Великий архитектор китайских экономических реформ и модернизации Дэн Сяопин сотворил в самой населенной стране мира экономическое чудо, твердой рукой направив коммунистов на путь капитализма

Биография Дэна Сяопина

Он родился 22 августа 1904 года в провинции Сычуань в зажиточной семье. Рос в доме с 22 комнатами, на котором сейчас висит мемориальная доска с надписью: «Здесь родился человек, спасший страну в годину бедствий и всеми силами возрождающий ее. Низкий ему поклон».

В 15 лет с группой из 80 китайских студентов Дэн отправился в Париж учиться. Чтобы свести концы с концами, учебу приходилось совмещать с работой. Сяопин был и землекопом на рудниках, и механиком на заводе «Рено» , и официантом, и пожарным.

Париж в 1920-е годы отличался повышенной революционностью. И более других левые идеи поражали молодых людей, приехавших из стран Юго-Восточной Азии. Законченными революционерами вернулись на родину вьетнамец Хо Ши Мин, камбоджиец Пол Пот и китаец Чжоу Эньлай.

Та же участь постигла и Дэн Сяопина. В 1921 году он вступил в коммунистический союз молодежи Китая, через два года - в коммунистическую партию Китая. И быстро выдвинулся на первые позиции в европейском отделении КПК.

Как известно, тогдашние коммунисты - точь-в-точь как нынешние американцы - хотели осчастливить сразу всех и готовили мировую революцию. В Париже Дэн печатал прокламации и распространял их среди рабочих китайского квартала. На это обратила внимание полиция, и ему пришлось покинуть Францию.

Мирового революционера с распростертыми объятиями приняли в СССР, где под фамилией Дроздов он приступил к обучению в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Вернувшись в 1927 году на родину, товарищ Дэн выбрал военную карьеру. Естественно, на территории, контролируемой революционной Красной армией. Под его командованием части Красной армии сражаются с гоминьдановскими войсками. Дэн совершает хитроумные маневры, застает противника врасплох, использует современную военную тактику, теснит врага.

Партия по достоинству оценила его военные успехи. При поддержке Мао Цзэдуна товарищ Дэн избирается секретарем КПК в уезде Жуйцзинь. Служит политкомиссаром 129-й дивизии, политкомиссаром 2-й полевой армии, входит в ЦК КПК, назначается первым секретарем Юго-Западного бюро КПК.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х.

Пусть цветут сто цветов

В 1949 году китайская революция окончательно победила, и образовалась КНР. Проявив себя талантливым организатором в одном из самых крупных административных районов - Юго-Западном, в который входили провинции Гуйчжоу, Юньнань, Сикан и Сычуань, Дэн добился перевода в Пекин. Его привлекли к работе по формированию политической и экономической основ нового государства в качестве члена комиссии по подготовке конституции КНР. Вскоре Дэн занимает посты генерального секретаря центральной избирательной комиссии по выборам в Совет народных представителей, заместителя председателя Центрального военного совета, заместителя премьера Госсовета Чжоу Эньлая. И, наконец, в мае 1954 года его избирают генеральным секретарем ЦК КПК.

С первых же дней основания КНР Мао, узурпировавший статус вождя, Великого кормчего, выстраивал государство по образу и подобию сталинского СССР. Естественно, широко применялись репрессии в отношении и зажиточных китайцев, и политических оппонентов, объявлявшихся агентами японской буржуазии и гоминьдановскими шпионами.

В 1956 году, когда новый лидер СССР Никита Хрущев провозгласил отход от сталинской модели социализма, Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин тоже предложили провести реформы. Мао, поколебавшись, все же санкционировал доклад Дэн Сяопина на VIII съезде КПК 1956 года, в котором генсек говорил о разделении полномочий между партийными и административными органами, о пагубности превращения демократических по конституционной сути государственных механизмов в бюрократические, о необходимости демократизации общественной жизни.

В 1957-м Мао выдвинул лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», призвав страну к дискуссиям. Но то, что он услышал, его ужаснуло. Китайцы с энтузиазмом принялись ругать политику КПК за коррупцию, насилие, некомпетентность. Через год ни о какой реформе не могло быть и речи. Развернулись репрессии. Однако ни Дэн Сяопина, ни Чжоу Мао не тронул.

