки», — считает он.

По его мнению, сейчас действительно растет количество родителей, которые не хотят отправлять детей в школы, но они все равно готовятся к получению аттестата через ЕГЭ. Довольно много таких детей среди тех, кто получает образование за границей. В то же время они занимаются с репетиторами на каникулах или дистанционно для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Альтернативное обучение выбирают также дети, которые серьезно занимаются спортом или искусством. Кроме того, есть инвалиды и дети с хроническими заболеваниями, которые могут выбрать домашнее обучение. «Родителей, конечно, сначала напрягает, как же так, чем ребенок будет заниматься дома? А потом они понимают, что, может, это и лучше, чем ходить в школу», — делится опытом Иванов.

Дороговизна частных школ

Традиционные частные школы родителей также не устраивают. По мнению Светланы Марзеевой, там сейчас учат примерно так же, как и в государственных, по тем же программам, с теми же недостатками. Единственное достоинство частных школ — меньшая численность учеников в классах, но это не стоит тех денег, которые они запрашивают на обучение.

По словам Сергея Иванова, в Петербурге частные школы делятся на три ценовых категории: 20-25 тыс. рублей, 30-40 тыс. рублей и 60-70 тыс. рублей в месяц. При этом только некоторые из них предлагают отличающееся от стандартного образование и альтернативные системы воспитания и развития. Кроме того, государство сейчас все активнее вмешивается в работу частных школ, из-за чего многие из них закрываются, хотя взамен открываются новые.

По мнению Иванова, расцвет частных школ пришелся на 90-е годы, когда в стране появилось много новаторских педагогических методик, но самые эффективные из них требуют высококвалифицированных преподавателей и родителей, которые готовы за это платить. Поэтому лучшим частным школам свойственно наличие коллектива педагогов-единомышленников.

По мнению депутата закса Максима Резника, бывшего учителя истории в частной школе, они и правда отличаются от государственных в основном небольшими классами и лучшей системой безопасности для школьников. Дети же по своим способностям и поведению мало отличаются от своих сверстников из государственных школ.

Семейное образование — не всегда альтернатива

Даже родители, которые не довольны традиционным образованием, не считают, что их детям достаточно только воспитания в семье. Светлана Марзеева оплачивала дочери репетиторов и секции, а теперь организует вместе с родителями-единомышленниками частные уроки педагогов и преподавателей. По ее мнению, важно, чтобы детей учили увлеченные, яркие и харизматичные личности.

«Мы объединились с другими родителями, чтобы оплачивать труд таких педагогов вскладчину. Предложили им позаниматься с ребятами вместо школы, и практически все, к кому мы обратились, поддержали эту идею. Решили изучать предметы по школьной программе, поскольку это необходимо для аттестаций, а еще: участвовать в олимпиадах, заниматься психологией, профориентироваться, совершать экскурсии по Москве и городам, учить иностранные языки, осваивать робототехнику, танцевать, играть... ну и разное другое делать, что предложат сами ребята», — рассказала Светлана. По ее подсчетам, такое образование обойдется ей в 20 тыс. рублей в месяц, что все же значительно дешевле, чем в частной школе.

В защиту государственной школы

Защищать государственные школы в разговоре с «Телеграфом» решил учитель истории и обществознания государственной средней школы Петербурга Кирилл Александрович. Он закончил школу недавно, и сейчас является одним из самых молодых школьных учителей города. Сравнивая школу времени своей учебы и своего учительства, он отмечает, что она изменилась к лучшему. Несмотря на упрощение программы, ее основное содержание осталось. При этом новые образовательные стандарты описывают цель государственного образования, в том числе, как способность к саморазвитию и самостоятельной работе.

«Государство обращает внимание на количество информации, которое сейчас существует, на переход к информационному обществу, для которого бесполезно давать конечный набор знаний», — считает педагог. Поэтому, по его словам, сейчас в школе стало больше самостоятельной работы, теперь это обязательное требование на уроке, чтобы ученик сам умел находить информацию и работать с ней.

Кроме того, государственное школьное образование бесплатно, поборы с родителей ушли в прошлое, программа стала доступнее, а учителя несут ответственность за детей. «Как бы у учителя не было мало времени и много дел, он все равно сознает собственную ответственность за детей. В школе есть контроль поведения, контроль получения знаний», — считает Кирилл Александрович.

К тому же в школе дети учатся общаться, решать с помощью учителей свои конфликты и проблемы. Для учеников из благополучных семей — это возможность, не всегда позитивная, найти общий язык с нестоль удачливыми сверстниками.

«Никто не говорит, что мы живем в идеальном мире и школа не является чем-то особенным. От психических травм не застрахованы дети ни в государственной, ни в частной школе, ни на улице, ни в интернете. Никто не застрахован также от детей, которые могут оказывать деструктивное социальное влияние, пропагандируют нездоровый образ жизни, образуют компашки брошенных детей. С ними школа ничего не может сделать, если с ними не справляются родители. Задача учителя не переучивать детей палкой, не усугублять положение. Если родители ничего не хотят и не могут сделать, задача школы — минимизировать этот ущерб», — считает педагог.

