Одна из задач, которые ставят перед собой организаторы памятных мероприятий , посвященных столетию со дня начала Первой мировой войны - это вернуть нашему обществу знание о забытых страницах истории. Есть надежда, что вместе с таким знанием придет и осмысление уроков истории . Об одном из таких мероприятий рассказывает «Российская газета» .

Профессиональные дискуссии историков, усвоенные политиками, способны повлиять на разрешение многих современных конфликтов и споров, убежден спикер Госдумы Сергей Нарышкин . "Ведь из похожих конфликтов не раз разгорались большие "пожары" мировой истории. И корни их лежали не только в экономике, но в самом недопонимании народов, в незнании культуры друг друга", - заявил Нарышкин, открывая в понедельник дискуссию на международном круглом столе "Первая мировая война: культура и память", организованном ЮНЕСКО и Российским историческим обществом в Париже .

Далеко не все в нынешней ситуации верили в успех этого мероприятия. Но за круглым столом оказались авторитетные историки, парламентарии, деятели культуры не только из России и Франции, но и Сербии, Финляндии, Германии, Литвы, Латвии, Великобритании, Польши.

Многие страны мира переосмысливают уроки Первой мировой, отметил Нарышкин, выразив большое уважение тем, кто, "несмотря на все давление и оголтелую пропаганду, продолжают развивать международные контакты". Председатель Госдумы считает, что "в сегодняшних условиях на фоне известных событий в международной политике вокруг глубочайшего политического кризиса, который в настоящее время раздирает Украину ", такие встречи исключительно важны. "Только диалог, совместный, без конфронтации, осмысление как прошлого, так и настоящего откроют нам дорогу к действительно общему будущему, к созданию Европы без раздельных линий".

Спикер Госдумы рассказал, что делает Россия в преддверии знаменательной для всего мира даты: 1 августа стало Днем памяти воинов, погибших в 1914-1918 годах, завершается подготовка к установке памятника Неизвестному солдату Первой мировой , началась оцифровка картотеки потерь на фронтах этой войны, реализуется проект, целью которого является сбор материалов из семейных архивов, проводятся образовательные и научные конференции.

Директор Госархива России Сергей Мироненко сообщил о подготовке мультимедийной выставки , которая "с фотографической точностью" покажет историю войны. Руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов сообщил новость - на сайте военного исторического архива выложены секретные документы той войны - все инвентарные описи - "это полный набор старой русской армии", доступный и в Москве, и в Варшаве - везде.

Участники дискуссии, среди которых были и потомки тех, кто воевал на фронтах Первой мировой, утверждали, что война нанесла неисполнимый духовный ущерб всей Европе. В 1914 году каждый из враждебных лагерей шел на Первую мировую войну "под флагом "защиты национальной", напомнил Сергей Нарышкин. Деятели искусства и науки разных стран, дружески сотрудничавшие до войны, разрывали связи, обвиняли друг друга, чужие государства и народы. "Нельзя забывать и то, что именно межвоенная Европа стала местом появления нацистской идеологии", - подчеркнул Нарышкин, заметив, что популярность таких взглядов не ограничивалась пределами одной страны - "в тот период движения фашистского толка не были редкостью".

"Хочется надеяться, что современный мир усвоил главные уроки прошлого. И задачей тех, кто в ответе за культуру, всегда будет сближение народов, а не противопоставление их друг другу", - заявил спикер, заметив, что, по крайней мере, об этом свидетельствует деятельность таких организаций, как ЮНЕСКО. Нарышкин считает, что эта организация заслуживает самой серьезной поддержки. Наша страна ее оказывала на протяжении шести десятилетий и будет делать это в дальнейшем.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новости Военным пенсионерам Работающим пенсионерам

Тема урока Первая Мировая война

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о П ервой мировой войне и об участии в ней России.

Задачи:

а ) образовательная: выяснить причины и цели участников первой мировой войны;

Определить, какой характер носила война со стороны России;

Охарактеризовать ход военных действий на Восточном фронте;

Сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в войне.

б) развивающая: продолжить формирование умения высказывать собственное понимание вопросов и проблем, связанных с данной темой

в) воспитательная: стимулировать развитие глубокого и устойчивого интереса к истории

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Материальное оснащение урока : Карта, презентация, учебник «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, схемы

Межпредметные связи: «История России»

Ход и содержание урока:

1. Вводно-мотивационный этап.