Высококультурная революция

А еще через год на Китай обрушился «Большой скачок». Мао решил стократно перевыполнить сталинские планы по коллективизации и индустриализации страны. «Три года упорного труда и сто лет счастья», - таков был провозглашенный им лозунг. Результат - страшный голод, унесший по разным оценкам от 10 до 30 млн жизней.

Спасать экономику поручили Лю Шаоци и Дэн Сяопину. Им удалось частично провести деколлективизацию и прекратить управленческий хаос. В сельское хозяйство вернулась частная собственность, возродилась торговля.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х. А тогда, в 1966-м, Мао выдвинул лозунг «Огонь по штабам!». Началась «Великая пролетарская культурная революция».

Лю Шаоци был арестован и погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Его молодую жену хунвейбины забили до смерти и выбросили из окна. С Дэн Сяопином обошлись помягче. Генерального секретаря КПК отправили с семьей в глухой уезд провинции Цзянси, где он до 1973 года работал на тракторном заводе. Сына же выбросили из окна третьего этажа, и он на всю жизнь остался инвалидом.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Даже пришлось немного притормаживать.

Заложник банды четырех

Когда премьер Чжоу Эньлай узнал, что неизлечимо болен, и жить ему осталось от силы два года, он убедил Мао в том, что лучшего преемника, чем опальный Дэн не найти. Мао скрепя сердце назначает Дэн Сяопина вице-премьером.

Тот осторожно, не делая резких движений, дабы вновь не подвергнуться репрессиям, начинает выправлять экономическую ситуацию. Несмотря на демонстративную лояльность политике Мао, Дэн Сяопина в 1975 году вынуждают публично выступать с самокритикой и признать свои «ошибки». Тучи сгущаются после смерти в 1976 году Чжоу Эньлая, который поддерживал коллегу-реформатора. Радикальная левая фракция КПК, та самая «банда четырех» во главе с женой Великого кормчего, узурпировавшая практически неограниченную партийную власть, объявляет Дэн Сяопина «контрреволюционным элементом», подготавливающим в стране массовые беспорядки. Его бросают за решетку, и окончательная расправа кажется неминуемой.

Однако в сентябре умирает Мао, а в октябре арестовывают уже «банду четырех». И Дэн Сяопин с триумфом возвращается во власть. Он занимает отнюдь не высший пост, на котором находится ставленник Мао Хуа Гофэн. Дэн избирается председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета, органа, не имеющего полномочий решать ключевые проблемы страны. Но, заручившись поддержкой единомышленников в ЦК КПК, Дэн постепенно наращивает властные полномочия - первый вице-премьер, заместитель председателя ЦК КПК, заместитель председателя Военного совета, начальник Генерального штаба.

И в конце 1977-го у него уже достаточно власти, чтобы на пленуме ЦК КПК добиться приема программного документа, осудившего культурную революцию. А в следующем году он запускает экономические реформы, превратившие в конечном итоге КНР в нынешнюю мощную державу, диктующую свои условия на мировом рынке.

Большой скачок-2

Дэн провозгласил принцип «четырех модернизаций», согласно которому вся экономика делилась на четыре сектора: ВПК, промышленное производство, сельское хозяйство и наука. Под реформы была подведена теоретическая платформа: страна, находящаяся на первой ступени социализма, будет строить «социализм с китайской спецификой», для которого характерна «социалистическая рыночная экономика».

Дэн Сяопин обозначил несколько этапов реформ. Однако жесткой схемы не было. «Переходя реку, ощупываем камни», - говорил Дэн. Реформы развивались с учетом насущных проблем и возникающих при их решении обстоятельств. И опирались не только на решения пекинских мудрецов, но и учитывали инициативу снизу. Многие методы эффективного хозяйствования были разработаны и реализованы провинциальными руководителями. Если метод доказывал свою эффективность на практике, его внедряли в более крупных регионах, а затем использовали и в общегосударственном масштабе.

