Франсуа Фурье - один из важнейших мыслителей и представителей утопического социализма в XIX веке. Многие его труды были революционными для своего времени. Писатель сформулировал теорию страстного влечения, идею о фаланстерах, пропагандировал свободу половых отношений и т. д. Книги Фурье имели большое влияние в России. На его учение наибольшее влияние оказали просветительская философия XVIII века, Великая французская революция и Промышленный переворот в Англии.

Ранняя биография

Будущий философ и социолог Фурье Шарль родился 7 апреля 1772 года во французском городе Безансоне. Он был сыном состоятельного купца и получил хорошее школьное и домашнее образование. Мальчик увлекался чтением книг и музыкальными занятиями. Когда он был подростком, в семье случилась трагедия - умер отец Шарля. Финансовое положение семьи испортилось и ребенку пришлось искать работу.

Фурье начал служить приказчиком в разных торговых фирмах. По их поручениям он посетил все крупные французские города, а также побывал в Бельгии, Германии и Голландии.

На третьем десятке Фурье Шарль стал владельцем магазина, в котором продавались колониальные товары. Вспыхнувшая революция оставила его без имущества. Коммерсант даже был арестован и чудом избежал расстрела. В 1793 - 1795 гг. он по призыву служил в армии, после чего переехал в Лион, где начал карьеру биржевого маклера.

Книги писателя

В начале XIX века Фурье Шарль начинает свою литературную деятельность. В журналах Лиона появляются его первые стихотворения, а затем статьи, посвященные локальным проблемам. В 1803 году писатель издает трактат «Континентальный триумвират». В этом произведении автор отстаивал теорию, что в скором времени Россия и Австрия разделят Пруссию, после чего Франция и Россия точно также поступят с Австрией.

Первым, по-настоящему крупным сочинением писателя стала «Теория четырех движений и всеобщих судеб». Именно после появления этой публикации Фурье бросил карьеру маклера. «Теория» стала фундаментом всего его экономического и общественного учения. В 1822 году вышло продолжение этой книги - «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации».

Критика сложившихся устоев

Совокупность идей, автором которых был Фурье Шарль, стали называть фурьеризмом. Значительное место в этой системе взглядов принадлежит критике тогдашнего общества. Писатель энергично нападал на принцип невмешательства государства в экономику, считая его корнем многих бед европейских стран. Положения в нем Фурье считал «нищетой и развратом».

Экономические взгляды и другие идеи

Экономическая теория Шарля Фурье подробно рассматривает основные экономические проблемы своего времени. Писатель называл в их числе слабость кооперации в мелкой промышленности и сельском хозяйстве. Ее развитию мешает апатичность рабочих и их непонимание того, как увеличить эффективность их предприятия.

Из-за этого время на труд тратится без пользы, а в продажу поступают плохие товары. Такая неэффективность сопровождается ухудшением положения рабочих, усилением их ненависти к сложившимся общественным порядкам.

Среди других идей Фурье - теория страстного влечения. Согласно ей, по Божьему Промыслу в человека было заложено нарушение естественного порядка вещей. Что еще оставил после себя Шарль Фурье? Биография мыслителя была связана с историческими исследованиями, из-за чего он в конце концов предложил собственную хронологию человеческой истории. Писатель говорил о нескольких ее периодах: райском, диком, патриархальном, варварском и цивилизационном.

Нападки на торговлю

Еще работая маклером, Франсуа Мари Шарль Фурье подробно изучил устройство торговли. Знавший ее устройство и недостатки, писатель старательно критиковал ее непроизводительность, а в некоторых случаях и разрушительность для экономики. Особенно сильно доставалось от Фурье посредникам, стоявшим между производителем и потребителем. Писатель обрушивался на них за то, что те обирают своих партнеров и мешают развитию всех областей хозяйства. Фурье призывал изменить порядок, при котором землепашец работает только на ростовщика, фабрикант - на торговца и т. д.

Социолог и философ обвинял ученых, работавших в области политической экономии в том, что те так и не провели анализ процессов, сопутствовавших торговым операциям. Из-за этого общество даже в начале XIX века так и не понимало ее сущность и вредные особенности.

Идеи Шарля Фурье основывались на исторических параллелях. Например, он объяснял, что ростовщиков ненавидели во все эпохи развития человеческой цивилизации. Фурье апеллировал даже к Библии, вспоминая сцену изгнания Христом торговцев из храма.

Фаланстеры

Фурье стал автором утопического проекта фаланстеров, имевшего крайне высокую популярность в XIX веке. Что это такое? Фаланстер - колония рабочих, которые, правильно организовав свой общий труд, могли бы добиться процветающей жизни. Члены такой ассоциации должны были жить в одном доме, иметь одно хозяйство. В основе их отношений лежала свобода. Всякий член фаланги мог выбирать людей, близких к себе, согласно только своим желаниям.

Власть внутри сообщества должна была быть выборной. На это особенно уповал Шарль Фурье. Книги писателя называли жителей нового идеального общества «гармонийцами» («жившими в гармонии»). Единственное, на что не распространялся принцип индивидуальной свободы - это решение о распределении продуктов. Данный вопрос оставался в компетенции руководства колонии.

Идея о фаланстерах была особенно популярна в Европе и России. Писатель Николай Чернышевский изобразил такое сообщество рабочих в своем романе «Что делать?». Фаланстер появляется во сне героини Веры Павловны. Рабочие там живут во дворцах из стекла и алюминия. Сельское хозяйство они ведут на научной основе, что позволяет перейти в век изобилия для каждого. В раю будущего даже работает только тот, кто этого хочет. Фаланстеры и вообще Шарль Фурье, кратко говоря, через Чернышевского приобрели популярность у российских революционеров второй половины XIX века.

