Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культура и политика

1. Понятие культуры

Слово«культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом - о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, чтокультура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или выделения совокупности признаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению феномена культуры (1, С. 147).

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает своего рода итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношении. Его главные проблемы -- понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость (3,С. 69).

В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно -- к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы.

Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Тем самым культура есть способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, она понимается как «технология производства и воспроизводства человека и общества», своего рода «ген» жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе (5, С. 78). Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами, образующими культуру. С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.

При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод, как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. Здесь подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания рассмотрения роли знаковых систем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу (6, С. 17).

При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» -- носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т. п.), но без учета личного фактора.

При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе (5,С. 98).

При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В неогуманистических концепциях культура рассматривается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей, универсальности. Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждой из них обращено внимание на существенную сторону культуры.Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.

2.Культура и сферы человеческой деятельности

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен - политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются, прежде всего, чувственно,в их внешней выразительности.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы (1,С. 153).

Существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д.), отражающих многообразие форм деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя - человека.

Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традициейи, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке (3, С. 69).

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер.Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.

Таким образом, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость в культуре -- это традиция: элементы культурного наследия -- идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.-- сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память (2, С. 34).

Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры.

Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Будем надеяться, что, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса.

культура политика общество

3. Культура и политика. Влияние культуры на политику

Культура сопутствует человечеству на всем протяжении его исторического пути. С исторической точки зрения, политика - явление более позднего периода общественного развития.

В разные времена отношения между культурой и политикой складывались по-разному.

Пожалуй, лишь в марксистской доктрине делается наиболее рельефный прогноз отношений между политикой и культурой. Согласно ей, пространство политики будет, постоянно видоизменяясь, сворачиваться, - в связи с исчезновением при коммунизме государства как института, - а пространство культуры непрерывно расширяться, заменяя своими специфическими способами регулирования социальных отношений способы чисто политические. Под такого рода специфическими способами регулирования понимаются знания, нормы, ценности, воспроизводимые в обществе через систему образования, музеи, театры, кинематограф, книги, средства массовой коммуникации, праздники, язык и т.д. в отличие от политических способов, реализуемых с помощью партий, госаппарата, суда, полиции, службу безопасности, армию, тюрьмы и пр. (1,С. 183)

В каком-то смысле получается, что Человек Культуры, Человек Будущего стоит вне политики по определению. Конкретно - исторически, конечно, преждевременно говорить об актуальности постановки проблемы в таком аспекте в силу существующей социально-экономической дифференциации, как всего человечества, так и отдельных типов общества.

Вместе с тем политологи сегодня уже не могут игнорировать культурологического аспекта функционирования общества в целом и политической сферы жизни в частности. И дело не в том, что очень часто упрощенно понимают политику как "дело грязное", замешанное на насильственных методах, а культуру как нечто "сеющее разумное, доброе, светлое" (5, С. 56).

Заблуждение, кроящееся в формулировании оппозиции "культура-политика" на таком основании, базируется на недопонимании того, что и культура, в свою очередь, может заключать в себе репрессивное начало, если она складывается как монополия знаний, норм и ценностей, обслуживающей существующий истэблишмент. Такая ситуация характерна, например, для тоталитарных режимов, жестко регулирующих информационные и межкультурные потоки. Чрезмерная монополизация системы социальной регуляции может возникать и в рамках демократических режимов. То есть характер самого политического режима не является гарантом культурного плюрализма, а лишь указывает на масштабы его границ и динамику поступательного развития общества.

Культура и политика взаимодействуют между собой как регуляторы жизнедеятельности общества. Политика может прибегать и к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре: столкновение христианства и язычества, колонизаторский опыт ассимиляции, большевистская политика 20-х годов, ставящая в жесткие идеологические рамки деятелей культуры и т.д.

Культура, в свою очередь, не оставаясь "беззубой", воздействует на политику через критику, духовные принципы, мировоззренческие представления, ценности, традиции. Политики, не учитывающие культурологический аспект в своей деятельности, обречены.

Выбор пути, политической системы, стоящий перед обществом, непосредственно связан также скультурной и цивилизационнойсамоидентификацией (самоопределением).

Россия в конце XX столетия решает ту же проблему: каким путем идти, какие политические механизмы использовать для достижения целей модернизации? "Взять все лучшее" у Запада и применить к своей ситуации не удастся в силу социокультурных особенностей российского образа мысли, традиций русской культуры. Каждый народ должен пройти свой путь с учетом культурных традиций. Баланс мирового опыта развития и особенностей национально-культурных традиций определяет, в конечном итоге, успешность процесса модернизации общественной жизни.

Религиозная культура, религиозные традиции непосредственно результируют в политической сфере общественной жизни. Говоря об "исламском факторе", мы вспоминаем иранскую революцию с ее лидером аятоллой Хомейни, события в Афганистане, пакистанско-индийский конфликт, Югославию, Чечню. Ислам становится одним из мобилизующих факторов нации, народа в культурной самоидентификации в контексте претензий на политическое самовыражение (5, С. 58).

Европа стала свидетельницей религиозных войн. Походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь - эти страницы истории хорошо знакомы.

В условиях идеологического вакуума, идеологического плюрализма может усиливаться роль религиозного фактора как мобилизующего и столь необходимого политикам для реализации своих программ или даже просто для улучшения своего имиджа. Так, позиция Ватикана, скажем, по вопросу об абортах, не может игнорироваться политическими лидерами Италии, если они не хотят лишиться поддержки изрядной доли электората.

Культурные традиции зачастую самым парадоксальным образом опосредуются политикой. В 70-е годы в Заире членом Народной партии вслед за отцом, матерью, братьями и сестрами становился каждый новорожденный, исходя из живучих традиций родоплеменной организации общественной жизни этой африканской страны: если ты из нашего племени - значит ты член этой партии. Каждый получал значок с изображением своего вождя, т.е. лидера партии. В политической картине Африки, истоках многих возникающих там кровопролитных столкновений, трудно разобраться без учета действия данного фактора.

Столкновение различных культурных систем может принимать межгосударственную или внутригосударственную окраску, может глобализироваться или иметь локальный характер. Таким образом, заявляет о себе ислам, являясь политикообразующим фактором или в рамках одного государства или в межгосударственных отношениях. Примером другого рода являются отношения Восток-Запад, как отношения цивилизационных систем во многом с не совпадающими основополагающими культурными ценностями. Развивающийся капитализм XIX столетия в своей колонизаторской практике зачастую исходил из представлений о местном населении как о варварах, дикарях, которых необходимо "окультуривать". Навязывание стандартов и ценностей чужого образа жизни не могло не встретить сопротивления, со временем политизированного в виде национально-освободительных движений и революций.

Этнографы, социологи (Н.Миклухо-Маклай, Дж. Фрезер, М. Мид и др.) своей исследовательской работой по изучению культуры первобытных народов, аборигенов внесли огромный вклад в просвещение самих "просветителей", и в формирование общественного мнения. Гуманистический пафос их трудов состоит в указании на самоценность любой, даже самой небольшой, культурной системы как частички разноликого человечества, понимании того, что мировая культура существует благодаря такому разнообразию, недопустимости их унификации в угоду политической конъюнктуры (4,С. 97).

Идея эпохи Просвещения о благородном политике, "просвещенном монархе" в XX веке начала осуществляться в виде системы специальной подготовки образования будущей политической элиты. Впервые в истории человечества общество стало целенаправленно прилагать усилия в подготовке политических лидеров, учить политической деятельности. Культура через систему образования напрямую начинает оказывать влияние на кадровую политику, систему продвижения политических лидеров, цивилизованность политических отношений. Образовательный ценз сегодня во многом является определяющим профессиональную пригодность к политической деятельности того или иного кандидата в глазах электората, гражданского общества в целом.