1.1. Проверка учащихся группы

1.2. Сообщение цели и темы урока

2. Актуализация опорных знаний по теме «Страны Азии и Америки в конце XIX- начале XX века.»

Самостоятельная работа по вариантам

3. Изложение нового материала

2. Цели участников войны

3. «План Шлифена»

1. Причины и повод Первой мировой войны

Первая мировая война (1 августа 1914 г – 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело – развязывала национальную вражду, правящие круга все больше - больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро - венгерского престола эрц - герцога Франца - Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц - герцог был главнокомандующим армии Австро - Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц - герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро - венгерскому императору Францу - Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро - венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Исторический календарь .

28 июня 1914г- убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда

2. Цели участников войны

Страны Антанты

Франция - Ослабление Германии, возврат Эльзаса и Лотарингии

Великобритания - Ослабление Германии, захват ее колоний, сохранение первенства на море.

Россия - Усиление на Балканах, помощь Сербии, захват черноморских проливов.

Тройственный союз

Германия - Завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции, захват европейской части России, передел колоний.

Австро-Венгрия - Усиление позиций на Балканах, разгром Сербии, ослабление России.

Италия -захват Тироля и фр.колоний в Африке

Планы сторон

Германия - план «блиц-крига», сначало разгром Франции, затем России

Россия - основной удар по Австро-Венгрии

Франция - защита своей границы с Бельгией

Австро-Венгрия - война на 2 фронта: против России и Сербии

Англия - ограниченное участие в войне(чужими руками жар загребать)

3. «План Шлифена»

Мольтке Х.И.- начальник Генерального Штаба Германии.

Шлифен А.- разработчик плана молниеносной войны.

План Шлифена

1. Избавиться от войны на два фронта, не допустить затяжной войны, которая грозила Германии поражением, поскольку Германия уступала противникам в обеспеченности сырьём, продовольствием и людскими ресурсами.

2. Вторгнуться во Францию через Бельгию; Англия не окажет Франции серьёзной поддержки;

3. Одержать победу над Францией до осени, т.е. пока Россия не будет готова к боевым действиям;

4. Затем сокрушить Россию.

4. Главные фронты Первой мировой войны

Фронты Первой Мировой войны: в Европе, Закавказье, на Ближнем Востоке,

на Тихом океане, в Африке.

Война носила захватнический характер, со стороны России война тоже носила империалистический характер.

5. Военные действия с 1914-1918 годы

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики,Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Первая мировая война 1914-1918гг.

Дата

События

Сентябрь 1914г

битва на Марне. Переход к позиционной войне.

Октябрь 1914г

вступление в войну Турции. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье.

Май 1915г

вступление в войну Италии на стороне Антанты

Лето 1915г

великое отступление» русской армии на Восточном фронте

Октябрь 1915г

вступление в войну Болгарии

1915г

морская война с Англией(подлодки)

Февраль –март 1916г

Верденская мясорубка(1млн.солдат)

Июнь-август1916г

Брусиловский прорыв

Осень 1916г

битва на р.Сомма(танки)

Май 1916г

Ютландское морское сражение

Апрель 1917г

вступление США в войну

Август 1918г

массовое наступление Антанты на Западном фронте

6. Брестский мирный договор, Компьенское перемирие

3 марта 1918 года был подписан Брестский мир , согласно которому от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша и Прибалтика, но страна получила необходимую ей передышку

11 ноября 1918г- в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией.

7. Итоги Первой мировой войны

В Первой мировой войне участвовало 33 страны. (1,5 млрд.человек)

Распад империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской, Османской

Более 10 млн. погибших . Экономический кризис, голод, разруха во всех странах мира.

4 . Закрепление материала: Т естовые задания.

1 вариант

1. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

2. «План Шлиффена» предусматривал ведение:

Г) Коалиционной войны

3. В военно-политический союз Антанта не входила:

4. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

5. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

6. В Первой мировой войне принимали участие:

7. В Тройственный союз не входили:

8. Допиши определение

Аннексия – ………., …………. .территории чужого государства вопреки воле его населения

9. Какой регион называли в начале XX в. «пороховым погребом Европы»?

