Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной целью обучения иностранным языкам в целом является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации данной цели.
На начальном этапе обучения иностранному языку, когда закладываются основы коммуникативной компетенции, важно, чтобы ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждение темы урока.
На уроках иностранного языка необходимо использовать наглядность. Наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую функцию. Все средства наглядности создают эффект «присутствия» в какой-то ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит опорой в понимании его на слух, создает условия для практического применения усваиваемого материала. Поэтому важно использовать показ игрушек, картинок, презентаций, действий при организации ознакомления детей с новыми средствами общения и при организации тренировки в их употреблении.
Особое внимание при обучении иностранному языку нужно уделять мотивации учащихся. Следует заметить, что мотивация сильна у учащихся начальных классов, поэтому она нуждается лишь в дополнительной стимуляции. На уроках используются следующие формы мотивации: фонетическая зарядка, прием совместной постановки цели, задач урока, доступность и посильность заданий, наличие опор, ключей, образцов, примеров для выполнения заданий, плана выполнения задания, схемы; словесное и несловесное одобрение учителя, его поведение, самооценка, взаимооценка, использование песенок, считалок, стихов, личностно– ориентированный материал, наглядность, использование магнитофонной записи, видеофильмов, передач, рефлексия.
Самыми эффективными методами работы при обучении иностранному языку на начальном этапе оказались игра, упражнение, самыми эффективными формами работы – коллективная работа. Использование игры на уроках делает обучение более интересным и привлекательным для учащихся начальных классов.
Практика показала важность учета возрастных психологических особенностей учащихся начальной школы при обучении иностранному языку, необходимость построения процесса обучения на устной основе, в игровой форме с использованием стихов, песен, считалок, широкого применения наглядности.
Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемерному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоций, использованию иноязычной речи для выражения и понимания мысли. Обучение иностранному языку влияет на формирование и совершенствование языковых и речевых умений и навыков учащихся, развитие их общих и специфических учебных умений.
Как сказано в Программе «Иностранные языки» , младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей системы ценностей и установок», а также так называемого «языкового барьера» способствует решению задач, стоящих как перед учебным предметом «Иностранный язык», так и перед начальным образованием в целом.
На данной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, которые позволяют детям общаться друг с другом, с носителями языка на элементарном уровне. Это развитие не только практических умений (говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке), но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, умения взаимодействовать в коллективе.

Цели урока:

– повторить и закрепить лексический и грамматический материал по теме «Числительные», «Школа»;
– тренировать умения и навыки монологической речи;
– развивать языковые способности, познавательную активность.

Задачи:

– тренировать лексический и грамматический материал во всех видах речевой деятельности;
– использовать вопросно– ответные, подстановочные упражнения, игры;
– подвести итоги.

План урока:

1. Организационный момент, фонетическая зарядка (2 минуты).
2. Речевая разминка (2 минуты).
3. Упражнение «Цифры» (4 минуты).
4. Игра «Самые быстрые» (4 минут).
5. Говорение: описание класса (5 минут).
6. Физ. минутка (2 минуты).
7. Говорение: школьные принадлежности (5 минут).
8. Чтение (7 минут).
9. Игра в мяч (5 минут).
10. Подведение итогов урока, рефлексия (4 минуты).

Оборудование урока:

1. Презентация MICROSOFT ROWER POINT (компьютер, проектор).
2. Тематические картинки («Школа», «Школьные принадлежности»).
3. Карточки с цифрами, с заданиями по чтению, карточки со словами.
4. Мяч для игры.
5. Фишки «яблоки», «груши», «бананы».

Ход урока

1. Орг. момент:

Guten Morgen! Heute wiederholen wir das Thema „Zahlwörter“. Wir haben ein Wettbewerb. Wir machen verschiedene Aufgaben. Wenn jemand alles richtig macht, dann bekommt er einen Apfel, eine Birne oder einen Banane. Wer am meisten Äpfel, Bananen oder Birnen sammelt, bekommt der eine gute Note.
Здравствуйте! Сегодня у нас соревнование, мы повторяем тему «Числительные». Мы выполним много разных заданий. Тот, кто выполнит задание верно, получит фишку: «яблоко», «банан» или «грушу». Выиграет и получит хорошую оценку тот, кто соберет больше фишек.

