МОРФОЛОГИЯ

Раздел науки о языке, изучающий способы выражения грамматических выражений, закономерности изменения слов, грамматические классы слов и присущие им грамматические категории.

Понятие грамматического значения

Обобщенное значение, которое регулярно выражается в языке типизированными средствами - глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка

Признаки грамматических значений

Абстрактность

Регулярность

Обязательность

Распространенность на целый класс

Закрытость списка

Языки различаются тем, какие значения выбираются в них в качестве грамматических

Виды грамматических значений

1) Номинативные ― отражают внеязыковую действительность (отражает реальность)

2) Синтаксические ― не связаны с внеязыковой действительностью, они отражают только способность данной словоформы сочетаться с другими словоформами (отражают особенности сочетаемости (род у существительных))

Способы выражения грамматических значений

1) Синтетический ― грамматическое значение при помощи аффиксов. (Гулял - прошедшее время, мужской род)

Супплетивизм ― выражение грамматических знаний посредством мены основ (человек ― люди)

2) Аналитический ― использования служебных слов (если бы - сослагательное наклонение)

Для русского языка характерны оба способа.

Грамматическая форма и словоформа

Грамматическая форма - языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное выражение. В речи в конкретных высказываниях слово стоит в одной из своих грамматических форм.

Словоформа - слово, стоящее в какой-либо грамматической форме.

Морфологическая парадигма

Морфологическая парадигма слова - система грамматических форм одного слова

деревянный ― 24, стол ― 12 компонентов

Полная парадигма - включает весь набор форм, характерный для данной части речи.

Избыточная парадигма - имеет в составе избыточные компоненты (машу-махаю )

Молодежь ― 6, неполная, брюки ― 6, неполная.

Понятие грамматической категории

Грамматические формы объединены в грамматические категории.

Форма единственного числа + Форма множественного числа = Грамматическая категория числа

Типы грамматических категорий

Бинарные/не бинарные

Словоизменительные/не словоизменительные

Проблема частей речи в РЯ

Изучение вопроса о количестве частей речи в том или ином языке восходит ещё к античным грамматикам.

При выделении частей речи можно использовать различные подходы. В русской грамматике XXI и XX веках сформировалось несколько подходов:

1) Формальный - основными критериями классификации являются особенности словоизменения, набор грамматических характеристик.

2) Синтетическая функция слова

3) Логический, лексико-семантический (общекатегориальное значение слова

В современной русистике классификация частей речи учитывают сразу несколько подходов:

Часть речи ― класс слов, который характеризуется:

2) Общий набор грамматических категорий

3) Общие синтаксические функции

4) Словообразовательные особенности.

Несколько вариантов современной классификации частей речи

1) Школьная грамматика ― 10 частей речи

1. В грамматике 80 также представлена классификация из 10 частей речи. Знаменательные части речи ― существительное, местоимение, прилагательное, числительное, наречие, глагол

Служебное ― предлог, союз, частица, междометие

2) А.Н. Тихонов

Знаменательные ― существительное, прилагательное, причастие, числительное, местоимение, глагол, деепричастие, наречие, категория состояния.

Служебное ― предлог, союз, частица,

Междометие

Звукоподражание

Модальные (очевидно, конечно, вероятно)

Любая классификация частей речи всегда результат компромиссов между разными подходами.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ В РЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Часть речи, которая обозначает предмет и выполняет это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа, одушевленности/неодушевленности

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Группа слов, которые проявляют своеобразие в выражении тех или иных грамматических категорий.

Первый уровень членения

На первом уровне членения все существительные можно разделить на 2 группы:

1) Собственные ― называют индивидуальные предметы

Наименования «Большевичка»

Имеют либо только форму st, либо только pl

2) Нарицательные ― называют предмет по принадлежности к тому или иному классу.

Следующий уровень членения

- Вещественные

1) Особые значения ― обозначают однородную массу вещества, которую можно разделить на части, но нельзя сосчитать (молоко )

2) Грамматические особенности: только одна форма числа

3) Словообразование ― большая часть ― не производны

В речи вещественные существительные, имеющие только форму среднего числа, в ряде случаев могут образовывать форму множественного числа (сухие вина )

Меняется значение существительного (сорт, кол-во)

- Собирательные

совокупность лиц или предметов, как одно неделимое целое (молодежь, студенчество ). Все собирательные существительные имеют только формы единственного числа. Собирательные существительные производные как правило. Необходимо отличать от конкретных существительных типа народ, класс, группа, отряд, табун .

Вещественные и собирательные тесно связаны между собой. Иногда бывает трудно ответить на вопрос вещественное или собирательное. Иногда даже говорят о вещественно-собирательных (пыль)

- Отвлеченные (абстрактные)

Имеют только форму единственного числа. Очень многие производны. В некоторых случаях существительные могут стоять в форме множественного числа (радости жизни, счастливые сны, ежегодные чтения ) так как происходит изменение значения существительных.

- Существительные общего рода

Проявляют своеобразие в выражении грамматической категории. Зануда, сладкоежка. Основная особенность ― в разных контекстах бывает то женского, то мужского рода. Относятся существительные с флексией а, чаще всего разговорного стиля, имена сокращенные ― Саша, Женя, Валя . Иногда относят некоторые несклоняемые существительные как визави . С существительными общего рода нельзя путать врач, учитель, офицер , которые могут называть лиц женского рода, но сами слова остаются мужского рода.

- Конкретные существительные

слова, называющие считаемые предметы, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету. Имеют две формы числа, являются эталоном существительного как части речи. Однако, небольшая группа конкретных существительных имеет только форму множественного числа. (сани )

Одушевленность

Одушевленность/неодушевленность

Основное правило ― Во множественном числе В.п.=Р.п ― одушевленное, В.п.=И.п. - неодушевлённое.

Правило сформировано для множественного числа, так как наиболее чётко грамматическая категория числа выражена во множественном числе. Для двух групп существительных мужского рода (студент, часовой ) правило работает и в единственном числе.

В русском языке лексическая и грамматическая одушевлённости могут и не совпадать. Также есть существительные, которые испытывают колебания в выражении одушевлённости ― неодушевленности. Вижу куклы ― вижу кукол . Есть существительные, которые в одном значении одушевленные, в другом ― нет. Звезды. Молодежь ― вне грамматической категории, так как нет множественного числа.

В школьной грамматике говорят о мужском, женском, среднем роде.

