На пленарном заседании ХХ Международных Рождественских образовательных чтений Высокопреосвященнейший Иларион, Митрополит Волоколамский , Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, прочитал доклад: «Нравственные ценности и будущее человечества».

Теория планетарного гуманизма

«Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», - говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Сегодня, в эпоху глобализации, многие секулярные политики вынашивают идею «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта для всех людей планеты. Стандарт этот будет основан на так называемых «общечеловеческих ценностях», т. е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности. Лидеры современного секуляризма, либеральные гуманисты, болезненно реагируя на любые религиозные символы и упоминания о Боге, настаивают, в отличие от Вольтера, на другом выражении: «Если Бог и есть, о Нем надо умалчивать». Богу не место, по их мнению, в сфере общественного бытия.
История человечества неоднократно демонстрировала утопичность и гибельность таких гуманистических теорий, которые построены на искаженной антропологической парадигме, на отрицании традиционных ценностей, на отвержении религиозного идеала и ниспровержении богоустановленных моральных норм. До недавнего времени подобного рода теории могли быть воплощены в жизнь лишь в отдельно взятой стране. Однако идея «планетарного гуманизма» опасна тем, что она претендует на мировое господство, заявляя о себе как о норме, которую должны принять и усвоить все люди, вне зависимости от своей национальной, культурной или цивилизационной идентичности. Попытаемся понять, к чему это может привести.

Основные понятия нравственности
На наш взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом.
Вместе с тем, умение отличать добро от зла - это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32).
Представители исторического секуляризма (Ренессанс, Просвещение, деятели революций) выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. В конечном итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм.
Именно поэтому современному секулярному сознанию не известно такое понятие как «грех». Хотя в его лексиконе есть такие термины, как «преступление», «нарушение закона», «вина» и даже «моральный запрет». Но понятие «грех» для того, у кого нет и не может быть никаких абсолютных нравственных ориентиров или критериев, просто не существует. Понятие греха невозможно выразить в терминах светской этики, оно не может быть сведено к элементам системы моральных ориентиров, хотя и несет в себе ярко выраженное нравственное содержание. Современное секулярное сознание навязывает человечеству представление о том, что не существует абсолютных моральных норм как грех, что всякая нравственность относительна, что человек может жить в соответствии со шкалой нравственных ценностей, которую он сам создаст для себя, причем его шкала может быть отличной (вплоть до противоположности) от условной нравственности другого.
Однако человек именно тем и отличается от животного, что ему Богом дана еще одна внутренняя сила, которая не дана животным - нравственное начало. Если нравственность отделить от религии, от Божественного начала - она исчезнет. Вспомним Ф. М. Достоевского: «Если Бога нет… стало быть, все позволено». С атеистической точки зрения объяснить наличие нравственного закона внутри каждого человека, будь он верующий или нет, невозможно. Правда, есть попытки объяснить проявление нравственности культурой человека, обстоятельствами его жизни или чем-то подобным, но в них чувствуется недосказанность, потому что отличие добра от зла - это чувство человека, живущего в любом месте земного шара и на протяжении любой исторической эпохи, это голос его совести, звучащий на протяжении всей истории. Если же мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди действительно превращаются в животных, которыми движет только инстинкт. В самом деле, почему кто-то должен жертвовать собой во имя другого, почему кто-то должен отдавать что-то другому, когда логично стремиться к максимальному стяжанию?.. Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «мерой всех вещей». Это мнение, имеющее весьма давнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма.
В истории много примеров, которые доказывают чудовищные последствия внедрения «условной нравственности»: приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев, уничтожение в большевистской России верующих как «врагов народа». Восприятие нравственности как относительной, а не абсолютной категории создает потенциал для всевозможных конфликтов, в том числе и вооруженных. И когда в руках человека находится такое опасное оружие, как атомное, нравственный плюрализм может обернуться для человечества трагедией.

Христианизация и дехристианизация мира
Абсолютные нравственные ценности - это наш общий фундамент. На нем развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности. В христианской святоотеческой антропологии эти две категории - свобода и нравственность - находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества.
Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие человека, что приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, - самостоятельного места в истории.
Несколько примеров. Посмотрите, что происходит сегодня с семейными ценностями. Известный религиозный и политический мыслитель XX века И. А. Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения?
Разрушение семьи - это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений.
Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом, и зло добром, жизнь смертью, и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и злом.

Залог будущего человечества
В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, так как только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.
Для чего живет человек, на каких ценностях строится его жизнь - главнейший вопрос для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. И в конечном итоге, от ответа на него зависит будущее человечества: будут ли наши народы множиться или же сокращаться и постепенно исчезнут, о том, будут ли в обществе царствовать грех и вседозволенность, или же человек будет ориентироваться на абсолютные нравственные нормы, которые на языке религии называются Божиими заповедями.
Внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, иррационален. Он опознается голосом совести, который у одних - сильнее, у других - слабее. Именно благодаря религии внутренний нравственный закон приобретает конкретные культурные и рациональные категории, обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Все право основывается на нравственности. Если законы перестают соответствовать нравственной основе, то человечество от этих законов отказывается.
Нравственный выбор современного человека всегда имеет схатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал. Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности - это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность - это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума - это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Вспомните слова норвежского драматурга Генрика Ибсена «Я стал бояться… страшно бояться юности… Юность - это возмездие». Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая является наиболее духовно незащищенной и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того какая система ценностей будет заложена в них сегодня зависит развитие нашего общества в будущем.
Именно поэтому необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. В течение многих веков православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека. Вот именно из этой национальной базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.
Школа всегда участвовала не только в интеллектуальном воспитании ребенка, она также активно формировала его личность. Сегодня, когда в образовательную сетку включены «Основы религиозной культуры», задачи школы стали еще ответственнее и шире. Именно через религиозное образование в школе можно и нужно осуществлять нравственное воспитание детей, что в свою очередь, будет способствовать процессу создания сильной личности, крепкой семьи и, как следствие, - надежного государства.
Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Необходимо также продолжение и расширение просветительской и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками. Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой - быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.
Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу - это неотложная задача, которая стоит сегодня перед всеми нами.

«Нравственные ценности и будущее человечества»
ст. Брюховецкая, 12 октября 2017 г.

Всечестные отцы, братья и сестры!