На первом этапе, до 1984 года, наиболее радикальные изменения коснулись сельского хозяйства. На смену коммунам пришел «подворный подряд», позволявший каждой семье работать на себя, а не сразу на всех. Но частная собственность на землю не вводилась: земля осталась коллективной, закрепленной за сельскими общинами.

На промышленных предприятиях директорам предоставили большую свободу в принятии решений. Успешные заводы и фабрики поощрялись не только морально, как прежде, но и материально. Расширялся частный сектор - прежде всего в легкой промышленности, которая сейчас одевает и обувает половину земного шара.

На втором этапе реформ, помимо несомненных экономических успехов, проявились и негативные процессы: коррупция, инфляция, расслоение общества, рост преступности. То есть «социализм с китайским лицом» приобрел черты капитализма периода начального накопления. Дэн Сяопину пришлось искусно маневрировать, чтобы противники реформ из левого крыла КПК не вернули страну в прошлое.

В частную собственность переходили уже и крупные промышленные предприятия, рудники, нефтяные месторождения. Хлынул поток иностранных инвестиций. Создавались особые экономические зоны. В страну пришли высокие технологии.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Реформаторам во главе с Дэн Сяопином даже пришлось немного притормаживать, чтобы не допустить «перегрева». Дэн приложил значительные усилия на международной арене, чтобы КНР перестала быть «коммунистическим пугалом», чтобы страну приняли в благородном семействе так называемых «цивилизованных стран». Добился соглашений с Великобританией и Португалией о возвращении в состав КНР Гонконга и Макао.

В Китае быстро сформировался средний класс. И возжелал политических свобод. В 1989 году на столичной площади Тяньаньмэнь развернулись масштабные акции против всевластия КПК. Дэн Сяопин воспринял это как реальную угрозу существованию государства, поскольку европейский социалистический лагерь буквально трещал по швам. 20 мая на площадь двинулись танки. Сопротивление было быстро подавлено. Погибло по разным оценкам от 400 до 2500 человек.

Дэн ушел в отставку с поста председателя Центрального военного совета. А в 1992 году навсегда покинул политическую сцену. Однако за полгода до этого он совершил свое знаменитое «южное турне», посетив Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай. Словно культовый рок-музыкант, он выступал перед огромными аудиториями, говоря о необходимости экономических преобразований и критикуя противников политики экономических реформ и открытости. А затем опубликовал серию громких статей в центральной газете. Его идеи получили всенародную поддержку. И тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь, прежде колебавшийся относительно курса страны, полностью перешел на сторону отца реформ.

Дэн Сяопин ушел из жизни 19 февраля 1997 года в возрасте 92 лет. Но дело его живет и побеждает. В данном случае эта формулировка вовсе не пропагандистское клише. Так все и есть на самом деле, в чем легко убедиться, взглянув на экономические показатели КНР.

Подходит ли нам китайский опыт "четырех модернизаций"?

Фото из открытых источников

Осенью 2008 года говорили о том, что модель развития экономики через либеральный капитализм потерпела крах. В последние несколько лет уже говорят, что социалистический путь развития, по которому пошли страны Южной Европы, тоже показал свою несостоятельность и недееспособность. И получается, что лучше всех сейчас чувствуют себя авторитарные государства Азии. Что ж получается? Говорят, что "Вашингтонскому консенсусу" приходит конец, и что скоро будет навязываться всему миру "Китайский консенсус"?

С каждым новым включением теленовостей ожидаешь начала еще худшего сценария. Нас погружают в тупость сегодняшнего бытия, заставляя ожидать перемен к лучшему. Однако всё больше приходится убеждаться в том, что Кабмин Владимира Гройсмана и Верховная Рада вряд ли способны справиться с этим большим кризисом, вывести Украину из системного тупика, в который мы попали не только вследствие АТО на востоке страны, но даже в большей степени благодаря многолетним усилиям господствующих в стране финансово-политических групп.

