«…Специалистами портала “Доктор на работе” были изучены 1400 вакансий для врачей и 420 резюме врачей, размещенных в течение 2011 г.

Целью изучения было получение следующей информации:

Больше статей в журнале

Общие характеристики предлагаемых вакансий;

Востребованность врачебных специальностей по регионам;

Основные требования работодателей к кандидатам на вакансии;

уровень предлагаемых зарплат в зависимости от региона, врачебной специальности и типа работодателя (государственная или частная клиника, фармацевтическая компания и т. п.);

Соответствие предлагаемых вакансий и резюме кандидатов.

Общая характеристика вакансий и востребованность врачей по специальностям

В течение 2011 г. на портале doktornarabote.ru были размещены 1400 вакансий 402 организаций, расположенных в 52 регионах России (в среднем 2–4 вакансии на одно ЛПУ)...

Для оценки особенностей спроса на специалистов в зависимости от региона были проанализированы вакансии, размещенные медицинскими учреждениями Москвы и Санкт-Петербурга (16% всех вакансий), крупных областных центров – Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Челябинска (11%) и других регионов (73%).

Сравнительная характеристика вакансий по специальностям, в зависимости от регионов, представлена на рис. 2.

Таким образом, для всех регионов без исключения характерно большое число вакансий врачей первичного звена здравоохранения. Вероятно, это объясняется несоответствием уровня заработной платы и объемом работы, неудовлетворительной организацией работы участковой службы и высокой нагрузкой на специалистов, часто – фактически ненормированным рабочим днем врачей…

Требования работодателей к соискателям

Помимо наличия диплома государственного образца, 90% государственных и муниципальных ЛПУ предъявляют требование о наличии у соискателя действующего сертификата специалиста…

91% работодателей (в том числе некоторые частные клиники) готовы принять на работу врачей без опыта работы или сразу после окончания интернатуры или ординатуры. В 4% ЛПУ рассматривают резюме только при наличии опыта работы от года до трех лет, 4,5% – от трех до 10 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что молодому врачу-специалисту достаточно легко найти работу, особенно в регионах.

Самые высокие требования относительно опыта работы предъявляются к кандидатам на должности главных врачей и их заместителей, врачей-стоматологов и акушеров-гинекологов. Без опыта легче всего устроиться на работу врачам-терапевтам, педиатрам, анестезиологам-реаниматологам, хирургам.

Наличие квалификационной категории (второй, первой или высшей) у претендентов требуется в незначительном числе учреждений (всего 1% запросов). Это частные клиники (на вакансии главных врачей или заместителей главного врача)…

Анализ предлагаемых зарплат

Уровень зарплаты врача-специалиста в Москве и Санкт-Петербурге напрямую зависит от того, какая организация ищет сотрудника: государственное ЛПУ, частная клиника или фармацевтическая компания.

Главный врач частной клиники в Москве может зарабатывать от 60 тыс. до 100 тыс. руб., заместитель главного врача –50–80 тыс. руб., врач-специалист –40–65 тыс. руб. В государственном лечебном учреждении заместитель главного врача может претендовать на зарплату 45–55 тыс. руб., а врач-специалист – 11–50 тыс. руб.

Самые высокие зарплаты в Москве были зафиксированы для главных врачей и их заместителей (до 100 тыс. руб.), врачей акушеров-гинекологов (до 60 тыс. руб.), врачей клинической лабораторной диагностики (до 65 тыс. руб.), врачей-стоматологов (до 55 тыс. руб.), врачей-косметологов (до 50 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты работодатели предлагали терапевтам, педиатрам и анестезиологам-реаниматологам (11–25 тыс. руб.). Что касается медицинских представителей, то уровень их заработной платы колеблется от 30 до 60 тыс. руб. (с возможностью карьерного роста и дальнейшего увеличения зарплаты)…

В частных клиниках областных центров имеются вакансии главных врачей и их заместителей с заработной платой 20–80 тыс. руб., врачей-специалистов – 17–60 тыс. руб. В государственных учреждениях уровень предлагаемых зарплат ниже – главный врач и заместитель главного врача могут претендовать на зарплату в 20–50 тыс. руб., заведующий отделением – в 25–35 тыс. руб., врач-специалист – 7,5–30 тыс. руб. ...см.рис 3, 4, 5

Соотношение ожиданий соискателей и предложений работодателей

…Чаще всего ищут работу терапевты, стоматологи, хирурги, педиатры, акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи. Кроме того, имеется много соискателей на должности медицинских представителей фармацевтических компаний.

