Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.

Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.

Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спере­ди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .

Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.

Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).

В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).

В классификации морфем обязательно учитываются следующие признаки: роль морфем в слове, их место в составе слова, выполняемая функция, происхождение 9 .

а) характеристика морфем по роли в слове .

По роли в слове морфемы делятся на корневую и аффиксальные, или служебные.

Корень(лат. radix) – это главная значимая часть данного слова и всех иных слов, объединенных с ним общим лексическим значением.

Значение у корня реальное, вещественное: есть корни с предметным значением (окн о, весн а ), с процессуальным (нес ти, чит ать ), со значением непроцессуального признака (хорош ий, вежлив ый ), с количественным значением (один, семь ). Грамматических значений корень не выражает.

Корни отличаются друг от друга по количеству. Мало корней, состоящих из одной гласной или согласной, обычно они представлены в исконно русских словах: к ого, к ому, к ем; ч его, ч ему ;т а, т о, т е ;о кать, а кать . Чаще встречаются корни из двух звуков:да ть, жг ут, на , но . Большинство русских корней имеет от 3 до 5-6 фонем. Корни, имеющие от 7 и более фонем, являются обычно заимствованными:революц ия, импрессион изм.

Корни именных изменяемых слов, как правило, оканчиваются на согласный (смел ый, весн а, пят ый, вс е ), аглагольных – и на согласный, и на гласный (пе ть, смотр еть ).

В линейной структуре слова корень как главную морфему могут окружать служебные морфемы – аффиксы. Корень, имеющий при себе аффиксы, называется распространенным (книж- н -ый, при -ех- а -ть, смел- о ), а корень, который без аффиксов составляет основу слова, –нераспространенный (книг а, езд а, смел ый, кино ). При нераспространенном корне может быть окончание.

Корень, употребляющийся только в сочетании с аффиксами, называется связанным (радиксоид: < radix « корень» + - oid «подобный») (ул ица, тряп ка, сверг нуть, агит ровать ).Свободныекорни – те, которые могут употребляться и с аффиксами, и без них (казак , казач ество, по казач ить; мёд , мед ок, мед овый ).

Таким образом, связанные корни всегда распространенные, а свободные могут быть распространенными и нераспространенными.

Исходя из того, что есть нераспространенные корни, можно сделать вывод о факультативности аффиксальных морфем, которые без корня не употребляются.

б) характеристика морфем по месту в слове .

Поскольку корень является главной, ядерной морфемой, он может занимать любое место в слове: в начале (декан ат ), в середине (на уч ить ) и в конце (поза вчера ).

Место аффиксальной морфемы определяется в зависимости от ее положения по отношению к корню.

Перед корнем стоит приставка, илипрефикс(от лат. prae –впереди + fixus – прикрепленный ).

Префиксы присоединяются не к основе мотивирующего слова, а к слову, поэтому они не могут образовывать слова другой части речи, отличной от части речи мотивирующего слова: читать – про читать, друг – не друг, военный – анти военный .

В слове могут быть два и более морфов, представляющих префиксальную морфему: при - от -крыть, без - раз -мерный, по-на-вы -писывать .

Приставки в русском языке соединяются преимущественно с глаголами, прилагательными, наречиями, значительно реже – с существительными и местоимениями.

Все морфемы, стоящие после корня, называются постфиксами в широком смысле этого слова, а иногда и флексиями в широком смысле этого слова. Среди них выделяются суффиксы, собственно флексии и собственно постфиксы.

Суффиксы – это служебные морфемы, которые находятся после корня. Если суффиксальная морфема представлена более чем одним морфом, то в морфемной структуре слова один суффиксальный морф следует за корнем, а другой – за суффиксом: лошад- + - к - + -а, стол- + -ов - + -ый, но дв- + -оj- + -эч- + -ник - + -ø.

Суффиксы, как правило, предшествуют окончаниям и тесно связаны с ними. Во-первых, поскольку суффиксы четко распределены по частям речи, каждый суффиксальный морф как бы программирует флексию: учитель-ниц- а , стар-ушк- а , бор-ец- ø . Во-вторых, в силу слогового принципа русской графики нарушается звуковая граница между ними. В результате буквенное деление слов на значимые части не отражает звукового состава этих частей: брать я брать -+-j- +-а, молча ние – молч-+-а-+ ниj-+-э.

Окончание, илифлексия(от лат. flexio – изгиб = изменение) следует за корнем, если корень нераспространенный (дом- +- ø , мечт -+- а , син -+- ий , глуп- +- ый ), или за суффиксом (книж -+- к-+ -а, вер -+- н-+-ый ). После него возможны только собственно постфиксы.

В слове могут быть 2 флексии, одна из которых – в середине основы, если слово сложное по словообразовательной структуре: пять(- ø ) сот(- ø ) – пять ю ст ами, син ий -син ий – син его -син его. В этом случае обе флексии характеризуются как внешние по отношению к корню или основе, за которой они следуют. Внутренней флексией принято называть чередование фонем в пределах морфемы – морфонему (соб е ру – соб и рать – е/и , весна – вес е нний – - ø/е ) .