Зализняк предложил четвертый род ― парный, слова с формой только множественного числа. (ворота, часы ). Предложил говорить о 7 согласовательных классах:

1 ― м.р. неод.

2 ― м.р. од.

3 ― ж.р. неод.

4 ― ж.р. од.

5 ― ср.р неод.

6 ― ср.р од.

7 ― парный род.

Род в РЯ выражается морфологическим, синтаксическим и лексико-семантическим способом.

Морфологический ― выражение грамматического значения рода при помощи флексий. Такой способ принято называть непоследовательным, так как амонимичные окончания могут иметь значение разных родов. Стол, дочь

Синтаксический ― выражение рода через форму согласуемого с существительным слова. Помимо согласованных слов такую функцию могут выполнять формы сказуемого в прошедшем времени или в сослагательном наклонении

Лексико-семантический - основан на соотношении грамматического значения рода и лексического значения пола. Такой способ актуален только для небольшого количества существительных, называющих людей. Для этих существительных значение рода является номинативным. Для всех остальных синтаксическим.

Иногда значение рода определяется лексическим значением пола, также у некоторых зоонимов.

Единственное число

1) Основным значением является значение единичности, то есть указание на один предмет

2) Обобщенно-собирательное значение - форма единственного числа указывает на множество предметов, понимаемых как совокупность. Во время сессии студент отдыхает

3) Распределительное\дистрибутивное - форма единственного числа указывает на предмет, который есть одновременно у нескольких лиц. Откройте учебник на … странице.

Множественное число

1) Основное значение ― Значение раздельного множества. От 2 до множества.

2) Собирательное множество ― форма множественного числа указывает на совокупность людей, объединено по какому-либо признаку. Он долго жил среди англичан

3) Гиперболическое множество ― указывает на намеренное устранение от конкретной единичности такое можно наблюдать в двух случаях.

Указывает на важность предмета К нам гости приехали ― дочь

Для выражения упрёка, порицания Мы в университетах не обучались

4) Непрерывное множество ― имеет значение длительности, особой протяжённости, интенсивности. Кругом снега и льды

Вопрос о падежном значении.

Падежное значение ― значение, связанное с выражением значения существительного к другим словам в словосочетании или предложении.

В настоящее время выделяются типы падежных значений:

1) Субъектное значение

2) Объектное значение

3) Определительное

4) Обстоятельственное

5) Некоторыми учёными выделяется комплективное/добавляющее значение.

Эти значения не закреплены за формой конкретного падежа.

1) Субъектное значение ― значение реального деятеля, носителя признака или состояния. Люди идут по улице. Студентам холодно

2) Объектное значение - значение отношения предмета к действию, которое распространяется на этот предмет. Мы пьем чай

Объектное значение может быть разных видов:

Значение прямого объекта. Реальный объект. Ловить рыбу

Внутренний объект. Объект речи, мысли, чувства. Вспоминать о поездке.

Объект адресат. Я читаю лекцию студентам.

Объект средство. Заклеить клеем

Объект посредник. Передать посылку через проводника

Есть и другие виды объектов.

3) Определительное значение ― значение существительных, характеризующее предмет по какому-либо признаку:

Собственно-определительные Девушка в шляпке. Дом из кирпича.

Предикативно-определительные Мой брат красавец

4) Обстоятельственное значение ― значение существительного, которое характеризует действия или признак с точки зрения меры, времени и так далее.

1) Временное ― вернуться в мае

2) Значение места ― гулять в лесу

3) Причинное ― плакать из-за ошибки

4) Условное ― при полете будьте осторожными

5) Значение цели ― послать за врачом

6) Меры и степени ― завяз по горло

7) Уступительные ― вопреки советам, он уехал

8) Образ и способ действия ― петь басом

5) Комплективное значение ― значение восполнения информативно неполных единиц в предложении. Он слыл болтуном (он слыл ― неполн). Его звали Ваней (его звали ― неполн.)

На то, какое значение выражает падеж влияет несколько факторов: это и форма самого существительного, и его значение, и форма и значение слова, с которым существительное связано, и наличие/отсутствие предлога, и характер предлога.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

― часть речи, которая обозначает не процессуальный признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа, а также категориях степеней сравнения и полноты краткости

Форма сравнительной степени

Указывает на большую или меньшую по сравнению с чем-либо степень признака.

ФСС могут быть синтетическими и аналитическими.

Синтетическая ― образуется при помощи трех суффиксов: е, ее, ше (громче, белее, больше ) Продуктивный ― ее. Простая форма сравнительной степени не образуется от прилагательного с суффиксами ск, суффиксами субъективной оценки (слабенький ), от прилагательного с суффиксами ущ, ющ (передающийся ), л (бывалый ), от сложных прилагательных (длиннорукий ), с приставкой не (непростой ). Есть и другие ограничения.

Аналитическая - образуется при помощи вспомогательных слов более и менее. В гр.80 отсутствует.

Значение формы степеней сравнения.

Сравнительная степень (компаратив) ― имеет два основных значения.

1) признак присущ одному предмету в большей или меньшей степени, чем другому. Кошка умнее собаки

2) признак одного и того же предмета в одной ситуации представлен в большей или меньшей степени, чем в другой. Зима в этом году холоднее

Аналитическая форма имеет меньше ограничений в образовании.

Форма простой сравнительной степени, как правило, является частью сказуемого. Аналитическая может быть и сказуемым, и определением.

Формы превосходной степени

Традиционно, значение форм превосходной степени определяется как предельная степень проявления признака.

Форма превосходной степени так же образуется синтетическим и аналитическим способом.

Простая ― ейш, айш. Составная ― самый, наиболее, наименее, всех (всего) + синт. Форма сравнительной степени (красивее всех, важнее всего ).

ПриФорма превосходной степени, имеющая значения самой высокой степени проявления признака называется суперлятивом

Однако, формы превосходной степени могут иметь значение просто большой степени. (элатив) красивейшее здание. (а не красивейшее здание в городе)

Большинство современных лингвистов не считают, что у прилагательных есть формы превосходной степени.

Для образования синтетических форм актуальны те же ограничения, что и для образования форм сравнительной степени. Форма превосходной степени, образующейся при помощи слова самый, имеют в своём составе прилагательное в положительной степени. Самая кратчайшая дорога, самым теснейшим образом, самый лучший вариант ― исключение.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

В языке идея количества может быть передана разными средствами: грамматической категорией числа, при помощи существительных (сотня, дюжина ), так же при помощи особых слов, которых называют числительными.