Более того, политические и деловые риски подспудно продолжают нарастать. Социальные последствия этого кризиса также очевидны, вслед за падением как внутренних, так и внешних инвестиций будет экономия на зарплатах, а далее - на занятости, плюс нас ожидает очередной и более мощный виток девальвации (согласно лишь расчетам госбюджета-2018 к концу следующего года доллар США будет стоить 30,1 гривен). Какие опасности нас еще ждут впереди? И кто из политических лидеров всё-таки осмелится выбрать одно из двух. Либо разрушать монопольно-олигархические устои и заново строить конкурентную экономику страны, чтобы хоть накормить бедное население. Либо гасить пламя голодных бунтов.

Новости по теме

От себя замечу, познакомившись с олигархами еще в 90-е годы, знаю, что это жестокие и умные люди. Уже хорошо, если бы удалось расшатать старые политические и экономические правила игры и начать создавать новые институты. Затягивать этот процесс – смерти подобно. Имея в своем багаже два высших образования (военно-политическое и экономическое), убежден в том, что у нас идут два катастрофических процесса: первый, 3 года подряд продолжается АТО на востоке страны; второй, ширится раскол украинского общества (60% населения находятся за чертой бедности). И если произойдет третий Майдан, то вероятнее всего его назовут революцией бедных, т.к. у нас сегодня самый низкий в Европе уровень компенсации за труд.

Конечно, нужно изучать опыт европейских стран с качественными экономиками, но не пора ли нам также внимательно присмотреться к лучшим азиатским примерам. Например, в отличие от всех украинских правительств, в Китае подошли к проведению реформ комплексно и системно. Так, начало экономическим реформам было положено в 1978 году на III-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Тогда Дэн Сяопин впервые предложил программу "четырех модернизаций": реформы в промышленности, сельском хозяйстве, национальной обороне, науке и технике.

Национальная программа включала в себя не только заимствование капиталистических методов развития экономики по принципу: "неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей", но и последовательную демократизацию общества. Трудно не признать тот факт, что китайские реформы сегодня являются выдающимся явлением современности, не имеющим аналогов в мире. Это решительные, эффективные и результативные реформы. Но можем ли мы применить подобное в Украине? Ответ на этот вопрос пока не дал ни один украинский политик. Также и среди экспертов нет единой точки зрения по поводу того, подходит ли нам китайский опыт, и если да, то какие его элементы представляют наибольшую ценность, а какие должны быть решительно отброшены?

Новости по теме

Например, "архитектор реформ" Дэн Сяопин стал также и могильщиком неудачливого китайского Майдана на площади Тяньаньмэнь. Так же, как и сегодняшние украинские события 2004 и 2014 годов, Тяньаньмэнь-1989 стал важнейшей точкой бифуркации для Китая, имеющей стратегическое значение в перспективе целых десятилетий. Поэтому нередко от своих коллег до сих пор слышу, мол, если бы китайские студенты тогда победили, то, возможно, Китай бы ждало почти тоже, что и Советский Союз в конце прошлого столетия. Увы, в СССР своего Дэна не нашлось, и его судьба на весах истории оказалась печальной.

К сожалению, как отмечают ведущие зарубежные и отечественные эксперты, такого лидера пока не нашлось и в коррумпированной постсоветской Украине. Наша судьба с действующим олигархическим укладом тоже незавидна. Особенно на примере парламента мы видим, как государственная система ломает идеалистов майданов. И кто ответит, какая у нас политическая партия в условиях кризиса дала стратегические задачи развития украинских рынков? Как остановить падение реальных доходов населения и рост инфляции? А ведь всех уже жизнь научила считать и понимать, наблюдая в последнее время за ростом доллара США в валютных обменниках, сознаем - нам надо готовиться к тому, что импорт будет дорожать, гривна – обесцениваться, зарплаты – уменьшаться. Не удивлюсь, если скоро мы услышим и о масонском заговоре.

Да, инфляция у нас начала ускоряться. Ожидаю до конца 2017 года где-то до 3-3,5 процентных пунктов. Далее инфляционный шок. И это будет осенью-зимой не только плодоовощная и мясная инфляция, а и еще инфляция цен на услуги. Кабинет министров Владимира Гройсмана сам провоцирует неудержимый рост инфляции. Непонятно, зачем премьер-министру и министру финансов Данилюку городить весь этот огород? Ведь этот новый инфляционный шок при их руководстве может продолжиться существенно дольше. Вот почему всё больше склоняюсь к мысли, что только технократы у власти и международные инвесторы из Америки, Азии и Европы способны спасти экономику Украины.