Отмечается значительное расхождение “зарплатных ожиданий” соискателей с предложениями работодателей. Так, претенденты на должности главных врачей рассчитывают на заработную плату в 50–120 тыс. руб., соискатели на должности заместителей главного врача или заведующих отделениями – в 50–75 тыс.руб., а врачей-специалистов – в 20–60 тыс.руб. В большинстве случаев предложения не соответствуют этому уровню, причем разница составляет от 28 тыс. руб. (для должностей заместителей главного врача и заведующих отделениями) до 52 тыс. руб. (для должностей главных врачей)…

Именно из-за несоответствия ожиданий врачей и предлагаемых заработных плат велико число резюме врачей самых дефицитных специальностей (терапевтов, педиатров, анестезиологов, хирургов, акушеров-гинекологов)…

Соответствует ожиданиям соискателей только уровень зарплаты, предлагаемый медицинским представителям (даже несколько превышает эти ожидания).

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Профессия врача очень востребована… Самые дефицитные специалисты на рынке труда медицины во всех регионах России – специалисты первичного звена: терапевты и педиатры.

Уровень кадрового дефицита в ЛПУтаков, что большинство работодателей готовы принимать на работу врачей без квалификационной категории и опыта работы…

Основная причина кадрового дефицита – значительное несоответствие предложений работодателей и ожидаемого врачами уровня заработной платы…

Средний уровень заработной платы врачей за 2011 г. существенно не изменился. Самые востребованные специалисты – врачи-терапевты и педиатры. При этом их труд – самый низкооплачиваемый.

Половина специалистов, составивших резюме, обладают опытом работы более года, четверть имеют две специальности, каждый двадцатый – три специальности; каждый десятый специалист имеет квалификационную категорию.

Единственная вакансия, на которую претендуют более одного кандидата, – медицинский представитель. Это связано с соответствием предлагаемого уровня оплаты труда зарплатным ожиданиям врачей».

Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики. В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.

Внимание, уделяемое зарубежными странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4 процента ВВП в США и Канаде до 2 процентов в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

Исходя из вышесказанного, полезным представляется обзор тех мероприятий активной позиции занятости на рынке труда, которые используются в зарубежных странах, а также краткий анализ того, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России. Начать рассмотрение хотелось бы с наиболее очевидной, но вместе с тем одной из самых эффективных мер содействия в трудоустройстве, осуществляемого специализированной общенациональной службой. Ее основная задача - сокращение времени поиска вакансий, безработными и работников предпринимателями, а также уменьшение несоответствия между трудящимися и рабочими местами. Служба занятости способствует тому, чтобы работодатели наняли людей, оптимально подходящих их требованиям, а работники нашли место с лучшими условиями труда и/или более высокой заработной платой.

Таким образом, главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный также может отказаться от предложенного ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система сбора и обработки данных построена на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.