Часть ли речи числительное ― неоднозначный вопрос. В школьной практике к числительным относятся и количественные, и порядковые, и собирательные, и дробные числительные. В грамматике 80 к числительным относятся только количественные числительные и собирательные. Порядковые относятся к прилагательным, а дробные рассматриваются как сочетание слов, принадлежащих различным частям речи. К числительным относятся также такие слова, как много и мало. Концепция Тихонова исключает много и мало, но относит дробные числительные, количественные и собирательные числительные. Концепция Панова ― порядковые, а количественные и порядковые числительные являются формами одного и того же слова.

Концепция, выделяющая в составе числительных количественные, порядковые и собирательные числительные.

Имя числительное ― часть речи, обозначающая количество и порядок предметов при счёте и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа (последовательно) и в грамматических категориях рода и числа (не последовательно). В составе числительных выделяется три лексико-грамматических разряда:

1) количественные

2) порядковые

3) собирательные

Некоторые лингвисты выделяют только количественные и порядковые, а собирательные относят к количественным.

По структуре все числительные делятся на простые, имеющие один корень (сорок, пятые, пятеро ), сложные, имеющие в составе два корня (пятьдесят ) и составные, состоящие из двух и более слов (тридцать пять, три тысячи тридцатый )

Лексико-грамматический разряды количественных числительных:

Количественные числительные обозначают:

1) абстрактное количество (к 8 + 3 будет 11 )

2) количество как признак предмета (два года, пять книг )

3) место предмета при счёте (дом шесть )

Грамматические особенности:

НИКОГДА не изменяются по числам (вне грамматической категории числа)

Изменяются по падежам, но падеж числительного не выражает ни субъектное, ни объектное значение, а лишь указывает на синтаксическую связь числительного с существительным.

Не изменяются по родам за исключением слов один-одна-одно, два-две .

Синтетические особенности:

От 1 до 4 в именительном и винительном падежах сочетаются с существительным в единственном числе

В именительном и винительном падежах управляют существительным (три чашки, пять столов ), в остальных падежах согласуются с существительными

Особенности некоторых количественных числительных:

Один по-разному рассматривается лингвистами, иногда не относят к числительным и называют местоименным прилагательным, либо счётно-количественным прилагательным (грамматика 70), некоторые считают, что это числительное только в составных числительных. Расхождения во мнениях объясняются тем, что слово один ведет себя не так, как другие числительные: изменяется по родам и по числам, всегда согласуется с существительным. Кроме того, помимо количественного значения, слово один имеет значение какой-то, отдельные и т. д. Таким образом слово один ведет себя как числительное действительно только в составных числительных. Во всех остальных случаях ― местоименное прилагательное.

Тысяча, миллион, миллиард в школьной грамматике ― числительные, а грамматика 80 однозначно относит к существительным, так как изменяются по числам. Есть точка зрения, согласно которой эти слова имеет смысл называть существительными только в тех случаях, когда они или не называют точного числа (миллион проблем), либо употреблены в форме множественного числа.

Правило употребления с предлогом по:

- Два, полтора, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа, совпадающего с именительным. Взяли двести рублей.

Остальные имеют вариантные формы (взяли по пять рублей или взяли по пяти рублей)

Один всегда в форме дательного падежа (раздали по одному карандашу )

Лексико-грамматический разряд собирательных числительных:

Образуются от количественных при помощи суффиксов о, j, (два, двое ) и э, эр (чертыре, четверо )

Норма ограничивает число собирательных числительных рядом от двух до десяти, но встречаются и другие. Традиционно считается, что значение собирательных числительных это обозначение количества как совокупности. Но многие лингвисты не согласны с этим утверждением и считают, что собирательные числительные по значению ничем не отличаются от количественных.

Грамматические особенности:

Вне грамматической категории числа

Вне грамматической категории рода

Падеж не выражает значения, а указывает на сочетаемость с существительным

Синтетические особенности:

Сочетаемость с существительными: собирательные числительные могут сочетаться с существительными мужского рода или со словами общего рода (двое друзей, трое зевак ), но не могут сочетаться с существительными женского рода.

Могут сочетаться с существительными pluralia tantum (двое часов, трое суток )

Собирательные числительные сочетаются с существительными дети, ребята, люди, лица.

Могут сочетаться с существительными со значением не взрослости (семеро козлят )

Могут сочетаться с субстантивированными прилагательными (двое больных )

Могут сочетаться с личными местоимениями (нас трое )

Некоторые относят оба, обе к собирательным числительным, однако они не имеют числового значения, поэтому целесообразно считать местоимениями. Кроме того у этих слов иные правила сочетаемости с существительными.

Лексико-грамматический разряд порядковых числительных:

Называют порядковый номер предмета при счёте.

Грамматические особенности:

Могут изменяться по падежам, числам, родам

Всегда согласуются с существительными

Склонение числительных:

Порядковые склоняются как относительные прилагательные (адъективный тип)

Остальные по характеру окончаний различаются 6 типов склонения:

3) 50, 60, 70, 80

4) 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900

5) 40, 90, 100, полтора, полтораста

6) собирательные

МЕСТОИМЕНИЕ

С одной стороны, они употребляются как самостоятельные слова, с другой стороны, они не называют явлений, предметов, а лишь указывают на них. Многие лингвисты считают, что местоимения появились раньше имён.

Отличающие признаки:

1) Для местоимений характерна соотнесённость одного и того же слова с широким кругом предметов окружающей действительности. Направление в каждом отдельном случае может означать разные лица и разные предметы

2) Функции:

Диектическая ― указание на условие речевого акта. Соотнесение того, о чем говорится с условиями речевого акта и его участниками. Я пишу (пишет говорящий), я ― говорящий, вы ― слушающий, он ― третье лицо.

Местоимения первого и второго лица, отсылающие к говорящему (я, мы) или к слушающему (ты, вы). Так же указательные местоимения, отсылающие к объекту, на которого направлен указательный жест говорящего (тот, этот, это, та..)

Анафорическая ― соотнесение данного сообщения с другими сообщениями. Это функция отсылки к чему-либо известному. Могут замещать в тексте имена предметов, действия и даже целые предложения. Мой брат пришёл и сказал, что он уезжает. Н иколай собрался и вышел. Петя сделал тоже самое. Я напишу ему письма, если это нужно.

Выполняют:

Личные местоимения третьего лица

Указательные местоимения

Возвратные (себя, друг-друга)

Относительные местоимения

Эмоционально-оценочная функция Ваша Ольга (в конце письма)

эффимизм ― функция табу ― сто один вопрос про «это»

Классификация местоимений.