Фон. зарядка:

Beginnen wir unsere Stunde mit einem neuen Reim.
Давайте начнем наш урок с новой считалки:
In der Schule lernt man viel:
Lesen, rechnen, Sport und Spiel,
basteln, singen, turnen, schreiben.
Niemand will ein Dummkopf bleiben.

2. Разминка (фронтально, 2 минуты):

Ich zeige euch die Ziffern, nennt bitte diese Zahlwörter.
Я показываю вам карточки с цифрами, а вы называете их по-немецки.

3. Упражнение «Цифры» (самостоятельно, индивидуально, 4 минуты):

Ich nenne das Zahlwort auf Deutsch, ihr schreibt Ziffern.
Я называю числительное по-немецки, а вы записываете цифрой.
Nun, prüfen wir diese Aufgabe. Wer hat es richtig gemacht?
Wer hat keine Fehler?
Проверяем задание. Правильные ответы вы видите на слайде.
Итак, кто сделал это задание правильно, у кого нет ни одной ошибки?

Правильные ответы:

74 vierundsiebzig

5. Sprechen. Говорение: описание класса.(5 минут)

Beschreibt bitte das Klassenzimmer. Опишите класс, используя образец.
Образец:

Im Klassenzimmer sind 3 Fenstern.
Im Klassenzimmer ist (sind) … .

6. Физ. минутка:

Erholen wir uns ein bisschen! Steht auf! 1, 2, 3, 4– springen, springen wir!
Давайте немного отдохнем! 1, 2, 3, 4– laufen, laufen wir!
1, 2, 3, 4– tanzen, tanzen wir!
Gehen wir nach rechts,
gehen wir nach links
Stehenbleiben! Setzt euch!

7. Sprechen. Говорение: школьные принадлежности (5 минут).

Ich gebe euch die Blätter. Hier sind Schulsachen.
Я раздам вам картинки со школьными принадлежностями.
Welche Schulsachen sind das? Что это за школьные принадлежности?
Jeder sagt, wieviel Schulsachen er hat. Каждый скажет, какие предметы у него есть и сколько их. Используйте образец:

Ich habe drei Kulis.
Ich habe … .

8. Lesen. Чтение. (в группе, 7 минут)

Rechnet bitte die Aufgabe! Lest bitte, antwortet auf die Frage: „Wieviel Tiere lernen in der Waldschule?“ Решите задачу. Прочитайте текст, ответьте на вопрос: «Сколько животных учится в лесной школе?»

Текст:
In einer Waldschule lernen sieben Hasen, acht Eichhörnchen, vier Wölfe, zwei Bären, drei Füchse, fünf Igel.
Wieviel Tiere lernen in der Waldschule? (… Tiere)
Prüfen wir die Aufgabe! Also, wieviel Tiere lernen in der Waldschule? Sagt bitte! Давайте проверим задание! Итак, сколько зверей учится в лесной школе? А теперь давайте вместе прочитаем и переведем текст.
(правильный ответ– 29) Молодцы!

9. „Das Ballspielen“. Игра в мяч. (5 минут):

Jede Gruppe zählt von 20 bis 40. Jeder zählt und gibt den Ball weiter. Wenn jemand einen Fehler macht, spielt er nicht weiter. Ist alles klar?
Поделимся на группы по рядам. Каждая группа считает от 20 до 40, передавая мяч из рук в руки. Тот, кто сбился, выбывает. Кто не ошибся до конца счета, получает фишку. Понятно?

10. Подведение итогов урока (4 минуты):

Also, jetzt zählt bitte eure Äpfel, Birnen, Bananen. Jeder sagt auf Deutsch, wieviel Äpfel, Birnen, Bananen insgesamt er hat.
Итак, давайте подведем итоги соревнования. Подсчитайте, сколько фишек вы набрали. Теперь каждый скажет по-немецки, сколько у него яблок, бананов и груш по образцу:

Ich habe 8 Bananen und 3 Äpfel.
Ich habe … und … .