Я рад приветствовать всех вас – уважаемых участников и гостей на V Михайло-Архангельских духовно-образовательных Чтениях!
Вечность и актуальность нравственных ценностей бесспорна. На всех этапах развития человечества под разным углом зрения и с разной глубиной постигалась категория понятия «нравственность». По-разному интерпретировался термин «нравственное воспитание»: иногда он заменялся понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание», «социальное воспитание».
Владимир Мономах, великий князь Киевский, в своих “Поучениях”, вошедших в Лаврентьевскую летопись, давал своим сыновьям и современникам ряд наставлений: « …не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего… Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите”. В «Поучении» князь рассказывает, что свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Его волнует проблема нравственной ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.
С чем можно сравнить нравственность и чему уподобить? Мыслители разных эпох разносторонне и образно трактовали это понятие. Но нам ближе то, которое говорит, что нравственность – это превосходная степень человеческой порядочности и добродетели.
Система запретов, возникшая как выводы из опыта человеческой жизни, рождает нравственные законы. В обществе первых людей силами коллектива обуздывался эгоизм, развивалось трудовое взаимодействие и взаимопомощь. Критерий добра и зла определялся тем, что шло на пользу или во вред роду и племени. Не было судов, полиции, тюрем – была свобода коллективизма. С другой стороны, человек был не свободен от деспотизма коллектива, от традиций, примет, обрядов, стихийных сил природы, которым он поклонялся – это всё у язычников.
Богоизбранный народ начинает жить по своду правил и установленных норм, которые опираются на Закон. Нарушение данных правил карается, но не обществом, а самим этим Законом.
Принятие христианства дало человеку возможность освобождения от пут греховного, растленного мира. Робкая душа соблазняется дьяволом, и отсюда происходят дурные поступки. Во время молитвы человек осознает себя рабом Божьим, и при отпущении грехов переживает свободу как свободу от греха. Христианство рождает понятие духовной свободы. И она выражается в том, что человек может делать свой выбор. Если выбор подчиняется неким правилам, разум господствует над желаниями и чувствами, человек в поступках ставит границы допустимого и определяет недопустимое – это и есть нравственная свобода. Святые всех времён, в самых разных землях просиявших, поражали, например, своих мучителей свободой собственного выбора, который им диктовала совесть. Ибо совесть – внутренний суд над самим собой, нравственное сознание человека, побуждающее человека делать осознанный выбор в пользу добра.
В настоящее время маятник истории после большого столетнего цикла вновь начинает движение в сторону признания христианской нравственности.
Духовно-нравственная основа человека – предмет изучения не только философов и богословов. Многие социальные реформаторы, общественные деятели, а также известные политики и идеологи активно стремились постичь категорию нравственности для создания «идеального», т.е. подлинно нравственного человеческого общества.
Не многие сегодня знают о том, главный документ о нравственности в США под названием Библия Джефферсона или «Жизнь и нравственное учение Иисуса из Назарета» 1895 г., положенный в основу «Декларации независимости» представляет собой свод нравственных принципов, лежащих в основе американской идеологии и философии. Этот нравственный кодекс списан с Евангелия, но не дословно, а рационально переработан с устранением всех духовных артефактов, подтверждающих богочеловеческую природу Спасителя. Библия Джефферсона утверждает приоритеты социальных принципов и рационально-прагматичных отношений над духовными. Иисус Христос по мнению Джефферсона и по-американски, соответственно, – это никакой не Бог, а обычный социально озабоченный глубоко нравственный «человек», заботящийся о нравственности, социальной справедливости, равноправии и свободе.
В нашей стране тоже пытались создать идеальное общество. После революции христианский моральный кодекс был заменен революционным, в котором нравственным провозглашено было всё то, что выгодно пролетариату, но в конечном итоге его авангарду – партии. Даже кровь получила оправдание в такой морали. В жертву этой морали были принесены миллионы людей. Однако такой античеловеческий моральный кодекс не мог долго существовать открыто и – когда он сделал свое дело, большая часть не угодных партии была убита или посажена в лагеря, сослана, – тогда революционный кодекс был заменен на моральный кодекс строителя коммунизма. Это ещё один пример, связанный с использованием евангельских основ нравственности, не один десяток лет вдохновлявший советских людей на выдающиеся подвиги и социальные достижения.
Американская и советская доктрины, формируя кодекс нравственности, потеряли Бога, как Первоисточник самой нравственности. Как тут не вспомнить слова персонажа романа Федора Достоевского о том, что «если Бога нет, всё дозволено». О нравственных ценностях американцев, которые на протяжении всей своей истории осуществляют военные вторжения (и не только) во многие страны мира, сегодня говорить не будем. Что стало с Советским Союзом, мы знаем.
В настоящее время нравственность – это главный способ достижения подлинной духовности и едва ли не единственный гарант сохранения устоев человеческой личности от окончательного разрушения эгоизмом, который так часто доминирует в отношениях между людьми.
Нередко разговоры о нравственности вызывают у людей раздражение: многих сейчас волнуют другие вопросы. В общественном сознании на первом месте стоят иные ценности – польза, прибыль. С одной стороны, условием для нравственного поступка должна быть свобода, с другой стороны, свобода – условие и для безнравственного поступка. Однако любая свобода заканчивается там, где она задевает и нарушает права других.
Воинствующая пропаганда хамства, святотатства и бесстыдства, цинично насаждаемая кучкой людей, далеких от морали и нравственности, направлена в первую очередь на разрушение традиционных для России духовных, семейных, человеческих ценностей, ведет к нравственной деградации общества. Это провоцирует новые глумления, издевательства, попрание святынь, осквернение духовных ценностей.
В канун 100-летия революций в России не на шутку многих соотечественников затронул фильм «Матильда». Депутат Государственной Думы Наталья Поклонская рассказала о шквале обращений, которые поступили ей по этому поводу, причём не только от православных верующих России. Свои петиции и обращения направили настоятель и насельники православного монастыря в США, мусульмане из Дагестана. Десятки тысяч людей разного вероисповедания считают безнравственным, что в фильме, снятом на деньги налогоплательщиков, главную роль нашего православного святого, государя Николая II играет немецкий порноактер, хотя он сам отрицает этот факт, а в роли императрицы – тоже иностранка, представляющая британскую альтернативную культуру.
Председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон убеждён, что « художественный вымысел ни в коем случае не должен быть обманом». Владыка Тихон считает очень хорошим признаком то, что «немалое число … соотечественников сегодня … почитают важным для себя вступиться за честь своей истории, за честь своих давно отошедших в вечность великих и малых сограждан…». Чтобы в сознании зрителей история царской семьи не осталась чудовищным мифом киносценаристов и продюсеров, неравнодушные россияне разместили билборды с цитатами из переписки святых царственных страстотерпцев, посвященные любви, браку и семейному счастью, цитаты из личного дневника императрицы и ее писем к супругу. Напечатаны тысячи аналогичных листовок, которые будут раздаваться добровольцами зрителям по всей стране. Это ли не проявление нравственности современников?
Русский человек всегда решал переданную ему из глубины веков проблему: «Как жить, чтобы святу быть?».
Возможно, ответ мы найдём у ковчега с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской, который сейчас пребывает в Ейской епархии. Сегодня все участники Чтений имеют возможность приложиться к этой святыне.
Жизненные перипетии, особенно новопрославленных российских святых, близких к нам по времени, могли бы лечь в основу замечательных художественных произведений для детей и юношества. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба этих людей – все это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых подрастающему поколению. Здесь можно привести жизнь таких святых, как Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, в 1918 году брошенная в шахту, обреченная на смерть, раненая, она оказывала помощь страдающим с нею людям.