1) Традиционная.

- Личные ― указывают на участников речевого акта.

- Возвратные ― себя. Это местоимение не имеет именительного падежа, а это указывает на то, что объект или адресат действия совпадает с субъектом действия.

- Притяжательные ― принадлежность предмета первому, второму или третьему лицу. (мой, твой, его, свой (принадлежность тому, что названо подлежащим) его, её, их ― личные местоимения с функцией притяжательности

- Указательные (тот, этот, такой, сей, оный ) ― выделяют предметы или признаки, связанные с участниками речевого акта или речевым пространством.

- Определительные ― указывают на признаки обобщающие (всякий, каждый, любой, весь ) или выделительные (сам, самый )

- Вопросительные (кто, что, какой, который, чей )

- Относительные совпадают с вопросительными, но принципиально отличаются от них синтаксической функцией, выступая в роли союзных слов ― Мальчик разбил вазу, которая стояла на столе.

- Неопределённые ― аффиксы не, постфиксы -то, -либо, -нибудь, аффиксоид кое- Указывает на нечто, неизвестное говорящему

- Отрицательные ― не и ни. Отсутствие предметов, признаков, обстоятельств.

В традиционной классификации не учтено местоимение друг-друга. Это местоимение часто выделяют в особый разряд, называемый взаимно-возвратным.

2) Функционально-семантическая классификация:

Личные, притяжательные, возвратные + друг друга, выделительно-указательные (этот, тот, такой, таковой ) , выделительно-усилительные (сам, самый ), вопросительные, относительные, неопределённые, обобщенно-распределительные (каждый, любой, весь, всякий ), отрицательные.

3) Формально-грамматическая классификация:

1) местоимения существительные ― указывают на лицо или предмет, падеж выражают последовательно, род и число не последовательно (личные, возвратные, некоторые вопросительные (кто, что ), некоторые отрицательные (никто, ничто ), некоторые неопределённые (некто, кто-то )

2) местоимения прилагательные ― указывают на признак, выражают значение в зависимых грамматических категориях рода, числа, падежа. (твой, мой, ваш, наш, какой-нибудь, некоторый )

3) местоимения числительные ― указывают на неопределённое количества, вне грамматической категории числа и имеют те же особенности сочетаемости с существительными. (сколько, сколько-то )

4) местоимения наречия ― неизменяемые местоимения (здесь, там, оттуда, где-то, когда-нибудь …) Некоторые лингвисты относят к наречиям.

Особенности склонения

Склонение личных местоимений характеризуется изменением основы в косвенных падежах. Я, меня, мне, мы, нас.

Местоимения он, она, оно при сочетании с предлогом имеют формы с начальной фонемой н. У него, при ней, о них

Местоимение себя не имеет формы именительного падежа

Грамматические особенности других местоимений, а именно прилагательных, наречий, числительных, полностью повторяют особенности соответствующей части речи.

ГЛАГОЛ

Глагол в русском языке противопоставлен именам, так как имеет свой набор грамматических категорий. Обозначает также признак предмета, но это особый признак – признак как процесс.

Глагол - часть речи, обозначающая процессуальный признак и выражает это значение в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени и т.д. Основная функция - сказуемого.

Парадигма глагола

Так же более сложная, чем парадигма имен.

3 группы глагольных форм.

1) Инфинитив - начальная форма глагола, но это очень условно.

2) Спрягаемые формы (предикативные)

3) Неспрягаемые формы (атрибутивные) причастия и деепричастия. Не все ученые относят к глаголу.

Каждая из этих групп характеризуется особенным набором грамматических категорий.

Спряжение глагола

Спряжение - обычно употребляется в следующих ситуациях:

1) Спряжением глагола - изменение глагола в узком понимании по лицам и числам в настоящем или будущем простом времени, в широком понимании изменение глагола по временам, наклонениям, лицам, числам и так далее.

2) Под спряжением также понимается система глагольных флексий в настоящем или будущем простом времени.

В зависимости от того, какие флексии представлены, все глаголы можно разделить на два больших класса: первого и второго спряжения.

Глагол 1го спряжения - нести

Я несу, ты несешь, он, она, оно несет,

Мы несем, вы несете, они несут

Глагол 2го спряжения - решить

Я решу, ты решишь, он решит

Мы решим, вы решите, они решат

Кроме флексий глаголы первого и второго спряжения отличаются друг от друга особенностями чередования: у глаголов второго спряжения чередование появляется только в форме первого лица единственного числа (любить - люблю ), у глаголов первого спряжения чередование появляется в четырех формах - второго и третьего лица единственного числа, и первого и второго лица множественного числа (пеку - печешь, печем, печете ).

Глаголы 1 и 2 спряжения отличаются друг от друга финалью основы (оконцовкой), у глаголов 1го спряжения основа настоящего или будущего простого времени может оканчиваться на шипящий - скачут, на j - краснеют, на парно твердый согласный - несут, глаголы второго спряжения в этом случае могут также оканчиваться на шипящие, на j, и на парно-мягкий согласный.

Что нужно чтобы определить спряжение?

1) поставить глагол в форму 3 лица ед. числа

2) Смотрим ударно ли окончание

3) Если окончание ударное, то спрягаем глагол по лицам и числам

4) Если окончание безударное, возвращаемся к инфинитиву

5) Если финаль инфинитива на ить, то 2ое, если не на ить, 1ое

6) Вспоминаем, не исключение ли это? (брить, стелить, гнать, держать, дышать, обидеть)

В языке есть также разно спрягаемые глаголы - хотеть, бежать, чтить (чтят, чтут),

Глагольные словоизменения

Система глагольного словоизменения характеризуется большей сложностью по сравнению со словоизменением имен. Для каждого русского глагола необходимо установить его принадлежность: а) к словоизмененительному классу и б) к типу спряжения

Критерий Маслова

Видовая пара имеет место тогда и только тогда, когда глаголы имеют тождественное значение.

Специальные диагностические контексты:

1) Для глаголов совершенного вида. Он вернулся из командировки, поднялся по лестнице, открыл дверь...

2) Для глаголов несовершенного вида. Описание повторяющихся событий. Каждый год в это время он возвращается из командировки, поднимается по лестнице, открывает дверь...

3) Для глаголов несовершенного вида. Повествование в настоящем историческом. Возвращается он вчера из командировки, поднимается по лестнице, открывает дверь...