Also, wer hat am meisten Äpfel, Birnen, Bananen gesammelt?
Итак, кто набрал больше всех фишек: яблок, груш и бананов?
Ihr bekommt eine „Fünf“; alle anderen eine „Vier“. Вы получаете оценку «пять», остальные «четыри».
Danke schön für die Arbeit! Спасибо за работу! Молодцы!

Рефлексия:

War die Stunde interessant? Hat es euch gefallen?
Урок был интересным? Вам понравилось?
Steht auf! Auf Wiedersehen! Встаньте! До свиданья!

(Прощальная считалка)

Jetzt ist die Schule aus
Jetzt gehen wir nach Haus
Wir gehen, wir gehen, wir gehen
Auf Wiedersehen!

Конец урока


В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: развитие речевых умений и навыков учащихся.
При подготовке и проведении урока были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интерес к изучению данного предмета, достаточно хорошо развитые общеучебные умения и навыки, подвижность и быстрая утомляемость детей. Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер, неустойчивость: они легко и быстро отвлекаются на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом материале. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению . Поэтому на уроке проводится физминутка с использованием счталок на немецком языке.
В основе обучения устному общению в начальной школе находится игра. По меткому выражению психолога И.А.Зимней, игра является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения . Использование игры как способа обучения устной речи в начальной школе позволяет учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть и мотив, и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения.
Использование различных игр (включая разыгрывание загадок, кроссвордов, инсценирование песен, стихов, сказок) обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности, к предмету и позволяет подчинить процесс овладения иностранным материалом решению внеязыковых задач общения. Учитывая это, урок прошел в виде соревнования, выполнялись задания различных видов речевой деятельности – говорения, чтения, письма, аудирования. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности. В ходе выполнения заданий проверяется усвоенный материал. Задания, которые предлагаются детям, даются в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, красочные, запоминающиеся.
Урок прошел с использованием информационных технологий в виде презентации в Power Point, наглядности, схем и опор, необходимых для подготовки собственного высказывания.
На уроке была организована фронтальная работа, работа в группах. Использовались задания различного типа: подстановочные, грамматические, условно-речевые. Каждое задание проверялось с помощью слайдов. При выполнении заданий использовалась релаксационная музыка, для того чтобы создать комфортный климат в классе; чтобы учащиеся чувствовали себя на уроке спокойно, были уравновешены, свободны в своих действиях.
Использованные методы и формы работы соответствовали целям урока. Задания способствовали развитию познавательных возможностей учащихся и развитию интереса к предмету. Урок позволил выявить достаточный уровень знаний и умений детей, необходимый для дальнейшего изучения немецкого языка.

Список литературы:
1) Баранников А.В. Об обучении иностранным языкам в 3 классе начальной школы общеобразовательных учреждений России//Иностранные языки в школе, 2003.– №4. – С.58-59.
2) Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.– Москва: Просвещение, 1991. – 300 с.
3) Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Книга для учителя: Из опыта работы/ Ред. – сост. В.А.Слободчиков. – Москва: Просвещение, 1986. – 111с.
4) Низинская М.П. Немецкий язык в начальных классах. Пособие для учителя. – Москва: Просвещение, 1964. – 112 с.
5) Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. 1-4 классы начальной школы, под ред. Гальсковой Н.Д. и др. – Москва: Просвещение, 1997. – 174 с.
6) Программно– методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. – 2-е изд. – Москва: Дрофа, 1999. – 160 с.
7) Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.– Москва: Просвещение, 1991. – 285 с.
8) УМК Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Первые шаги. 4 класс. – 6-е изд.– Москва: Просвещение, 2009. – 112 с.
9) Якушина Л.З. Методика построения урока иностранного языка в средней школе.– Москва: Педагогика, 1974. – 96 с.