Пример из другого ряда – подвижническая жизнь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), профессора хирургии, лауреата Государственной Сталинской премии, автора учебника по гнойной хирургии, который в самые трудные годы, когда за веру можно было поплатиться жизнью, принимает в 1921 году священный сан, затем становится архиереем. На его долю выпало то, что пережил любой русский православный архиерей того времени: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. В 1941 году, находясь в ссылке после многих лет лагерей, святитель Лука обратился к правительству с просьбой направить его работать в госпиталь хирургом и всю войну он проработал в Красноярских госпиталях, делая сложнейшие операции и спасая самых безнадежных раненых. По окончании войны его даже наградили медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”. После войны святитель совершенно ослеп, но продолжал служить, давал консультации врачам. Похоронен он в городе Симферополе. Несмотря на многочисленные церковные публикации, его подвиг остается неизвестным для большинства наших взрослых соотечественников, тем более для юношества.

И, конечно, нельзя обойти молчанием жизнь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Не случайно его имя возглавляет список новомучеников и исповедников Российских. Он в высшей мере явил подвиг исповедничества (исповедник – христианин, претерпевший за Христа мучения, но по каким-либо причинам не казненный). В самые тяжелейшие годы он принял на себя бремя Первосвятительства и пронес его незапятнанным через все испытания и лишения.
Сегодня находятся желающие уверять, что «религия – это коммерческий проект». Что же, люди твердо приверженные лжи, будут лгать перед лицом любых фактов. Но подвиг новомучеников делает эту ложь очевидной.
Ни на какой мощи сверхсовременных технологий и оружия не удержится страна, если в её народе, пусть даже подспудно, не живёт та вера, которая нашей Русской Церковью была в нем утверждена и поддерживалась даже в самое лютое время безбожия!
Нравственность всегда тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле Бога, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться Богу и, в какой-то степени, преображается.
В современной России вопрос возрождения духовных и нравственных ценностей решается на государственном уровне. Существуют молодёжные структуры, общественные объединения, которые создают для молодёжи современные концепции, проекты, программы духовно-нравственного содержания. Архиважным условием для достижения высокого результата на этой стезе, по мнению многих, является участие в этом деле Русской Православной Церкви.
К примеру, летом этого года клирик нашей епархии участвовал в многодневном велопоходе, преодолев вместе с подростками на велосипедах около двухсот километров. Ежедневная разбивка палаточного лагеря на новом месте, испытания жарой в степи, приготовление пищи исключительно на костре и неформальное общение со священником послужили молодёжи тем духовным упражнением, которое за небольшой срок подняло уровень их нравственного поведения до высоты самопожертвования. Это не единичный пример, когда священники своим личным примером прививают и сохраняют нравственный иммунитет молодого поколения, чтобы не получилось так, когда у человека на груди крестик, а в душе нолик. Воспитывать нравственность без веры невозможно.
Кубань активно укрепляет позиции на поприще нравственного воспитания. Учителя и педагоги, библиотекари и казачьи наставники закладывают в детские души главные ориентиры –вечные ценности, которые не стареют, не сгорают, не тонут – это отношение к старшим и к Отечеству, добро, совесть, истина, вера, Любовь.
Ученик 8 класса одной из кубанских школ Дмитрий Лихманюк в своём сочинении-размышлении о нравственности написал: «Я вижу Кубань как солидарное общество. Общество, где судьба одних людей небезразлична другим людям, где помощь и поддержка сограждан - норма в отношениях между людьми. Я вижу Кубань как общество, где люди способны объединиться для решения общих проблем самостоятельно, а не по принуждению или разнарядке».
У государства и Церкви общие цели, и, в первую очередь, – благо общества и каждого человека. Государство провозгласило главным приоритетом интересы личности, закрепило этот постулат в Конституции нашей страны. Не касаясь политической стороны, Церковь заботится о том же. Возвращение поколению XXI века православной веры, а значит нравственности, свободы, семьи поможет России противостоять мировым нормам безнравственности и развращенной морали.

Публикуемый ниже материал – доклад «Фундамент традиционных ценностей и стержень нравственности», прочитанный Михаилом Хасьминским на 18-х областных Рождественских чтениях в г. Магадане, тема которых в этом году – «Нравственные ценности и будущее человечества».

Михаил Игоревич Хасьминский – руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье – храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва), помощник настоятеля подворья; член Общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН); член научно-консультативного совета Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного Комитета Российской Федерации; член рабочей группы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.

Хотелось бы поговорить о будущем человечества с точки зрения практикующего кризисного психолога. Согласитесь, что будущее человечества напрямую зависит от того, как живут наши дети, потому что они и есть наше будущее.

Образование и воспитание

Школы, училища, вузы – все эти учреждения называются «образовательными». Вопрос в том, что понимать под образованием. Сейчас это понимается главным образом как передача определенной суммы знаний, но не воспитание.

Образование, если рассмотреть это слово этимологически, – придание образа. И образа не какого-нибудь, а образа Божия. Это делается и с помощью знаний, и с помощью воспитания – то есть это комплексное действие, в котором нельзя выделить или отбросить какую-либо часть. Я могу подтвердить это словами известных философов: например, французский писатель и философ Мишель де Монтень писал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит вред». Ему вторит Дмитрий Иванович Менделеев, наш великий ученый, говоря, что «знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». А Михаил Васильевич Ломоносов просто писал: «Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание – вот цель обучения».

Все очевидно, но поясню еще несколькими примерами. Все, наверное, слышали о насильнике Чикатило, чье имя даже стало нарицательным. Так вот у него было три (!) высших образования (одно из них неполное) и одно среднее специальное: он окончил училище связи, потом поступил в МИИТ, там проучился два курса, а после окончил филологический факультет Ростовского университета и Университет марксизма-ленинизма при педагогическом институте. Он работал учителем русского языка и литературы и воспитателем в школе-интернате.