По мнению молодого школьного учителя, государственную систему образования в России ругают зря. Конечно, многое зависит от коллектива педагогов, но при желании, даже в не самой благополучной школе можно получить качественное образование, особенно, если уметь учиться самостоятельно.

«Безусловно, сельская школа не равна городской, это реалии, в которых мы живем, но если смотреть на систему ЕГЭ — методические материалы по ЕГЭ доступны всем, подготовиться к его сдаче может любой человек, который этого хочет. У меня есть пример, когда человек из провинциального города сам подготовился, сдал экзамен и поступил», — рассказал Кирилл Александрович.

Солдаты Урфина Джуса

Одной из основных претензий к современной государственной школе является возвращение в нее идеологии. По мнению Максима Резника, сейчас школа превращается из места, где готовят гражданина, в место, где готовят солдат Урфина Джуса (деревянная армия из книги Сергея Волкова). Впрочем, в частной школе ученики также не застрахованы от идеологического влияния, только оно уже будет зависеть от владельца школы.

По мнению учителя обществознания и истории Кирилла Александровича, в школе нет идеологии и нет запретных тем. На уроке можно поговорить и о политике, и об Украине или нетрадиционной ориентации. «Моя задача — дать факты, чтобы дети узнали, что есть такое. Важно объяснить им, как те или иные явления воспринимаются на почве нашей культуры и почему. Почему, например, государство запрещает пропаганду гомосексуализма. Важно, чтобы дети понимали причины», — рассказывает учитель.

Директор частной школы Сергей Иванов отмечает, что идеологическая составляющая в любой школе зависит от директора и от конкретного преподавателя. При этом он также считает, что педагогам на уроке лучше придерживаться фактов, а не пропагандировать какую-либо идеологию. «Преподавателю надо иметь в виду, что дети воспитываются в разных семьях с разными политическими взглядами. Идеологической основой любой школы, государственной или частной, должны быть общеевропейские гуманистические ценности, сформулированные во всеобщей декларации прав человека и объединяющие людей разных культур, религий и политических взглядов», — говорит он.

Выбирают не школу, а учителя

Как оказалось, и учителя, и родители согласны в одном — качество образования зависит от учителя, поэтому выбирать нужно в первую очередь его. Поэтому Светлана Марзеева с другими родителями готова платить отдельным педагогам за занятия со своими детьми. Сергей Иванов в первую очередь при выборе школы рекомендует искать хорошего педагога и преподавателя, а лучше даже искать школу со сложившимся коллективом учителей-единомышленников, а Максим Резник советует пользоваться «сарафанным радио» — отзывами родителей о школах и учителях. Тем более, что в России сейчас есть все возможности, в том числе законодательные, для выбора наиболее подходящего ребенку обучения, будь это государственная, частная или родительская школа. Главное, понимать, для каких целей вашему ребенку необходимо образование.

Тексты-ключи

Завещание

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил с трудом,
Bce проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,
Будь честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Р. Киплинг. Перевод М. Лозинского

1. «Яблоко от яблони…»

Не мы на детей походим, они на нас…

Русская пословица

Цели:

Потренировать способности к выявлению Я-концепции – реальной самоидентификации и ее связи с окружающими людьми;

Тренировать такие качества, как способность к анализу и синтезу, подвижность мышления и самостоятельность;

Способствовать развитию чувства собственного достоинства и гордости от ощущения принадлежности к семье.

Размер группы : желательно, чтобы в группе было не более 20 участников. Это пожелание связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаблению концентрации участников.

Материалы и оборудование : столы для работы, стулья, по листу формата А3 на каждого участника, фломастеры, краски, клей.

Время : 45 минут.

Ход упражнения

Упражнение начинается с короткой дискуссии на тему: «Кто “сделал” меня таким, каков я есть?»

Действительно, кто повлиял больше всего на наше становление: родители, друзья, учителя, окружение?

Тому хорошему, что во мне есть, я обязан влиянию генов или своим усилиям стать лучше? А мои недостатки – это мои собственные недостатки или же – «отрыжка прошлого» – следствие принадлежности к определенной семье, окружению, социальной группе?

Человек – продукт биологического процесса или влияния обстоятельств? Самовоспитания или определенного жизненного опыта?

После того как жар споров поутих, каждый может сосредоточиться на выполнении индивидуального задания. На листе А3 готовится следующая простая таблица

В графе «Я» на месте точек против каждой строки участники проставляют оценку (по десятибалльной системе) того влияния, которое оказали на него те или иные обстоятельства, человек, жизненный опыт и т. д. Понятно, что мы привели список в качестве обобщенного примера. Каждый не только составляет этот список исходя из глубоко личного понимания разнообразных влияний на его собственную личность, но и волен детализировать его по своему усмотрению (имена, родственные связи, даты, указание на место, профессию, событие…).