Книга: Немецкий язык. Грамматика и упражнения для начинающих / Т. А. Мыкало

Числительное

Числительным (das Numerale) называется повнозначна переменная часть языка, в состав которой входят слова, обозначающие число, количество предметов и их порядок по счету.

По значению числительные делятся на три основные группы:

количественные числительные обозначают количество предметов: drei, elf, fьnfzig, siebenhundertdreiundzwanzig;

дробные числительные обозначают количество, состоящий из определенного числа частей целого: drei Района, ein Hundertstel, zweieinhalb, fьnf drei Komma;

порядковые числительные обозначают порядок однородных предметов при их счета: der erste, vierte, zwцlfte, fьnfundzwanzigste, tausendste.

Количественные числительные от 1 до 12 по своим словотворенням простые:

0 - null 3 - drei 6 - sechs 9 - neun 12 - zwцlf

1 - eins 4 - vier 7 - sieben 10 - zehn

2 - zwei 5 - fьnf 8 - acht 11 - elf

Количественные числительные от 13 до 19 образуются добавлением числительного zehn до соответствующего простого числительного:

13 - dreizehn 16 - sechzehn 19 - neunzehn

14 - vierzehn 17 - siebzehn

15 - fьnfzehn 18 - achtzehn

Числительные, обозначающие названия десятков, относятся к производным. Они образуются с помощью суффикса-zig от соответствующих простых числительных:

20 - zwanzig 50 - fьnfzig 80 - achtzig

30 - dreiЯig 60 - sechzig 90 - neunzig

40 - vierzig 70 - siebzig (но 100 - hundert)

Числительные от 21 до 99 (кроме названий десятков) образуются так: сначала название единиц, далее союз und, а потом название десятка, причем все пишется одним словом:

45 - fьnfundvierzig 81 - einundachtzig

54 - vierundfьnfzig 99 - neunundneunzig

Количественные числительные больше сто (кроме tausend) - сложные и пишутся вместе:

103 - (ein)hundertdrei

1020 - (ein)tausendzwanzig

Из всех количественных числительных полную парадигму имеет лишь числительное ein, eine, ein. Частично склоняются числительные от 2 до 12.

Количественные числительные zwei и drei спрягаются частично: они могут в родительном падеже принимать окончания-er, а в дательном-en.

Числительные от 4 до 12 (кроме zehn) могут принимать в дательном падеже окончания-en.

Дробные числительные образуются с собственно количественных числительных.

От количественных числительных от 1 до 19 дробные числительные образуются при помощи суффикса-tel:

3/101 - drei Hunderteintel

7/502 - sieben Fьnfhundertzweitel

3/4 - drei Района

От количественных числительных от 20 до 99, от hundert, tausend i Million дробные числительные образуются с помощью суффикса-stel:

1/50 - ein Fьnfzigstel

5/22 - fьnf Zweiundzwanzigstel

3/1000 - drei Tausendstel

Дробное числительное 1/2, кроме математического обозначения ein Zweitel, имеет еще два обозначения: die Hдlfte i halb.

Дробные числительные 1 1/2, 2 1/2, 3 1/2 и др. читаются eineinhalb (или aderthalb), zweieinhalb, dreieinhalb.

Десятичные дроби читаются иначе, чем в русском языке:

0,3 - Null Komma drei

1,02 - eins Komma Null zwei

Порядковые числительные обозначают порядок однородных предметов при их счета и отвечают на вопрос der wievielte?

Порядковые числительные образуются от основ количественных числительных с помощью суффиксов.

Порядковые числительные от 2 до 19 образуются при помощи суффикса-t:

4 - der vierte 10 - der zehnte

5 - der fьnfte 18 - der achtzehnte

С отклонением от нормы образуются порядковые числительные der erste, der dritte i der achte. Числительное der siebente имеет параллельную сокращенную форму der siebte.