Просто наделить молодых людей какой-то суммой знаний – это не есть образование в полном смысле этого слова

Другой пример: Джек-Потрошитель в Англии был самым известным и искусным на тот момент и образованнейшим хирургом. И в литературной классике встречаем такие примеры. Вот, в частности, злой гений профессор Мориарти у Конана Дойла: очень образованный и культурный человек. Кстати, исследователи предполагают, что у Мориарти имелся реальный прототип в лице профессора Уолтэра Лойда МакЛаренса, который преподавал математику в Оксфорде в конце XIX века

Итак, наделить молодых людей определенным знанием (я уже не говорю о том, что современные выпускники просто натасканы на ЕГЭ) – это еще, к сожалению, не есть образование в его полном смысле. Человек может иметь высшее образование, но не иметь образа Божиего. Если так в образовании и дальше будет продолжаться, тогда будущее человечества весьма печально, ибо тогда социум будет сложен из индивидуумов без стержня, без содержания, без образа Божиего.

Религия как основа морали и права

Хотелось бы спросить: а что плохого в суициде? Мы боремся с этим явлением, хотим снизить количество суицидов среди несовершеннолетних, а что в нем плохого? Давайте вспомним, что в Древнем Риме самоубийство было вполне уважаемым поступком, который не только не порицался, но даже считался доблестью. И конечно, древние римляне с ним не боролись. Почему же сейчас мы боремся с этим явлением? Мы боремся потому, что, когда христианство пришло в Рим, заповеди, и в частности заповедь «не убий» , стали определять мировоззрение людей, их поведение, их отношение, их мораль и нравственность. В том числе и отношение к самоубийству. Именно религиозная основа стала определять нравственное состояние общества и отношение к тому или иному явлению.

То же самое, разумеется, можно сказать и об убийстве другого человека. Если человек совершает убийство другого, не веря ни в вечную жизнь, ни в то, что ему придется держать ответ перед Богом за это деяние, – например убивает, чтобы получить много денег и до конца жизни ими пользоваться – то с точки зрения человека нерелигиозного что в этом плохого? Может быть, это просто (как у нас иногда подается) естественный отбор. Вот так человек понимает мир: «Почему нельзя убить, если я сильнее? Право сильного! Дарвин рулит».

А нельзя убивать потому, что это нарушение заповеди. Если человек понимает, что у того, кого он хочет убить, есть бессмертная душа и бесценная жизнь, данная Самим Богом, что он встретится после своей смерти с невинно загубленным и его неминуемо ждет самый нелицеприятный Суд за невинно убиенного, то он выстраивает свое отношение к этому действию исходя из такого представления. И тут понятно, почему убийство – это огромный грех.

Далее. Возьмем разбой: почему нельзя, например, что-то у другого отнимать, красть? А если ты сильнее? Нельзя потому, что это нарушение заповеди «не укради» , это тоже имеет под собой религиозную основу. Убираем фундамент – и в общем-то непонятно становится, почему этого нельзя делать.

Или коррупция, например, с которой все сейчас так страстно борются. А почему нельзя получить что-то в обход закона, но за свои же деньги и притом по собственному желанию отданные? Тем более иногда бывает, что коррупционер может даже некое с практической точки зрения полезное дело осуществить: допустим, не проходил какой-то важный документ, но ему дали «на лапу», и он его провел. Со светской точки зрения это то, с чем бороться, может быть, и необязательно. Но это то, с чем бороться необходимо, потому что под этой борьбой стоит религиозная основа, которая определяет нравственную основу.

И вообще все право (система общеобязательных юридических норм, устанавливаемых государством) вышло из заповедей основных авраамических конфессий. Если взять Уголовный Кодекс, то можно увидеть, что это практически расширенное толкование последних шести заповедей из Декалога (10 заповедей, данных Богом Моисею).

Рассмотрим и такой поступок, как измена супругу. Она не карается законом, по крайней мере в нашей стране, но порицается. А почему? Если, к примеру, кто-то изменил жене с соседкой, а она, соответственно, изменила своему мужу, и никто об этом не узнал? И мужчине хорошо, и соседке тоже, так, собственно говоря, что же тут плохого? Никто никого не убил, государству ущерба не нанес, все живы и довольны. Но тем не менее нравственно это порицаемо. Почему? Потому что это опять же уходит корнями в религиозную основу: заповедь «не блуди» . И если мы признаем «не блуди», то мы признаем и все, что вытекает отсюда. Если не признаем, то все вытекающее теряет смысл и становится совершенно непонятно нашим ученикам. И мы не сможем им этого объяснить! Мы не сможем вырастить из них нравственных людей, которые понимают эти корни. И больше скажу: если они не будут нравственными, то скорее всего они, к сожалению, будут нравственными уродами.

Мне могут возразить: в Советском Союзе не было религиозного фундамента, но при этом люди были высоконравственными, – и я вынужден с этим согласиться. Но тут есть вполне простое объяснение: на протяжении веков у нас была христианская страна, и во многих поколениях люди соответствующим образом воспитывали своих детей и внуков. И как дерево с подрубленными корнями не умирает сразу, то, когда этот религиозный фундамент ушел, люди продолжали подрастающее поколение воспитывать в христианском по сути духе.

К чему может привести слом религиозной основы

Объяснить, почему что-то нельзя делать, без разъяснения религиозного основания практически невозможно

Но пришло то время, когда эта инерция вековых христианских традиций закончилась. И вот мы видим, что начинается то самое оскотинивание, примеры которого мы встречаем и в социальных сетях, и в реальной жизни, в псевдо- и контркультуре, нас окружающих. Все эти вещи теснейшим образом взаимосвязаны! При этом объяснить ребенку, почему нельзя делать то или иное, без разъяснения религиозного основания практически невозможно. Наши дети благодаря современным технологиям живут уже в другом мире. Попробуйте с точки зрения светской объяснить эгоисту-потребителю, почему надо уважать отца и мать. Это тоже, кстати, всех нас волнует. Если у ребенка нет авторитета, нет основы, нет Бога – то почему он должен, собственно говоря, ограничивать себя в потреблении ради своих постаревших родителей, а не сдать их в интернат (дом престарелых) дожидаться очередного пожара? Здесь нет, я считаю, мирского объяснения. Просто то, что мы так со своими родителями не поступали? Просто то, что мы так его воспитывали? Это не объяснение. Потому что, скажем, до подросткового возраста вы как родители в авторитете, а потом – уже нет, в авторитете уже другие.