Одним из знаменательных итогов XX столетия является то обстоятельство, что в современном мире культурная политика составляет неотъемлемый атрибут политики любого государства.

Еще в XVIII веке государство не имело регулярной полиции, армии, базировалось на исключительном праве мужчин участвовать в выборах. В XIX в. государство не имело в своей собственности фабрик, заводов, не содержало университетской системы образования, не отвечало за национальную экономическую политику или за качество системы снабжения.

Сегодня мы наблюдаем процесс, как культура из прерогативы отдельного индивида становится предметом, за состояние дел которого публичную ответственность несет и государство.

По-разному в разных странах решались и решаются эти задачи. Большевистская культурная политика 20-х годов, идеи Мао-Цзедуна, известные как культурная революция (перестройка системы производства, распространения и использования культурных ценностей, изменение функций, содержания и форм культуры, обусловленное революцией в экономической и политической системе), - являют собой пример жесткой политизированности культуры в целях "революционного преобразования" общества.

Декрет Совета народных комиссаров "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", подписанный Лениным 26 декабря 1919 г., излагал сначала цель: "предоставление всему народу возможности сознательного участия в политической жизни страны", а затем и средства: "Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет,не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте..." Параграф 8 декрета предупреждал: "Уклоняющиеся от установленных повинностей... привлекаются к уголовной ответственности".(2, С. 61)

"Восстание парижского пролетариата с захватом власти произошло 18 марта 1871, а пала Парижская Коммуна 22 мая того же года. Как долго просуществовала она?" Автор методики добавляет: "Естественно, что в этом случае арифметика перестает служить оружием в руках буржуазных идеологов". Досталось даже Бабе-Яге, "хозяйке леса и зверей", изображавшейся как настоящий эксплуататор, угнетающий своих слуг-зверей.

Вся мировая культура рассматривалась через идеологическую призму с определенной классовой позиции. Политически оформлялось "закрытое общество", ориентированное на мировую революцию.

Ни в Китае, ни в России эта политическая доктрина не выдержала испытания временем. Культура, следуя своим законам, вновь заставила вернуться к поиску механизмов, отвечающих законам разнообразия в единстве, динамики через взаимодействие и взаимообогащение.

"Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету", - говорил И. Геббельс, министр информации и пропаганды в гитлеровской Германии. За словами последовали дела: жгли книги И. Гете, Г. Гейне, Ф. Шиллера Вызов, брошенный фашизмом Культуре, Человечество огромной ценой преодолело, отстояв право каждого Человека на движение к Свободе через Красоту.

Идеологизированность отношений политики и культуры в годы "холодной войны" (40-е - 60-е гг. XX в.) не способствовала развитию межгосударственных, межкультурных отношений.

Увлечение молодежью музыкой Биттлз политизировано рассматривалось тогда как "влияние буржуазной пропаганды", а гастроли Большого театра за рубежом, - в свою очередь как "демонстрация достижений советского образа жизни".

В исламских государствах очень жестко регулируются процессы потребления и воспроизводства культурных ценностей. В Иране, например, к таким вопросам относится даже женская мода (длина юбки, ношение чадры, допустимая степень обнаженности тела и пр.). Западная рок-музыка здесь расценивается с позиций тлетворного влияния на молодежь и не поощряется духовными руководителями этой страны.

Современный мир в культурном отношении становится более интегрированным, менее разобщенным не в последнюю очередь под воздействием средств массовой коммуникации и информации, а также процессу демократизации образования. Знакомство с культурами других народов, понимание особенностей их образа мышления помогает осознать единство человеческого рода во всем многообразии его проявлений как особо значимую ценность планетарного масштаба.

Культура показывает свою самодостаточность в отношении государства, определяя действие интегрирующих или дезинтегрирующих тенденций в рамках его границ. Разнородность культур явилась фактором распада Османской империи, Британской империи, Югославии, Чехословакии, СССР. Напротив, в Италии и Германии XIX в., Германии XX в. культура выступила интегрирующим основанием для национального воссоединения.

В отличие от государства, культура не нуждается в границах, политической независимости. Многие народы по политическим причинам оказываются разбросанными по всему миру, но они организуются через землячества, национальные школы, диаспоры, поддерживают связи с соотечественниками, не желая терять культурной самоидентификации,

Список использованной литературы

Кин Ц. Политика и культура: уроки истории // Вопросы литературы.- 1991. - №1. С. 146-191.

Культурология. Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

Плиев А. Политика и художественная культура. // Вопросы литературы.- 1989. - №10. С. 67-87.

Политическая социология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Сморгунов Л. Политология. - СПб.: Питер, 1995.

Ширяев Л.А. Политика и судьбы отечественной культуры // Диалог. - 1998. - №7. С. 16-18.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Взаимосвязь культуры и общества. Анализ основных подходов к пониманию культуры и ее функций. Социальные функции культуры. Совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культурные различия и взаимопонимание между людьми.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Понятие о культурных процессах (прогресс, кризис, застой, регресс). Культурные процессы - изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Наука в системе культуры. Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Понятие культуры. Социализация - функция культуры. Отбор культурных форм. Общие черты различных культур. Этноцентризм и культурный релятивизм при изучении культуры. Культура как основа общества. Структура культуры. Роль языка в культуре и жизни общества.

    реферат , добавлен 12.11.2003

    Культура как одно из древнейших явлений человеческой жизни. Этапы становления древнейшей культуры, характерные особенности искусства на самых ранних стадиях человеческой цивилизации. Материальная культура первобытных людей, анализ архаичной культуры.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Ранние и поздние исторические слои этноса. Структура национальной и мировой культуры, ее социальное влияние на человека и общество.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    творческая работа , добавлен 01.05.2009

    Происхождение и смысл термина культура. Культура как необходимое условие человеческой жизни. Характеристика пранародов, культурных народов. Методы постижения смысла истории. Многообразие локальных цивилизаций. Возможности будущего славянской культуры.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Культурные нормы и их соблюдение. Функции, классификация, основные виды культурных норм. Привычки и манеры, этикет, обычаи, традиции и обряды, церемония и ритуал, нравы и запреты, закон и право, верования, знания и мифы. Нормативная система культуры.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Чебаркульский профессиональный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема учебного занятия:

Политическая культура

(Размышления о времени и о себе)

Горюнова Нонна Петровна

2015, Чебаркуль

Тема учебного занятия:

Политическая культура. (Размышления о времени и о себе).

Время, предусмотренное на учебное занятие - два академических часа.

Цели учебного занятия:

1. Дидактическая.

Сформировать знания:

О типологии политической культуры,

О причинно - следственной взаимосвязи между политической культурой граждан РФ и особенностями современного российского общества.

2. Развивающая.

Способствовать развитию умений: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, конструировать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, формулировать собственные суждения, оценивать работу своих товарищей.

3. Воспитывающая.

Способствовать воспитанию способности проявлять в деятельности

следующие профессионально важные личностные качества:

активность гражданской позиции, коммуникабельность, критическое отношение к социально – политической действительности, тактичность и деликатность при оппонировании собеседнику.

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала.

Внутрипредметные связи: темы «Деятельность и мышление»,

«Философские представления о социальных качествах человека».

Межпредметные связи: дисциплина – история,

тема «Российская Федерация на современном этапе».

Материально-техническое и дидактическое оснащение: учебные пособия, памятки по работе в группах; карточки-подсказки, оценочные таблицы; АРМ, ЦОР.