Новости по теме

Не секрет, сегодня украинская бюрократия – очень неэффективная по своим профессиональным качествам. Да и в кадровой политике было допущено слишком много ошибок. Ведь у всяких экономических реформ есть три обязательных правила. Во-первых, они должны быть справедливыми. Во-вторых, решительными. И, в-третьих, быстрыми. В нашем случае ни одно из правил не было выполнено ни Кабмином, ни Верховной Радой. Это показатель системного кризиса. Также выстраивание "вертикали власти", перевод страны на ручное управление неизбежно приводят к сбоям в управлении такой слабой системы, как государство. Ну, и авторитарная система, особенно заботливо и интенсивно выстраиваемая АП в течение последних двух лет, к осени 2017 года вступила в фазу кризиса. Ведь она, по сути, не может решить ни одной серьезной проблемы, терпит неудачу за неудачей. Долго так продолжаться не может.

В этой связи очень короткое философское заключение. Напомню, осенью 2008 года говорили о том, что модель развития экономики через либеральный капитализм потерпела крах. В последние несколько лет уже говорят, что социалистический путь развития, по которому пошли страны Южной Европы, тоже показал свою несостоятельность и недееспособность. И получается, что лучше всех сейчас чувствуют себя авторитарные государства Азии. Что ж получается? Говорят, что "Вашингтонскому консенсусу" приходит конец, и что скоро будет навязываться всему миру "Китайский консенсус"?

Александр ГОНЧАРОВ,

Директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@ .

На теоретической конференции КПК в 1979 г. речь официально шла о реформах «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промыш­ленности, науке и технике и военной сфере.

Реформы в сельском хозяйстве

Еще в 1978 г. в провинции Сычуань, руководителем которой был Чжао Цзыян (с сентября 1979 г. - премьер КНР), проводился эксперимент по семейному подряду. В его основе лежала старая идея Дэн Сяо­пина - «закрепление заданий за крестьянскими дворами». Результаты были ошеломляющими: производство зерна и других сельскохозяйст­венных продуктов резко увеличилось, доходы крестьян возросли. Бы­ло решено распространить эту практику на всю страну, что и одобрил Пленум ЦК КПК в сентябре 1979 г. Закупочные цены были повышены на 30%. В начале 1980-х гг. началось расформирование кооперативов. Широкомасштабная перестройка сельского хозяйства стала осуществ­ляться с лета 1981 г. Важнейшие меры:

а) разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы;

б) в три раза увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки;

в) увеличены государственные ассигнования на развитие сельско хозяйственной инфраструктуры;

г) промышленность переориентирована на выпуск малой сельско хозяйственной техники;

д) постепенно сокращали, а с 1985 г. вообще отказались от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции; они были заменены системой государственных контрактов, а продукция, необходимая населению, поступала через рынок.

К тому времени на весь Китай распространилась система произ­водственной ответственности: пахотная земля производственных бригад разделялась и закреплялась за отдельными семьями. Им дава­лись задания; после сдачи установленного количества продукции се­мья могла распоряжаться излишками по своему усмотрению.

Постепенно на смену заданиям пришли налоги, установленные с учетом количества и качества земли. Правда, государственные орга­ны ужесточили контроль за ее использованием. В частности, не допу­скалась эрозия почв, запрещалось использовать пахотные земли под иные нужды.

Частной собственности на землю установлено не было. Вводилась аренда, ее сроки постоянно возрастали: 15 лет, 50 лет. В дальнейшем была введена пожизненная аренда с правом наследственного пользова­ния и передачи земли в другие руки за соответствующую плату. Фор­мально права частной собственности на землю нет в Китае по сию по­ру; землю, например, нельзя продать, заложить и т. п.