А) Польские земли, входившие в состав России; Б) Балканы; В) Германскую империю.

10. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

2 вариант

1.« План Шлиффена» предусматривал ведение:

А) Маневренной войны; Б) Молниеносной войны; В) Позиционной войны;

Г) Коалиционной войны;

2. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Франция

3. В Первой мировой войне принимали участие:

А) 23 страны; Б) 28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран

4. В Тройственный союз не входили:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия

5. Допиши определение

Аннексия- …………………………территории чужого государства вопреки воле его народа

6. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

А) Николай II; Б) великий князь Николай Николаевич; В) А. А. Брусилов.

7. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

8. В военно-политический союз Антанта не входила:

А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция

9. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

10. Австро-Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

5. Рефлексивно-оценочный: подведение итога урока, выставление оценок за урок

6. Задание на дом: «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, параграф 12, заполнить таблицу «Хронологические события войны"

Начало XX в. характеризуется обострением борьбы между странами за рынки сырья и сбыта товаров, за доминирование на международной арене. В связи с расширением экспансии Германии Россия и Великобритания в 1907 г. подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Вслед за «сердечным согласием» Франции и Англии в 1904 г. русско-английское соглашение привело к формированию русско-франко-английского союза, окончательно оформившегося в 1907 г. и получившего наименование Антанта . Европа раскололась на два враждебных лагеря - Тройственный союз (Германия, Италия, Австро-Венгрия) и Антанта (Франция, Англия, Россия). Началась Первая мировая война.

Причины первой мировой войны

  • Обострение противоречий между индустриальными державами из-за рынков сбыта источников сырья, сфер влияния.
  • Борьба за передел мира между Тройственным союзом и Антантой.
  • Стремление развитых стран к экспансии - территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социокультурному расширению.

Цели России в войне

  • Укрепление позиций России на Балканам в ходе оказания помощи славянским народам.
  • Борьба за контроль над черноморским! проливами.
  • Противодействие агрессии Австро-Венгрии, в отношении Сербии.

Повод к войне

28 июня 1914 г . совершено убийство наследника австро-венгерского престола эре-герцога Франца Фердинанда в Сараево боснийским гимназистом Гаврилой Принципом сербом по национальности.

Первая мировая война.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

1914 год

23 июля Австро-Венгрия при поддержке Германии обвинила Сербию в произошедшем убийстве и выдвинула ей ультиматум.
28 июля Австро-Венгрия заявила о невыполнении ультиматума и объявила Сербии войну.
30-31 июля В России началась мобилизация.
1 августа Германия в ответ на начавшуюся мобилизацию объявила войну России.
3 августа Германия объявила войну Франции.
4 августа В войну вступила Англия.
6 августа Австро-Венгрия объявила войну России.
Осень Проведён ряд боевых операций, захват Львова русскими войсками, разгром 2-й русской армии.
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — молниеносный и поочередный разгром Франции и России, 2) ни одна из сторон не добилась решающих успехов.

1915 год

В течение года Основные боевые действия перенесены на Восточный фронт, цель - разгром русских войск.
Весна - лето Осуществлён прорыв германских войск: русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, части Прибалтики, Украины и Белоруссии.
8 сентября Николай II принял на себя роль главнокомандующего.
К концу года Война на всех фронтах приняла позиционный характер, что было крайне невыгодно Германии. Немецкое командование решило вновь перенести свои усилия на Западный фронт, осуществив прорыв в районе французской крепости Верден.
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — вывести Россию из войны, 2) борьба приобрела позиционный характер на всех фронтах.

1916 год

13-16 февраля Русские войска заняли Эрзурум.
18-30 марта Проведена Нарочанская операция - наступление российских войск, не имевшее боевого успеха, но облегчившее положение союзников под Верденом.
22 мая - 7 сентября В ходе Брусиловского прорыва русских войск на Юго-Западном фронте армии Австро-Венгрии и Германии потерпели поражение.
В течение года Германия потеряла стратегическую инициативу.
Итоги: 1) наступление русских войск спасло французскую крепость Верден, 2) Германия утратила стратегическую инициативу, 3) Румыния выступила на стороне Антанты.

1917-1918 гг.