В итоге перед каждым из участников окажется лист, выражающий его субъективный взгляд на то, «продуктом» каких влияний он сам считает себя, КТО ИЛИ ЧТО СФОРМИРОВАЛО ЕГО ЛИЧНОСТЬ.

Вопросы для обсуждения

Пословица говорит, что «яблоко от яблони недалеко падает». Ваша самооценка подтверждает или опровергает это утверждение? Какие люди, события, факторы оказали решающее влияние на формирование вашего «Я»? Что вы можете сказать по этому поводу?

Кстати! Материалы для тренера

Основоположник теории конвергенции В. Штерн считал, что психическое развитие ребенка – это процесс, в котором постоянно взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга два основных фактора: наследственность и среда. Внутренние задатки ребенка, с одной стороны, дают ему возможность воспринимать и активно воздействовать на окружающий мир, а с другой – сами формируются и испытывают сильнейшее влияние окружения. Есть психологи, которые, как и Г. Айзенк, считают, что интеллект – это на 80 процентов результат наследственности и на двадцать – то, что формируется под влиянием среды. Недаром говорят в народе: «С кем поведешься, от того и наберешься», «От осины не родятся апельсины»…

Тексты-ключи

Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникает в семейную жизнь в XVIII веке. Внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение – школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Именно школа вывела детство за пределы первых 2–4 лет материнского, родительского воспитания в семье. Школа благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом «детство» Универсальной меркой, задающей новую разметку детства, стал «класс». Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс.

(Обухова, 1996).

2. «Родительский комитет»

Цели:

Обменяться опытом родительства, объединить группу и организовать межличностное общение на основе сходного подхода участников к видению целей и задач воспитания;

Представить участникам тренинга многообразие подходов к воспитанию;

Провести градацию проблем, связанных с воспитанием детей.

Размер группы : роли не играет.

Материалы и оборудование : листы-задания для каждого игрока, флип-чарт или доска.

Время : зависит от числа участников и их готовности к диалогу.

Ход упражнения

I этап.

Представьте, что вы – родители детей школьного возраста, члены родительского комитета класса. Подумайте и определите, какая проблема для вас как родителя сегодня наиболее актуальна?

Все предложения записываются на доске.

Среди проблем, названных «родителями», могут быть:

Уровень профессионализма коллектива учителей;

Недостаточное внимание руководства школы к предметам гуманитарного цикла;

Плохая спортивная база школы;

Невнимание и низкая концентрация учеников на последнем уроке и проблемы расписания, связанные с этим;

«обратная связь» школы и родителей учеников;

Проблема агрессивности учеников;

Вопросы, связанные с автономией школы в выборе образовательных программ…

Или просим участников тренинга сформулировать те сферы воспитания и образования, которые они считают наиболее важными для их ребенка. Тогда наш список может выглядеть приблизительно так:

1) развитие творческого мышления;

2) умение ладить с близкими и сверстниками;

3) способность постоять за себя;

4) развитие самостоятельности и независимости суждений;

5) хорошая физическая подготовка;

6) здоровье, здоровье и еще раз здоровье;

7) готовность прийти на помощь;

8) понимание того, что жизнь – штука жестокая;

9) правдивость и порядочность;

10) воспитание чувства ответственности;

11) навыки самообслуживания;

12) любознательность и интеллект;

13) математическое мышление;

14) самостоятельность в подготовке домашних заданий;

15) прилежание и концентрация на уроках;

16) предупредительность и уважение в отношениях со старшими;

17) чтобы не рос фраером!..

В любом случае то направление, которое задаст тренер, определит и список тем-проблем, которые будут записаны на доске и обязательно ПРОНУМЕРОВАНЫ.

Когда этот этап завершен – все высказались, мнения зафиксированы на доске и у каждого мнения есть свой порядковый номер, переходим ко второму этапу.

II этап

1. Каждый участник тренинга выбирает из списка предложенных тем ОДНУ, которую считает критически важной (для его принципов воспитания, конкретного ребенка, определенного возраста, ситуации и т. д.).

2. Группе дается 10 минут для того, чтобы разбиться на «комиссии» в соответствии с проблематикой, заявленной на доске. То есть все «родители», которые считают, что «прилежание и концентрация на уроках», записанные на доске под номером 15, – это наиболее важные качества, которые необходимо воспитать в ребенке, собираются в одну подгруппу. Все те, кто выбрал пункт под номером 5, говорящий о необходимости приоритетного физического воспитания, составляют другую подгруппу. Так и образуются комиссии. Те, кто не нашел единомышленников, остаются в гордом одиночестве, что не облегчит их работы, так как и от них, и от комиссий разной численности участников требуется в течение 20 минут подготовиться к выступлению на заседании нашего «родительского комитета». Задача каждого выступающего или представителя комиссий – аргументированно, четко, ярко представить свою точку зрения на проблему.

Дополнительная сложность задания заключается в том, что наш «родительский комитет» может рекомендовать к работе в течение года лишь 5 комиссий. Следовательно, последней частью игры будет определение тех групп или педагогов-одиночек, которым удалось склонить форум к пониманию важности защищаемых ими позиций.

