Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель ». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.
Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза »:

Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Никейская»
глас 4
Бысть чрево Твое святая трапеза, имущи Небеснаго Хлеба, Христа, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель.

Кондак
глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстетельствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Икона Богородицы Антиохийская

Антиохийская икона (празд. 23 марта, 28 мая), время и место явления неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580»; эта же дата появляется и на нек-рых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам, в частности по «Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери » 2-й пол. XIX в. (ГТГ), где Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке (Аксиократуса), Которого она поддерживает, склонившись к нему. Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка. Н. П. Кондаков полагал, что древняя А. и. близка по иконографическому типу Богоматери Одигитрии, по сообщению Никифора Каллиста, также вывезенной из Антиохии. Исследователь предположил, что под именем А. и. могла почитаться др. икона, напр. Сайднайская, на к-рой Богоматерь изображалась с полулежащим младенцем на левой руке. Списками с древней А. и. Кондаков был склонен считать неск. образов Богоматери с полулежащим младенцем визант. времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; рельеф артосной панагии из мон-ря св. Пантелеимона на Афоне, XIV в. (?); 2 рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV вв.; мозаику кон. XIII в. в ц. Санта-Мария ин Арачели в Риме. Он полагал, что в позднейших переводах чтимой иконы воспроизводились ее греко-итал. копии.

Икона Богородицы Галичская (Чухломская)

Икона явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому, пришедшему для духовных подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера, около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг.

После молитвы преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери ». Преподобный поднялся на гору, вышел на место, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. Приняв святой образ, подвижник построил на этом месте часовню, в которую перенёс икону.

Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о происшедшем, обратился к старцу с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенёс чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие.

Когда преподобный Авраамий подробно рассказал князю о явлении иконы, то он пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь, вокруг которой возник монастырь, названный Галичской Городецкой Покровской пустынью.

Впоследствии преподобный Авраамий основал ещё несколько монастырей. Последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а у чудотворной Галичской иконы появилось ещё одно название – Чухломская.
Основанный на указанном Богородицей месте Авраамиев Городецкий Покровский монастырь после революции в 1929 году был закрыт, братия монастыря приняла мученическую кончину. Чудотворная Галичская икона при этом бесследно исчезла. В 1991 году, после передачи монастырского комплекса Костромской епархии, началось возрождение обители. В монастыре особо чтится список (копия) древнего образа Галичской Чухломской иконы Пресвятой Богородицы.

Увидеть старинную икону Богоматери «Бысть чрево твое святая трапеза» - редкая удача для коллекционера и исследователя. Далеко не каждый музей может похвастаться, что в его собрании присутствует этот редкий сюжет. Достоверно известно, что подобный образ, созданный неизвестным автором XVIII столетия, хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

Мне посчастливилось встретить такую икону в частной коллекции одного из жителей нашего города. Это икона первой половины XIX века. написанная на деревянной доске темперными красками по старинной технологии.

Иконография (основные типы и правила изображения определенного лица, события или сюжета) иконы «Бысть чрево твое святая трапеза» довольно сложная. Развивался этот иконографический тип постепенно, обогащаясь все новыми и новыми символическими деталями.

В основе этого сложного и многозначного образа - Богоматерь «Великая Панагия» или «Оранта», представленная в рост, фронтально, с молитвенно воздетыми руками. На ее груди золотой медальон с полуфигурой Христа - Спаса Еммануила, который тоже распростер руки в благославляющем жесте. Большое сходство с этой иконой имеет особо почитаемая на Руси Богородица «Знамение» с молитвенно воздетыми руками и Богомладенцем, «явленным на лоне». Такое символическое изображение младенца Христа роднит «Знамение» с Благовещением.

Икона, именуемая «Бысть чрево твое святая трапеза», отличается от «Знамения» тем, что Богомладенец (Спас Эммануил) помещен в стоящую на престоле чашу - символ евхаристии (святого причастия). Престол находится в храме, об этом мы догадываемся по наличию архитектурных деталей: купола и колонн.

Попробуем перевести иконные символы на современный русский язык. Это поможет нам понять глубинный смысл образа. Поверх плата (мафория) голова Богоматери покрыта короной. Это значит, что перед нами «Царица небесная». Руки Девы Марии молитвенно воздеты: она молит своего божественного сына за человеческое племя. Этот жест - знак вечной молитвы Пресвятой Девы, несущей миру надежду и защиту.