Зима 1917 г. Проведены Митавская и Трапезундская операции.
18 апреля 1917 г. Опубликована нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюкова о верности России союзным обязательствам. Документ адресован правительствам стран Антанты.
7 ноября 1917 г. Октябрьская революция в России. Пришедшие к власти большевики немедленно приняли Декрет о мире.
15 декабря 1917 г. Советская Россия подписала сепаратное перемирие с Германией и Турцией.
18 февраля 1918 г. Наступление австро-германских войск по всему Восточному фронту после отказа наркома иностранных дел советского правительства Л. Д. Троцкого согласиться на ультиматум немцев.
3 марта 1918 г. Заключён Брестский мир между Советской Россией и центрально-европейскими державами (Германией, Австро-Венгрией), Турцией.
Итоги: 1) русская армия полностью деморализована, народ требует мира, 2) 20 ноября (3 декабря) 1917 г. взявшие власть большевики начали переговоры о мире, а 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир.

Итоги войны для России

  • Российская империя потеряла Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину и часть Белоруссии (территории отходили Германии, некоторые из них были формально провозглашены независимыми).
  • Россия уступала Турции Карс, Ардаган, Батум.
  • Германии выплачивалось 6 млрд марок контрибуции.

Влияние войны на российское общество

В начале военных действий страну захватила волна патриотизма. Но после первых поражений русской армии значительная часть общества осознала бесперспективность войны для России.

Первая мировая война сильно осложнила жизнь людей. Ориентация промышленности на военные заказы привела к нехватке товаров потребления, что вызвало значительный рост цен на них. Кроме того, загруженность железных дорог военными перевозками вела к перебоям в поставках продуктов в крупные города.

К 1916 г. вновь набрало силу забастовочное движение, причём наряду с экономическими требованиями звучат и политические. Из-за тяжёлого экономического положения крестьяне не хотели продавать продукцию сельского хозяйства, предпочитая дождаться лучших времён. К концу 1916 г. в 31 губернии правительство было вынуждено ввести продразвёрстку - принудительную сдачу хлеба по твёрдым ценам.

Начиная с прошлого года, 1 августа отмечается как День памяти русских воинов, погибших в Первой мировой войне. Более трёх миллионов наших соотечественников погибло в страшной войне. Сегодня память о трагических событиях прошлого столетия должна помочь извлечь необходимые уроки. Какие именно - «Парламентской газете» рассказали парламентарии.

Вопрос недели: каковы уроки Первой мировой войны?

Владимир Комоедов, председатель Комитета Госдумы по обороне, фракция КПРФ:

Самый главный урок: лучше плохой мир, чем хорошая война. Для России Первая мировая война, которую мы по большому счёту выиграли, обернулась страшной бедой. Эта война развалила нашу страну: ушли страны-сателлиты, мы отдали Прибалтику. Брестский мир и другие соглашения заложили мину замедленного действия, которая называется «ленинская национальная политика». В результате эта мина рванула в 1991 году. К сожалению, последствия всего этого мы наблюдаем до сих пор.

Первая мировая война вскрыла серьёзные пороки власти, которая правила страной на тот момент. И эти пороки соединились с беспринципной политикой так называемых «партнёров» Российской Империи, которые сотрудничали с Россией, но работали против неё. В итоге наша страна понесла самые большие потери: человеческие и материальные. Англия добилась тех целей, которые ставила перед собой в первой мировой войне. Им не нужна была сильная Россия.

Мы сейчас находимся на пороге Третьей мировой войны, когда многие страны объединились против нас, потому что видят: Россия поднимается. Нашу страну снова хотят ослабить, и провоцируют. Нас очень хотят втянуть в войну, делают всё для этого. Нашли страну, которая наиболее близка к нам по духу, менталитету и крови, задурили людей, отыскали предателей национальных интересов. Сегодня в гражданской войне уничтожают братский украинский народ, людей настраивают против России. В конечном итоге в разрухе на Украине обвинят Россию.

Михаил Заполев, член Комитета Госдумы по международным делам, фракция КПРФ:

Урок один: не допустить повторения той войны. 27 июля 1914 года люди жили в мире, а 28 июля началась война. Всё может произойти неожиданно. По телевидению идёт документальное кино о Первой мировой войне: показывают, что было: сражения, взрывы, военные марши и переговоры. Разве это главное? Главное - сказать людям, что мы сегодня находимся на пороге примерно такой же ситуации. Имена другие, а предвоенные события повторяется. Отовсюду должен звучать призыв к недопущению новой войны.