Темы-победительницы записываются на доске и в будущем могут служить ориентиром для тренера и для группы в составлении программы встреч.

3. «Ценности: теория и практика»

Мы должны доверять действиям, слова не значат ничего.

Фернандо Рохас, испанский писатель

Цели:

Убедиться в необходимости представления детям моделей родительского поведения как в наиболее эффективном способе воспитания и обучения ребенка;

Сделать предметом обсуждения лидерские качества родителей и влияние культурных кодов на выработку системы семейных и личных ценностей;

Проработать родительский опыт, связанный с изменением ценностей и порядка приоритетов в семье с течением времени под влиянием социально-культурных изменений.

Материалы и оборудование : доска и маркеры для работы на доске, листы и ручки для индивидуального пользования.

Время : 60 минут.

Ход занятия

1. Тренер просит каждого индивидуально составить список из десяти духовных ценностей, на основе которых он как родитель хотел бы воспитать своего ребенка.

2. Каждому из нас знакомо чувство родительской беспомощности, которое возникает из-за того, что мы бьемся неделями, месяцами, а то и годами над тем, чтобы наш ребенок, наше любимое чадо, усвоило «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ, ОЧЕВИДНЫЕ ВЕЩИ»! Тренер просит участников составить список из десяти наиболее актуальных в его родительстве воспитательных задач (по опыту скажем, о чем пишут чаще всего: научить ребенка убирать за собой вещи, добиться выполнения домашних заданий, оторвать от компьютера/телевизора, отучить грубить старшим…).

3. Затем предлагаем участникам разделиться на группы из 4–5 человек и представить товарищам тот список, который каждый составил. Ведущий просит рассказать в малых группах о том, как РОДИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА каждого из участников воспитывает в ребенке столь дорогие нашему сердцу ценности. Упор нужно делать именно на ту модель родительского поведения, которую ребенок усваивает от родителя в семье!

Выдающийся американский практический психолог и тренер Стив Кови (С. Кови, 2008 ) писал о том, что есть только три категории влияния:

Подавать пример (другие видят);

Проявлять заботу (другие чувствуют);

Быть наставником (другие слышат и учатся).

4. Очередной этап работы – вновь индивидуальное задание!

Каждый из участников получает лист, на котором рисует лестницу, насчитывающую 10 ступенек. На каждой ступеньке от нижней (наименее важной) до верхней – самой серьезной (!) участники записывают важнейшие для них родительские проблемы и задачи. То, во что они действительно готовы вложить свои силы, энергию, время, может быть, и деньги, и прочие ресурсы. Проверьте себя, насколько ваши приоритеты отражают ваши ценности (сравните со списком номер один!). Отметьте звездочкой те ступеньки, которые отражают заявленные вами в начале встречи идеалы и ценности воспитания!

5. Теперь давайте проведем проверку двух наших списков – второго (родительские воспитательные задачи, вытекающие из проблем) и список-«лестницу», отражающую систему наших приоритетов…

Интересно, что, если спросить наших детей, то они почти наверняка скажут, что «порядок и чистота» (в раковине, в их комнате, в квартире, в их портфеле, их тетрадках…) – это наиболее значимые для родителей вещи. Почему? Да потому, что эти темы преобладают в нашем коротком общении с детьми.

– Тапки убрал?

– Почему комната не убрана?

– Что за беспорядок в твоем портфеле?!

– Сколько можно напоминать: «Посуда»!? Грязная посуда тебя ждет! Ты обещала мне помочь!!!

Итак, на какой ступеньке лестницы вы записали тему порядка в доме, помытой посуды, брошенных носков, вынесенного мусора? Сомневаюсь, что на верхних ступеньках вашей лестницы вообще присутствует этот болезненный вопрос!

Вопросы, над которыми тренер предлагает подумать в конце встречи:

Как наша родительская практика подтверждает/опровергает идеалы, которые мы хотим привить детям?

Что для нас, родителей, в действительности важно? Как понятно объяснить и передать нашим детям наши ценности?

Почему в действительности вас беспокоят, раздражают и тревожат невыполненные уроки, неубранные комнаты, брошенное посредине гостиной печенье?

Всегда ли вам удается СООБЩИТЬ ребенку внятным и понятным ему способом, что незастеленная постель и невыгулянная вовремя собака – для вас ЛИШЬ ЗНАКИ других проблем?! Попросите участников назвать «поименно» эти ценности!

Ведущий и группа услышат в ответ, что для родителей порядок и чистота – только символы других, более значимых вещей: воспитания ответственности, понимания и заботы о ближнем (усталой маме, которой нужны помощь, поддержка и понимание…), справедливого разделения домашних обязанностей. Через заботу о порядке родитель воспитывает в ребенке чистоплотность, аккуратность, понимание границ в поведении, внутреннюю культуру и интеллигентность…

Кстати! Материалы для тренера

Израильский психолог, ведущая родительских групп и руководитель центра Института Межличностных Отношений (ИМО) Элеонора Сынебогова обращает внимание родителей на психотипы детей, на то, каким способом наш ребенок воспринимает окружающий мир. Это оказывает немалое влияние на особенности его характера и поведения! Прислушаемся к совету специалиста-практика:

– Традиционная психология различает большое количество психотипов. В основном это смешанные особенности, черты личности, направленные на возможность реализоваться. Они и проявляются в разных сочетаниях по обстоятельствам.