Свобода половой жизни

Фурье часто говорил о разврате современного ему общества. Бороться со сложившимися порядками он предлагал радикальными методами. Правда не консервативными, как может показаться на первый взгляд, а наоборот - предложением о всеобщей свободе половых отношений. Писатель называл идеальной ситуацию «анархической конкуренции».

Идея индивидуальной свободы, как уже говорилось выше, фигурировала в примере фаланстеров. В случае с половыми отношениями, Фурье отметал идею супружеского долга. Ее он называл выдумкой религии и философов. В то же время социолог объяснял, что он против оргии, все что он предлагал - уравновешенную любовь, в основе которой лежала бы честь и добродетель.

Смерть и последователи

При жизни Фурье остался практически незамеченным. Его слава была посмертной. Он до конца своих дней оставался холостяком, жил одиноко, часто испытывал нужду в деньгах. Он умер 10 октября 1837 года на 66-м году жизни.

Учеников у Фурье было немного, но все они оставались ему страстно преданными. Последователи даже называли мыслителя «социальным Ньютоном». Самым талантливым и видным из них оказался Виктор Консидеран. При его участии стал печататься первый журнал, полностью посвященный идеям фурьеризма. Ученики мыслителя уже после его смерти занялись устройством фаланстеров. Первая такая колония была построена неподалеку от Парижа. Фурьеристы сделали утопическую теорию известной на весь мир. В середине XIX века их издания печатались не только во Франции, но и в Великобритании и США.

Большое внимание Фурье уделялось в СССР. В «стране победившего социализма» этого мыслителя считали предтечей Маркса и Энгельса, его труды печатались большими тиражами.

  • 4. Средневековая экономическая мысль России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Этапы развития меркантилизма
  • 3. Основные теоретические положения меркантилизма
  • 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
  • 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
  • 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
  • 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
  • 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
  • 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
  • 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
  • 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
  • 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
  • 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
  • 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
  • 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
  • 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
  • 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
  • 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
  • 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
  • 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
  • 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
  • 2. Экономическая теория к. Маркса
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
  • 1. Экономическое учение с. Сисмонди
  • 2. Экономическая концепция Прудона
  • 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
  • 3. Экономические концепции новой исторической школы
  • 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 11. Маржинализм
  • 1. Методологические принципы маржинализма
  • 2. Австрийская школа предельной полезности
  • 3. Лозаннская школа маржинализма.
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
  • 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
  • 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Раздел 3
  • 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
  • 20-30-Е гг. XX в.
  • 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
  • 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
  • Вопросы для обсуждения
  • Тестовые задания
  • Рекомендуемая литература
  • Тема 14. Теория регулируемого капитализма
  • 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
  • 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
  • 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
  • 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
  • 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
  • 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
  • 1. Общая характеристика неолиберализма
  • 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
  • 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
  • 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
  • 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
  • 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
  • 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
  • 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
  • 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
  • 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы
  • Заключение
  • Учебно-методические материалы
  • Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
  • Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
  • Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
  • Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
  • Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
  • Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
  • Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
  • Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
  • 2. Планы семинарских занятий
  • 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
  • 5. Тестовые вопросы по дисциплине
  • Рекомендуемая основная и дополнительная литература
  • 1. Основная учебная литература
  • 2. Дополнительная литература
  • Именной указатель
  • 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна

    Социализм - это теория, в основе который лежит равенство материальных благ, объема прав и обязанностей и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества. В ранних социалистических утопиях, начиная с сочинений Платона и затем в произведениях Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и других авторов, речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиции морали. Из сути их утопических концепций было очевидно тяготение к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей.

    Однако в первой половине девятнадцатого века, под влиянием трудов представителей классической политической экономии, доктрины социалистов-утопистов претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли свое отражение в разработках лидеров нового поколения этой школы экономической мысли.

    Во Франции известными представителями утопического социализма были К. Сен-Симон и Ш. Фурье. В Англии идеи утопического социализма развивали Р. Оуэн и его последователи Томас Годскин (1787-1869), Уильям Томпсон (1785-1899), Джон Грей (1798-1850) и Джон Брей (1809-1895), получившие также название «социалисты-рикардианцы » за попытку придать теории Рикардо социалистические выводы.

    Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) - французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений, отказавшийся от графского титула и дворянского звания, является одним из ярких авторов данного направления экономической мысли. Его перу принадлежат значительные научные произведения, в числе которых «Письма Женевского обитателя к современникам» (1803), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823-1824) и др.

    Сен-Симон полагает, что официальное правительство лишь фасад. Его деятельность носит исключительно поверхностный характер. Общество могло бы обойтись без него и не хуже жило бы. Между тем как исчезновение ученых, промышленников, банкиров и купцов поставило бы общество в беспорядочное положение, лишило бы его источников жизни и здоровья, ибо только их деятельность поистине плодотворна и необходима. Это они на самом деле управляют государством, и в их руках истинная власть. Таков смысл «параболы Сен-Симона ».

    Для Сен-Симона мир всецело покоиться на промышленности, и она одна достойна забот серьезных людей. Ее пришествие было долгой исторической эволюцией, начинающейся, по мнению Сен-Симона, в двенадцатом веке с так называемой коммунальной революции - процесса освобождения городов от феодальной зависимости, и завершающейся французской революцией. Поэтому новый стой завтрашнего дня - индустриализм , т.е. социальная организация, построенная исключительно в интересах индустрии - «единственного источника всех богатств и благосостояния».

    Говоря о строе будущего, Сен-Симон предлагает исчезновение классов . В новом обществе не должно быть ни дворян, ни буржуа, ни духовных лиц. Существуют лишь две категории лиц : работники и бездельники, или, как говорит Сен-Симон, пчелы и трутни. В новом обществе вторые должны исчезнуть, останутся только первые, между которыми будет лишь то различие, которое вытекает из различия их способностей или еще из того, что Сен-Симон называет их «положением». «Индустриальное равенство будет состоять в том, что каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему «общественному положению», т.е. своей положительной способности к употреблению средств, в которые следует включить, разумеется, и капиталы». Как видно, Сен-Симон не думает об уничтожении доходов капиталистов. Он враждебен к землевладельцам.