Интересен опыт Франции, где агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проводящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которых обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам их посещающих подобрать себе удачное место. Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15 процентов всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму. Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными. Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение для поиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюро людей, как худшую часть рабочей силы. Еще одна широко распространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынке труда - это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, что особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть. Однако эти публикации содержат массу возможностей для ошибок: даются средние цифры по стране, тогда как тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться; технологические сдвиги, меняющие спрос на труд, почти не предсказуемы; а во многих расчетах не учитывается, что этот спрос зависит и от заработной платы. Что касается основных принципов работы российской службы занятости, то они соответствуют международной практике. Как и бюро по трудоустройству в зарубежных странах, российские органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства. Мероприятия, проводимые нашими агентствами по трудоустройству, несомненно, полезны для многих лиц, оставшихся без работы или стремящихся найти новое рабочее место. Вместе с тем, к сложностям, испытываемым службами занятости зарубежных стран, с которыми неизбежно сталкиваются и бюро по трудоустройству в России, прибавляются и такие специфические для нашей страны трудности, как отсутствие надежных информационных систем, включая необходимую технику, программное обеспечение, устойчивые контакты с работодателями и трудящимися. В этих условиях необходимо существенно увеличить сферу трудового посредничества при помощи таких, например, средств, как многофункциональные биржи рабочей силы, имеющие дело с различными профессиональными группами трудящихся от рабочих широких специальностей до работников интеллектуального труда; разнообразные ярмарки вакансий по территориально-отраслевому, социально-профессиональному, производственно-сезонному и другим признакам в зависимости от ситуации на рынке рабочей силы; специализированные биржи, рассчитанные на конкретные категории населения. В настоящее время значительную роль могут сыграть также средства массовой информации пресса, радио, телевидение: нужен выпуск специальных бюллетеней о вакансиях, газет для тех, кто подыскивает себе работу, буклетов, помогающих правильно ответить на тесты, анкеты, заполнение которых обычно сопутствует процедуре трудоустройства, и памяток для тех, кто опасается потерять или уже потерял свое место, содержащих правила поведения на рынке рабочей силы. Программы профессиональной подготовки и переподготовки, как признают многие ученые, - это главное направление активной позиции занятости на рынке труда, поскольку перспективы занятости, особенно в условиях структурной перестройки, жестко увязаны с развитием человеческих ресурсов: хорошее образование и квалификация надежно предохраняют трудящихся от безработицы. Так, доля временно лишившихся работы в США среди занятых преимущественно умственным трудом в 2-3 раза ниже, чем у работников физического труда, а у обладающих высшей квалификацией норма безработицы меньше по сравнению с остальными в 4-7 раз. Аналогичную картину можно наблюдать и в странах Восточной Европы: хотя первоначально безработица была сконцентрирована на квалифицированных работниках, сейчас самые высокие уровни безработицы имеют место среди неквалифицированных трудящихся.

Данные программы разрабатываются и принимаются на уровне законодательных органов или осуществляются путем совместного участия государства и предпринимателей в организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Они ориентированы, в первую очередь, на лиц, потерявших работу в связи с тем, что их прежняя профессия устарела, на тех, кто не может больше трудиться по своей специальности из-за болезни, на молодежь, не получившую необходимого профессионального образования, на женщин-домохозяек, решивших вернуться на рынок рабочей силы. Обычно кандидатов для прохождения обучения подыскивает государственная служба занятости. Она же устраивает учебу и предоставляет стипендии. Профессиональная подготовка может проходить в специальных центрах или в рамках программ непрерывного обучения на предприятии. В центрах учеба строится так, чтобы обеспечить людей профессией широкого профиля. Ее высокая эффективность гарантируется применением индивидуальных планов, учитывающих способности и знания каждого учащегося, модульным принципом построения учебных программ и современным оборудованием мастерских, включая компьютеры. Для составления учебных курсов привлекаются ведущие специалисты университетов и промышленных фирм. Оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для работников их класса в частном секторе. Общая продолжительность обучения варьируется от нескольких недель до 3 лет в зависимости от степени сложности профессии и индивидуальной подготовки и возможностей ученика. Такие центры могут быть как государственными, так и частными.

Любая страна формирует свой рынок труда и свою систему трудовых отношений с учетом особенностей национальной экономики, общественных традиций и целого ряда разнообразных факторов.

Существуют модели трудовых отношений, выходящие за рамки национальных и охватывающие ряд стран.

1. Европейская (континентальная) модель, ее часто называют социал-демократической. Свойственные ей черты:

· Высокий уровень правовой защищенности работника.

· Жестокие нормы трудового права, ориентированные на сохранение рабочих мест.