Методы и приемы в соответствии с уровнями усвоения материала обучающимися:

I УРОВЕНЬ (микрогруппы № 1, 2, 3)

информационно – знаковый, объяснительно - иллюстративный: рассказ, беседа;

II УРОВЕНЬ (микрогруппа № 4)

отражательно-преобразующий, репродуктивный: работа по алгоритму, выполнение практических заданий;

III УРОВЕНЬ (микрогруппа № 5)

духовно - практической деятельности: анализ, эвристическая беседа, обобщение, рецензирование;

частично – поисковый: решение нестандартных ситуационных задач.

Модель обучения: развивающая

Технология: ролевое моделирование

Учебно-методическое и информационное обеспечение

К данному занятию обучающиеся должны выполнить опережающее домашнее задание - самостоятельно ознакомиться с содержанием темы «Политическая культура» и составить развернутый план ответа. Задание выдается за 10 дней до дня проведения занятия.

Выполнение домашнего задания должно осуществляться в соответствии со следующим планом:

1. Понятие «политическая культура» и его содержание.

2. Типы «политической культуры».

3. Особенности политической культуры в России.

При выполнении домашнего задания обучающимся рекомендуется воспользоваться:

ЦОРом, который преподаватель со своего компьютера переносит на электронный носитель каждого обучающегося,

Учебной литературой:

Боголюбов Л. Н. Обществознание М., 2013 с.262-272;

Козырев Г.И. «Основы социологии и политологии» М., 2010 с. 186-190;

Барышева А.Д. «Политология. Курс лекций» М., 2010 с.124-130.

Ресурсами Интернета

http ://el /integrum .ru /

http ://www .machaon .ru /hist /

http ://hronograf .narod .ru /main .html

http ://www .russ .ru /antolog /

http ://www .afghanwar .spb .ru :8101/

http ://www .cossaks /info /

http ://soyuzssr .narod .ru /obsssr .html

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1.1. Организационный момент: проверка готовности обучающихся к занятию, проверка посещаемости.

1.2. Целевая установка.

Мотивация целей (формирование познавательных потребностей)

Сообщение преподавателя. В настоящее время является очевидным, что фактические результаты реформ, проведенных в РФ после распада СССР, оказались далеки от желаемых. Общество столкнулось с рядом непредвиденных проблем. Одна из причин этих проблем, кроется в особенностях российского общества, на протяжении всей своей истории развившегося в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, следовательно, не имевшего политико-правовых возможностей для формирования полноценного гражданского общества. Сегодня такие возможности впервые есть, и многие граждане не только интересуются политикой, но и проявляют политическую активность, тем не менее, у большинства уровень политической грамотности невысок и именно это обстоятельство является одной из причин различных социальных проблем.

Почему:

1) граждане по-разному относятся к выборам: одни приходят на избирательный участок, другие нет, а есть и такие, которые приходят с целью нарушить общественный порядок,

2) молодые люди по-разному относятся к ветеранам войны: одни проявляют уважение, другие равнодушие, а порой и цинизм.

3) граждане по-разному относятся к беженцам: одни чувствуют чужую боль как свою, другие нет.

1.3 Постановка дидактической цели урока совместно с обучающимися.

Чем объясняются различия в политическом поведении граждан в указанных ситуациях?

Оказывает ли влияние политическое поведение граждан страны на деятельность национального правительства и политический режим?

Завершает беседу преподаватель совместно с обучающимися формулируя дидактическую цель учебного занятия.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

2.1.Объяснение нового материала с применением ЦОР.

2.2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученных опорных знаний, подготовка обучающихся к исполнению игровых ролей.

Разделение учебной группы на микрогруппы осуществляется посредством следующего методического приема: преподаватель последовательно задает указанные ниже вопросы всем обучающимся. Желающие ответить поднимают руку. На вопрос могут последовательно отвечать несколько обучающихся, уточняя правильный ответ. Каждый ответ преподаватель оценивает жетоном. Каждый обучающийся должен заработать и получить на руки только один жетон.

Подготовлены жетоны пяти цветов, причем каждый цвет символизирует определенную оценку: красный -1 балл, синий -2 балла, зеленый -3 балла, желтый - 4 балла, бежевый -5 баллов. Преподаватель учитывая психолого-педагогические требования, не сообщает обучающимся какое количество баллов заработают они, получив жетон, того или иного цвета.

Когда каждый обучающий получил жетон, преподаватель, руководствуясь разноуровневым подходом в обучении, формирует пять микрогрупп, в зависимости от цвета полученных жетонов:

красный - микрогруппа № 1,

синий - микрогруппа № 2,

зеленый - микрогруппа № 3,

желтый - микрогруппа № 4,

бежевый - микрогруппа № 5.

Вопросы и задания: (как аукцион):

1. Дайте определение понятию «политика».

(Политика – это деятельность по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации общественно – значимых потребностей людей).

2. Какова структура политики?

(Политические организации, политическая деятельность, политические отношения, политический интерес, политическое сознание).

3. Дайте определение понятию «политическое поведение».

(Качественная характеристика политической деятельности, т.е. поведение человека при участии в том, или ином политическом событии).

4.Что определяет политическое поведение человека или социальной группы? (Политическое сознание).

5. Раскройте содержание понятия «политическое сознание».

(Система знаний, оценок, чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики отдельными людьми или социальными общностями).

6. Объясните, что такое «интересы субъектов политики».

(Это, прежде всего, интересы определенных социальных групп причем каждая социальная группа стремится обеспечить себе такие общественные условия, которые делают более доступными для неё материальные и духовные блага, более полное удовлетворение потребностей, входящих в эту группу людей. В повседневном общении выражение «интересы субъектов политики» часто заменяют словосочетанием «политические интересы»).

7. Широко известно выражение «Политика – дело грязное». Как соотносятся между собой политика и мораль? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью?

(Мораль и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления различаются. Мораль опирается на убеждения, а критерием оценки проступка является совесть или порицание окружающих. Политика опирается на использование принудительных мер, а критерием оценки проступка является суд. Мораль имеет ценностно - нормативную основу, а в основе политики лежат интересы различных социальных групп, которые трансформируются в законы. При этом правящая элита может навязывать обществу законы, которые защищают интересы самой элиты и ущемляют потребности других. Там, где власть политиков не ограничена со стороны общества, может иметь место аморальная политика элиты. Следовательно, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью, политическая власть должна находиться под контролем гражданского общества).

8. Назовите ведущие демократические ценности.

(Правовое государство, гражданское общество).

(Это общество, в котором сформированы негосударственные отношения и институты выражающие разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи и отношения между людьми, взаимодействующими как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнёры).

Обобщение преподавателя . Итак, неотъемлемой чертой каждой человеческой личности является политическая культура. Даже если человек далек от политики, совсем не интересуется политическими событиями в стране и мире, то он все равно обладает определенным

Людей с идентичными типами политической культуры можно обозначить как отдельные социальные группы. Сегодня мы попробуем примерить роль представителей той или иной социальной группы на себя.

2.3 Ориентировочные основы действий (ООД)

Преподаватель объясняет содержание и правила игры, знакомит с раздаточным материалом, оценочной таблицей.

Сообщение преподавателя . Собравшиеся в этой аудитории, играют роль всех граждан РФ. Все общество нашей страны (т. е. учебную группу) мы условно разделили на три социальные группы. Соответственно, игровые роли первой, второй и третьей микрогрупп заключаются в том, что обучающиеся-представители каждой микрогруппы исполняют игровые роли граждан с разными типами политической культуры и в своем устном выступлении должны отразить политические взгляды, ценности, убеждения, представления людей именно той социальной группы, тип политической культуры, который указан в листе – подсказке.