    В новом обществе не только исчезнут всякиесоциальные различия , кроме основанных на труде и способностях, нои правительство в обычном смысле этого слова.Роль правительства в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производственной деятельности».

    До сих пор индустриализм Сен-Симона почти не отличался от простого индустриализма. Но, по мнению Сен-Симона, в промышленном строе есть место только для правительства совершенно особого характера - правительство для управления над вещами , в которых нуждаются люди, а не над людьми. Политика не исчезает, а изменит свое существо. Она станет «положительной наукой», «наукой о производстве, т.е. такой наукой, содержанием которой будет исследование наиболее благоприятного для всех родов производства положения дел».

    Основные законы должны стремиться к тому, чтобы ясно установить и самым благоразумным образом комбинировать работы, которые предстоит исполнить обществу в целях экономического и нравственного улучшения существования всего населения.

    Экономическое правительство вместо политического, управление вещами вместо власти над людьми - вот новые концепции , которыми Сен-Симон опережает либералов. Они сближают его с социализмом. Таким образом, индустриализм Сен-Симона определенно отличается от экономического либерализма совершенно новой, возлагаемой им на правительство ролью.

    Что касается его отношения к частной собственности , то Сен-Симон в принципе не выступал против нее и не предвидел ее ликвидацию в будущем обществе, а считал возможным установить над частной собственностьюконтроль со стороны общества.

    Сенсимонисты связывают эксплуатацию с самим институтом частной собственности. В пороках общественной системы, основанной на частной собственности, они видят также главную причину кризисов и анархии производства , присущих капитализму. Исходя из этого, они выдвигают свое важнейшее требование - резкое ограничение частной собственности путем отмены права наследования. Единственным наследником должно быть государство, которое будет далее передавать производственные фонды предпринимателям как бы в аренду , по доверенности. Руководители предприятий превратятся в доверенных лиц общества. Так частная собственность преобразуется в общественную собственность .

    Шарль Фурье (1772-1832), в отличие от Сен-Симона, разработал элементы будущего общественного строя с проницательной детализацией. Он вводит понятие фаланги.Фаланга - производственно-потребительское товарищество, сочетающее в себе черты коммуны с чертами обычного акционерного общества. По-мнению Фурье, число участников фаланги вместе с детьми в разных работах колеблется от 1500 до 2000 человек. Он считал, что в таком коллективе будет необходимый и достаточный набор человеческих характеров для оптимального распределения труда как с точки зрения склонности людей, так и с точки зрения полезного результата. В фаланге сочетается сельскохозяйственное и промышленное производство с преобладанием первого.

    Исходный фонд средств производства фаланга получает за счет взносов акционеров, поэтому в ее состав должны входить капиталисты . В фалангу также принимаются бедняки , которые первоначально могут не быть акционерами, а вносить свой вклад трудом . Собственность на акции является частной . В фаланге сохраняется имущественное неравенство. Однако капиталист, став членом фаланги, перестает быть капиталистом в старом смысле. Общая обстановка созидательного труда вовлекает его в процесс производства. Если он обладает талантом руководителя, инженера, ученого, общество использует его труд в этом качестве. Если нет, он работает по своему выбору в любой «серии» (бригаде). Но так как дети богатых и бедных воспитываются в одной здоровой среде, эти различия в следующих поколениях могут сгладиться.

    Особое внимание уделяет Фурье организации общественного труда. Отрицательные стороны капиталистического разделения труда он хотел ликвидировать путем частых переходов людей от одного вида труда к другому. Он считал, что нужно положить конец тому, чтобы человек трудился под угрозой существующих до сих пор трех стимулов : принуждения , нищеты или интереса . Фурье не хотел такого общественного состояния, где бы человек был принужден к труду необходимостью зарабатывать свой хлеб, или стремлением к прибыли, или императивным законом общественного или религиозного долга. Он хотел, чтобы человек работал, трудился только из-за удовольствия и бежал на работу, говорил он, как ныне бегут на праздник. Каждому будет гарантирован жизненный минимум, в результате чего труд перестанет быть вынужденным, и появятся совершенно новые стимулы к труду: соревнование, общественное признание, радость творчества.

    Богатство и доход общества стремительно возрастут благодаря увеличению производительности труда . В фаланге работать будут все, будут устранены потери и непроизводительные затраты, неизбежные при старом строе. В фаланге нет наемного труда и нет заработной платы . Распределение продукта труда (в денежной форме) совершается путем выдачи участникам фаланги особого рода дивидендов по труду, капиталу и таланту. Весь чистый доход делится на три части: 5/12 - «активным участникам работы», 4/12 - владельцам акций, 3/12 - людям «теоретических и практических знаний». Так как каждый член фаланги обычно относится сразу к двум, а иногда и к трем категориям, его доход складывается из нескольких форм.

    Денежные доходы членов фаланги реализуются в товарах и услугах через торговлю , которая целиком находитсяв руках ассоциаций . Общественные арбитры устанавливаютцены , по которым в розничной торговле продаются товары.

    Из этих и многих других принципов системы Фурье следует два главных вывода. Во-первых , утопический социализм в силу исторических условий своего возникновения не мог обойтись без мелкобуржуазных иллюзий и быть последовательным в проектах социалистического преобразования общества.Во-вторых , заведомо обречены на провал все попытки предписать людям будущего обязательный образ действий и поведения, подробно регламентировать их жизнь.

    Представителем английского утопического социализма является Роберт Оуэн (1771-1858). Его основные работы «Образование человеческого характера (новый взгляд на общество)» (1813), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836).