Порядковые числительные от 20 до 99, от hundert, tausend i Million образуются при помощи суффикса-st:

40 - der vierzigste 100 - der hundertste

52 - der zweiundfьnfzigste 1000 - der tausendste

В датах название дня передается порядковым числительным, а название года - количественным. Летоисчисление в немецком языке, в отличие от украинской, проводится за сотнями, а не тысячами:

Am 3. Mдrz 1952

Am dritten Mдrz neunzehnhundertzweiundfьnfzig

Если написано только год, то читается или сам количественное числительное, или количественное числительное с прийменниковою группой im Jahre:

Er wurde 1962 in Riwne geboren.

Er wurde im Jahre 1962 in Riwne geboren.

Упражнения

Упражнение 1. Прочитайте следующие числа.

92; 348; 124; 405; 1183; 3210; 24 827; 3018; 2/3; 1/2; 0,005; 0,25; 10,04; 2,3; 8,47; 6,025; 1/100; 3/20; 4/105; 7/16.

Упражнение 2. Посчитайте.

Образец а): 3 + 5 = 8 (drei und fьnf ist acht oder drei plus fьnf ist acht)

75 + 12 =; 38 + 45 =; 12 + 14 =; 105 + 39 =; 21 + 68 =;

Образец b): 15 - 10 = 5 (fьnfzehn weniger zehn ist fьnf, oder fьnfzehn minus zehn ist fьnf)

14 - 8 =; 1375 - 378 =; 236 - 39 =; 112-14=; 587-312=;

Образец c): 20  4 = 80 (zwanzig mal vier ist achtzig)

30  2 =; 25  14 =; 12  3 =; 335  10 =; 13  30 =;

Образец d): 10: 5 = 2 (zehn durch fьnf ist zwei)

225: 5 =; 12: 6 =; 64: 8 =; 1250:4=; 49:7=

Упражнение 3. Дайте ответы на вопросы.

1. Wie alt sind Sie? 2. In welchem Jahr sind Sie geboren? 3. Wie alt sind Ihre Eltern? 4. Wie viel Geschwister haben Sie? 5. Wie alt sind Ihre Geschwister? 6.Mit wie viel Jahren wird man in unserem Land eingeschult?

Упражнение 4. Ответьте на вопросы по образцу.

Образец: - Wie ist дгоЯ dieses Zimmer?

Ich glaube, etwa zweimal (dreimal, viermal usw.) so дгоЯ wie das meine. (Die Ответ kann variiert werden.)

1. Wie lang ist diese Ьbung? 2. Wieviel kostet dieser blaue Anzug? 3. Wie ist дгоЯ jener Park? 4. Wie hoch ist dieser Baum?

Упражнение 5. Прочитайте словосочетания с порядковыми числительными; обратите внимание на их окончания.

der 4. September; der 30. Januar; am 23. Mai; den 3. April; fьr den 1. Dezember; am 16. Februar; das 3. Quartal; im 1. Quartal; die 3. Kennzahl; die 2. Kennziffer; am 15. Tag; am 50. Tag; am 12. Mдrz; die 13. Woche; die 30. Woche

Упражнение 6. Переведите и запомните незнакомые слова.

im laufenden Jahr, im vergangenen Jahr, im kommenden (nдchsten) Jahr, im Vorjahr, im ersten Halbjahr, in der zweiten Jahreshдlfte, die 60er Jahre, die 70er Jahre, das Jahrzehnt, im 20. Jahrhundert, das Geschдftsjahr, das Berichtsjahr

Упражнение 7. Переведите предложения на русский.

Der Umsatz sank auf 9,83 Milliarden Dollar.

Die Schulden sind auf 8,4 Milliarden Euro angelaufen.

Der Umsatz wuchs um 5 Prozent.

Der Gewinn nahm 2002 um 34,4 Prozent zu.

Die Ausgaben fьr Forschung und Entwicklung des Unternehmens wurden 1999/2000 um 21 Prozent gesteigert.

Das Betriebsergebnis nahm um 21,3 % zu.

Der Umsatz пометки темы auf 40 Millionen Euro zurьck.