При подготовке к выступлению предлагается воспользоваться листами – подсказками, схемами, текстом учебного пособия. Вопросы, содержащиеся в листе – подсказке носят рекомендательный характер, т. е. необязательно отвечать на каждый вопрос, ответ также может содержать дополнительную информацию.

2.4 ФОРМИРОВАНИЕ ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 В ПРОЦЕССЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Подготовка микрогрупп к выступлению.

Участникам игры предлагается пересесть на другие места, объединившись в микрогруппы в зависимости от цвета полученных жетонов (белые с белыми, красные с красными и т. д.)

Преподаватель сообщает, что те микрогруппы, которые наиболее быстро и дисциплинированно проведут этот этап, получат 1 дополнительный балл.

Участники игры пересаживаются, сформировав микрогруппы.

Преподаватель знакомит участников с «гостями»:

У нас сегодня присутствуют специалисты, изучающие общество. Это «социологи»

(микрогруппа № 4). Мы пригласили их с той целью, чтобы они определили типы политической культуры социальных групп представленных участниками игры;

«политологи» (микрогруппа № 5). Мы пригласили их с той целью, чтобы они, проанализировав состояние политической культуры граждан РФ сегодня, высказали собственные суждения о её особенностях и проблемах с ней связанных.

Кроме того, «политологам» предоставлена почетная обязанность - оценить работу 1- 4 микрогрупп по критериям, указанным в оценочной таблице и мотивировать свои оценки, а работу «политологов» мы оценим открытым общим голосованием всех присутствующих в аудитории (голосование за оценки 3, 4 или 5).

Игровые роли:

Микрогруппа № 1 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным патриархальным типом политической культуры.

социальной группы.

Микрогруппа № 2 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным подданическим типом политической культуры.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 3 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированной демократической политической культурой.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 4 - «социологи» исполняют роль экспертов.

Они определяют типы политической культуры, представленные в выступлении

каждой микрогруппы, характеризуют их.

Микрогруппа № 5 – «политологи» исполняют роль аналитиков: они анализируют и обобщают прозвучавшую информацию, вносят собственные предложения и рекомендации по дальнейшему развитию демократическойполитической культуры в России, делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества.

Перед началом работы каждая микрогруппа выбирает спикера.

Он руководит работой микрогруппы.

После завершения выступлений и оценки «политологами» работы микрогрупп,

каждому спикеру предоставляется право по своему усмотрению добавить 1 балл к оценке рекомендованной «политологами» одному участнику своей микрогруппы или снять 1 балл с одного учасника своей микрогруппы. После завершения игры он подает список фамилий своей микрогруппы с оценками преподавателю.

Микрогруппы готовятся к выступлениям, в которых должны отразить «собственную» политическую позицию с учетом правил игры.

Выступления микрогрупп.

Последовательно выступают с сообщениями микрогруппы №№ 1, 2, 3.

После каждого выступления любой участник игры может задать выступавшим вопросы, если их политическая позиция представляется не совсем понятной.

На основании выступлений микрогрупп №№ 1,2,3 «социологи» в своих выступлениях делают выводы, какой тип политической культуры представила каждая из микрогрупп. Сообщают, что данные типы в чистом виде встречаются редко т. к. на их формирование оказывают влияние различные факторы. Перечисляют факторы, оказывающие влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера и т. п.).

Затем «политологи» в своем выступлении указывают объективные исторические причины, под влиянием которых формировалась политическая культура граждан РФ, высказывают свои точки зрения на проблему развития политической культуры граждан России, указывают её особенности. Они определяют, как влияет преобладающий тип политической культуры граждан на решение основных задач, которые стоят сейчас перед РФ в области внутренней политики, устанавливают логическую связь, отражая критическое отношение к действительности на основе, понимания важности преобладания демократического типа политической культуры, у большинства граждан РФ для дальнейшего развития гражданского общества в России; предлагают методы формирования демократического типа политической культуры и делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества в России.

Все участники имеют право задавать вопросы «социологам» и «политологам», уточнять их позиции, участвовать в обсуждении спорных моментов.

2.5 Закрепление компетенций. Рефлексия.

Заключительная беседа.

Всем обучающимся предоставляется возможность (по желанию) выступить и отразить свои знания на высоком уровне.

В своем выступлении им необходимо сравнить мнения политологов, сформулировать собственную точку зрения, указав пути преодоления обсуждаемых проблем.

Обобщение преподавателя.

Известно, что только при наличии гражданского общества с высокой п к возможно успешное функционирование федеративного демократического государства. Одним из важнейших условий формирования гражданского общества и решения многих социальных проблем, является высокий уровень развития политической культуры граждан и именно к такому уровню нам в России необходимо стремиться.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

3.1 Выставление отметок .

Оценка работы микрогрупп №№ 1, 2, 3, 4 осуществляется микрогруппой № 5 - по пятибалльной системе с учетом критериев, указанных в оценочной таблице.

Отметки, полученные каждой микрогруппой, суммируются – получается итоговое количество баллов. Это количество делится на 5 оценочных критериев – получается рекомендуемая итоговая отметка. Таким образом, микрогруппа № 5 выставляет рекомендуемую итоговую отметку как среднеарифметическую. Отметки выставляются в таблицу и передаются спикеру. Спикер снимает или добавляет 1 балл «балл спикера» одному из игроков своей микрогруппы в соответствии с условиями игры, затем сдает преподавателю список своей микрогруппы с отметками.

Работа микрогруппы № 5 оценивается открытым голосованием всех остальных обучающихся за предложенные преподавателем варианты «3»,«4» или «5». Преподаватель имеет право на собственную корректировку отметки, и в этом случае обязательно мотивирует свое решение, указав, что необъективность отметки, выставленной самими обучающимися в данном случае иллюстрирует явление политической тенденциозности, часто имеющей место при оценке деятельности политиков коллегами и гражданами.

3.2 Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Напишите мини-сочинение на тему: Политическая культура граждан РФ

в условиях современного российского общества.

Завершите свое сочинение ответом на вопрос: Какие средства и методы повышения уровня политической культуры граждан России, предложили бы лично вы ?

3.3 Подведение итогов занятия.

Преподаватель сообщает о достижении целей занятия.

На основании заключительной беседы с обучающимися преподаватель делает вывод,

о том насколько в процессе изучения темы их интерес к политической сфере общества повышается.

Преподаватель спрашивает:

Что понравилось обучающимся в процессе занятия,

Что обучающиеся предложили бы изменить на последующих занятиях. Благодарит за ответы.

Приложение 1

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

микрогруппа

микрогруппа

3 микрогруппа

4 микрогруппа

1. Полнота отражения содержания

2. Аргументированность изложения

3. Логичность изложения

4. Коллективность работы

5. Корректность поведения

Итоговая оценка

Приложение 2

Карточка подсказок для микрогруппы №1 «Граждане»

патриархальный тип политической культуры.

Приложение 3

Карточка подсказок для микрогруппы № 2 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался подданический тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 4

Карточка подсказок для группы №3 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался активистский (демократический) тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 5

Первая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

1. Какие типы политической культуры сформированы у представителей выступавших групп?

2. Часто ли встречаются на практике идеальные «чистые» типы политических культур?

3. Перечислите факторы, которые оказывают влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера

и т. п.).

4. Приведите примеры смешанных типов политической культуры.

Приложение 6

Вторая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ ГРАЖДАН С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Личностные ценности и убеждения граждан с патриархальным типом политической культуры:

Собственная жизнь,

Жизнь близких людей, семейные ценности,

Национальные ценности (культура, язык, традиции, религия своей национальности).