Пирамидка без стержня, или Неисправная операционная система

Итак, если у человека нет этой правильной религиозной основы, то, к сожалению, весь воспитательный процесс будет обречен. Я это сравниваю порой с детской пирамидкой. Пирамидку, как все, вероятно, замечали, маленькие дети часто собирают неправильно – просто ставя колечки одно на другое, а в ней самое главное – основа и стержень. И если нет религиозной основы, из которой вырастает вот этот нравственный стержень, то скорее всего пирамидка собрана будет неверно, криво, и, может быть, пересобрать ее правильно уже не будет никакой возможности.

Если зашла речь о метафорах, то воспитание хотелось бы еще сравнить с операционной системой компьютера. У всех нас есть компьютеры, и мы представляем себе, что если операционная система дает сбой, неисправно работает, то, соответственно, все программы, все приложения будут работать плохо. Так и в человеке: если нравственная система работает плохо, то все, чему мы его научим, будет работать тоже, увы, плохо, и не обязательно это проявится сейчас, может проявиться и на других жизненных этапах. Более того, неисправная операционная система может даже сломать весь компьютер. И это мы видим, когда человек совершает преступление или идет на самоубийство: ментальные программы входят в конфликт друг с другом, то есть человек не может разобраться в ситуации и не может правильно себя повести, у него нет для этого навыков. И человек, как и компьютер, «ломается».

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
“Что такое хорошо, и что такое плохо?”»

Хотелось бы обратить внимание и на то, что мы зачастую сами транслируем очень странные вещи своим детям. Вообще что такое хорошо, и что такое плохо – это то первое, жизненно важное, чему издревле учил отец сына. Это, кстати, нашло отражение в известном стихотворении Владимира Маяковского. И отец однозначно говорил: вот это – плохо, а вот это – хорошо. И – что немаловажно – доказывал свои слова каждодневным примером. То есть сам так жил!

Абсурд: мы говорим детям, что суициды – это плохо, но при этом не возражаем против абортов как против убийств

Вот мы постоянно говорим о ценности жизни человека. А ценность жизни – это та категория, которая тоже определяется религиозно. Жизнь бесценна, это дар. А этот дар дает кто? Дает Бог. Значит, Бог и спросит с нас за эту жизнь – за этот Свой бесценный дар. И ясно, что если есть понимание этого, а также того, что душа вечна, то делать гадкие вещи, а тем более окончить, например, жизнь самоубийством или убить человека становится просто противоестественно.

А вот если заповеди не являются фундаментом, то часто получается абсурд. Мы говорим детям, что суициды – плохо, что убивать ужасно, подразумевая, что жизнь имеет высочайшую ценность. Но при этом не возражаем против абортов публично и ясно как против убийств. И получается такой парадокс: вот здесь человеческая жизнь важна, мы говорим о ее ценности, о ее сохранении, даже когда человек уже сам готов от нее отказаться (потому что, опять же, у него его «операционная система» сломалась), но при этом мы почему-то игнорируем важность жизни совсем еще маленького нерожденного человечка. Как же так?! Как дети смогут понять, что жизнь ценна, если в обществе осуществляется столько абортов и они, бывает, знают, что мать сделала аборт до него? Как ребенку потом говорить о ценности человеческой жизни?! Тут очень важный момент. Ведь почти всегда ценность человеческой жизни, отношение к собственной душе и детерминирует поведение человека.

Золото в обмен на стекляшки

Ценность жизни определяется религиозным позиционированием личности, а у наших детей этого нет!

Говоря о причинах суицидального поведения, хотелось бы привести еще одну метафору. Все помнят историю, когда европейцы, попав на американский континент, меняли у коренных жителей золото на стеклянные бусы. И, конечно, это был неравнозначный обмен, сейчас мы прекрасно это понимаем. И знаем, что индейцев потом практически всех уничтожили, то есть не только у них забирали драгоценный металл, но и самих убивали – например, взамен давали им одеяло, зараженное оспой, и так далее. Это был настоящий геноцид. Но ведь могли же индейцы и сопротивляться! Могли ведь? Зачем им было менять золото на какие-то жалкие стекляшки? Конечно, могли, но их проблема была в том, что они не понимали: эти привлекательные стекляшки на самом деле просто обработанные дешевый кварцевый песок, сода и известняк. И при этом они не понимали цену того, чего у них было в достатке, то есть цену золота. Вот почему они шли на такой неравнозначный обмен. И напрашивается вопрос: не то же ли самое происходит и сегодня, когда дети легко меняют собственные бесценные жизни на какие-то странные обещания подонков насчет страны синих китов, колонии и так далее? Дети ломают и не ценят свои жизни, не ценят радости каждого дня. И совершенно логично, что такие дети, не имея целостной структуры личности, живя во фрагментарном эгоистичном сознании, бросают вызов и Творцу, и всем нам. И этим вызовом напрямую доказывают, что ценность жизни определяется религиозным позиционированием личности, которого у них нет.

Я видел сотни людей, желающих убить себя, но ни разу не видел психически здоровых и по-настоящему (подчеркиваю: по-настоящему) православных или мусульман, которые бы совершали попытки самоубийства. Я не абсолютизирую данные, я допускаю, что у коллег, возможно, были такие случаи, но я уверен, что эти случаи просто единичны.

Что отличает «здоровые» регионы от «больных»

Мы говорим о профилактике деструктивных видов поведения несовершеннолетних, мы ищем, что могло бы снизить уровень такого поведения хотя бы на несколько процентов в год – в этом году у нас самоубийств на 15% меньше, чем в прошлом (в целом все возрастные категории), и это уже достижение. А я могу дать рецепт, каким образом можно снизить многократно не только самоубийства, но решить и вопрос демографической безопасности, и многое другое.

И это я могу доказать данными Росстата, которые представлены этой диаграммой. Тут показаны уровни самоубийств на Дальнем Востоке, в Сибири и в Ингушетии и Дагестане (в расчете количества суицидов на 100 000 населения). Бросается в глаза, что разница в 15–30 раз между Дальневосточным регионом (Еврейской АО) и Ингушетией с Дагестаном. Как же можно объяснить эту колоссальную разницу? Ни экономическими, ни социальными причинами этого не объяснишь. Так, на Дальнем Востоке не может быть экономического положения в 25 раз хуже, чем в Ингушетии. Также не может быть такой колоссальной разницы ни в количестве психологов в школах, конечно же, ни в количестве душевнобольных, ни в качестве оказания психиатрической помощи. Ну не может быть на Дальнем Востоке в 25 раз больше душевнобольных, чем в Ингушетии! Единственным, на мой взгляд, настоящим объяснением данного феномена может служить то, что на Кавказе есть традиционное общество, которое структурирует человека и на все вопросы дает конкретные ответы. А также четко позиционирует, что допустимо, что недопустимо в обществе, исходя, опять же, из авраамического традиционного ислама. И просто принадлежность к религиозным корням и следование определенным законам снижает количество суицидального поведения в десятки раз.