Для каждого типа такой набор уникален.

Кратко рассмотрим некоторые из них. Изначально разделение всей нашей «живой массы» на психотипы объясняется тем, каким способом мы лучше всего воспринимаем информацию и как ее обрабатываем, как реагируем, принимаем решения, с какой скоростью действуем.

Итак, самое главное осознание – понять, что все люди разные. И в этом плане не факт, что «яблоко падает недалеко от яблони», наши дети могут отличаться от нас просто совершенно невообразимым, полярным образом. То есть быть абсолютно другими и не похожими на нас своими психотипами.

У каждого человека какие-то зоны восприятия более чувствительны по сравнению с другими.

Например, уши есть у всех, а тех, кто обладает обостренным слуховым восприятием, называют аудиалы – таких только 5 %. Тех, кто внимательнее остальных «всматривается» в окружающий мир, – называют визуалами, их 47 %. А тех, кому важны все виды ощущения: запахи, красивые для их восприятия предметы, удобные места для работы и отдыха, приятные материалы на ощупь – это кинестеты. Их 48 %.

В целом же современный человек полиморфен и несет, как правило, в себе всего понемногу.

Кромке того, мы делимся на экстравертов и интровертов. Первым очень важно делиться с миром своими переживаниями, своим мнением. Им просто жизненно необходимо все «выплеснуть наружу» – сообщить о своей радости и о горе, поплакаться кому-либо, услышать совет.

Интроверты полная им противоположность. Это мир в самом себе. Сам попереживал, принял решение и, никому не сообщив, начал действовать по своему разумению.

Тем не менее, зная суть и возможное поведение человека определенного психотипа, не составляет труда увидеть ожидаемые проявления конкретного человека, их сочетания, состояния.

Не сложно также представить себе его интересы, предугадывать реакцию и поведение в конкретной ситуации.

Теперь посмотрим, как эта информация может быть полезна людям, тем, кого она интересует не в последнюю очередь с точки зрения воспитания детей.

Убеждена, что с основами этих элементарных знаний и понятий о человеке необходимо, по крайней мере, ознакомиться всем мамам, папам, бабушкам, воспитателям в детском саду, семейному врачу, учительнице младших и средних классов. В общем, всем тем, кто имеет непосредственное влияние на развитие наших детей в допубертатный период (то есть условно до полового созревания лет в 12–15).

Что будет, если свойства ребенка не развить до того, как он повзрослеет?

Однозначно, будет плохо.

Врожденные желания заданы, от них никуда не денешься, а способности и умение эти желания удовлетворять не развиты. Такие люди очень страдают. Именно они имеют тенденцию метаться из стороны в сторону, все время чувствуя себя неудовлетворенными, ощущая, что могли бы в своей жизни достичь большего.

Если же врожденные свойства еще и передавить (случайно или намеренно, из лучших побуждений, но по незнанию), то свойства могут уйти в невроз . Невроз – это желания «наоборот».

Какова практическая польза от этого знания?

Многие полагают что если я «хорошая мать» или «заботливый папа», люблю своего ребенка всеми фибрами души, забочусь, даю ему все, что могу дать, провожу с ним много времени, учу-обучаю всяким считалочкам-обучалочкам, готовлю полезную еду, то все у нас будет хорошо. Не тут-то было.

Хорошо, если ваш психотип совпадает с психотипом ребенка. Да и то не факт, что хорошо. Аудиал-отец – аудиал-сын, это просто идиллия, повезло им обоим, понимают друг друга с полуслова. Кинестет родитель – кинестет ребенок, тоже адекват. Оба любят движение, свежий воздух, вкусную еду, комфорт и т. д.

А вот аудиал и интроверт отец – экстраверт и кинестетик сын… или наоборот. Одному важно, чтобы все было по его понятиям, а второй все время пытается разрушить поставленные родителем границы. Вечный бой. Хорошо, если не поубивают друг друга…

О каком адекватном воспитании и развитии может идти речь? Какое будущее ждет такого сына?

Разные психотипы у родителей и детей – это вообще катастрофа.

Вы думаете, вы знаете, что такое хорошо и что такое плохо, что игрушечки надо аккуратно складывать, что родителей надо чтить, что семья всегда должна стоять на первом месте – это вы через себя (и про себя) знаете. А у вашего ребенка совершенно другие ценности в жизни – он инициативный, скоростной и абсолютно непослушный, да еще и чувство вины ему несвойственно.