В слове может вовсе не быть флексии, например, в неизменяемых существительных (пальто, шоссе, такси ), наречиях (здесь, сегодня, грустно ), в форме сравнительной степени прилагательных и наречий (веселее, громче ).

Постфиксы. В узком значении этот термин обозначает аффиксальные морфемы, стоящие после окончания в абсолютном конце слова.

К постфиксам относят морф -ся/-сь 10 (умывать – умывать ся , плести – плести сь ), морф -ка в форме будущего времени (принесу- ка ) и морфы -то, -либо, -нибудь в местоимениях (в наречиях они являются суффиксами):кто- то , что- либо , кому- нибудь .

в) характеристика морфем по значению, или выполняемой функции .

Аффиксальные морфемы выполняют две основные функции: словообразовательную (деривационные аффиксы) и словоизменительную (формообразующие аффиксы). Все аффиксы, кроме окончания, могут выполнять обе функции. Некоторые служебные морфемы объединяют обе функции (синкретичные аффиксы).

Префиксы,образуя новые слова , могут присоединяться к словам практически всех знаменательных частей речи (кроме числительных). Присоединяясь к глаголу, они могут выполнять иформообразующую функцию : читать – про читать, делать – с делать.

Суффиксыиспользуются для образования иновых слов , иформ слова.

На базе одной и той же основы при помощи различных суффиксов можно образовать слова разных частей речи: добрый – добр як , добр от а, добр е ть, дóбр о . Дериват может остаться и той же частью речи, что производящее: добрый – добр еньк ий .

Формообразующими являются суффиксы, с помощью которых образуются формы прошедшего времени глагола (чита- л ),видовые формы глагола (прочитать – прочит ыва ть ), формы сравнительной степени прилагательных и наречий (красив ее , громч е , доль ше ), формы числа, падежа существительных (друзь j а, сын овьj а, чуд ес а; мат ер ью, врем ен и, дит ят и ).

Синкретичными принято считать суффиксы причастий и деепричастий глаголов:чита ющ ий, смотр ящ ий, прочт енн ый, гон им ый, коло т ый ;чита я , прочита в .

Иногда синкретичными называют суффиксы субъективной оценки существительных (стол ик , глаз ок ), поскольку они могут иметь и размерное, и оценочное значение.

Постфиксытакже полифункциональны. Постфиксы -то, -либо, -нибудь – только словообразовательные; постфикс -ка только формообразующий; постфикс -ся может быть и словообразовательным (нести – нести сь , задумать – задумать ся ), и формообразующим (учить – учить ся , строить – строить ся ).

Составить слова по схемам: 1)основа слова и нулевое окончание -это сущ. 1-го и 2-го скл., род. п., мн. ч. 2))основа слова и нулевое окончание- это сущ.

2-го скл., муж. р., им.-вин.п., ед.ч. 3))основа слова и нулевое окончание- это сущ. 3-го скл.,им. -вин.п.,ед.ч. 4))основа слова с суфиксом л и нулевое окончание- это лл. прош. вр., муж. р., ед. ч.

Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы. 1.Что изучается в морфемике? 2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных сло

3. Как найти окончание и и основу слова?

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

5. Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.

7. Приведите примеры слов с беглыми главными в корне, суффиксе и приставке.

8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда - с?

9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в конях - лаг - - - лож -, - раст - - - рос -?

10. Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

Помогите пожалуйста!

1.ПОЧЕМУ КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС И ОКОНЧАНИЕ – ИМЕНУЮТСЯ ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА.
2.Покажите,при выполнении каких видов разбора слова нужно учитывать значения морфем.
3.Какие пары слов являются однокоренными (будут даны пары слов).
4. Определите части речи и форму слова по схемам.Что обозначают эти схемы? [ешь], [ого], [ах], [ут], [ым], [ыми].это приставки
5.Расскажите,чем морфема отличается от других частей слова,например от слога.
6.В чём сходство и в чём отличие:суффикса и приставки;суффикса и окончания;приставки и корня?
7.Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие-для образования форм слова?
8.Как образуется формы слова? Приведите примеры.
9.Почему окончание называют значимой частью слова?
10.Всегда ли слова имеют окончание?
11.Приведите примеры слов разных частей речи с нулевым окончанием.Имеет ли такое окончание значение? Докажите.
12.Перечислите орфографические правила,которые опираются на умение выделять в слове корень.
13.Докажите,что при подборе однокоренных слов необходимо учитывать значения корня,значения слова.
14.Приведите примеры приставочного и суффиксального способов образования слов.
15.Всегда ли основа слова состоит из приставки,суффикса,корня?
16.какова последовательность морфемного разбора?Для чего всегда нужно установить,какой частью речи является слово? Почему важно учитывать его значения и способ образования?
17.Обозначьте произношение и ударение в следующих словах.Как они называются? Произнесите их в слух правильно в соответствии с пометами.Если допустите орфоэпическую ошибку,произнесите слово несколько раз правильно (слова будут даны).
Охарактеризуйте безударный гласный,который должен звучать в первом слоге слова (слово будет дано). Каким орфоэпическим правилом вы руководствовались?
Срочно!!Зарание спасибо!!