    В основе взглядов Роберта Оуэна лежит трудовая теория стоимости Рикардо: труд есть создатель и мерило стоимости; обмен товаров должен осуществляться по труду. При этом он считает, что «средняя физическая сила людей может бытьизмерена , и средний человеческий труд может быть установлен, и его стоимость в каждом продукте тоже может быть установлена, и соответственно этому может бытьопределена и его меновая стоимость ». Но в отличие от Рикардо он считает, что фактически при капитализме обменне совершается по труду , так как такой обмен предполагает, что рабочий получает полную стоимость произведенного им товара, что не соответствует действительности.

    Но нарушение «справедливого» закона стоимости Оуэн объясняет тем, что во всем виноваты деньги , это искусственное мерило стоимости, вытеснившее мерило естественное - труд. Деньги, по мнению Оуэна, есть ухищрение «для достижения максимума зла и минимума добра». Он отрицал их и как меру стоимости, и как средство обращения. «В правильно организованном обществе, - писал он, - золото, серебро или кредитные бумаги никогда не будут употребляться как средство обмена».

    В связи с этим он предлагает ввести трудовую единицу в качестве мерила ценности, обменивать товары на основе этого мерила и отказаться от употребления денег. Это, по мнению Оуэна, решит самые трудные проблемы общества. Рабочие будут получатьсправедливое вознаграждение за свой труд . Так как вознаграждение, получаемое трудящимися, будет соответствовать истинной стоимости товаров, то станут невозможныперепроизводство и кризисы . Такая реформа выгодна не только рабочим, в ней заинтересованы также землевладельцы и капиталисты.

    Оуэн считает, что справедливый обмен по трудовой стоимости требует ликвидации капиталистической системы . Лишь в будущем обществе без частной собственности рабочий будет отдавать свой труд по «полной стоимости». В этом случае отпадает вопрос о капиталистах и землевладельцах. Они выигрывают от переустройства общества не как капиталисты и землевладельцы, а как люди.

    Оуэн, в отличие от других утопистов, свои теоретические воззрения попытался осуществить на практике . В «несправедливом» капиталистическом обществе закон трудовой стоимости нарушается – некоторые товары, несмотря на то, что на них затрачен труд, не находят сбыта, а за некоторые предлагают цену ниже стоимости. В качестве альтернативы «несправедливому» капиталистическому рынку Оуэн создал в 1832 г. «Национальный базар справедливого обмена ». Производитель приносил в эту организацию свой товар, и его оценивала авторитетная комиссия, выдавая справку о стоимости товара («трудовые деньги»). Затем, сдав свой товар на склад Базара справедливого обмена, производитель по этой справке мог получить там же другой товар равной стоимости из сданных ранее. Деятельность Базара продолжалась недолго – как только на складе накопились неходовые товары, он прекратил свое существование. Тем не менее, были еще две попытки организации таких базаров – Дж. Брэем в Англии и П.Ж. Прудоном во Франции – естественно, с тем же результатом.

    Была и другая попытка Р. Оуэна применить социалистические идеи на практике. В 1800 г. он стал совладельцем и менеджером небольшого прядильно-ткацкого предприятия в Нью-Ленарке в Шотландии. Спустя два года предприятие стало приносить устойчивую прибыль, а рабочие постепенно принуждались к чистоте, порядку и организованности. Одновременно создавались детские сады, культурный центр с библиотекой, службы санитарного надзора, социального обеспечения и страхования, потребительская кооперация. Стала работать народная дружина по поддержанию порядка, уголовные наказания не применялись. Кроме этого, Оуэн на полвека предупредил фабричное законодательство, понизив рабочий день для взрослых с 17 до 10 часов, отказавшись пользоваться трудом детей и создав для них школы, которые впервые были светскими. В чисто коммерческом плане предприятие процветало. В сознании рабочих произошел перелом, повысилась их трудовая и социальная активность. Исчезли воровство, пьянство, драки, религиозная рознь. Поселок стал ухоженным и красивым. Реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на других предприятиях.

    Однако весь этот успех, ограниченный рамками одного поселка, всецело зависел от неординарной личности самого управляющего. Когда после конфликта с другими совладельцами, Оуэн был вынужден покинуть Нью-Ленарк, все вернулось на круги своя. В этом смысле эксперимент Оуэна окончился неудачей.

    Видя, что его пример и его промышленный успех не могут сделать хозяев приверженцами его идей, он попытался привлечь на свою сторону правительства - сначала правительство своей страны, а затем и иностранные - и таким образом на основании закона получить те самые реформы, которые он хотел бы иметь от доброй воли правящих классов.

    Обескураженный тем, что ему удалось так мало получить с этой стороны, он обратился к третьей силе - ассоциации . На нее он возложил создание новой среды для разрешения социальной проблемы. Создание социальной среды - основная идея Оуэна, осуществления которой он ждал то от хозяев, то от государства, то, наконец, от кооперации. В этом смысле можно сказать, что Оуэн был отцом того, что социологи ныне называют этиологией , т.е. приспособлением и подчинением человека среде . Изменится среда - и человек изменится. С нравственной точки зрения эта концепция, очевидно, клонилась к отрицанию всякой ответственности индивида, т.к. индивид не может быть не чем иным, как тем, что он есть.

    Следует отметить, что, с одной стороны, социалисты-утописты нового поколения, как и их предшественники, отрицают как возможность эволюционных социально-экономических преобразований к лучшему, так и необходимость революции . Но, с другой стороны, их доктрины, базирующиеся по-прежнему на агитации и пропаганде идей социальной справедливости, присущей социализму, в естественный характер которого будто достаточно поверить, чтобы всем миром сразу отказаться от несправедливого настоящего, - эти доктрины становятся не просто утопическими, а антирыночными.


    Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
    ФРАНСУА-МАРИ-ШАРЛЬ ФУРЬЕ
    (1772-1937)

    Французский социолог, социалист-утопист. Подверг критике строй современной "цивилизации" и разработал проект плана будущего общества - строя "гармонии", в котором должны развернуться все человеческие способности.