Запомните!

steigen um ... % - повышается на... %

sinken um ... % - понижуватись на... %

sinken auf ... % - понижуватись до... %

1. Немецкий язык. Грамматика и упражнения для начинающих / Т. А. Мыкало
2. Отрицательные предложения
3. Неозначено-личные предложения с местоимением man
4. Безличные предложения
5. Глагол
6. Основные формы глагола
7. Образование презенса
8. Імперфект
9. Перфект
10. Плюсквамперфект
11. Футурум
12.

18.11.2014 ВТОРНИК 23:50

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. УРОВЕНЬ А1

Align="center">

Wortschatz zum Thema (слова к теме):

die Telefonnummer - номер телефона

die Zahl - цифра, число

die Zahlwörter - числительные

brauchen - нуждатся

das Ticket - билет

das Buch - книга

Числительные

Числительные в немецком языке:

от 1 до 12 - все понятно

от 13 до 19 читаем и пишем 13 dreizehn как (3,10), 14 vierzehn (4,10) и.т.д.

21 до 99 пишутся и читаются на оборот - 21 einundzwanzig (1 и 20), 33 dreiunddreißig (3 и 30)

Числа после 101 пишутся слитно. Не беспокойтесь, они должны быть такими длинными:

500 - fünfhunderd

4000 - viertausend

441 - vierhunderteinundvierzig

50 000 - fünfzigtausend

700 000 - siebenhunderttausend

1 000 000 - eine Million

9 300 400 - neun Millionen dreihunderttausendvierhundert

Если нужно назвать четырехзначное число, то сначала называется количество тысяч, затем количество сотен, а затем уже двухзначное число - десятки и единицы.

Например: 2581 = zweitausendfünfhunderteinundachtzig

Если разбить слово на образующие, то получим:

zweitausend + fünfhundert + ein + und + achtzig
(две тысячи) (пятьсот) (один) (и) (восемьдесят)

Сколько тебе лет?

Wie alt bist du? - Сколько тебе лет?

Wie alt sind Sie? - Сколько вам лет?

Ich bin … Jahre alt - Мне … лет

Ich bin … - Мне …

Например:

Ich bin sechsundzwanzig (26) Jahre alt (дословно: «Я есть 26 лет старый») - мне 26 лет.

Er ist vierzig(40) Jahre alt - ему 40 лет.

Du bist zwanzig(20) Jahre alt - тебе 20 лет.

Сколько?

Wie viel? - сколько? (для неисчисляемых)
Wie viele? - сколько? (для исчисляемых)

Например:

Wie viele Tickets brauchen Sie? - Сколько Вам нужно билетов?
Wie viel kostet dieses Buch? - Сколько стоит эта книга?

Упражнения:

1. Запишите номер телефона цифрами:



2. Напишите соответствующию цифру:


3.Напишите словами:


Ключи к уроку А1-2:

1. Упорядочьте реплики в диалоге:

2. Заполните пробелы:

Großbritannien Spanien Großbritannien Frankreich Italien.

Как видно из таблицы, сложные числительные составляются из единиц и десятков.

Исключением являются 16 и 60, где выпадает –s. Следует обратить внимание на то, что все сложные числительные в немецком языке пишутся слитно.

Если за числительным 1 следует существительное, то оно изменяется как неопределенный артикль:

→ Ich habe nur eine Oma.
→ Meine Schwester hat nur ein Kind.
→ Wir haben nur einen Hund.

При кратком ответе на вопрос, содержащий числительное 1, оно указывает на род и падеж существительного

Liegt im Briefkasten nur eine Zeitung? – Ja, nur eine.
… nur ein Brief? – Ja, nur ein.
… nur ein Telegramm? – Ja? Nur eins.

При указании года называют сначала сотни, затем единицы, напр. 1935 год – das Jahr neunzehnhundertfünfunddreißig. Начиная с 2000 года называют тысячи.