Крепкая семья – крепкое государство.

Политикой интересуются мало, т. к. считают, что от того примут т участие или нет, в выборах в федеральные органы власти, все равно ничего не изменится.

В выборах в местные органы власти как правило принимают участие т. к. считают это важным для себя.

Личностные ценности и убеждения граждан с подданическим типом политической культуры:

Свобода и независимость Родины.

Светлое и обеспеченное будущее для своих детей и для следующего поколения граждан нашей страны.

Понимают, что интересоваться политикой и принимать участие в выборах надо, но уверены, что в нашей стране все зависит от центральной власти, которая заботится и об обороноспособности страны, и, исходя из экономических возможностей о благосостоянии граждан. Центральная власть обязана заботиться о населении страны и в будущем: повышать уровень благосостояния народа.

В целом поддерживают власть, но если в чем – то не согласны с её решениями, то свое мнение открыто не выражают в какой либо форме политического участия, так как считают, что за это можно пострадать.

Личностные ценности и убеждения граждан с активистским (демократическим) типом политической культуры:

Суверенитет и независимость своей страны,

Демократические права и свободы (свобода слова, печати, собраний и т. д.),

Гордость за свой народ, свое государство,

В целом положительно оценивают значение деятельности национального правительства,

считают себя обязанными:

Интересоваться политической деятельностью правительства РФ и других стран.

Принимать участие в выборах, референдумах и т. п., причем выбор делают осознанный и обоснованный.

Открыто выражают свои оппозиционные взгляды, в формах разрешенных законом,

Убеждены, в том, что если их гражданские права и свободы будут нарушены, то смогут использовать правовые установления с целью успешного противодействия актам произвола, убеждены, что в нашей стране власти придерживаются установления: перед законом все равны.

Приложение 7

Третья карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

Типы политической культуры

Приложение 8

Первая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

Типы политической культуры

1. Патриархальная политическая культура.

Интерес личности к политической жизни отсутствует, главную роль играют семейные ценности. Важнейшие политические роли практически не выполняются.

Личность верна сложившимся политическим институтам, подчинена государству, проявляет низкую политическую активность, чтит традиции, верит в лучшее будущее и готова подчинить настоящее мечтам о грядущем.

3. Активистская (демократическая) политическая культура.

Личность проявляет высокую политическую активность, стремится воздействовать на политические процессы в стране, обладает достаточно большими знаниями о политической сфере общественной жизни.

Приложение 9

Вторая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

В своем устном выступлении:

Объясните, какие исторические факторы оказали влияние на формирование политической культуры граждан РФ? Назовите смешанные типы политической культуры, характерные для россиян.

и сформулируйте собственную точку зрения по этому вопросу.

Перечислите задачи, которые стоят сейчас перед страной в области внутренней политики. Объясните, как влияет политическая культура граждан на успешность решения этих задач.

Объясните, как влияет политическая культура граждан на стабильность общества в целом.

Сформулируйте собственную точку зрения о том, каковы дальнейшие перспективы формирования гражданского общества в России?

открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему:

«Участие граждан в политической жизни страны.»

Цель :создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствами ТРКМ.(технологии развития критического мышления)

Задачи:

Обучабщая-научить характеризовать и выделять основные формы участия граждан в политической жизни.

Развивающая -отработка универсальных учебных действий:

Выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,

Умения договариваться,находить общее решение,

Умение самоконтроля и самооценивания.

Воспитательная-воспитание толерантности в межличностных отношениях.

Метод обучения -продуктивно-практический.(по Махмутовой)

Приёмы:

Фаза вызова-рефлексивный лист,кластер.

Фаза осмысления-составление плана, «лови ошибку», «лишний пункт»

Фаза рефлексии-рефлексивный лист.

Фаза вызова:

Учитель:Обществознание,как и история,предметы гуманитарного цикла.Они содержат очень большой объём информации,который необходимо запомнить.особенности человеческой памяти позволяют одним это делать легко и непринужденно,а других ставят в тупик.Скажите, какие приёмы работы с текстом позволяют запомнить информацию?

Ученики:кластер,план,конспект.

Учитель:вспомните,

1.что такое план?(сжатые записи,передающие основные мысли.)

2.Виды плана?(повествовательный,вопросительный,простой,сложный.)

3.Алгоритм составления плана.

4.Какую информацию мы можем оформить в виде плана?(текстовую,схематическую,из таблицы.)

5.В чём преимущества плана?(раскрывает содержание,позволяет глубже проследить за ходом мысли автора.)

Учитель:перед вами рефлексивный лист-заполните пожалуйста первые три графы.

На протяжении нескольких уроков мы работаем по теме -? (Политическая сфера общества.)

Как вы думаете,какую цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок?(пользуясь раздаточным материалом и проговоренным на уроке.)

Цель прописываю на доске .(Получить знание понятий-выборы,референдум и отработать умение по составлению плана.)

Фаза осмысления:

Работа с кластером.

Перед вами кластер-проанализируйте его текст.Что вы можете сказать?(признаки,функции,формы государства.)Мы можем каждый блок обозначить другими словами?Какими?(признаки,функции,формы государства)Теперь каждый из вас должен переработать эту схематическую информацию и записать в виде простого плана.Сделайте это в левой части листа.

Проверяем,что у кого получилось?(ответы).Переработайте простой план в сложный-сделайте это в правой части листа.Проанализируем -у кого,что получилось?

1.Сколько пунктов?

2.Вид плана-простой или сложный?

3.Тип плана-повествовательный или вопросительный?

4.На сколько точно он передает информацию?

Работа с текстом.

Мы продолжаем работу над темой «Политическая сфера общества».Перед вами текст по теме «Выборы».Вам необходимо составить план текста. Каковы будут ваши шаги?(Проговариваем алгоритм-затем открываю запись алгоритма на доске.)

2.Разделить текст на смысловые части.

3.Проверить,как они соотносятся между собой.

4.Определить количество пунктов.(по количеству главных мыслей)

5.Сформулировать пункты планы.

Вначале ребята работают самостоятельно,а затем-работа в группе.

Групповая работа.

1.Обсудите планы в группе и выберите самый на ваш взгляд правильный.

2.Перед вами на доске план этого же текста-проанализируйте его и соотнесите с вашим.

3.Ваши выводы? (найдены ошибки-один пункт лишний,одного не хватает,один стоит расширить.

4.Исправьте ошибки прямо в тексте.

На какие две группы можно разделить граждан нашей страны,если в качестве критерия взять участие их вполитической жизни страны?(те кто участвует и не участвует).Основными формами участия являются ВЫБОРЫ и РЕФЕРЕНДУМ.

Сравните определения понятий- «выборы» и «референдум».Что в них общего и что отличное?

(выборы-волеизъявление всех граждан государства по вопросу участия в государственном управлении какой-либо партии или человека.

Референдум- волеизъявление всех граждан государства

Существует понятие-АБСЕНТЕИЗМ -уклонение от участия в политической жизни страны.

Фаза рефлексии.

Какова была наша цель?(умение составлять план,т.е.выделять главное и второстепенное,перерабатывать информацию)

Проанализируйте свою деятельность на уроке и заполните ещё раз рефлексивную таблицу.

У кого 100% совпадение?

У кого все ответы в графе- «умею»?

У кого есть ответы в графах «затрудняюсь» и «не получается»?

Попробуйте наметить для себя план дальнейших действий и запишите их в графе № 5.

Д/З параграф № -составить сложный план и ответ по нему.