    Основные сочинения "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (1808), "Теория всемирного единства" (1822), "Новый хозяйственный социетарный мир" (1829).

    Фурье родился 7 апреля 1772 года в крупном городе Восточной Франции - Безансоне, в семье торговца колониальными товарами. Шарль был четвертым, последним ребенком и единственным сыном почтенного семейства. Господин Шарль Фурье-старший, человек весьма уважаемый в среде безансонского купечества, вел оптовую торговлю сукном. О степени его влияния говорит тот факт, что в 1776 году его избрали коммерческим судьей города. Фурье-отец был малообразован, но достаточно умен от природы и заботился не только о наживе, но и доброй репутации торгового дома, в чем и преуспел. Мать Шарля, урожденная Мари Мюге, принадлежала к богатейшему семейству Безансона. Добродетельная госпожа Фурье была экономна и рачительна, помогала мужу в его коммерческих делах и занималась воспитанием детей. На уроках катехизиса мальчику внушали, что лгать грешно, а дома и в магазине обучали "ремеслу лжи, или искусству продажи". В семь лет Шарль поклялся "в вечной ненависти к торговле" и - завидное постоянство - остался верен этой клятве до конца своей жизни. Правда, обстоятельства сложились так, что ему довольно долго приходилось стоять за прилавком или сидеть за конторкой, подсчитывать расходы и прибыли. Но не было во всей Франции человека, который бы так ненавидел это занятие и так стремился в мечтах, а затем в трудах ниспровергнуть его.

    Шарлю было девять лет, когда умер его отец. После смерти Фурье-старшего осталось 200 тысяч ливров. Из этого по тем временам богатого наследства Шарлю согласно завещанию досталось две пятых, то есть 80 тысяч ливров. До совершеннолетия Шарля его деньгами должна была распоряжаться мать. Экономная и расчетливая госпожа Фурье требовала отчета от детей даже в мелких расходах.

    Когда Шарлю исполнилось 10 лет, его отдали в безансонский иезуитский колледж. Здесь он был лучшим учеником, неизменно получал при переходе из класса в класс награды. Особенно увлекался географией. Богатая фантазия переносила мальчика в разные страны. Деньги, что доставались ему от родителей, уходили на покупку географических атласов и карт.

    После окончания колледжа Фурье, вопреки воле матери, видевшей сына коммерсантом, пытался поступить в инженерное училище. Увы, в училище принимали только дворянских детей.

    Фурье работает в руанском, а затем в лионском торговом доме. Он знакомится с городами и странами, где приходилось бывать в качестве разъездного агента. В свободное время читает книги.

    Путешествия еще больше возбудили тягу к знаниям. Занятый по службе днем, он по вечерам и ночам, забывая все, увлекался Платоном, Сократом, Лейбницем и Руссо. На средства, полученные в наследство от отца, Фурье приобретает "самостоятельность" - открывает в Лионе торговлю колониальными товарами. В конце XVIII столетия Лион был самым большим после Парижа торговым и промышленным городом. Революция 1789 года больно ударила по интересам процветающей буржуазии. Особенно ущемление почувствовала она себя в якобинский период диктатуры. Упадок торговли, строгие законы о "максимуме", запрещавшие спекуляцию, принудительный беспроцентный заем у богатых коммерсантов - все это настраивало имущие слои города против Конвента. 29 мая 1793 года жирондисты Лиона подняли мятеж. Власть якобинцев была свергнута, мэра лионской коммуны казнили. Бурные события увлекли и Фурье. Молодого купца мобилизовали в армию мятежников.

    Для разгрома контрреволюции Конвент направил в Лион своих виднейших деятелей: Кутоиа, Колло д"Эрбуа, Фуше и других. Мятежники не смогли долго сопротивляться - город капитулировал.

    Фурье арестовали, но ему удалось избежать наказания, и он решил вернуться к себе на родину, в Безансон. Здесь его ждал второй арест. После освобождения Фурье призвали на военную службу, где он приобрел репутацию преданного, честного и смелого защитника революционной Франции. Недавний торговец разработал план перехода войск через Рейн и Альпы, за что получил благодарность от генерала Карно. Возможно, Фурье ждала бы стремительная карьера военного, но в 1796 году по состоянию здоровья его освободили от службы.

    И снова ему пришлось заняться торговым делом. Он получил должность приказчика в Марселе. Алчность купцов не знала пределов. Особенно потрясло Фурье решение его хозяина сбросить в море 60 000 пудов риса, которые он сгноил в выжидании повышения цен.

    Фурье начал размышлять о причинах существующего зла, путях спасения человечества. Он оказался свидетелем того, как на трон политического господства взошла новая общественная сила - буржуазия. Молодой мыслитель делает вывод о том, что возникший буржуазный строй, прославленный философами и экономистами, находится в вопиющем противоречии с целями человеческого существования. Он задумывается о судьбах мира и разрабатывает идею "всемирного единства". К тридцати годам приходит решение стать социальным реформатором.

    Это решение Фурье связывает с двумя фактами из своей жизни: потопление риса в Марселе и обедом в парижском ресторане, где ему подали яблоко, которое стоило почти в сто раз дороже, чем в Нормандии. Оба случая окончательно уверили его в несовершенстве "индустриального механизма" буржуазного строя. На склоне лет он утверждал, что ему, как и Ньютону, удалось благодаря яблоку открыть идею об "ассоциации". "В мире было четыре знаменитых яблока: два гибельных - яблоки Евы и Париса, из-за которого возникла Троянская война; два благотворных - Ньютона и мое".

    Дело, разумеется, не в яблоке, хотя оно и могло "озарить" мыслителя. Весь социально-экономический уклад капитализма, властно вторгавшийся во все уголки Франции, уклад, который не признавал ничего, кроме богатства, разрушал все ради денег, не мог не возмущать человека, с детства не принимавшего ни зла, ни обмана, ни постыдной спекуляции. Сам того не замечая, он шел к социальному реформаторству.