→ 1816 год – das Jahr achtzehnhundertsechzehn
→ 813 год – das Jahr achthundertdreizehn
→ 2005 год – das Jahr zweitausendfünf

При указании даты в предложении предлог и слово «das Jahr» обычно не употребляется:

1913 ist er mit seiner Familie nach Frankreich umgezogen. Neunzehnhundertdreizehn ist er …
(альтернативно можно сказать Im Jahr 1913 ist er …)

Говоря о возрасте можно использовать полную форму Ich bin 19 Jahre alt, часто же используется сокращенная форма Ich bin 19.

Упражнения/ÜBUNGEN

1. Напишите следующие словосочетания во множественном числе, напр:

die Kuh 12 – zwölf Kühe

die Oma 2
der Student 11
der Bahnhof 3
das Mädchen17
der Bus 5
das Dorf 3
der Zug 8
der Monat 12
die Nacht 7
das Jahr 3
das Zimmer 4
der Tag 16
die Blume 23
der Fisch 100
das Kalb 9

2. Продолжите описание фермы, употребляя существительные во множественном числе.

Auf unserem Bauernhof sind 10 Kühe, 3 (der Hahn), 4 (das Pferd), 15 (das Schaf), 2 (das Fohlen), 18 (die Ziege), 20 (das Küken), 6 (das Schwein), 30 (das Huhn), 8 (das Ferkel).

Продолжите самостоятельно этот список, насколько возможно. Используйте для этого словарь.

3. Напишите числа:

neunzehnhundertachtundsechzig 1968
achtzehnhundertachtundvierzig …
neunzehnhundertsiebzehn …
siebzehnhundertneunundachtzig …
achtzehnhundertdreißig …
neunzehnhundertneununddreißig …
tausendsechshundertsechzig …
vierzehnhundertzweiundneunzig …

4. Прочитайте и переведите следующую шутку, обращая внимание на употребление мер веса:

Junge (zum Verkäufer): Ein Kilo Zucker für 80 Cent, ein halbes Kilo Butter zu 5,50 Euro das Kilo, 250 Gramm Käse zu 10 Euro 20 das Kilo, 300 Gramm Tee zu 16 Euro das Kilo. Wenn ich Ihnen einen Zwanzigeuroschein gebe? Wie viel würde ich zurückbekommen?
Verkäufer (alles aufschreibend): Nun, 9 Euro und 10 Cent.
Junge: Bitte, geben Sie mir die Rechnung? Das ist meine Schulaufgabe für morgen. Danke schön.

5. Составьте диалоги, используя следующую информацию:

1. — Вам нужен билет на поезд из Бремена в Самару и обратно,
— Вы можете поехать 13 или 14 ноября,
— Вы хотите знать, как часто необходимо делать пересадку,
— Вы хотите билет меньше, чем за 300 евро.
2. – Вы звоните в справочную (Auskunft),
— Вам нужен телефон российского посольства в г. Бонн,
— Вы звоните из Гамбурга и не знаете кода г. Бонна,
— Вы просите соединить вас с визовым отделом.
3. – Вы проголодались и хотите перекусить в ресторане,
— Вы бы на первое съели суп,
— Пока готовится суп, вы бы выпили капучино,
— Вы бы хотели сразу оплатить счет, так как у вас немного времени.

Имя числительное

Das Numerale

Числительное – самостоятельная часть речи, служащая для определения количества или порядка предметов при их счете.

Имена числительные подразделяются на следующие модeли:

а) количественные числительные – отвечают на вопрос «сколько?» (wieviel?)

Zehn Studenten – 10 студентов

Zwölf Professoren – 12 профессоров

б) порядковые числительные – отвечают на вопрос «который?» (der wievielte?)