Закончить наш урок я хочу словами М.Твена «Кто не знает куда он направл яется,очень удивится,придя не туда»,которые подтверждают значимость данного умения не только в учебе,но и в жизни.Желаю всем,чтобы все ваши планы сбывались

Приложения

№1 рефлекcивная таблица

№2 текст (по книге К.С.Гаджиева «Политология».М.,2002.С.246-247.)

В современных условиях для большинства населения основной,а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс.Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного.Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом,вотдельной области определить степень доверия избирателей к той или иной партии,её лидерам.Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны,который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании нужно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании.Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий:кандидат обязуется не допускать фальсификаций,оскорблений своих оппонентов.И,наконец,государственный аппарат в этот период должен сохранять неитралитет,не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность.Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз,ценз оседлости,профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.Вместе с тем в ряде государств голосование не только право,но и обязанность.За её невыполнение предусмотрено наказание,чаще всего-это штраф.

Технологическая карта урока

Этапы урока

задачи

Методы и приемы

Формы работы

Результаты предметные

Результаты в формировании УУД

1.Стадия вызова

1.Актуализация имеющихся у учащихся знаний.

2. Определение цели и темы урока.

3.Определение затруднений

1.Рефлексивный лист.

2. «побуждающий диалог»

3. «ставим цель»

1.Фронтальная.

2.Индивидуальная

Актуализация знаний по теме «Политическая сфера общества»

1.Умение прогнозировать возможные затруднения при работе с текстом.

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность.

2.Стадия осмысления

1.Получение новых знаний.

2.Отработка имеющихся умений:

Умение перерабатывать и структурировать текст,

Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

Умение договариваться и находить общее решение.

1.Составление плана.

2. «Кластер»

3. «Инсерт»

4. «Лови ошибку»

5. «Лишний пункт»

Индивидуальная

Групповая

Первичные знания о характеристике выборов,как формы участия граждан в политической жизни страны;знакомство с понятиями:выборы,референдум,абсентеизм.

1.Умение перерабатывать и структурировать текст,

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

3.Умение договариваться и находить общее решение.

3.Стадия рефлексии

Отработка умения самоконтроля и самооценки.

1. «Возврат к цели»

2. Рефлексивный лист

Индивидуальная

Сформированные знания о формах участия граждан в политической жизни страны.Знание понятий:выборы,референдум,абсентеизм.

Умение самоконтроля и самооценки.

Политическая культура.

Ожидаемые результаты: Участники смогут

    Дать определение политической культуры и называть ее основные компоненты.

    Сравнивать четыре типа политических культур: индивидуалистическую, государственную, республиканскую и традиционалистическую.

    Характеризовать роль гражданина в каждом из типов политической культуры.

Ход занятия.

    Мотивация. Продолжите мысль Платона: «…у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько…» (существует видов государственного устройства).

Какая взаимосвязь отражена в это высказывании Платона?

Информационный блок.

Впервые термин «политическая культура» употребил немецкий философ-просветитель 18 в. Иоганн Гердер.

Жан-Жак Руссо писал о том, что мы теперь называем политической культурой. Он не использовал этого термина, но определил составляющие его: мораль, традиции и мнения .

Желание понять, что отличает жителей Северной Америки от жителей Старой Европы, привело Алексиса де Токвиля в 1830-е годы в США. Он хотел понять, почему попытки установить демократию после французской революции на своей родине, Франции, потерпели неудачу, а в Соединенных Штатах увенчались успехом. В своей классической работе Демократия в Америке он привел такое объяснение:

Быть может самой известной работой по проблеме политической культуры считается исследование, проведенное Габриелем Алмондом и Сиднеем Верба. Результаты своих исследований они опубликовали в 1963 году в книге Гражданская культура . Как и Токвиля, их интересовало, почему демократия успешно развивается в одних странах и терпит фиаско в других.

2.Работа с термином. Приложение 1.

Политическая культура

Политическая культура

Политическая культура

Политическая культура

1.теории, концепции, идеи, знания об устройстве властных структур, правах и обязанностях граждан ит.д.

2. анализировать политические речи, разбираться в программах партий и т.д.

3.модели поведения (навыки)

3.участие в выборах и референдумах, обращение во властные структуры и т.д.

4.ценности.

4.свобода, безопасность, толерантность, права человека и т.д.

3. Классификация политических культур.

В политологии существует множество различных классификаций политической культуры. Наиболее известна классификация, которую разработали американские ученые Алмонд и Верба. Они выделили следующие типы культуры:

Патриархальная;

Подданническая;

Активистская.

В основе другой классификации лежит отношение и государств к определенной цивилизации.

Англо-американская;

Континентально-европейсакя;

Доиндустриальная;

Тоталитарная.

Мы более подробно остановимся на классификации Даниэля Элеозара, который выделил следующие типы политической культуры:

Индивидуалистическую;

Государственническую;

Республиканскую;

Традиционалистскую.

Для работы аудитория делится на 4 группы.

4.Работа в группах. (Приложение 2).

Проанализировав тексты по данному типу культуры, ответьте на вопросы:

Источник власти;

Политические ценности;

Задача государственной власти;

Роль гражданина в государстве;

Сильные стороны данной культуры;

Недостатки.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Тип политической культуры

Источник власти

Политические ценности

Задача государственной власти

Роль гражданина в государстве

Достоинства культуры

Недостатки культуры

Индивидуалистическая.

граждане

Защита прав граждан

Свободный член общества

Развитие дем. итститутов, верховенство закона, толерантность.

Потребительство и отчуждение.

Государственническая.

государство

безопасность

Обеспечение законности и порядка

Выполняющий свои обязанности гражданин

Стабильность режимов

Бюрократизация, давление г-ва, установление недем. режимов.

Республиканская.

общество

единство

Умножение общественного блага

Активный член общества

Развитее гражд. общ-ва.

коррупция

Традиционалистская.

Божественный промысел

преемственность

Контрль за поведением граждан

верноподданный

Гарантия безопасности, стабильности и предсказуемости.

Этническ. Конфликты, архаичное правление.

5.Модели поведения гражданина в каждой из политических культур . Приложение 3.

Проранжировать качества гражданина, опираясь на предложенный вашей группе тип политической культуры. Объяснить свой выбор.

1-3 – участие (республиканская)

4-7 –автономность (индивидуалистическая)

8-12 – социальный порядок (этатистская)

13-14 – солидарность (традиционалистическая и республиканская)

6.Творческие задания группам (возможный вариант занятия).

Составить 1-2 мин.выступление по заданной теме представителя одной из политических культур. Учащиеся должны догадаться, представитель какой культуры выступает.

Россия: Запад или Восток (трдицион.)

Усиление борьбы с терроризмом (индивидуал.)

Запрет видеоигр, содержащих насилие (этатист.)

Отмена смертной казни (республ.)

8. Тест (возможный вариант занятия).

9. Подведение итогов.

О чем мы сегодня говорили?

Для чего нам нужны знания о политической культуре?

Приложение 1.

Политическая культура отражает отношения личности к политической системе и ее составляющим, а также понимание человеком своего места в этой системе.

Политическая культура – система исторически сложившихся ориентаций сознания, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов исторического процесса.

Политическая культура - комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.

Политическая культура – это совокупность специфических для страны и принимаемых большинством ее граждан как привычные и правильные форм и методов политических действий.

Что общего у этих определений?

Какие компоненты политической культуры можно выделить на основании анализа этих терминов?

3.модели поведения (навыки)

4.ценности.

Приложение 2.

Индивидуалистическая политическая культура.

В индивидуалистической политической культуре на центральном месте – личность. Личность, а не только член какой-то группы – единственное думающее, с моральными ценностями действующее лицо политического процесса.