Правильный отец этого не выносит, он обязательно (из самых лучших побуждений, чтоб ребенок Человеком рос) будет его воспитывать, конечно же, по самому любимому отцом методу. А ребенок потом стресс снимет тем, что начнет тырить мелочь по карманам одноклассников…

Бывает и «сценарий наоборот», энергичная мама – инертный, спокойный ребенок. Мама торопится, бежать ей надо по делам, а обстоятельный ребенок застрял на горшке. Она его раз с горшка сдернет, второй… глядишь, ребенок уже заика, давайте к логопеду его… Она не специально, она просто не знает, не понимает, что у ее ребенка другой темп жизни, и даже захоти он поспеть за скоростной мамашей, ему не выдали в этой жизни таких крепких ножек. Смешно звучит?

Не очень, когда об этом думать всерьез, – комок в горле…

4. «Учитель, воспитай ученика!..»

Быть родителем – это воспитывать в себе предельное смирение; невозможно быть родителем не ошибаясь. Опыт неудач добавляет вам силы.

Сальвадор Минухин

Зрелость – это когда ты делаешь то, что хочешь, даже если твоя мать не считает, что это хорошо…

Цели:

Сопоставить «взрослый» и «детский» взгляды на семейное воспитание, обратить внимание на разницу в подходах, потребностях, ценностях, характерных для разных поколений семьи;

Проявить в игровой форме идею о том, что каждая семья – объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами, о необходимости толерантного отношения к близким;

Развить эмпатические способности, умение понять и услышать другого, гибкость в восприятии.

Размер группы : не имеет занчения.

Материалы и оборудование : бумага для записи, флип-чарт, маркеры, ручки.

Время : 30–45 минут.

Ход игры

Помните этот классический совет-пожелание: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого учиться!» Мы-то им и воспользуемся. Причем сделать это тренер сможет с разными категориями участников. Если в тренинге работают и дети, и их родители, то возможность начать с младших даст упражнению особенную значимость и глубину. Если же нет, то тренер может обратиться к жизненному опыту взрослых детей – теперешних родителей.

Так или иначе, с той или иной категорией участников, а задание формулируется и остается тем же.

– Долгие годы родители растили и воспитывали вас. Мало кто считает, что воспитание это было безупречным. Как правило, каждый из детей говорит себе: «Вот, когда я стану родителем!..», «Если бы я был на месте моих родителей!..».

Тренинг и наша встреча дают вам сегодня редкую возможность выполнить давние угрозы. Чему бы вы (исходя из вашего опыта, ваших взглядов на мир, исходя из анализа того, что вы получили в своем детстве, а чему, как оказалось, вас не смогли или не сумели научить…) хотели бы научить ваших родителей?

На обдумывание этого задания записи вам дается 15 минут…

Через отведенное время все участники встречи собираются и представляют форуму свои размышления.

Завершение. Вопросы для обсуждения

Давайте проанализируем, есть ли среди вещей, о которых вы рассказали и которым вы хотели бы научить родителей, что-то общее? Может быть, ваши требования к родителям – это проявление особенностей конкретного (вашего и их) поколения? Веяния времени? Влияния моды?

Как вам кажется, как среагировали бы ваши родители, если бы вы предъявили им свои записи? Обрадовались? Были бы огорчены? Уязвлены? Остались бы равнодушными? Отнеслись бы спокойно? Почему?

5. «Письмо отца-индейца воспитательнице сына»

Цели:

Обратить внимание на разницу в подходах, потребностях, ценностях, характерных для разных культур, обсудить понятие «мультикультурализм в воспитании»;

Привитие навыков социального наблюдения и рефлексии;

Обсуждение ценностно-мотивационных характеристик воспитания в семье;

Стимулировать «активное и осознанное родительство».

Размер группы : не имеет значения.

Материалы и оборудование : флип-чарт, для каждого участника: текст «Письма отца-индейца», бумага для записи, маркеры, ручки.

Время : 30–45 минут.

Ход занятия

Участники получают от ведущего текст «Письма».

Ведущий читает текст.

– Дорогой учитель!

Я хотел бы рассказать тебе о моем сыне – Духе Волка.

Скорее всего, мой сын в твоем представлении – это типичный индейский ребенок. Он родился и вырос в резервации. У него гладкие черные волосы, темно-коричневые, почти черные глаза и кожа оливкового цвета. Как и многие дети индейцев его возраста, Дух Волка тоже тих и застенчив в группе. Ему всего пять лет, и я никак не возьму в толк, почему в детском саду уже определили его как отстающего…

В сравнении с его сверстниками-европейцами мой сын прошел серьезный путь в своем воспитании и развитии. Он привязан к своей матери и матери-земле, пройдя через традиционную индейскую церемонию празднования его рождения. Со времени этой церемонии его воспитанием и развитием непрестанно занимается мать, отец, братья, дяди и тети, бабушки и дедушки, племянники и племянницы Духа Волка, а также практически все, составляющие большую семью нашего племени.

Младенческая люлька стала для него и первым «черепашьим панцирем» для игр, и «школьным креслом». Эта индейская традиционная люлька, похожая на все те, которые знакомы моему народу тысячи лет. Она сделана именно так, чтобы дать ребенку с рождения необходимые знания и опыт, требуемые для выживания в его культуре и среде обитания.