· Сильные профсоюзы, наличие институтов рабочего представительства.

· Отраслевое тарифное регулирование

· Высокий законодательно установленный минимум оплаты труда

· Относительно не большая дифференциация оплаты труда. Эта модель больше используется европейскими странами. Она обеспечивает высокий уровень социальной защищенности.

· Поддержка слабоконкурентных работников с помощью субсидий фирмам.

· Поддержка занятости в социально значимых секторах экономики

· Создание специальных рабочих мест в рамках государственной программы содействия занятости.

· Проведение «политики солидарности» в заработной плате для достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм;

· Поддержка менее прибыльных фирм и сдерживание прибыли более эффективных фирм, приводящая к выравниванию в них уровней заработной платы;

· Выплата пособий по безработице осуществляется при условии одновременного переобучения человека для последующего его трудоустройства.

2. Англосаксонская модель (США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландии). Ей свойственны следующие черты:

· Большее сходство трудового и гражданского прав.

· Децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным.

· Свобода работодателя в отношении найма и увольнении.

· Коллективно-договорное регулирование главным образом на уровне фирмы, а не отрасли и региона.

· Слабое распространение внутрифирменной подготовки персонала.

· Очень высокая территориальная и межфирменная мобильность рабочей силы, особенно в США.

· Более высокая дифференциация в оплате труда.

У этой модели есть не малые достоинства: более динамично создаются рабочие места; уровень безработицы меньше; выше темпы экономического роста.

Японская модель. Ее свойства:

· Для значительной части работников действует система трудовых отношений, которые основаны на принципах «пожизненного найма», при котором занятость постоянного работника в фирме гарантируется до достижения им возраста 55-60 лет.

· Заработная плата и размер социальных выплат зависит от того, как долго человек работает на этой фирме.

· В результате долгосрочных взаимоотношений максимально эффективно выявляется и используется потенциал женщин, поэтому их ценовая дискриминация минимальна.

· Действует эффективная система отбора персонала для инвестиций в человеческий капитал и повышения по службе.

· Внутрифирменный патриотизм, позволяющий использовать такие методы мотивации, которые неприменимы в других странах.

· Повышение заработной платы на 10-20% в связи с наступлением в жизни работника значимых событий.

· При необходимости сокращения производства персонал, как правило не увольняется, а часть работников переводится в другие предприятия либо для них сокращается продолжительность рабочего времени.

· Разница в оплате труда не велика: самый низкоквалифицированный работник получает всего в 4 раза меньше, чем высококвалифицированный.

· Уровень безработицы низкий, в пределах 2-3%.

· Регулирование трудовых отношений в основном происходит на уровне предприятий, где находятся разные профсоюзные организации, осуществляющие свою деятельность на уровне корпораций.

В настоящее время ситуация на рынке труда в Японии изменилась: усилилась международная конкуренция, возросла степень риска в бизнесе.

И последняя китайская модель трудовых отношений. Ей свойственны:

· Жестокое регулирование трудовых отношений в государственном секторе.

· Полное отсутствие правового регулирования в частном секторе.

· Низкая цена труда, позволяющая добиваться успехов в ценовой конкуренции на внешних рынках.

· Трудоизбыточность во многих районах страны

· Трудолюбие населения, мораль которого веками складывалась под воздействием конфуцианства.

· Наличие свободных экономических зон, способствующих привлечению иностранных инвестиций и передовых технологий.

Отличительной особенностью российского рынка труда является то, что значительная часть работодателей и самозанятых, а также немая часть наемных работников действуют в режиме теневой экономической деятельности.

Теневая экономика – это неучтенная экономическая деятельность в которую включается: ,

· Легальная экономическая деятельность, не учитываемая официальной статистикой и не подвергающаяся налогообложению

· Противозаконная, преднамеренно скрываемая экономическая деятельность.

По разным оценкам экспертов, стоимость продукции и услуг, произведенной в неформальном секторе экономики в 90-е годы, составляла от 20 до 50% ВВП.