Таким образом, можно сделать вывод, что эти пары глаголов являются видовыми глагольными парами, поскольку глаголы в каждой паре обозначают одно и то же событие. В контекстах два и три употребление глаголов совершенного вида исключается, таким образом говорящие должен употребить глагол с тождественным значением, но несовершенного вида.

Двувидовые глаголы

Посматривать, стукнуть, учительствовать и так далее. Является либо совершенного вида, либо не совершенного, но пары не имеют - непарные глаголы. Перфектива тантум - совершенного вида, имперфектива тантум - несовершенного вида

Среди непарных глаголов так же встречаются двувидовые глаголы.

Двувидовые глаголы - в разных контекстах могут быть и глаголами совершенного и глаголами несовершенного вида.

Когда Алексей женился, он сразу уехал в Париж. Когда Алексей женился, гостей было 100 человек.

Среди двувидовых глаголов исконно русских глаголов немного (телеграфировать, асфальтировать, госпитализировать)

Вид двувидовых глаголов может быть определен только по контексту.

Образование форм страдательного залога в русском языке.

Образуются по-разному у глаголов совершенного и не совершенного вида.

У глаголов совершенного вида форма страдательного залога образуется, как правило, при помощи формообразующего постфикса -ся.

У глаголов совершенного вида формы страдательного залога образуются, как правило, аналитическим способом при помощи вспомогательного глагола быть, в соответствующей личной форме и краткого страдательного причастия.

Исключения: Он был любим всеми. Эта книга прочиталась очень легко.

Глаголы в форме страдательного залога могут изменяться по временам, лицам, числам, и так далее.

Дом построен рабочими в прошлом году .

Формы настоящего времени

Образуют только глаголы несовершенного вида! Формы настоящего времени не имеют специальных суффиксов в русском языке, окончания глаголов со значением того или иного лица и числа (я говорю, ты говоришь ) служат также формальным выражением значения настоящего времени, если они присоединяются к основам того же вида.

Форма настоящего времени может выражать несколько значений.

Первое значение этой формы называется настоящее актуальное .

Форма настоящего времени в этом случае указывает на действие, совпадающее с моментом речи. Я сейчас читаю лекцию .

Второе основное значение формы настоящего времени - настоящее неактуальное . В этих случаях указывает на то, что действие не связано с моментом речи. Я хорошо плаваю . Имеет несколько подтипов: расширенное настоящее - он давно уже любит ее ; постоянное непрерывное - Москва стоит на 7 холмах ; и так далее.

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Занимают особое место в морфологической парадигме глагола, поскольку они сочетают свойства глагола и других частей речи - соответственно прилагательных и наречий.

На этом основании причастия иногда выводятся из глагольной парадигмы и включаются в состав прилагательных, а деепричастия - в состав наречий (Пешковский) или же трактуются как самостоятельные части речи (Тихонов).

Причастие - «гибридная» форма глагола, обладающая признаками глагола и прилагательного.

Как глагол причастие проявляет себя благодаря категориям залога, вида и времени, лексико-грамматическим признакам переходности и возвратности, кроме того, причастия полностью сохраняют особенности глагольного управления: любить детей - любящий детей, руководить заводом - руководящий заводом .

Слова выступают в роли строительного материала для языка. Для передачи мысли мы используем предложения, которые состоят из сочетаний слов. Для того, чтобы связываться в сочетания и предложения, многие слова меняют свою форму.

Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений, называется грамматикой.

Грамматика состоит из двух частей : морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.

Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.

Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым , стол и стул , то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.

Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.

Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.

Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме.

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать , давайте почитаем ! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать .

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.

Парадигма бывает:

универсальная – все формы (полная);

неполная – отсутствуют какие-либо формы;

частная по определённой грамматической категории: парадигма склонения, парадигма наклонения.

Лексическое и грамматическое значения находятся во взаимодействии: изменение лексического значения слова ведёт к изменению и его грамматического значения и формы. Например, прилагательное звонкий в словосочетании звонкий голос является качественным (имеет формы степеней сравнения: звонкий, звонче, самый звонкий). Это же прилагательное в словосочетании звонкий согласный является относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса). В этом случае данное прилагательное не имеет степеней сравнения.

И наоборот грамматическое значение некоторых слов могут прямо зависеть от их лексического значения. Например, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Он бежал довольно долго, до тех пор, пока не упал в полном изнеможении. Лексическое значение («совершать побег») обусловливает и другое грамматическое значение – значение совершенного вида: Заключённый бежал из тюрьмы.

Остались вопросы? Хотите знать больше о грамматическом значении слова?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Та или иная грамматическая категория (категория рода, категория числа, категория падежа и т.д.) в каждом конкретном слове имеет определенное содержание. Так, например, категория рода, свойственная именам существительным, в слове книга обнаруживается тем, что это существительное является существительным женского рода; или категория вида, например, в глаголе рисовать имеет определенное содержание - это глагол несовершенного вида. Подобные значения слов называются грамматическими значениями . Следовательно, каждое слово может обладать рядом грамматических значений, например, в глаголе бежал заключены следующие грамматические значения: значение прошедшего времени, значение единственного числа, значение мужского рода, значение несовершенного вида.

Однако нагляднее показать грамматическое значение в предложении, составленном из придуманных слов, так как в этом случае «легче» отделить лексическое значение от привычного грамматического, представленного в каждом слове известными формами обычным способом: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. (Л.В. Щерба)

Несмотря на фиктивный лексический состав, это предложение понятно любому носителю русского языка в той мере, в какой в нем сохранены грамматические значения слов, свойственные русскому языку, благодаря представленной в каждом слове форме выражения этого значения. Понятны значения отношения - значение зависимости/независимости между словами.

Грамматическое значение распознаётся через отношения между словами. Разъясняя абстрактный характер грамматического значения в отличие от лексического, А.И.Смирницкий проводил аналогию различий арифметических и алгебраических выражений: если лексическое обобщение носит «примерно такой характер, как обобщение чисел 2, 4, 6, 8, 10 в качестве четных, а чисел 7, 14, 21, 28, 35 как чисел, делящихся на 7», то грамматическое похоже на «алгебраическое А и X, не будучи никаким конкретным числом, они все же представляют собой число, а не что-либо иное».

Грамматические значения неодинаковы. В морфологии различают по крайней мере два типа грамматической семантики. К первому типу относится категориальное частеречное значение, второй тип объединяет значения, выражаемые морфологическими формами слов.