Дух Волка был спеленат и надежно закреплен в люльке с тем, чтобы ограничить движения ногами и руками. Западный взгляд на воспитание может утверждать, что эти ограничения отрицательно скажутся на развитии ребенка и повлияют на его моторику. Мы же верим, что это поможет ребенку развить сперва его интуицию, рационализм мысли, образное мышление и основные пять чувств. Дух Волка в младенчестве был неразлучен со своей матерью, в то время как она кормила его, он был физически связан с ней привязанный за ее спиной и тогда, когда она ехала на лошади или занималась любым другим делом. Она несла его на себе в любое место, куда бы она ни шла, а ночью он спал вместе со своими родителями. Нельзя сказать, что рос наш сын только в безопасных, тепличных условиях. Его жизненный опыт в младенчестве был очень цветистым, разнообразным, эмоциональным и неоднозначным.

Во время своего роста Дух Волка покинул свою колыбель, ползал вокруг жилища, развивая свою моторику, изучая окружающий его мир. Когда он чувствовал страх или усталость, он всегда мог вернуться в свою колыбель, точно так же, как черепаха прячется в свой панцирь.

Эта возможность ухода в себя и «к себе» дала ребенку время поразмышлять над тем, что он почувствовал и понял, воспринять и закрепить новые образы как те, что останутся и в душе, и в подсознании. Формы, размеры, цвета, соединения элементов, запахи, ощущения, вкус – все опыты жизни связывались в его мозгу в функционально важные представления и знания – физически и духовно: материал и энергия, сознательное и бессознательное, личное и общественное.

Требуется немалый срок, чтобы впитать все эти впечатления и разобраться в них. Может быть, это причина, что в твоем саду ты определила его как тугодума, медлительного и малоуспевающего мальчика. Члены его семьи обучили его счету и числам во время сбора материалов для плетения традиционных индейских корзин. Он учился счету также по жердям, предназначенным для индейских ритуалов и постройки жилищ. Вполне возможно, что он не успевает освоить методики счета, которые ты применяешь при обучении в своем саду для его белокожих ровесников, но я надеюсь, что ты будешь терпелива к нему. Ему потребуется время, чтобы приспособить себя к системе представлений другой культуры.

Он не «слабо культурно развитый» мальчик, он просто «другой». Если вы спросите его, сколько месяцев в году, скорее всего, удивитесь, потому что он скажет – 13. Этот ответ не говорит о его глупости или о том, что у него трудности со счетом. Он ответит так, потому что мы научили его тому, что в году тринадцать полных лун, и в нашей системе планет – 13 основных звезд, и 13 перьев в хвосте орла-грифа – замечательной птицы, которая связана с нашей культурой и образ которой мы используем в наших ритуалах и традиционной медицине. Правда, Дух Волка знает, что у некоторых птиц есть в хвосте 12 перьев, даже у некоторых семь! Не у всех птиц то же количество перьев. Он знает, что у птицы фликер есть ровно 10 хвостовых перьев, что она черная и красная, олицетворяет собой восток и запад, жизнь и смерть и считается в нашей культуре «птицей-огнем», Жар-птицей, чья сила также важна в индейской традиционной медицине. Я уверен, что мой сын с легкостью различит более сорока видов птиц и сможет рассказать тебе и твоим воспитанникам о каждом из них…

Авторизированный перевод на русский письма индейского отца – Роберта Лейка (Излечивающий Медведь Гризли)
Вопросы для обсуждения

Ваши впечатления от услышанного текста?

Что зацепило вас в «Письме»? Что заставило задуматься?

Насколько этот текст может быть актуален для вас?

Как вы думаете, что заставило отца написать письмо? Считаете ли вы возможным и правильным обращение отца к учителю в том виде, в котором оно представлено в «Письме»? Почему?

Поможет ли родительское обращение или помешает в отношениях учительницы к Духу Волка?

Самостоятельная работа – 25 минут

Какое письмо об особенностях вашего ребенка вы смогли бы написать учителю, воспитателю, руководителю кружка? Что бы вы рассказали о своем ребенке в этом письме? О чем бы попросили? О чем предупредили? В чем – попросили бы помощи, совета, поддержки?

Тексты-ключи

ОРЕЛ И ЦЫПЛЕНОК

Однажды крестьянин нашел гнездо орла. В гнезде лежали три яйца, одно из которых крестьянин решил взять с собой и… подложить под курицу. Так он и сделал. Зашел в птичник, подложил яйцо и стал ждать, что же получится.

В положенное время из яйца вылупился птенец. Он рос и развивался вместе с братьями-цыплятами. Научился прятаться от кошек, выклевывать зерна и червяков из грязи, лущить семена, хлопать крыльями, пугая соперников по любовным играм…

Так прошла его короткая жизнь. Незадолго до смерти орел-цыпленок гулял по двору и задрал голову в небо. Высоко-высоко над ним парил гордо орел.