Такое большое распространение теневой экономической деятельности объясняется высокими издержками, в том числе связанными с затратами на открытие легального бизнеса, на его ведение, на защиту прав собственности в условиях неэффективного государства на выплату налогов. Неформальная экономика выбирает значительную часть трудовых ресурсов страны. В ней занято выше 25 млн человек, т.е. более 30% экономически активного населения страны.

У неформальной занятости есть свои плюсы: она помогает ослабить социальную напряженность, связанную с безработицей, низкими доходами от легальной деятельности и неопределенностью будущих доходов, способствует росту производства востребованных обществом товаров и услуг.

В неформальном секторе можно выделить три основных типа занятости по степени юридической оформленности отношений найма:

1. Квазиформальный наем (контракт заключается, но скорее для видимости, для проверяющих инстанций; он не защищает работника, не дает ему нелегального статуса, ни предусмотренных по трудовому кодексу РФ льгот и гарантий)

2. Неформальный наем на основе устной договоренности (особенно распространен в уличной и рыночной торговле, в сфере индивидуальных услуг, при найме иммигрантов).

3. Самостоятельная занятость, осуществляется в России преимущественно в неформальном секторе экономики.

Одной из особенностью российского рынка труда можно назвать массовое распространение вторичной занятости – добровольной (постоянной или временной) оплачиваемой трудовой деятельности, осуществляемой в свободное от основной работы время.

Есть в теневой экономики свои минусы: в неформальной экономикой занято свыше 25 млн человек т.е. это более 30% экономически активного населения страны. Но есть и плюсы: она ослабивает социальную напряженность связанную с безработицей, низкими доходами от легальной деятельности, способствует росту производства востребованных обществом товаров и услуг.

Рынок труда медицинских работников: особенности формирования и регулирования
Власова Регина Юрьевна
Студентка магистратуры по направлению ЭССТиН 1 г/о
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,
экономический факультет, Москва, Россия
E–mail:
vlasreg @ya hoo . com

Рынок труда здравоохранения России в условиях ее вступления в ВТО

Глобализацию часто воспринимают как угрозу, как нечто, что может быть хорошо для «других» и к чему «мы» вынуждены приспосабливаться. Вместе с тем, существует ряд убедительных фактов, свидетельствующих о том, что глобализация – это уникальный шанс для всего мира. Однако России все же предстоит к ней адаптироваться. В этой статье сжато охарактеризованы результаты нашего исследования потенциала «глобализации» для одной из отраслей экономики России, а именно – для здравоохранения, поскольку оно является важнейшим фактором формирования здоровья населения, и потому одним из приоритетных направлений развития страны.

В исследовании рассмотрен малоизученный вопрос, а именно возможные изменения рынка труда отрасли здравоохранения в результате вступления России в ВТО , что очень актуально, поскольку глобализация (а ВТО - ее ведущий институт) сферы услуг приведет к значительным изменениям в данной отрасли.

Изменения, которые могут произойти на рынке труда данной отрасли, ввиду вступления России в ВТО, связаны, прежде всего, с развитием частного сектора . Исходя из анализа зарубежного опыта, можно сделать вывод о том, что возможно, обострится конкуренция на рынке дорогих медицинских услуг, которые уже недоступны для широкого круга граждан. При этом на фоне расширения сферы платных услуг, качество бесплатных может снижаться, в том числе и потому, что многие платные услуги оказываются в рамках государственных бюджетных учреждений. Существует риск того, что дальнейшее развитие частного сектора в медицине приведет к росту стоимости медико-санитарной помощи и, как следствие, к росту ССП (спроса, спровоцированного предложением). Вступление в ВТО вообще может привести к более глубокому «размежеванию» системы здравоохранения по принципу коммерческое – некоммерческое.

Проблема совместительства в здравоохранении будет «набирать обороты». Как показывает опыт зарубежных стран, дополнительная подработка в частном секторе стала распространяться в системах здравоохранения тех стран, которые претерпели быструю либерализацию медицинской практики. Важной особенностью частного сектора является то, что он уделяет больше внимания вопросам эффективности и управления ресурсами, в целом, и трудовыми, в частности, чем это делают государственные организации, в этом смысле, появление частного сектора в медицине приведет к более эффективному использованию и управлению медицинским персоналом.