    Его первый проект социальных преобразований уложился в… 56 строк "Лионской газеты".

    Познакомившись в декабре 1803 года с его статьей "Всемирная Гармония", читатели, люди состоятельные и благоразумные, пришли к выводу: господин Фурье не от мира сего. Он рассуждал о какой-то математической теории, о судьбах всех планет и их обитателе, о всемирной Гармонии, когда наступит всеобщее счастье, благоденствие, а весь земной шар составит одну только нацию, у которой будет только одна администрация.

    Непонимание и насмешки по поводу "Всемирной гармонии", напротив, вызвали у автора желание оповестить мир о своем открытии. Но он понял, что нужно привести свои взгляды в порядок, систематизировать их. А для этого писать не коротенькие статьи, а обстоятельные книги и брошюры. Фурье приступил к работе. В 1807 году появляется хлесткая, бичующая торговцев брошюра "О торговом шарлатанстве", вслед за ней - "Теория четырех движений и всеобщих судеб".

    Фурье полагал, что общество в своем историческом развитии проходит ряд ступеней: первобытного рая, дикости, варварства и цивилизации. Так как, по мнению Фурье, цивилизация недалеко ушла от варварства, Фурье разработал структуру организации будущего общества - гармоничный строй, который соответствует исторической необходимости. Этот строй основывается на принципе "притяжения по страсти" - природной человеческой склонности к определенному виду труда. За Гармонией, самой высшей социальной формой, по мнению Фурье, наступает упадок, а весь человеческий исторический цикл занимает около 80 тысяч лет.

    Фурье исходит из того, что человеку присущи "144 зла цивилизованного общества", которые включают обман и измену жене. Кроме того, по мнению Фурье, человечество наделено 12 основными "страстями", требующими своего удовлетворения: страсти пяти чувств, страсти дружбы, любви, семьи и честолюбия, "тайная" страсть к разнообразию и сложная страсть, соединяющая физические и умственные удовольствия. В идеальном случае тринадцатая страсть к гармонии объединяет все другие. Темперамент каждого индивида определяется различными комбинациями из господствующих страстей, а в цивилизованном обществе страсти подавляются и искажаются несовершенными общественными институтами, несут несчастья себе и другим.

    Фурье предлагал создать общины, называемые им фалангами, представляющие собой форму социальной организации, при которой страсти каждого получают полное развитие и удовлетворение. Фаланги, состоящие из 1610 человек различного темперамента, основываются на принципе привлекательности труда. Каждый работает для получения собственного удовольствия, любитель роз выращивает розы, а дети, которые получают удовольствие от игры с землей, действуют как мусорщики. Люди работают группами, называемыми сериями: они совершают двенадцать различных работ каждый день, чтобы удовлетворить страсть к разнообразию, а также девять раз едят. Вследствие этого вся социальная деятельность и работа основываются на естественной привлекательности и склонности, не требуя никакой политической организации - общество функционирует спонтанно. Вознаграждение за труд распределяется в соответствии с вкладом каждого, талантом и вложениями, но различия между богатыми и бедными не имеют значения, так как все живут сообща. Дети также воспитываются теми, кто обладает страстью к воспитанию.

    Характеризуя свою работу, Фурье пишет, что возвещаемое им "открытие само по себе более важно, чем все научные работы, сделанные с тех пор, как существует род человеческий, один лишь спор должен отныне занимать людей периода цивилизации: это - спор с целью удостовериться, действительно ли я открыл теорию четырех движений; ибо в случае подтверждения следует бросить в огонь все политические, моральные и экономические теории и готовиться к самому изумительному, самому счастливому событию, какое может иметь место на этом земном шаре и на всех планетах, - к внезапному переходу от социального хаоса к всемирной гармонии".

    Общество встретило новую книгу с полнейшим равнодушием. Ежедневно Фурье заходил в книжные лавки. "Теорию" не покупали. Мыслитель был удручен неудачей. Но жизнь продолжалась.

    В 1811 году Фурье в очередной раз переменил работу. Его назначили экспертом по приемке сукна на лионские военные склады департамента Роны. Шел второй год войны. В ее ходе в состав Французской империи была включена Голландия, а затем и все побережье Северного моря.

    "Мировая империя" Наполеона закончилась в апреле 1814 года. Фурье был раздосадован поражением Наполеона, так как считал, что тот, обладая выдающимися способностями, должен был сделать шаг к осуществлению универсальной гармонии, к счастью народа, то есть к тому, о чем мечтал сам Фурье.

    Благодаря покровительству дальнего, но влиятельного родственника, знаменитого математика, физика, военного и политического деятеля графа Жана-Батиста-Жозефа Фурье. Шарль получил должность заведующего бюро статистики префектуры Роны. Новая работа оторвала Фурье от прилавка.

    В эти годы мыслитель заканчивает "Новый любовный мир" (опубликован только в 1967 году). По моральным соображениям ученики будут тщательно скрывать рукопись, хотя отдельные разделы выйдут как самостоятельные статьи. Фурье описывает сексуальную организацию фаланг, основанную на страстном влечении, свободной любви и множественности любовных связей. Социальная сплоченность в фалангах должна быть, по мысли Фурье, очень сильной, так как каждый связан со своими коллегами по работе в различных сериях и с сексуальными партнерами. Фурье предусматривал всемирную федерацию общин.

    Фурье вновь пришлось зарабатывать себе на жизнь службой в конторах Парижа и Лиона. Правда, в 1828 году ему на время удалось освободиться от постылого труда благодаря материальной поддержке друзей и последователей. Это помогло закончить книгу "Новый хозяйственный и социальный мир" - его лучшее произведение, которое издала на свои средства одна из состоятельных учениц. Книга вобрала в себя весь двадцатипятилетний опыт литературной работы автора, его богатейшие жизненные наблюдения. Взгляды на будущее общества Фурье излагал более популярно, чем прежде, в очищенном от мистики виде.