И умер.

Умер цыпленком, ведь за всю свою жизнь так и не смог «обнаружить в себе» орла.

6. «Границы, которые мы…»

Цели:

Актуализировать понятие «границы» по отношению к семейному воспитанию, взаимоотношениям «родитель – ребенок»;

Привитие навыков социального и педагогического наблюдения и рефлексии;

Обсудить важность установления границ, необходимость воспитания уважения к семейным правилам и законам, осознанного ограничения, ответственности;

Стимулировать яркое эмоциональное переживание с последующей рефлексией.

Размер группы : не имеет значения.

Материалы и оборудование : ватман, альбомные листы для рисования, карандаши, краски, фломастеры, флип-чарт, маркеры, ручки.

Время : 45–60 минут.

Ход занятия

Тема «границ» – одна из актуальнейших в групповой работе с родителями.

Существуют ли в вашей семье законы, правила, договор, определяющий границу дозволенного?

Нужно ли говорить о границах, когда строятся отношения с самими близкими людьми?

Кто и как «защищает» границы? У кого есть право их устанавливать, их нарушать?

Вопросов много. Упражнение, приведенное ниже, поможет понять актуальность и эмоциональную заряженность темы, прожить дилемму на собственном примере.

1. Группа проходит упражнение управляемого воображения, визуализацию картинки своего детства. (Ведущий без труда сможет найти подходящий текст визуализаций-медитаций.)

2. Затем ведущий предлагает каждому нарисовать на листе ватмана увиденные образы.

3. Ведущий просит каждого передать свой лист с рисунком соседу слева. Получатель рисунка должен внести в него какие-то изменения, дополнения, чтобы «присвоить его» себе.

4. Опять передача рисунка влево соседу и та же просьба: дополните, добавьте в рисунок то, что вам захочется!

5. Возвращаем рисунки авторам и спрашиваем, какие мысли и чувства возникли у участников тренинга? Что изменили товарищи по группе в ваших рисунках? Что вы чувствуете по этому поводу? Принимаете ли изменения? Если «нет», то почему?

6. Разговор о теме встречи «границы», «личная территория». Всегда ли мы представляем, где она начинается и заканчивается у нас? А у других? У наших детей? Даем ли мы себе право совершать интервенцию на чужую территорию, вторгаться без приглашения или согласия в «пространство другого»? Что чувствуем, когда так поступают с нами? Примеры! В каких случаях мы позволяем это делать по отношению к другим? (К кому? Примеры!)

Как это сказывается на нас и наших близких, наших детях?

Что делать с нашими родительскими «ТЫ ДОЛЖЕН!»? (Ведь наша задача – обогатить, предупредить, защитить, улучшить?..)

Представьте себе состояние ваших детей после ваших «интервенций-дополнений», одну из которых вы смогли пережить во время нашей групповой работы.

Тексты-ключи

…Желательно, чтобы вы еще кое-что узнали о законах развития. В жизни каждого человека есть весна, когда надо пахать и сеять. В жизни каждого человека есть лето, когда необходимо ухаживать за тем, что взошло. И наконец, есть осень, когда мы собираем урожай, если есть, и пожинаем плоды, какие есть. К сожалению, родители, работая в саду жизни ребенка, часто не ведают, что творят. И по своему незнанию бывают похожи на сеятеля, который в декабре разбрасывает семена, а в феврале хочет, чтобы они непременно дали всходы. Ну а если в мае на грядке показываются первые ростки свеклы, бегают по грядке, всплескивают руками и восклицают: «Почему здесь выросла свекла? Я так хотел морковку!» Но на своем приусадебном участке всем очевидно: что посеешь, то и пожнешь, а чего не посеешь, того не жди. Этот поэтический образ иллюстрирует законы сеяния в жизни детей. На языке чисел эта закономерность выглядит следующим образом. То, что мы сеем от 0 до 12 лет, с максимальной силой дает всходы в самостоятельных поступках с 12 до 24 лет: до 12 сеем, после 12 пожинаем. И более тонкую закономерность отмечают специалисты по нравственной психологии. Они говорят так: то, что запечатлевается в душе ребенка от рождения до 3 лет, максимально скажется на его поступках в периоде от 21 года до 24 лет; то, что закладывается в нем от 3 до 5 лет, имеет свое продолжение с 19 до 21 года; возрастной диапазонс 5 до 7 лет «аукается» с 17 до 19 лет; запечатленное в ребенке с 7 до 9 лет (вот она любимая начальная школа с переездами в другие города и районы, с ужасно расшатывающей сменой учителей) сильнее всего проявится в возрасте от 15 до 17 лет; и вы уже догадались сами, когда родители и дети познают последствия возрастного периода от 9 до 12. Конечно, в возрасте с 12 до 15 лет. Вот почему многое можно предсказать с точностью до двух-трех лет, пользуясь данной этической моделью развития человека как системы.

(Валявский, 2006)
Кстати! Материалы для тренера

Примерный перечень того, что должны делать дети по обслуживанию себя и близких.