Российские медицинские учреждения и фармацевтические компании (лечебные, диагностические, консультативные, профилактические медицинские услуги и фармакология), после того, как требования ВТО будут полностью отражены в федеральном законодательстве, могут столкнуться с растущей конкуренцией с зарубежными лечебными учреждениями на внутреннем российском рынке медицинских услуг. Для того чтобы отечественные компании в сфере медицины стали конкурентоспособными на мировом рынке, а сфера здравоохранения выполняла свою первоочередную функцию – защиту здоровья нации, необходимы крупномасштабные инвестиции и последовательная программа развития здравоохранения, Главным объектом заботы должен стать рынок труда. Только четкая политика государства в этой области здравоохранения поможет сгладить возможные отрицательные последствия вступления в ВТО и приумножить положительные. При этом конкретно оценивая влияние вступления России в ВТО на рынок труда в здравоохранении, необходимо рассматривать этот вопрос с точки зрения четырех Соглашений ВТО – ГАТС, ТРИПС, ТБТ и СФМ, основе которых лежит идея либерализации и необходимо быть готовыми к ее последствиям.

Основными позитивными возможностями развития рынка труда в здравоохранении, будут являться: развитие трансграничного предоставления медицинских услуг, развитие телемедицины, развитие международного рынка медицинских образовательных услуг и др.

Среди негативных последствий можно выделить рост «утечки мозгов» медицинских кадров. Ввиду существования ССП, возможно ухудшение ситуации с занятостью на региональных рынках труда в здравоохранении. Поскольку занятость врачей зависит от среднедушевого ВРП в регионе, то можно говорить о возможном углублении региональной дифференциации рынков труда здравоохранения.

После вступления России в ВТО здравоохранение будет становиться одной из развивающихся отраслей сферы услуг, давая возможность врачам получать конкурентоспособную заработную плату и выбирать определенную модель трудового поведения.

В заключении исследования отмечается, что российское общество имеет все основания для беспокойства по поводу того, какое влияние окажет вступление в ВТО на возможности страны в реализации национальной политики здравоохранения в интересах населения и, соответственно, его воздействия на развитие рынка труда данной отрасли. Это важно еще и потому, что, альтернативы международным системам торговли и услуг, формируемым в рамках ВТО, пока нет. Поэтому очень важно хорошо знать «правила игры ВТО», права и обязательства государства, отрасли, медицинского персонала, и конечно граждан, включая оценку не только возможностей, но и рисков. Из этого следует острая необходимость информационного обеспечения процесса встраивания системы здравоохранения в этот новый формат.

Список литературы


  1. Григорьева Н.С. Некоторые размышления по поводу реформы здравоохранения Российской Федерации. Управление здравоохранением, 2003, 1.

  2. НИС, 2002. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. М.,

  3. Особенности функционирования национальной системы здравоохранения в контексте вступления России в ВТО// Материалы международной научно-практической конференции «Эволюция международной торговой системы: перспективы для развивающихся рынков» (1-2 марта 2007г.) СПб: Европейский дом, 2007

  4. Оценки социальных и экономических последствий вступления России в ВТО. М., 2003. (www.wto.ru)

  5. Чубарова Т.В., Григорьева Н.С. Влияние вступления России в ВТО на доступ к медицинским услугам - гендерный аспект

  6. Achrya R, M.Daly. Selected issues concerning the multilateral trading system. WTO Discussion paper n 7. WTO, Geneva, 2004.

  7. Drager N., D.P.Fidler. Managing liberalization of trade in services from health policy perspective. Trade and Health notes, WHO, February 2000

  8. UNCTAD. Trade in health services and development implications.

  9. WHO. The World Health Report 2000.Health Systems: improving performance. Geneva: WHO, 2000.

  10. WTO Agreements and Public Health. A joint study by WHO and WTO secretariat, 2002.