Принципиальное различие между типами состоит в том, что частеречная семантика, опираясь на грамматические средства в своем выражении, тесно связана с лексическими значениями слов и не предполагает в обязательном порядке словоизменения. Так, категориальное значение существительных имеют несклоняемые слова типа пальто, метро. такси и т. д. Чтобы быть существительным достаточно называть предмет и иметь субстантивные синтаксические признаки (выражать подлежащее и дополнение, иметь при себе согласованное определение). Точно так же категориальную семантику прилагательных имеют несклоняемые признаковые слова: мини, макси, бордо и т. п. Частеречную семантику имеют наречия, несмотря на то, что у большинства из них вообще нет форм словоизменения. Одинаковые категориальные частеречные значения обнаруживаются в языках с разным грамматическим строем.


Что же касается семантики второго типа, то она создается формообразованием. Грамматические значения, выражаемые изменяемыми формами слов, характеризуют языки индивидуально и дифференцированно. Только такие значения, как правило, и называют морфологическими грамматическими значениями или просто грамматическими значениями изменяемых слов.

Специфика грамматических (морфологических) значений объясняется особенностями морфем (прежде всего флексии), которыми они выражаются. Этих особенностей две (поэтому и в грамматическом значении в последнее время чаще всего выделяют два отличительных признака).

Во-первых, эти морфемы обслуживают обязательное формообразование. В результате значения, выражаемые ими, становятся обязательными для целых разрядов и классов слов. Так, каждая словоформа изменяемого существительного имеет окончание, и это окончание обязательно выражает число и падеж; каждый глагол в русском языке изменяется по временам, и в объеме этого изменения в глаголе должно быть выражено временное значение, глагольная форма, соответствующая простому сказуемому, обязательно дает представление о грамматическом лице и грамматическом наклонении.

Важно обратить внимание на то, что обязательное выражение грамматического значения не всегда допускает выбор со стороны говорящего, т. е. предельно формализовано. Носитель языка просто обязан знать, что в данной языковой ситуации употребляется та или иная форма слова. Так, надо сказать завидовать врагу и ненавидеть врага и ни в коем случае не наоборот. Если прилагательное присоединяется к существительному карандаш, то оно должно быть в форме типа красный (а не красная, красное), если инфинитив присоединяется к фазисному глаголу, он не может относиться к совершенному виду, если существительное вводится в предложение предлогом к, оно употребляется только в дательном падеже и т. д. Таким образом, синтаксис способствует автоматическому выбору морфологической формы и, следовательно, такой же реализации грамматического значения. Синтаксические средства языка подключены к выражению значений морфологических форм.

Вторая особенность формообразующих морфем была отмечена Г. О. Винокуром при характеристике окончаний. Г. О. Винокур обратил внимание на то, что окончания не могут быть изолированными, т. е. одиночными, морфемами, они существуют только в парадигмах.

В связи с этой особенностью грамматическое значение не может быть выделено в одной словоформе, оно объединяет минимум две словоформы. Эту особенность грамматического значения А. А. Зализняк назвал регулярностью.

Грамматические значения одинаковы для целого ряда слов. Так, например, значения женского рода, единственного числа, именительного падежа объединяют слова страна, матрица, ночь, комната, мысль, молодость. Как видно, перечисленные слова не имеют ничего общего в своих лексических значениях, абсолютно совпадая в грамматических. Люби, учи, гуляй, стреляй - объединены значе­ниями единственного числа повелительного наклонения.

Одни грамматические значения включены в номинативный аспект высказывания (род, число существительных). Это так называемые отражательные (номинативные) значения. Они используются для обозначения объективных свойств предметов и признаков, введенных в высказывание.

Другие грамматические значения имеют отношение к выражению актуализационных смыслов, т. е. ориентации высказывания на речевую ситуацию, его временной характеристики, связи с субъектом речи. Таковы грамматические значения спрягаемых форм глагола.

Третьи грамматические значения отражают интерпретационно-оценочное участие говорящего в речевой коммуникации. Интерпретационное значение связано с возможностью при помощи морфологических форм об одном и том же сказать по-разному. Интерпретационное значение обычно выделяют в залоге и виде глагола. Выбор залоговой формы связан с тем, какой семантический компонент предложения, субъект или объект, помещается в центр информации: брат написал письмо (сообщение о брате), письмо написано братом (сообщение о письме). При помощи вида одно и то же действие изображается с разных сторон. Из предложения Маша ела кашу мы узнаем, чем была занята Маша в какое-то время, а в предложении Маша съела кашу сообщается о том, что Маша кашу ела, и каши больше нет.

Интерпретационное значение в морфологических формах представлено шире, чем об этом принято говорить в описательных грамматиках русского языка. Так, оно есть в глагольном наклонении, поскольку по-средством форм наклонения одна и та же ситуация обозначается как реальный, возможный или желательный факт. Интерпретационный компонент есть в краткой форме прилагательных, которая в современном языке является знаком того, что прилагательное не входит в наименование предмета.

Многие грамматические значения неэлементарны и обращены к разным сторонам высказывания. Например, вид является одновременно и номинативным, и интерпретационным значением, лицо - номинативным и актуализационным, наклонение - номинативным, актуализационным и интерпретационным, падеж - номинативным и интерпретационным.

Отличительной особенностью морфологического строя русского языка является то, что разные части речи имеют одноименные грамматические значения. Так, род и число имеют существительные, прилагательные, глагол; падеж есть у существительных, прилагательных, числительных и местоимений. В результате одно и то же грамматическое значение может быть одновременно выражено несколько раз, например, в синтагме новая шуба упала единственное число и женский род обозначены трижды: окончанием прилагательного, существительного и глагола. Русскому языку свойственна избыточность в выражении грамматической семантики.

Одно грамматическое значение обязательно предполагает наличие другого (или других). Так, значение единственного числа предполагает существование множественного (противопоставлено ему); река - реки, рука - руки; значение совершенного вида противопоставлен о значению несовершенного вида: писал - написал, учил - выучил; значение именительного падежа противопоставлено всем остальным (косвенным) падежам. Реальное (по А.А. Шахматову), т.е. лексическое, значение слова связывает слово непосредственно с внешним миром, значение грамматическое связывает его прежде всего с другими словами. ГЗ выражают отношение говорящего к высказываемой им мысли или внутриязыковые связи и взаимоотношения слов.

Следовательно, можно сделать вывод, что грамматическое значение есть абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова и присущее целому классу слов.