Современная концепция личности, как носителя прав – результат развития идей о человечестве и политике в рамках того, что мы называем либерализмом , однокоренного со словом свобода по-английски (liberty). Вот некоторые из фундаментальных идей классического либерализма.

    Высшая ценность личности, его свободы и прав

    Равная ценность каждой индивидуальной личности

    Личность должна иметь право сама свободно выбирать свои цели в жизни

    Личный выбор должен быть защищен от необоснованного вмешательства государства

    Личная собственность – продолжение личности человека, она неприкосновенна

    Земля и натуральные ресурсы должны служить человеку

Представители индивидуалистической политической культуры видят в себе создателей государства. Теория социального контракта Джона Локка и других легла в основание этой политической культуры. Граждане как бы составляют договор между собой подчиняться властям, которые сами граждане создали для того, чтобы защитить определенные права, которые, по общему мнению, даны им от рождения. Так как граждане полагают, что народ суверенен, они верят в то, что народ имеет право свергнуть или изменить власть, которая оказалась не способна защитить их права. Политический мир представляется как рынок, где происходит обмен общественными ценностями. На первом месте стоит индивид, его интересы и права. Общественное благо представляется результатом здоровой конкуренции индивидуальных интересов на политическом рынке. Роль конституции – определить правила, по которым осуществляется государственная власть и защищаются права индивида. Роль власти в государстве ограничивается поддержанием баланса и обеспечением продвижения вперед. Роль гражданина – преследовать свои разумные интересы. Главная гражданская обязанность – самоограничение и терпимость к другим. Свобода – главная ценность, достигающаяся за счет некоторой потери социального или экономического равенства.

Такой подход способствует развитию демократических институтов, верховенства закона, терпимости к меньшинствам и процессов мирного реформирования общества.

Приложение 2.

Государственническая (этатистская) политическая культура. Выделите источник власти, политические ценности, задачи государственной власти. Роль гражданина в государстве, достоинства и недостатки культуры.

При этатистской политической культуре люди воспитаны в убеждении в том, что индивид должен служить интересам государственной власти и других государственных институтов. В государствах с такой политической культурой власти контролируют такие институты, как политические партии, СМИ и даже группы интересов, например молодежные объединения.

Этатистские системы имели широкий спектр идеологий, от коммунизма до фашизма. Некоторые государства, как, например, современная Франция, являются демократическими государствами, хотя остаются крайне централизованными и бюрократическими.

Несмотря на разницу идеологий, этатисткие культуры имеют много общего. Роль конституции в таких государствах – легитимизировать действия государства и наделить полномочиями правительство. Задачи правительства делать все, что необходимо для того, чтобы обеспечить в стране мир, безопасность и сравнительное экономическое благосостояние. От граждан в такой стране ожидается, что они будут пассивны, искать защиту и источники благосостояния у государства и будут готовы работать на государство. Долг гражданина подчиняться закону и требовать этого от своих детей. Во многих этатистских системах существует обязательная воинская повинность для всех годных к службе мужчин и женщин. Главные принципы – равенство и защищенность граждан. За это они платят потерей индивидуальной свободы.

Приведем, как иллюстрирующий пример, случай из жизни. В семидесятых годах двадцатого века российская семья иммигрировала в Израиль в поиске религиозной свободы. Они поселились в Беершеба, где построили небольшой домик. Однажды домик загорелся и сгорела вся мебель. Соседи хотели помочь погорельцам, собрали мебель и передали семье иммигрантов. Однако, глава этой российской семьи созвал телевизионную пресс-конференцию, где призвал своих соседей забрать подаренную мебель. Почему? По мнению главы семьи, правительство Израиля было обязано помочь погорельцам. А соседи здесь не причем.

Как и русские, французы имеют долгую этатистскую традицию и как они находятся в двойственных отношениях с государством. С одной стороны. они не доверяют государству, с другой стороны, они очень много от него ожидают. Несмотря на свое вечное недоверие к государственной власти, французы ожидают от правительства реализации широкой программы социальной защиты. Уже достаточно давно французские власти приняли самую широкую в мировой практике программу социального обеспечения граждан от рождения до могилы. Она включает в себя бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное высшее образование, ежегодный пятинедельный оплачиваемый отпуск, дешевое социальное обеспечение стариков, большие пенсии по старости. Ежемесячно в семьи с более чем одним ребенком посылаются денежные субсидии. Эта мера введена для борьбы с низким уровнем рождаемости в стране. Для контроля за исполнением своих многочисленных программ Франция создала громоздкий бюрократический аппарат. Ежедневная работа государства сегодня выполняется более чем двумя с половиной миллионов бюрократов – по одному на каждых двадцать два француза. Эта по-настоящему армия госслужащих дает возможность Франции не только контролировать промышленность, торговлю и сельское хозяйство, но и частную жизнь граждан в вопросах, считающихся не сферой интересов правительства в индивидуалистических политических культурах.

Приложение 2.

Республиканская политическая культура.

Выделите источник власти, политические ценности, задачи государственной власти. Роль гражданина в государстве, достоинства и недостатки культуры.

В соответствии с гражданско-республиканской теорией лучшее общество то, которое защищает интересы общины и общее благо от интересов индивидуума или общественного класса. Знаменитый римский писатель Цицерон так передает суть гражданского республиканизма: Невозможно хорошо жить иначе, чем в хорошей общине и лучшая гарантия благосостояния общины в разумно учрежденном и упорядоченном государстве .

Древний Рим является ярким образцом гражданской политической культуры. Его граждане должны были проявлять высокие образцы гражданских добродетелей, что означало, что они должны были жертвовать своими интересами во имя общего блага. Полибий был греческим историком, который путешествовал по Риму, изучая жизнь государства во многом по тем же причинам, которые привели Алексиса де Токвилля в Соединенные Штаты столетия спустя. В своих Историях Полибий описал образцового гражданина Римской империи.

Хороший римлянин должен обладать личной смелостью: он должен использовать свои возможности на благо общества, а не бесцельно расточать их, как Гасдрубал, карфагенец, который устраивал пиры во время голода. Он должен быть честным, как Сципион, который не взял себе лично в Карфагене абсолютно ничего, хотя и не был особенно богат. Он должен быть ответственным и деятельным гражданином: во время Пунической войны в Риме, как в Афинах, столетия до этого, военные корабли содержались за счет одного или группы частных лиц. Рим победил в войне, благодаря патриотическому духу и щедрости своих именитых граждан…которые служили Риму, не щадя своих сил и возможностей.

Помимо требования проявления гражданских чувств, главные идеи и убеждения, гражданского республиканизма таковы:

      Существование маленьких общин необходимо, там, где люди знают друг друга и стремятся к достижению общего блага

      Граждане должны играть активную роль в управлении, принимая участие в обсуждении общественных проблем, другой общественной деятельности, служа в армии

      Граждане должны учиться быть добродетельными, получая моральное воспитание. Все граждане ответственны за нравственное воспитание молодежи

      Необходимо бороться с имущественным неравенством, так как оно неизбежно приводит к коррупции и образованию группировок граждан, которые будут стремиться только к достижению личной выгоды, а не благу общества в целом

      Хороший гражданин отдает много собственных сил и средств на благо общества

Сегодня гражданский республиканизм скорее мечта реформатора, чем политическая реальность. Некоторые аспекты гражданской политической культуры можно найти в маленьких европейских демократиях: Швейцарии, Нидерландах и скандинавских странах. Элементы этой культуры присутствуют в политической жизни регионов некоторых стран, которые имеют давние гражданские традиции. Это – Флоренция в Италии, штаты Новой Англии в Соединенных Штатах Америки. Отзвуки идей гражданского республиканизма слышны в работах различных современных политологов прокоммунистических взглядов.