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте

  • Что такое морфема?
  • Перечислите морфемы, имеющиеся в основе слова. Как отделить окончание от основы слова?
  • Что такое нулевое окончание?
  • Что такое однокоренные слова?
  • Что такое варианты морфем?

9 . Прочитайте словосочетания. Сочетаются ли прилагательные с существительными из другой колонки? Почему?

Выделите морфемы, благодаря которым образованы однокоренные слова с различным лексическим значением. Приведите примеры однокоренных слов с разными приставками, суффиксами.

Порядок морфемного разбора слова

  • Окончание и основа; значение окончания.
  • Приставка (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно).
  • Корень; подобрать однокоренные слова.

Образец письменного разбора

10 . Заполните таблицу данными ниже словами.

Заоблачный, перелесок, сбережём, выросли, резьба, безбрежный, надпись, неловкий.

11 . Прочитайте выразительно. Какова основная мысль стихотворения? Выпишите по два-три изменяемых слова, основа которых состоит из 1) корня, 2) корня и суффикса, 3) приставки, корня и суффикса. В выписанных словах обозначьте основу и её части, окончание.

Отечество моё Россия

Маленькие станции России

    Маленькие станции России,
    Полевые, к северу лесные,
    С тополиной 2 вьюгой 2 по весне,
    Золотые осенью, зимою
    В голубых сугробах под луною,
    Примут поезд,
    Промелькнут 2 в окне -
    И земля покажется красивей,
    Потому что за спиной всегда
    Маленькие станции России
    На пути в большие города.

    (А. Чепуров.)

12 . Запишите под диктовку текст упр. 11. Подчеркните в приставках и в корнях слов орфограммы.

13 . Какова основная мысль текста? Как называют человека, беззаветно любящего свою Родину? Спишите. Подчеркните известные вам орфограммы-буквы.

Отечество моё Россия

Мещора

На первый взгляд Мещора - это тихая и немудрая земля под неярк..м небом. 5 Но чем больше узн..ёшь, тем всё больше, почти до бол., в сер..це начина..шь любить эту обыкновенную землю. И если придёт(?)ся защищать свою стр..ну, то где-то в глубине сер..ца я буду знать, что я защ..щаю и этот кл..чок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрач(?)но на вид оно ни было,- этот лесной з..думчивый край, любов.. к которому (не)забудет(?)ся.

(К. Паустовский.)

14 . Какова основная мысль текста? Какие слова помогли писателю передать свежесть и тишину утра? Озаглавьте текст. Спишите, деля его на два-три абзаца. Подчеркните известные вам орфограммы в корнях слов, корни обозначьте. Над какими видами орфограмм вы работали?

бирюзовый

С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял 2 реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. 4 На полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на тёмные, сырые дорожки. Сад пустел и дичал; далеко виден был в нём полураскрытый, покинутый шалаш садовника.

(И. Бунин.)

15 . Заполните таблицу «Буквы ё, о, е после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов» данными словами, обозначая в них орфограммы на месте пропусков. Какие слова вы не выписали? Почему? Выпишите их отдельно. Над какими видами орфограмм вы работали?

Ш..рстка, ц..линдр, стереж..т, щ..лкать, на свеж..м воздухе, ц..ган, ш..лковый, ж..лудь, акац..я, щ..лка, ц..плёнок, ч..тный, ж..сткий, ц..рк, ш..в, пч..лка, ш..пот, ц..фра, щ..тка, демонстрация, ц..клон, ц..трусовый, крыж..вник, ж..лтый, ч..рный, ч..рточка, ш..рох, в чуж..м краю, врач..м, товарищ..м, отц..м, свеч..й, полотенцам, в больш..м здании.

16 . Назовите виды орфограмм на месте пропусков букв и скобок. Распределите слова на группы в соответствии с этими видами орфограмм. Графически обозначьте вставленные орфограммы.

В..ющееся р..стение, ра(з,с)пол..житься у руч..я, зар..сли ежевики, устойчивый ц..клон, суч..я акац..и, на циферблате ч..сов, кинос..ёмка в павильоне, ра(з,с)фасовать продукц..ю, под..ехать к станции, ребяч..и пальц.., бе(з,с)покойный характер, выр..щенный в оранжерее цветок, выл..жить из сумки, ра(з,с)двигать ветки, прилагать усилия, ра(з,с)жечь костёр.