Отмечу также, что в более традиционном обществе этих регионов полностью отсутствуют детские дома, интернаты для престарелых (хотя мне говорили, что там есть интернаты, но как раз только для русских, к нашему позору), что там значительно меньшей проблемой являются различные виды зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой и т.п.), если взять в расчете на 100 000 человек. Там больше процент активно занимающихся спортом, ну а про многодетность даже нечего и говорить. Там гораздо крепче институт семьи: точно в такой же пропорции, как и суицидов, меньше разводов, чем на Дальнем Востоке. Вот оказывается, как принадлежность к традиционным ценностям кардинально меняет ситуацию! И если мы будем воспитывать наших детей в наших традициях, то мы тоже многократно уменьшим количество трагедий.

Отчего болит душа?

Хотелось бы вспомнить основателя суицидологии Эмиля Дюркгейма, известного французского социолога и философа, который говорил: «Нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить». Но нравственность, как мы видим, не может развиться и существовать сама по себе, без религиозных корней.

Нравственность, основанная на потреблении, существовать не может, потому что человека нельзя до конца удовлетворить. И тут хотелось бы процитировать еще одного известного человека – писателя Эрнеста Хемингуэя. Он сказал о материальных потребностях одну, на мой взгляд, глубоко психологичную вещь, подтверждение которой мы можем легко увидеть у нас в сердце:

«Дайте человеку необходимое – и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами – он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью – он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное – он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает, – он будет жаловаться, что его обманули и что он получил не то, что хотел».

Это очень мудрые слова.

Удовлетвориться материальным нельзя в принципе! Потому что душа нематериальна и требует совершенно другого

Удовлетвориться чем-то материальным человек не может в принципе! Потому что душа нематериальна. Она требует совершенно другого питания! А когда человек не может чем-то удовлетвориться, он впадает в так называемую фрустрацию. Он не может достичь чего-то, и ему окружающая его реальность уже не нравится. И у него находятся такие, например, выходы: уйти в игровую зависимость, то есть в некий иллюзорный мир, где он всего может достичь. Или уйти в наркотический угар или в деструктивное поведение другого рода. Но при этом не задумываясь о душе, то есть не удовлетворяя истинные потребности, которые могут исправить ситуацию. Но ведь нельзя удовлетворить те потребности, о которых ты сам не знаешь, которые ты не чувствуешь!

И вот что интересно: когда у людей в кризисном состоянии спрашиваешь об их самочувствии, почти все, за редчайшим исключением, говорят, что у них болит душа. То есть душу все-таки чувствуют, понимая локализацию боли, когда ужасно болит. Но при этом многие не идут в Церковь, эту лечебницу душ, а пытаются зачастую вышибать «клин клином» потребления, развлечений, зависимостей и других деструктивных действий, что не решает саму проблему, но приводит обычно к трагедиям.

Но давайте посмотрим, отчего болит душа.

Думаю, никто не будет спорить, что к разрушению человека – внутреннему разрушению – порой приводит гнев. И все прекрасно знают, что гнев может привести к убийству или самоубийству. А блуд может привести к самоубийству? Конечно, может. Очень часто измены – когда кому-то изменили или сам человек изменил – приводят или к убийству, или к самоубийству, или к алкоголизму, или к наркомании. А может ли привести сребролюбие к убийству? Да, и мы знаем массу примеров этому. А ненависть? Конечно, тут даже пояснять не надо. Уныние? Да. Гордыня? Конечно. И даже чревоугодие. Может? Может. Вопрос: что это тут перечислено? Гнев, ненависть, блуд, сребролюбие, чревоугодие – это же страсти! Человеческие страсти, давно описанные в аскетической литературе. Раньше детям с самых младых ногтей это объясняли и давали понять, что с этими страстями надо бороться, учили, как именно. А сейчас многие ли вообще знают, что со страстями надо бороться и что страсти разрушают личность и душу? Наоборот, часто страсть подается за норму. Так как можно бороться с той болезнью, которую ты не воспринимаешь как болезнь?!

Кто виноват?..

Увы, это наша вина. Наша вина, что наши дети страдают, что они убивают себя, что они разводятся (в 70% случаев в среднем по стране). Все это происходит потому, что духовные сорняки растут в душах наших детей, а дети даже не понимают, что эти сорняки необходимо выпалывать, пока они еще не разрослись в непроходимую чащу. И это тоже имеет отношение не только к их, но и к нашему собственному будущему. Конечно, к деструктивным действиям приводит отсутствие традиционных ценностей в воспитании, о чем мы выше говорили. Конечно, часто детерминирует поведение и атеистические представления о жизни после смерти, а именно отсутствие таких представлений. Мол, чего бояться жить по правилам? «Один раз живем! Все надо попробовать! Делай что хочешь!» Можно даже и убить – тормозов-то нет, отвечать не придется, после смерти же ничего не будет.

Налицо навязывание потребительской и гедонистической философии вместо традиционных форм. А ведь мы понимаем, откуда идет потребительская философия. Выгодно из людей делать потребителей, чтобы они покупали, покупали и покупали. Потребители – топливо экономики. Но самому человеку-то это невыгодно! И невыгодно делать потребителей из наших детей. Тут у нас с производителями товаров и услуг совершенно расходятся интересы.

Потребительство захватит детей, если у них не будет религиозного понимания жизни, опыта христианской жизни

Потребительство захватит наших детей, если у них не будет альтернативного религиозного понимания, опыта христианской жизни. А у них не будет этого, если мы их этому не научим. А для этого мы должны так жить сами и показывать им пример положительный, а не такой, какой они могут увидеть в интернете. Это трудно, это сложно, но есть ради чего становиться другими и родителям, и учителям, и чиновникам.

Мы можем не дать достаточного количества материальных благ, но мы должны дать ребенку значительно большее – традиционную иерархию смыслов. Мы должны объяснить с точки зрения нашей традиционной культуры, зачем человек живет, зачем нужна семейная жизнь, зачем нужно менять себя. Пока, увы, дети не получают ответов на эти вопросы. Мы очень мало объясняем детям. Конечно, мы хотим, чтобы дети знали смыслы: и смысл жизни, и смысл создания семьи и воспитания; чтобы они понимали смысл страданий и правильно определяли свое отношение к труду, к стране. И нам надо дать этот религиозный стержень, этот аккумулированный опыт всех прошлых поколений, которые тоже проходили через разные кризисы. Проходили кризисы в семье, переживали потерю близких – и шли вперед; жили, когда не хотелось жить, когда была война, когда был голод… Они знали, как ко всему этому относиться, чтобы это преодолеть! И они это преодолевали. Мы сами, наше существование является свидетельством того, что они это преодолели.