    Постепенно вокруг него сгруппировался кружок последователей. Его организатором явился провинциальный чиновник Жюст Мюирон, просвещенный, умный, энергичный человек. Он был поражен новизной и смелостью выводов Фурье.

    В 1820 году Мюирон представил Фурье безансонскому обществу. Среди горячих поклонников таланта философа оказалась Кларисса Вигурэ. Эта женщина, обладавшая литературным талантом, много сделала впоследствии для распространения идей мыслителя. В ее доме познакомился с фурьеризмом и Виктор Консидеран, будущий депутат парламента.

    В 1832 году единомышленники попытались создать экспериментальную фалангу и начали сбор денег по подписке, но потерпели крах. Тогда они взялись издавать журнал "Промышленная реформа". Но и он просуществовал не более года.

    Несмотря на неурядицы и появившиеся разногласия в кружке, Фурье продолжал напряженно работать, педантично выполняя ежедневную норму. В тот период он написал книгу "Ложная индустрия" и ряд статей, в которых рассматривается широкий круг социальных и экономических проблем. И хотя здоровье Фурье ухудшилось, он по-прежнему был полон творческой энергии.

    Смерть вырвала Фурье из жизни тихо, незаметно для общества. 10 октября 1837 года поднявшаяся поутру в его скромное жилище консьержка нашла изнуренного невзгодами мыслителя бездыханным и прикрыла ему веки. Немногие друзья и ученики проводили в последний путь - на Монмартрское кладбище. На свежей могиле осталась лежать простенькая плита с надписью: "Здесь покоятся останки Фурье. Серия распределяет гармонии, притяжения пропорциональны судьбам".

    Фурье свято верил, что найдется какой-нибудь великий человек или богач, который воплотит в жизнь его систему, и поочередно обращался ко всем выдающимся людям и миллионерам Европы, ко многим коронованным особам. Наивность его была так велика, что он даже печатал объявление в газетах, что от 12 до 13 часов ждет в своей квартире тех, кто пожелает отдать свои средства на создание фаланги. Но ждал он многие годы напрасно.

    Такового он не нашел, но зато у него появились ученики. Эксперименты, проведенные в различных странах, окончились неудачно. Сюрреалист Бретон написал "Оду Фурье", в которой высоко оценивается понимание Фурье психологии людей. Идеи Фурье были подняты на щит многими французскими студентами во время волнений 1968 года, потому что он защищал индивидуальное развитие личности.

    В жизни Фурье был добрым, но немного странным человеком. Приятный и остроумный собеседник, он умел удивлять и смешить, оставаясь при этом неизменно серьезным. Будучи всегда и во всем педантически точным и аккуратным, он любил все измерять и вычислять. Постоянно поглощенный какими-то мыслями, отличался крайней рассеянностью. Лицо его обычно выражало задумчивость. Это было лицо мыслителя и мечтателя.

    Фурье никогда не был женат. Комментируя это обстоятельство, одни биографы утверждают, что он провел бурную молодость, другие, что, наоборот, он всю жизнь сторонился женщин. Сам Фурье как-то признался друзьям, что он не женился, потому что никогда не смог бы сделать женщину по-настоящему счастливой. Трудно сказать, что он имел в виду, говоря так. Его комната была всегда полна горшков с цветами, разнообразными луковицами или прорастающими зернышками. Даже в середине зимы у него расцветали великолепные цветы…

    * * *
    Вы читали биографию философа, в которой описана жизнь, основные идеи философского учения мыслителя. Эту биографическую статью можно использовать в качестве доклада (реферата, сочинения или конспекта)
    Если же вас интересуют биографии и идеи других философов, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого знаменитого философа (мыслителя, мудреца).
    В основном же, наш сайт посвящён философу Фридриху Ницше (его мыслям, идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных...
    ... В XVIII веке появилось философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
    Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
    Спасибо за чтение!
    ......................................
    Copyright:

    Шарль Фурье благодаря классикам марксизма-ленинизма закрепился в сознании людей как социалист и утопист. Но мало кто знает, что обличитель "эксплуатации человека человеком" был мистиком, призывавшим учитывать некий "космический инстинкт". Не миновало Фурье и увлечение символизмом. "Капуста — это эмблема таинственной любви", — написал как-то он.

    Пропагандист феминизма и прочих общественно-социальных утопических теорий окунул нарождающийся пролетариат и рабочее движение Европы в стихию милой его сердцу оккультной мифологии. В отличие от своих предшественников, помещавших Золотой век человечества в историческое прошлое, неисправимый мечтатель Фурье предсказывал его появление только в будущем.

    Франсуа Мари Шарль Фурье (François Marie Charles Fourier) родился 7 апреля 1772 года в Безансоне (Besançon) и был единственным сыном местного богатого негоцианта, торговавшего сукном. В семь лет он дал торжественную клятву в вечной неприязни ко всяческой коммерции. Случайно подслушав разговор отца, когда тот бахвалился, что надул своего соседа при продаже тканей, французский аналог "Павлика Морозова" пошел к другу семьи и все честно тому пересказал. За этот поступок отец его жестоко вздул. "Слабый и болезненный, он с раннего детства отличался наклонностью к мечтательности и всему предпочитал занятия музыкой и чтение книг, — сообщает нам дореволюционное издание энциклопедического словаря Ф. А.Брокгауза и И. А.Ефрона. — Уединение развило в нем сильное воображение, наложившее резкую печать на всю его систему".