Приложение 2.

Традиционалистская политическая культура.

Выделите источник власти, политические ценности, задачи государственной власти. Роль гражданина в государстве, достоинства и недостатки культуры.

Традиционалисты призывают следовать традициям прошлого и считать их критериями в поведении в современной жизни и в общественной политике. Традиции сохраняются в документах и обычаях, передаваемых от поколения поколению. К традициям можно отнести религиозные убеждения, нормы языка, национальную кухню и даже занятия определенными видами спорта. На первое место ставится семья. Идеология становится подобной светской религии. Роль конституции – защитить существующий статус, поддерживать мир и порядок. Задача власти – исполнять закон, гарантировать мир и порядок. Роль гражданина зависит от его социального статуса, как и его права и обязанности.

Традиционализм в своем политическом значении означает приверженность политическим традициям и защиту этих традиций, когда они входят в противоречие с нетрадиционными убеждениями и ценностями. Нельзя недооценивать силу политического традиционализма. Он дает людям чувство принадлежности к правильному образу жизни, ощущение связи с прошлым своего народа, национальную идентичность. Традиционализм питается из религиозных, национальных и родовых источников.

Традиционалистические политические культуры существовали в прошлом и существуют в современном мире, особенно в развивающихся странах. Как правило, крайне националистические движения в развивающихся странах опираются на традиционалистические чувства населения, когда борются за политическую власть.

Нигде политический традиционализм так не распространен, как в исламском мире. Этот мир простирается от Мавритании на западе до Индонезии на востоке. Некоторые страны в этом мире, такие как Иран и Саудовская Аравия, имеют конституционные системы, основанные на шариате. Другие страны исламского мира, такие как Египет и Сирия, приняли конституционные и политические системы в большей степени светские. В некоторых странах этого мира большинство населения составляют мусульмане, в других они половина населения или значительное меньшинство.

Ни одна традиционалистическая политическая культура полностью не похожа на другую. От культуры к культуре варьируются убеждения и ценности. Но есть возможность провести некоторые обобщения. В традиционалистической политической культуре действуют следующие убеждения и традиции:

    Уважение к прошлому

    Уважение к семейным, родовым связям

    Подчинение властям

    Сохранение традиционных источников власти

    Строгие нормы поведения

    Конформизм, отклонения преследуются, реформы вызывают подозрение

    Стремление избегать политических конфликтов и конфронтаций, стремление к достижению консенсуса

    Фаталистическая покорность, ощущение невозможности изменить что-либо

    Принятие статус-кво и предназначенного жизненного пути

У людей разное отношение к традиционализму. Для одних это смирительная рубашка, для других это гарантии безопасности, стабильности и предсказуемости.

Приложение 3.

    Участие в добровольных организациях.

    Участие в политике.

    Выбор товара по политическим или моральным причинам.

    Независимое мнение.

    Желание понимать других.

    Слежение за действиями правительства.

    Служба присяжным в качестве призыва.

    Законопослушание.

    Готовность выступить в качестве свидетеля преступления в суде.

    Готовность платить налоги.

    Готовность служить в армии в случае крайней нужды.

    Готовность поддерживать людей в своей стране, которым живется хуже, чем Вам.

    Готовность поддерживать людей в других странах, которым живется хуже, чем Вам.

Сравнительная характеристика типов политических культур по Элеозару.

Тип политической культуры

Источник власти

Политические ценности

Задача государственной власти

Роль гражданина в государстве

Достоинства культуры

Недостатки культуры

Индивидуалистическая.

Государственническая.

Республиканская.

Традиционалистская.

Дисциплина: Обществознание

Тема урока: Культура и политика

Цель урока: в процссе изучния тмы сформировать у обучающихся знания о связи политики и культуры, об особенностях формирования политической культуры молоджи, подвести студентов к пониманию понятия «политичская система»

Задачи:

Образовательная: изучить политику как искусство, особенности политического регулированияобщественных отношений, порлитическая система, ее структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

Развивающая: совершенствовать коммуникативные навыки студентов, делать выводы, формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами: умения анализировать, составлять схему для объяснения вопросов темы, уметь презентовать свой ответ

Воспитательная: способствовать развитию мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, культуру межличностного общения.

Описание ожидаемого результата:

Знания: определение политики, ее функции, определение политической системы

Умения: уметь определять понятия, составлять таблицу по определенным признакам, работать по алгоритму

Навыки: заниматься элементарной исследовательской деятельностью, развивать навыки групповой работы

Тип урока:

1.Урок изучения нового материала 2. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков 3. Целевое применение полученных знаний, умений и навыков 4. Обобщение и систематизация усвоенного материала 5. Комбинированный 6. Урок учета и оценки знаний и умений

Методы:

1.Словесный 2. Наглядный 3. Практический 4. Исследовательский 5. Репродуктивный

6. Частично-поисковый 7. Обяснительно-иллюстративный 8. Проблемный

Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература

А. Нысанбаев, М. Изотов, Человек и общество, учебник для 11 класса, Алматы, «Мектеп», 2015г.

Оборудование, наглядные пособия:

Учебники, презентация, кластеры, схемы, раздаточный материал

Межпредметные связи:

Всемирная история, основы политологии и социологии, основы философии

Ход урока

1.Организационно – мотивационный этап

Приветствие, отметка отсутствующих.

    Дайте определение понятию «политика». Используется стратегия критического мышления «Веер»

    Что входит в политическую систему общества?

2.Операционно-познавательный этап

А. Проврка домашнего задания

1. Политология как наука

2.Происхождение политологии, основные проблемы политологии и политологические концепции

3.Структура политологического знания

4.Значение политологических знаний для сознательного участия в управлении общественной жизнью

Студенты дают устные ответы по плану. Затем обмениваются составлнными вопросами по стратегии критического мышления «Ромашка Блума»

Взаимопроврка

Б. Этап подготовки к активному усвонию знаний

План:

1.Политика как искусство

2.Особенности политического регулирования общественных отношений

3.Политическая система, ее структура и функции.

4.Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

Преподаватель знакомит с планом урока.

Применение стратгии критического мышления «Знаю. Узнал. Хочу узнать»

Заполнние таблицы

В. Этап усвоения новых знаний

1.Рассказ преподавателя. Беседа

2.Изучить функции политики и ПСО.

Работа с учебником индивидуально.

Студенты составляют конспект

3. Вопросы

1.Что включают в себя критерии типологии политических систем?

2.Как определяют типы политических систем?

3. Выделите структурные элементы политической системы?

4.Какие функции выполняет политическая система?

5.Что относится к политическим институтам?

Студенты устно отвечают на вопросы

Г. Этап закрепления новых знаний

Выполнить задания.

1 группа - Составить схему политической системы общества с описанием

2 группа – Особенности политического регулирования общественных отношений

3 группа - Политические институты, нормы, коммуникации, процессы. Обозначить связи

4 группа – Сущность политики в современном общстве. Политика как искусство управлния

Работа в группах. Составление кластера. Защита работ.

Блиц-опрос

1.Какие функции выполняет политическая культура?

2.В чем особенности политической социализации молодежи?

3. Что Вы узнали о структурных элементах политической культуры?

3. Рефлексивно-оценочный этап

А. Домашнее задание

1.Знать конспект

2.Проработать термины политическая культура, правовая культура, политическое лидерство, элита. Составить глоссарий

3.Подготовить интеллект – карту по теме « Культура и политика»

Б. Итоги урока

Выводы. Выставление оценок.

Как связаны политика и культура?

Как формируется политическая культура граждан?