Итак, только религиозная основа позволяет справиться с кризисами, неизбежными в жизни каждого человека. Она дает понятие абсолютного авторитета Бога, который выше сиюминутной человеческой морали, ни на чем не основанной.

Я часто бываю в различных молодежных аудиториях. И когда спрашиваешь, что такое любовь, обычно все просто отвечают, что любовь – это чувство. Почти никто не говорит, что это созидание, что это сострадание, что это жертвенность. А ведь жертвенность – это всё! Это когда человек хочет не взять, а дать. Почему происходит большинство разводов? Потому что девочку растят принцессой и она привыкла брать, и мальчика растят так же, а потом они соединяются в семью, и каждый хочет от другого вырвать побольше, чем дать. Естественно, это приводит к разводу. А раньше на чем строилась семья? На жертвенности. Как раз на том, чтобы безвозмездно что-то сделать для близкого человека, чтобы ему было хорошо. И другой так же делал, потому что так же был воспитан.

И вообще все, что двигало нашу страну, и все, что может определять наше будущее, обуславливается и обуславливалось именно жертвенностью, отдачей, а не эгоизмом и потребительством. Это не только семья, но и патриотизм (если нет жертвенности, то кто пойдет защищать страну? Ради чего?), это и труд, и творчество (ибо за деньги невозможно сделать шедевр). И вообще созидательное развитие – это всегда отдача. И это, конечно, должны понимать дети.

…и что делать?

Великий Иван Аксаков сказал: «Прогресс, отрицающий Бога, в конце концов становится регрессом, цивилизация завершается одичанием, свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином».

И когда вы видите сатанинскую символику в группах смерти, когда вы слышите детский мат, узнаете о зверствах детей по отношению друг к другу, читаете о насилии и крови, то знайте, что они просто совлекли с себя образ Божий и поменяли его на образ звериный.

И давайте согласимся с тем, что мы и сейчас не стараемся в полной мере вернуть образ Божий детей, образовывая их. Мы ищем крайних в трагедиях, думаем о вторичных вещах, не обращая достаточного внимания на основную проблему.

Вернусь к метафоре пирамидки. Представим: пирамидка со стержнем или без стержня. Если нет стержня, то просто ногтем по этой конструкции стукни – и все развалится, что собственно мы все чаще и чаще видим, когда случаются очередные трагедии.

В заключение хотелось бы привести слова блаженного Августина Иппонийского – великого ученого, святого, подвижника, который сам много ошибался в жизни, но тем не менее обрел христианский стержень и смог стать отцом Церкви: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

Так давайте обратим на это самое пристальное внимание и подумаем, что конкретно мы можем сделать для наших детей, у которых есть бесценная душа, и ее мы должны напитать живительной энергией любви и благотворными знаниями, а не формальными ЕГЭ, баллами и не потребительским и гедонистическим отношением к жизни, что может привести лишь к страданиям и катастрофам.

обсудят участники Рождественских чтений в Сыктывкаре

Третьи региональные образовательные Рождественские чтения начали свою работу в Сыктывкаре в среду. Торжественное открытие форума прошло утром 22 ноября в концертном зале Гимназии искусств при главе Коми имени Юрия Спиридонова. В фойе открылась выставка творческих работ участников регионального этапа международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Открывая форум, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим заявил, что именно духовная нравственность русских людей спасает мир от конца света. Темой обсуждения участников чтений станут нравственные ценности, будущее человечества, современная культура и воспитание молодежи.

Солистка театра оперы и балета Коми Надежда Баталова исполнила песню на стихи архиепископа Питирима. Композиция является отрывком музыкально-литературного произведения «Жизнь плюс любовь», посвященного царской семье. Следом слово взял сам владыка. Архиепископ отметил важность заявленных тем:

– Это очень верно: поднять тревогу духовной безопасности, чтобы, как говорит патриарх Кирилл, не допустить конца света.

Затем Питирим прочитал одно из своих стихотворений, после чего отметил активную работу с духовностью со стороны министерства национальной политики Коми, наградив министра Галину Габушеву епархиальной медалью.

– За годы нами совместно с епархией было проведено множество мероприятий, направленных на духовно-нравственное оздоровление нашего общества и молодежи, и многие присутствующие в этом зале являются участниками этих мероприятий, – отметила Галина Габушева, зачитав приветствие участникам встречи от главы региона Сергея Гапликова.

Затем прошла церемония награждения победителей республиканского этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» 2017 года и победителей регионального этапа международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

В рамках Рождественских чтений состоятся заседания конференций, секций и круглых столов, на которых планируется обсудить важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания и образования, укрепления ценностных устоев жизни, особенности работы с молодежью и представителями СМИ, социальное служение церкви, задачи взаимодействия церкви и государства в различных областях общественной жизни.

Завершатся чтения 24 ноября «Парламентскими встречами», на которых поднимутся вопросы взаимодействия церковных организаций, органов управления и социальных ведомств в миссионерском служении и социальном обслуживании населения Крайнего Севера, а также совместная работа церкви и государства в целом.

Региональный этап предваряет Международные Рождественские образовательные чтения, которые уже 25 лет традиционно проходят в Москве. Это своеобразный церковный форум в сфере образования и духовно-нравственного просвещения. Тема нравственных ценностей и будущего человечества выбрана патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Артур АРТЕЕВ

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Классный час проводится с целью ознакомления учащихся с библейской историей Рождества, расширения знаний об истоках рождественского праздника, знакомства с ценностными ориентирами в жизни человека, создания условий для формирования у детей социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, воспитания духовно-нравственной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственные ценности и будущее России».

Открытый классный час в 5 «Б» классе рамках Рождественских чтений.

Цели мероприятия:

Обучающая: ознакомление учащихся с библейской историей Рождества, расширение знаний об истоках рождественского праздника, знакомство с ценностными ориентирами в жизни человека;

Развивающая: развитие познавательных способностей, навыков межличностного общения, познавательной активности учащихся; развитие психических функций учащихся: мышления, эмоций, внимания, воли, памяти; формирование навыков самоконтроля;

Воспитательная: создать условия для формирования у детей социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, обеспечить возможность для развития культуры взаимоотношений.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Мультимедийная установка
  • Видеоролик «Дети о Рождестве»
  • Видеоролик «Рождество Христово» мультфильм
  • Фонограммы песни «Дорогою добра», музыкальной композиции «Тихая ночь»
  • Библия
  • Ручки, листы бумаги
  • Карточки для игры «Ценности жизни»
  • Карточки для игры «Дороги жизни»

Подготовка:

  • Выступления детей (стихотворения и притча).