Эти меры привели к быстрому росту сельскохозяйственного про­изводства - на 11,7% в год. К 1987 г. Китай решил проблему внутрен­него обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и приступил к экспорту продуктов питания.


Правда, это усилило социальное расслоение в деревне, что объяс­няет неприятие реформ в отдельных слоях общества. Но в целом ма­териальное благосостояние сельского населения значительно возрос­ло (ежегодный рост доходов составил 8,1%).

Повышение эффективности производства усугубило проблему из­быточной рабочей силы на селе. Государство стало поощрять развитие местной промышленности, разрешая крупным предприятиям создавать свои филиалы в деревнях, где у них будет значительно меньше про­блем с набором рабочей силы, обеспечением жильем, коммунальны­ми услугами и т. п. Таким предприятиям предоставлялись льготные кредиты, делались скидки в налогообложении. Сельские предприятия поглощали освобождавшиеся рабочие руки - к началу 1990-х гг. там работало 85 млн. человек, производя треть всей промышленной про­дукции, часть из которой шла на экспорт. Это помогло снизить остро­ту проблемы занятости, но и к 1990 г. в китайской деревне было свы­ше 150 млн. человек излишней рабочей силы.

Модернизация промышленности

Задача не сводилась лишь к обновлению оборудования, предприятия должны получить постоянный стимул к инновациям. Для этого требова­лось разрушить государственную экономику, внедрить рыночные прин­ципы, развить конкуренцию, «открыться миру».

Важно было сохранить социальное благополучие населения, пере­жить неизбежный рост цен. Спецификой Китая было также огромное количество нерентабельных предприятий, с примитивной технологи­ей; сразу закрыть их нельзя, так как обострится проблема занятости.

В самом общем виде Дэн Сяопин сформулировал следующие поло­жения:

а) сократить сферу директивного планирования и распределения
ресурсов;

б) устранить чрезмерную централизацию, расширить хозяйствен­
ную самостоятельность предприятий и регионов;

в) использовать возможности мелких частных предприятий;

г) снять ограничения на рост зарплаты и доходов.
Сокращение директивного планирования впервые осуществлялось

в провинции Сычуань; в 1979 г. там начался эксперимент: предприя­тия, выполнив государственный заказ, получали самостоятельность в распределении оставшейся прибыли.

Результат превзошел ожидания: рост производства составил 80%. С 1981 г. система была распространена на весь Китай. На все крупные предприятия даны госзаказы, но не более чем на 50% мощностей. Сверх этого предприятие может производить все что угодно и реализовывать по рыночным ценам.

Одновременно была разрешена оптовая торговля по свободным ценам. Это дало эффект, у предприятий появилась заинтересован­ность в результатах. Правда, со временем проявились и негативные тенденции: возникли двойные цены на одни и те же товары (свобод­ные и государственные), предпринимались попытки спекулировать на разнице цен.

В 1987 г. сузилась сфера централизованного управления. С директора­ми государственных предприятий стали заключаться контракты; в слу­чае их невыполнения директоров ждала уголовная ответственность. В результате в первый же год 80% действующих директоров добро­вольно ушли в отставку, так как в новых условиях от них требовались уже другие качества: профессионализм, умение анализировать, эконо­мическая подготовленность.

С 1979 г. в Китае началось создание частных предприятий: вначале лишь в розничной торговле и бытовом обслуживании; затем это рас­пространилось и на другие отрасли экономики. Также постепенно расширялись допустимые масштабы частного предпринимательства: вначале разрешалось использовать наемную рабочую силу в количе­стве не более 5 человек, затем - 15, 50 человек, и так до тех пор, пока не были сняты всякие ограничения на число занятых. К 1987 г. в КНР функционировало около 25 млн. частных предприятий.

Частный сектор не только помог разрядить ситуацию с излишней рабочей силой - уже в 1985 г. в этом секторе было произведено 35% валового внутреннего продукта.