    Когда отец Фурье умер - предприятие пришло в упадок. Шарлю пришлось бросить учебу и самому встать за прилавок. Увы, уже за чужой. Их он переменил немало. При этом он объездил много европейских государств. Ненависть к корыстолюбцам лишь крепла и росла в его душе. В своих мемуарах Фурье описал случай, когда некий знаменитый в то время французский гастроном, которому в ресторане подали на десерт яблоко, уплатил за него в 12 раз раз больше стоимости того же фрукта, купленного у крестьянина. В 1793 г. Шарля Фурье завербовали в действующую армию, в отряд конных егерей. Через два года он по болезни вышел в отставку и поступил приказчиком к хлебному торговцу в Марселе. Позже Фурье подвизался биржевым маклером без законного свидетельства в Лионе. При всей своей связи с миром торгашей, Фурье — человек разносторонних интересов: он измышляет новую, упрощенную систему нотописания; придумывает устройство сначала деревянных, а затем и металлических рельсов; представляет в военное министерство проект продовольствия армии по новому способу; пишет записку о мерах для ускорения перехода войск с берегов Рейна в Италию; сочиняет и представляет префекту проект учреждения особого класса маклеров для транспортирования кладей. В лионских журналах под его инициалами выходит несколько стихотворений, затем публицистических статей.

    Познакомившись с работами великого физика Ньютона, Фурье посетило озарение: закон тяготения присущ не только небесным телам, но и общественной жизни. Движение планет и социальное движение индивидов подчиняются одним и тем же законам. "Группы звезд Млечного пути представляют собой владения "амбиции", группы планет у Солнца представляют собой владения "любви", группы планетных спутников — владения "отцовства", — вещал Фурье. — "Владения дружбы калькированы на владениях круга, любви — на владениях эллипса".Первое солидное сочинение Фурье "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (Théorie des quatre mouvements et des destinées générales: prospectus et annonce de la découverte) вышло в свет в Лейпциге в 1808 году, хотя,по его признанию, основания его общественно-экономического учения были открыты им еще в 1799 году.

    "После выхода в свет этой книги он бросил занятия маклерством и жил некоторое время на пенсию в 900 франков, которую по завещанию матери должны были выдавать ему сестры. Впрочем, эта пенсия выдавалась ему всего лишь несколько лет, и к 1822 г. он вновь должен был добывать себе пропитание сначала в Париже, а с 1825 г. в Лионе, получив там место кассира одной промышленной конторы. Издание книги навлекло на него одни лишь насмешки, и только в 1816 г. он приобрел себе первого ученика в лице Жюста Мюирона", — свидетельствует словарь Брокгауза и Ефрона.

    Произведя математические расчеты Фурье заключает, что для гармонического совместного проживания необходима группа, состоящая из 810 мужчин и равного числа женщин. Такая группа названа им "фаланстер" — Phalansterium, или по-французски Phalanstère, от древнегреческой воинского соединения "фаланга" — Phalanx, и латинского Monasterium — "монастырь". Фаланстеры обеспечат людям рай земной. Дело за малым. Нужно найти богатого спонсора, который даст денег на покупку земли и обустройство территории в 1600 гектаров для одного фаланстера. Фурье вещал о "плодоносных пустынях, опресненных морях, чья вода отдает фиалками, о вечной весне".

    Шарль Фурье

    Фурье Шарль (1772 - 1837) французский социалист. Подверг критике современный строй "цивилизации" и разработал проект плана будущего общества - строя "гармонии", в котором должны развернуться все человеческие способности. Первичной ячейкой нового общества считал "фалангу", сочетающую промышленное и сельскохозяйственное производство. Высказывал представления о будущем обществе (труд как потребность и наслаждение, уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом и др.). Фурье считал, что сохранятся частная собственность, классы, нетрудовой доход. Новое общество утвердится, по Фурье, путем мирной пропаганды социалистических идей. Сочинения: "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (1808), "Теория всемирного единства" (1822), "Новый хозяйственный социетарный мир" (1829). Последователями Фурье были В. Консидеран, петрашевцы и др.

    Фурье Шарль (1772-1837) родился в семье богатого провинциального купца. В своих сочинениях Фурье дает яркое изображение быстро создавшегося в его время капиталистического общества с его анархией производства, подавлением и угнетением человеческой личности. Показав все вопиющее несовершенство современного ему строя, Фурье рисует затем картину будущего общества, в котором будет царить полная гармония. Фурье представлял себе идеальное общество будущего в виде федерации отдельных трудовых союзов; по 1500 - 2000 человек в каждом (так называемые "фaлaнстepы"). Он считал, что подобная организация общежития обеспечит полное удовлетворение потребностей и стремлений каждой человеческой личности. Один из типичнейших утопистов, Фурье был уверен, что для создания идеального общественного строя вполне достаточно доброй воли отдельных лиц. которые проникнутся сознанием его превосходства.

    Другие биографические материалы:

    Oeuvres completes. P., 1961-67; в рус. пер.: Избр. соч. М,- Л., 1954.

    Литература:

    Жак Дюкло . Взгляд Фурье на свободу ().

    Жак Дюкло. Капитализм и нищета по Фурье (Дюкло Жак. Во что я верю. М., 1980 ).

    Жак Дюкло. Утопический социализм Фурье и свобода (Дюкло Жак. Во что я верю. М., 1980 ).

    Зильберфарб И. Социальная философия Ш. Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX в. М., 1964;

    LehouckE. Fourier aujourd"hui. P., 1966;

    Goret J. La pensee de Ch. Fourier. P., 1974;

    Bartes R. Sade, Fourier, Loyola. P., 1975.

    Борщевский Л. В. К вопросу об отношении Фурье к собственности при строе гармонии.- В кн.: История социалистических учений. М., 1976.

    Василькова Ю. В. Фурье. М., 1978.

    Волгин В. П. Система Фурье.- В кн.: Фурье Ш. Избр. соч. М.-Л., 1951.

    Дворцов А. Шарль Фурье, его жизнь и учение. М., 1938.

    Зильберфарб И. И. Социальная философия Шарля Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX века. М., 1964.

    Иоаннисян А. Р. Шарль Фурье. М., 1958.