Спас Эммануил чудесно явлен на лоне Богородицы. Это момент Благовещения, когда Пресвятая Дева узнает от архангела Гавриила благую весть о том, что в её чреве Богочеловек. Евхаристическая чаша на престоле (алтаре) символизирует Святое Причастие - кровь и плоть Иисуса Христа, его святую жертву во имя освобождения человека от мерзости первородного греха. И, наконец, символическое изображение храма - «земной церкви» - единения всех православных верующих.

Первой такой иконой была знаменитая византийская «Богоматерь Никейская» (по названию малоазиатского города Никеи, где она прославилась).

Новое название она получила в 325 году по решению I Вселенского собора, когда отцы церкви постановили петь пред этой иконой: «Бысть чрево твое святая трапеза».

Русская икона, названная «Бысть чрево твое святая трапеза», отличается от своего византийского прообраза наличием архитектурных деталей и изображением Святого духа в виде слетающего с небес голубя. На иконе из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии он помещен в левом верхнем углу, на нашей - на ободке нимба Богоматери.

Чудом сохранившаяся икона из частной коллекции хабаровчанина поражает своими яркими красками: сочетанием вишневого, малинового. золотистого и зеленого цветов. Такое цветовое решение роднит ее с традициями поморских иконописцев-старообрядцев. Достаточно сравнить хранящуюся в Государственном историческом музее старообрядческую икону XIX в. «Спас Благое молчание» с описываемой, чтобы обнаружить соответствие цветовых соотношений, манеры письма лика, близкой к квадрату формы, цвета опуши (цветовой обводки по краю доски и средника).

В XIX веке, когда новообрядческие церкви были наполнены близкими к светскому искусству «живоподобными», плотскими образами, иконописцы-старообрядцы сохраняли древнее благочестие в иконе, следуя старинным традициям темперного иконного письма.

Большое значение придавали старообрядческие мастера использованию золота в иконе. Ведь золото - символ фаворского, божественного света. Иконописцы вызолачивают сусальным золотом фон и обильно украшают твореным (растворенным в квасцах) золотом оживку одежд, выполняя ее легкими ломкими линиями.

Все это тесно связывает нашу икону с творчеством иноков Выговской пустыни - духовного центра старообрядчества в XVIII - XIX веках. Выговская пустынь - поселение старообрядцев-поморцев, расположенное на реке Выг, северо-восточнее Онежского озера, в глухих непроходимых лесах, окруженных болотами.

Выговское общежительство, включавшее мужской и женский монастыри, а также крестьянские села вокруг, было основано иноками-старообрядцами из северных монастырей.

В 1702 году императору Петру I донесли о существовании раскольничьего монастыря, но царь повелел: «Пусть живут», - и приказал приписать старообрядцев-пустынников к Повенецким железным заводам.

Здесь, вдалеке от мирских соблазнов, от влияния «просвещенной» Европы продолжали развиваться традиции русской духовности, сохранялась с дониконовских времен преемственность искусства.

Выговские монахи считали себя последователями иноков Соловецкого монастыря, известного своим открытым выступлением против никоновской реформы. Восемь лет, с 1668 по 1676 гг., выдерживал Соловецкий монастырь осаду царских войск.

Именно монахи с Соловков организовали в пустыни главные мастерские: меднолитейную, иконную, книжную, переплетную и др.

Славилась пустынь и собирательством, сюда везли старообрядцы со всех концов страны старинные образа, книги и ризы. Монахи-наставники собрали богатейшую библиотеку, в которой было представлено все письменное наследие Древней Руси, включая уникальные памятники житийной литературы.

Не менее значимым было и иконное собрание, позволившее на основе традиций различных иконописных школ Древней Руси выработать свой собственный поморский стиль, который мы видим и в декоре рукописных книг, и в иконах, и в росписи посуды, и в меднолитых произведениях. Но о них речь пойдет в следующей статье, посвященной творчеству мастеров-старообрядцев.

Галина ЕГОШИНА , искусствовед,
главный специалист Управления Росохранкультуры по ДФО

О чем молятся иконе "Никейская" : молятся о вразумлении заблуждших и отступивших от веры.

Икона Божьей Матери "Никейская"

Молитва иконе Богородицы "Никейская"

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу православную, преосвященный митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити: и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотйвшагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невиди-мыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапный смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению: и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава его благословена и препрославлена, со Безначальным его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(28 мая / 10 июня)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Никейская» молятся о вразумлении заблуждших и отступивших от веры.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Никейская»

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Бысть чрево Твое святая трапеза, имущи Небеснаго Хлеба, Христа, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.