Ярослав Нилов, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

После окончания войны и подписания Версальского договора на Германию был наложен ряд ограничений. В том числе им нельзя было иметь свою военную технику, готовить военных специалистов. В России, в Липецкой области была военная лётная школа, где готовили немецких асов, в том числе и Геринга. А потом эти асы бомбили Советский Союз в 1941 году. Мы помогали тем, кто потом на нас напал. И это должно было послужить для нас уроком. До недавнего времени мы оказывали помощь Украине, продавали льготный газ, это были наши братья, а теперь оказывается, что Россия для Украины стала врагом, и они обстреливают наши приграничные территории.

Участие России в Первой мировой войне подготовило почву для революции 1917 года. В армии зрело недовольство, было негативное отношение к власти, людям не хватало продовольствия.

Первая мировая война во многом породила фашизм в Европе. Адольф Гитлер участвовал в боевых действиях, затем в Мюнхене начали появляться различные левые коммунистические движения, и у Гитлера и его соратников было понимание того, что Версальский договор был губительным для Германии. На волне недовольства итогами войны началась развитие фашистской идеологии. Германия тогда находилась в серьёзном экономическом кризисе, и финансовая помощь из Америки позволяла нацистской партии быстро крепнуть и развиваться. При этом Америка была союзником Советского Союза. Развитие фашизма в Европе привело к началу Второй мировой войны.

Сейчас ситуация в мире нестабильна, и от любой спички может вспыхнуть большой пожар, так же как и в начале двадцатого века. Важно не допустить повторения тех событий.

Илья Дроздов , член комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР:

Судя по последним событиям, большинство стран никаких уроков из Первой мировой войны не извлекли. Ситуация вновь на грани очередной войны, которая вполне может перерасти в Третью мировую. Если вспоминать события вековой давности, то тогда единственной страной, нажившейся на кровавой бойне стала США. Сегодня ситуация повторяется. Американцы вновь «рулят» из-за океана, стравливают Европу и Россию. Это факт. Остается только добавить, что Россия войн не проигрывает и достаточно сильна, чтобы защитить себя и своих граждан. Поэтому попытки американцев так и останутся их попытками.

Олег Нилов, член Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция «Справедливая Россия»:

Эти уроки есть, но они в течение XX века так и не были усвоены человечеством. В первую очередь, никакая война не приносит победы и удовлетворения. Результат всего один - миллионные жертвы, которые и являются главным укором всем военным стратегам. Но повторения этих преступных ошибок возможны, для этого есть все фундаментальные основы, они заложены в основы бюджетной политики финансирования военно-промышленного комплекса любого государства. Это и есть самый печальный вывод на сегодняшний день.

Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:

- Основным уроком должно стать понимание того, что за прошлый век наша страна растеряла огромное количество друзей. Единственным верным России государством осталась Сербия. Многие страны, которые в Первую мировую войну были на стороне сербов, впоследствие, уже объединившись в НАТО, бомбили Белград. И только Россия не предавала.

Напомню, что советская история умалчивала об основных итогах и последствиях Первой мировой, поэтому на территории нашей страны не было создано достойных памятников той великой войне, что тоже является уроком, но сегодня мы сделали из него выводы и постепенно исправляемся.

Дмитрий Саблин,

Самый главный урок состоит в том, что стало очевидно: внешние враги России не страшны, ей страшны враги внутренние. Эти предатели могут развалить страну изнутри. О Первой мировой войне можно говорить много. Но самое главное, что нельзя пускать на самотёк - борьба с внутренними врагами и во власти, и в строю.

Валерий Шнякин, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

- Первый урок, самый основной, заключается в том, что нужно помнить свою историю и ту трагедию, которую пережила Россия. Далее, нельзя забывать о том, что Первая мировая война, фактически, привела к Революции. Если бы она не произошла, неизвестно, кто и кому сегодня диктовал бы в мире условия. Я полностью согласен со словами Аркадия Столыпина о том, что нам не нужны революции и потрясения, а нужна великая Россия. И нужно об этом помнить. Но, к сожалению, ни Первая, ни Вторая мировые войны не научили политиков и государственных деятелей учиться на своих ошибках.

Подготовили Мария Соколова, Ксения Редичкина