Кроме того, лексическое значение выражено основой слова, а грамматическое - особыми формальными показателями.

Но ГЗ не изолированы от лексических. Они как бы «наслаиваются», опираются на них.

Конспект урока

по русскому языку 4 класс а

Программа развивающего обучения.

Дата проведения: 07. 11. 13

Учитель : Букова Ирина Петровна

Тема : Грамматические формы и грамматическое значение числа имени существительного.

Цели:

Специальные: выявить способы выражения грамматического значения числа у имён существительных, ответить на вопрос: «Что такое число в русской грамматике?»;

- общеучебные: развивать умение осознавать и принимать учебную цель, контролировать и оценивать выполненную работу, работать самостоятельно и вместе с товарищами в группе;

Интеллектуальные: развивать умения анализировать, систематизировать, классифицировать, формулировать гипотезу, делать выводы.

Оборудование: мультимедийный комплекс

Тип: Постановка и решение учебной задачи

Применяемая технология: мультимедийная

Ход урока

Организационный момент

I . Рефлексия - создание ситуации успеха.

У . Давайте вспомним: о чём шла речь на прошлом уроке?

Учащиеся говорят о двух формах числа имени существительного и той работе, которую эти формы выполняют. Ребята вспоминают высказывания, которые сравнивали на предыдущем уроке. В результате беседы на доске появляется слайд №1, которым завершилась работа на последнем уроке.

У. Думаю, что сейчас, работая в парах, мы сможем выполнить вот такое задание.

1. Запишите словосочетания, изменив форму числа имён существительных. Подумайте, что произойдёт с формой других слов.

Солнечные лучи, встречают своих дочерей, купили плащи, выглянуло из-за низкой тучи, осенние ночи, умчался прочь от рощи, ежи колючи, калачи свежи, старинные мечи.

Два человека работают у доски, внося изменения в словосочетания (слайд №2). После выполнения работа проверяется. Учащиеся исправляют замеченные на доске ошибки, объясняя правильное написание слов. В процессе проверки учащиеся поясняют, почему пришлось изменить форму некоторых других слов. А также в ходе проверки ребята замечают, что во всех записанных существительных есть одинаковая орфограмма – «мягкий знак после шипящего».

У. Не встретилась ли эта орфограмма в словах других частей речи?

Дети отвечают и объясняют, по какому правилу писали её в каждом слове.

После проверки задания появляется слайд №3. Прочитывая его, учащиеся ещё раз контролируют и оценивают этот этап работы.

У. Итак, с помощью чего выражается значение числа у имени существительного?

Д. С помощью грамматических форм слова, форм числа (ед.ч. и мн.ч.).

II . Постановка и решение задачи.

У. Как вы думаете, а могут ли быть существительные, у которых форм числа нет, а значение числа есть? (Дети задумались.)

Сравните высказывания: (слайд №4)

Ване купили зимнее пальто.

В магазин привезли зимние пальто.

У. Отличается ли слово пальто в этих высказываниях по своей форме?

Д. Нет. Это слово не изменяется.

У. А по значению числа?

Д. Отличается. В первом высказывании речь идёт об одном пальто. А во втором – о нескольких.

У. Как вы это определили?

Д. По форме числа слов зимнее (ед. ч.), зимние (мн. ч.), т.е. по форме числа зависимого слова.

У. Вот вы сами и назвали ещё один способ выражения значения числа у существительных, которые не изменяются, т.е. не имеют грамматических форм числа. Но значение числа у таких существительных может быть, и выражается оно с помощью форм числа зависимых слов (прилагательных и глаголов). А теперь проверим, понятен ли нам этот способ. Работать будем в группах по 4 человека (называется состав групп). Вам предстоит прочитать задание, понять его суть, определиться, кто первый начнёт работу, проговаривая вслух ход мыслей и выводы. Далее работать будете по часовой стрелке. Каждый из вас поработает с одним высказыванием. Не забывайте контролировать и оценивать работу товарищей!

Слайд №5.

Прочитайте текст. Определите значение числа существительного какаду. Подчеркните слова, которые помогли вам это сделать. Вставьте пропущенные буквы.

С каким интересом наблюдает публика за какаду в белоснежном оперении! Какаду легко узнать по пушистому хохолку на голове. Как многие попугаи, какаду способны подражать голосу человека и легко запомина_т множество слов. Такой говорящий какаду охотно вступа_т в беседу с посетителями.

После выполнения работа каждой группы вывешиваются на доску. Работы сравниваются и анализируются, исправляются ошибки, даются пояснения (слайд №6).

У. Сколько же в русском языке есть способов выражения грамматического значения числа у имён существительных?

Д. Два способа.

У. Какие это способы? Первый!

Д. Значение числа у существительных выражается с помощью грамматических форм самого слова (парта – парты, ручка – ручки).

У. Молодцы! А второй?!

Д. С помощью грамматических форм зависимого слова (говорящий какаду – говорящие какаду).

У. Умники! А есть ли в русском языке такие существительные, у которых вообще нет грамматического значения числа?

Прочитайте высказывание (Слайд №7).

Бабушка поставила молоко на окно.

У. Можете ли вы сказать, какую форму числа имеет словоформа окно?

Д. Форму единственного числа.

У. Докажите, что это действительно словоформа единственного числа. Для этого проверим, выполняет ли она работы этой формы. «Командует» ли словоформа окно числом зависимых слов? Присоедините к словоформе окно прилагательное чистый.

Д. Бабушка поставила молоко на чистое окно. (Слайд №7)

У. Почему вы употребили словоформу чистое, а не чистые?

Д. Бабушка поставила молоко на чистые окно? Существительное и прилагательное не связаны по числу. Зависимое слово можно присоединить к словоформе окно только в форме единственного числа. Значит, окно – это форма единственного числа.

У. А есть ли грамматическое значение числа у словоформы окно? Какое количество предметов она обозначает – один или больше одного?

Д. Окно – одно. Есть ещё у этого слова другая словоформа – окна, которая обозначает много предметов. Значит, у словоформы окно есть грамматическое значение числа.

У. Возьмём другое существительное – молоко. Формой какого числа является эта словоформа? (Слайд №7)

Д. Формой единственного числа. Можно доказать. Попробуем присоединить зависимое слово.

У. Какое?

Д. Давайте присоединим прилагательное горячий.

Бабушка поставила горячее молоко на окно. (Слайд №7)

У. Почему не годится для этого словоформа горячие?