Привлечение иностранного капитала началось с создания в 1979 г. 4 свободных экономических зон на юге Китая: эти закрытые админист­ративные образования стали своего рода анклавами рыночной эконо­мики в КНР. Там действовали особые правила обращения иностран­ной валюты, перевода прибылей за рубеж, устанавливались низкие налоги и т. д. Но администрация зон была китайской, разрешения на открытие предприятий давались китайцами, поощрялось создание предприятий, ориентированных на экспорт, т. е. производящих про­дукцию самого лучшего качества. Примером может случить зона Шеньжен, созданная на границе с Гонконгом. Помимо привлечения иностранных капиталов, там широко использовались зарубежный опыт, новые технологии, административные навыки. Свободные зо­ны стали локомотивами прогресса в Китае, их число постоянно рос­ло, охватывая все новые регионы.

Летом 1979 г. был принят закон «О совместных предприятиях»: зона их действия постоянно расширялась. Китай стал обращаться к иност­ранным займам, чего ранее никогда не делал. С 1984 г. страна начала получать льготные займы по линии МБРР (Международного банка реконструкции и развития) и МВФ (Международного валютного фонда), составив в этом серьезную конкуренцию Индии. Постепенно стал расти китайский экспорт, особенно быстро с 1985 г.; пополнялись и запасы иностранной валюты.

Промышленный рост достигал в отдельные годы 16%, реальный рост зарплаты на городских предприятиях - 9%. Благосостояние населения повысилось: к 1987 г. уже 93% городских семей имели свои телевизоры, 60% - стиральные машины, 52% - магнитофоны. Китайская экономика стала развиваться.

Модернизация науки и техники

Прежде всего в Китае кардинально изменилось отношение к интел­лигенции и образованным людям. Более того, образование стало глав­ным критерием при назначении на должности, т. е. оно становилось престижным.

Увеличивались государственные расходы на все типы учебных заве­дений, повысилась заработная плата преподавателей. Способных сту­дентов стали посылать на учебу за границу, в лучшие университеты мира, причем за государственный счет. В отношении этого, правда, были сомнения: не случится ли бегства за границу, но подобные рас­суждения в расчет не приняли.

Кроме того, семьям предоставили возможность учить своих детей за границей за собственный счет. Но все же возместить ущерб, нане­сенный образованию за годы «строительства социализма» и особенно за время «культурной революции», оказалось нелегко.

Следует отметить, что объективно Китай нуждается в переводе ие­роглифической письменности на фонетическую основу. Это расши­рило бы возможности получения технического образования, способ­ствовало бы заимствованию новшеств. В последние десятилетия вопрос о соответствующей реформе не снимается с повестки дня, но существует проблема различных диалектов (особенно отличаются ди­алекты на юге Китая), Таким образом, хотя иероглифическая пись­менность и объединяет китайский язык в единое целое, в фонетичес­ком отношении единства в языке нет.

Модернизация обороны

Этой модернизации отводилось последнее место в списке приоритетов, прежде всего, по причине отсутствия средств. После ограниченного конфликта с Вьетнамом в 1979 г. началось сокращение военных расхо­дов. К 1984 г. доля военных расходов в бюджете сократилась по срав­нению с 1979 г. более чем в два раза. Началось также сокращение чис­ленности китайской армии: с 1979 по 1981 г. она сократилась на 1 / 3 в 1985 г. было произведено еще одно крупное сокращение - на 1 млн. человек. Ныне численность китайской армии составляет до 3,5 млн. человек.

Началась конверсия военной промышленности: предприятия ста­ли переводиться на выпуск гражданской продукции. Многие военные объекты, склады, бомбоубежища и т. д. подлежали приватизации.

В то же время в корне изменилась сама военная доктрина в Китае: власти отказались от прежней ставки на «партизанскую войну», стали больше внимания уделять техническому оснащению армии.

Особое внимание в Китае уделялось развитию ядерного оружия и средств его доставки: с 1982 г. Китай принял на вооружение первые баллистические ракеты; с 1983 г. развивает спутниковую связь.

В последние годы армия превратилась в огромную самостоятель­ную экономическую силу: в ее собственности оказались заводы, фаб­рики, сельскохозяйственные предприятия, рудники, шахты, торговые фирмы и даже ликеро-водочные заводы. Военные постепенно перехо­дили на полное самообеспечение, не требуя средств из государствен­ного бюджета.

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.