Ход мероприятия

  1. Эмоциональный настрой – мотивация (5мин)

Видеоролик «Дети о Рождестве»

Беседа с детьми.

- Что такое «Рождество»? Что значит для вас этот праздник?

  1. Основная часть.

Разговор со звездочкой

Мальчик : Ты до утренней зари
В небе, звёздочка, горишь!
А когда ложусь я спать,
Ты мигаешь мне опять.
Слушай, звёздочка, скажи,
Хорошо на небе жить?

Звёздочка : Ты пока совсем малыш:
Днём играешь, ночью спишь
И о Боге знаешь мало –
То, что мама рассказала.
Но тебе отвечу я:
В небе радость вечная.

Мальчик: Звёздочка, ты много лет
Светишь людям на земле.
Я тебе задам вопрос:
Как родился в мир Христос?

Звёздочка: О, я помню всё отлично!
Та звезда, моя сестричка,
Рассказала людям всем,
Что пришёл Он в Вифлеем.
Это было так давно,
Но я помню эту ночь:
Мы, небесные светила,
Ярче в эту ночь светили
И украдкой, через щели,
На Царя царей смотрели.
Пели ангелы чудесно,
Не забыть мне этой песни,
Неземные голоса...
Если б мог ты слышать сам!

Мальчик : Я не звёздочка, я мальчик
Да ещё и лет мне мало...
Знаешь, звёздочка, обидно –
Ничего-то я не видел:
Ни Спасителя, ни неба,
В Вифлееме тоже не был.
Стал бы звёздочкой, как ты,
Всё б увидел с высоты!


Звёздочка : Выше голову, малыш,
Ведь напрасно ты грустишь.
Ты счастливей многих звёзд:
Рядом ведь с тобой Христос!

2. Рассказ учителя о Библейских истоках праздника «Рождество» (7 мин).

Рождество – это не просто праздник, когда дарят подарки, это начало новой эры, ознаменованной приходом Бога к нам, на землю, чтобы избавить нас от зла, болезни, смерти и подарить нам жизнь вечную. Послушаем историю о рождении Иисуса, которая записана в самой древней книге - Библии.

Чтение отрывка из Библии: Евангелие от Матфея 1:18-25 с комментариями учителя.

Рождество Иисуса Христа было так:
по обручении Матери Его Марии с Иосифом,
прежде нежели сочетались они,
оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.

Иосиф же муж Ее,
будучи праведен и не желая огласить Ее,
хотел тайно отпустить Ее.

Но когда он помыслил это, -
се, Ангел Господень явился ему во сне
и сказал: Иосиф, сын Давидов!
не бойся принять Марию, жену твою,
ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;

родит же Сына,
и наречешь Ему имя Иисус,
ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

А все сие произошло,
да сбудется реченное Господом через пророка,
который говорит:

се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Ему Еммануил,
что значит: с нами Бог.

Встав от сна,
Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень,
и принял жену свою, и не знал её,
Как наконец Она родила Сына Своего первенца,
и он нарек Ему имя: Иисус.

  1. Просмотр мультфильма «Рождество Христово» (5 мин).
  2. Беседа о том, зачем же Иисус родился? (2 мин)

Этот маленький мальчик вырос и отдал Свою жизнь за каждого из нас. Когда он ходил по нашей земле, Он исцелял, воскрешал, вытирал слезы и давал людям надежду.

В Библии мы читаем (Послание Иоанна 3:16): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

  1. Чтение стихотворений учащимися (5 мин)
  • Давно погасла в зимней мгле
    Восточная звезда,
    Но не забыто на земле
    Рождение Христа.
    Как, проповедуя любовь
    И правду Божества,
    Бог каждый год рождался вновь
    На праздник Рождества

Сохранить нравственные ценности, вспоминая каждый год о рождении Иисуса –Бога, спасителя – наша задача. От того, какими принципами в жизни мы руководствуемся, зависит наше будущее, будущее всей нашей страны России. Люди, отвергая духовно-нравственные ценности, рискуют жить в обществе, где царствует зло, воровство, предательство, эгоизм. В каком обществе мы хотели бы жить? Общество, страна – это вы и я. Хочешь изменить мир, начни с себя.

Игра «Нравственные ценности»

На доске карточки с жизненными ценностями, настоящими и ложными. Выбрать те, по которым ребята хотели бы жить, ложные снимаются. Выбор производится фронтально: учитель дотрагивается до карточки с какой-либо ценностью, дети хлопают, если согласны жить по ней, топают, если нет.

  1. Игра «Шанс и выбор» (6 мин).

Разделиться на группы по 4 человека (по 2 парты). Выберите карточку с ситуацией и определите, какой шанс посылает жизнь, и примите решение, использовать ли этот шанс.
У тебя есть деньги, а на углу продаются первые весенние цветы.
Ваша одноклассница пришла с заплаканными глазами.
Посреди улицы стоит в одиночестве малыш.
Ты видишь – в первом ряду сидит дама на сломанном стуле.
Во время урока одноклассник обидел учительницу.
Из сумки впереди идущего что-то падает.
По двору бегает потерявшийся щенок с оборванным поводком.
Вы нашли в коридоре школы сотовый телефон.
Младшая сестренка или братик сломали вашу игрушку.

  1. Притча о мудреце и его ученике (2мин). Рассказывают подготовленные ученики (по ролям).

Мудрец и ученик сидели у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.

Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец.

«Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.

«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому – хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.

Мудрец ответил: «Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать – добро или зло».

  1. Заключительная игра «Дорога добра» (5 мин)

У каждого на парте лежит лист бумаги, учащиеся с помощью маркера обводят свою ладошку и в центре пишут на ней свое имя. А затем включается песня «Дорогой добра». Пока она звучит, дети передают по кругу листок со своим именем, когда прерывается песня, передача листов прекращается и ученики пишут на пальчиках слова пожеланий, затем песня продолжается, и они снова передают листы по кругу. В конце песни листы возвращаются к своим хозяевам.

  1. Заключительное слово учителя (1 мин).

Рождество Христово – это праздник, смысл которого – в понимании того, что сделал родившийся младенец Иисус для человечества. Он родился, чтобы показать свою безграничную любовь к людям. Выросший младенец – Бог – отдал свою жизнь на кресте за каждого из нас, чтобы мы становились лучше, имели надежду на вечность.

Этот праздник учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы мы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним словом, чтобы мы научились любить окружающих людей.