Д. Это форма множественного числа. Она не подходит. Значит, молоко – это форма единственного числа.

У. Есть ли грамматическое значение числа у словоформы молоко? Есть ли среди словоформ такая, которая отличается от словоформы молоко значением числа?

Д. Молоко – молоки. Нет, так не говорят. Других форм нет.

У. Какой же вывод мы можем сделать?

Д. У словоформы молоко грамматического значения числа нет, потому что нет других словоформ, которые отличались бы от неё значением числа.

У. Получается, у существительного окно есть грамматическое значение числа, а у существительного молоко его нет. Может быть существительное молоко – это какое-то исключение? Чем оно отличается от существительного окно?

Д. Слово окно изменяется по числу. У него две разных формы числа – окно, окна. А слово молоко по числу не изменяется. У него только одна форма числа.

У. А есть ли какие-нибудь другие существительные, которые не изменяются по числу и не поддаются счёту?

Дети произносят слова, которые учитель записывает на доску.

Санки, сливки, прятки, бусы, мёд.

У. Все согласны с предложенными вариантами слов?

Д. Количество санок и бус можно сосчитать, это поддаётся счёту. Так что грамматическое значение числа у этих слов есть, а вот грамматическая форма только множественного числа.

III . Опробирование. Рефлексия.

1. У. Давайте подведём итоги проделанной работы. На что указывает значение числа существительных?

Д. На количество предметов, которое называет слово.

У. Как может выражаться значение числа существительных?

Д. У одних существительных – с помощью одной из двух грамматических форм числа, у других существительных, которые не имеют форм числа – с помощью форм зависимых слов (прилагательных и глаголов).

У. У всех ли существительных есть значение числа?

Д. Нет. Есть такие существительные, у которых нет значения числа, хотя есть одна из грамматических форм числа.

У. Молодцы! Теперь попробуем все выводы, которые мы сейчас сделали, зафиксировать в виде схемы.

Можно работу этого этапа построить иначе:

Б) в виде вопросов учителя (см. ниже), отвечая на которые, учащиеся постепенно выстраивают схему (слайд №8).

У. Имена существительные по признаку наличия или отсутствия значения числа, на сколько групп можно разделить?

Д. На две группы: 1 группа - существительные, которые имеют значение числа, 2 группа - не имеют этого значения.

У. Давайте это запишем на доске и в тетрадях.

На доске появляется слайд №8 (начало).

У. Среди существительных первой группы, сколько можно выделить подгрупп по признаку количества форм числа?

Д. Существительные, которые имеют две формы числа (стул – стулья) и одну форму числа.

У. Какую? Подумайте: санки, бусы, ножницы, брюки!

Д. Это существительные, которые имеют форму множественного числа. Запишем это на доске и в тетрадях. (Слайд №8, продолжение)

У. И третья подгруппа: пальто, кенгуру, какаду.

Д. Не имеют форм числа.

У. Молодцы! С первой группой существительных разобрались. Приступим ко второй.

Д. Существительные, которые имеют форму единственного числа: молоко, сметана, листва.

У. Вторая подгруппа?

Д. Существительные, которые имеют форму множественного числа: сливки, сумерки.

У. И третья подгруппа. Кто догадался? Словоформа пюре не имеет значения числа и …

Д. Не имеет форм числа. (Слайд № 8, окончательный вариант)

Домашнее задание.

У. Дома, пользуясь схемой, составьте и запишите рассказ о том, что вы знаете о числе имён существительных. В каждую из 6 групп слов подберите по 3-5 примеров.

Всем спасибо за работу!

Это только с первого взгляда кажется, что имя существительное - очень простая часть речи. На самом деле она имеет множество вариантов написания, произношения и употребления. Общее грамматическое значение имени существительного и все самые важные моменты будут отмечены в этой статье. Здесь будет изложено все, что необходимо знать об этой части речи, чтобы не делать глупых ошибок в произношении и на письме. Некоторые не знают, какова роль имени существительного в предложении Разберемся более подробно в нашей статье.

Что это за часть речи

В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?

Следует запомнить что существильное может обозначать:

  • вещи (например, компьютер, шкаф, телефон);
  • людей (женщина, мужчина, ребенок, юноша);
  • вещества (чай, борщ, молоко);
  • все живые существа (собака, лошадь, тигр, микроб);
  • разнообразные события и природные явления (ураган, дождь, война);
  • разнообразные действия, свойства веществ, черты (красота, прыжок, злость).

Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.

Разряды

Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:

  • Собственные.
  • Нарицательные.
  • Одушевленные.
  • Неодушевленные.

В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.

Из первого названия можно сделать вывод, что собственные существительные - это конкретные названия, которые могут обозначать только один предмет или человека и больше ничего другого.

Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.

Важно, не терять границ между именами Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.

Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.

Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.

Категория падежа

Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.

Категория числа

Имя существительное имеет три группы числа:

  • слова, которые имеют две формы: и едиственное, и множественное: палец - пальцы;
  • слова, которые выступают только в единственном числе: крупа, горох, морковь;
  • существительное только во множественном числе: сутки, духи, грабли.

Категория рода

Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.

Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.

Интересной категорией является общий род. Сюда относится около 200 слов русского языка. Все они в большинстве случаев относятся к разговорной речи. Это слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа и имеют окончание -а. Обычно они характеризуют предмет или лицо по какому-то признаку. Они придают речи некие краски и эмоции. Чтобы было понятнее, к таким словам относятся: пьяница, обжора, плакса и другие.

В русском языке есть некоторые слова, род которых определить проблематично. Такие слова рекомендуется просто запомнить, чтобы не наделать ошибок. Одним из таких слов является слово "кофе". Многие относят его к среднему роду, но нет. "Мой кофе" - это всегда мужской род.

Склонение

В русском языке есть три на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.

Так, к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание -а, -я. Второе склонение - это существительные мужского рода, которые окончания не имеют, или, как говорят учителя русского языка, имеют нулевое окончание и средний род с окончанием -о, -е. И третье склонение - это имена существительные жеского рода, которые не имеют окончания.

Употребление имен существительных в художественной речи

Употребление имен существительных в художественной речи - это очень важный момент. К сожалению, школьная программа не предусматривает рассмотрение подобной темы, но она крайне необходима ученикам. Часто в старших классах ученики начинают делать ошибки в сочинениях и затрудняются в тех случаях, когда учитель просит найти в тексте метафору, которая выражена именем существительным.

Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.

Вывод

В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.

Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.

Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.