в) дробные числительные

ein Sechstel – 1/6

zwei Fünftel – 2/5

drei Komma sechs – 3,6

г) многократные числительные

zweimal – дважды

einmal – однажды

Количественные числительные

от 1 до 12 – являются корневыми

1 – eins 5 – fünf 9 – neun

2 – zwei 6 – sechs 10 – zehn

3 – drei 7 – sieben 11 – elf

4 – vier 8 – acht 12 – zwölf

от 13 до 19 – образуются при помощи числительного «zehn»

13 – dreizehn 17 – siebzehn

14 – vierzehn 18 – achtzehn

15 – fünfzehn 19 – neunzehn

от 20 до 90 - десятки образуются при помощи суффикса – «zig»

(кроме числительного 30 – dreißig)

20 – zwanzig 60 – sechzig

30 – dreißig 70 – siebzig

40 – vierzig 80 – achtzig

50 – fünfzig 90 – neunzig

1 000 – tausend

1 000 000 – eine Million

от 21 до 99 – двузначные числительные образуются следующим образом:

единицы + союз (und ) + десятки

21 – einund zwanzig

73 – dreiund siebzig

Все числительные пишутся слитно и читаются по разрядам.

2375 → 2375 – 2 tausend+3 hundert+75= zweitausend dreihundert fünfundsiebzig

73274 → 73274 – dreiundsiebzigtausend zweihundert vierundsiebzig

Однако даты (годы) читаются по столетиям:

1945 → 1945(год) – neunzehnhundert fünfundvierzig

Существительное «Im Jahre» либо ставится перед числительным, либо совсем опускается:

Ich wurde im Jahre 1976 geboren. Я родился в 1976 году.

Ich wurde 1976 geboren.

Порядковые числительные

Порядковые числительные в предложении играют роль определений, поэтому они стоят между артиклем (или его заменителем) и самим существительным.

Порядковые числительные образуются от соответствующего количественного числительного путем присоединения к нему суффиксов:

26-ой студент – der sechsundzwanzigste Student.

При написании допускается замена порядкового числительного цифровым обозначением с точкой (точка заменяет суффикс -te или -ste)

der 26. Student – 26-ой студент

Порядковые числительные склоняются по слабому типу склонения прилагательных.

Das neue Semester beginnt am fünften Februar.

Запомните !

первый – der erste

третий – der dritte

седьмой – der siebente или der siebte

Дробные числительные

Дробные числительные образуются от количественных числительных при помощи добавления в знаменателе суффиксов:

3/22 – drei Zweiundzwanzigstel

2/5 – zwei Fünftel

1/7 – ein Siebentel

Запомните !

1/3 – ein Drittel

1/2 – ein halb (die Hälfte – половина)

1/ 8 – ein Achtel

1 1/2 – anderthalb

Unsere Heimat ist ein Sechstel der Erde.

Наша Родина – шестая часть земного шара.

Десятичные дроби читаются путем перечисления цифр с указанием, где ставится запятая (Komma).

6,275 = sechs Komma zwei, sieben, fünf

6,275 = sechs Komma zweihundertfünfundsiebzig

Многократные числительные

Образуются от количественных с помощью суффиксов – mal, – fach

einmal – однажды, один раз

zweimal – дважды

dreifach – трижды

Для закрепления изученного материала выполните следующие упражнения.

1.Переведите на русский язык.

Heute ist es sehr kalt: neunzehn Grad unter Null.

Das Wasser kocht bei hundert Grad.

Dieser Turm ist schon über hundert Jahre alt.

Das geschah in den achtziger Jahren des vorigen Jahrhunderts.

Unser Dorf hat zweihundertfünfzig Einwohner.

1. Der wievielte ist heute? 2. Heute ist der achtzehnte November. 3. Am wievielten haben wir den Internationalen Frauentag? 4. Peter der Erste ist im Jahre 1725 gestorben. 5. Das ist ihr siebzigster Geburtstag. 6. Ich sage dir das zum dritten Mal. 7. Ich fahre zum fünften Mal auf die Krim. 8. Katharina die Zweite unterdrückte in den Jahren 1773-1775 den Pugatschows Aufstand. 9. Heute ist der Erste Mai.

2. Напишите цифрами числительные .

zehn Millionen, sechshunderttausend,ünfzig, zweiundzwanzigtausendfünfhundertachtundachtzig.

3. Переведите на русский язык .

Die Hälfte, ein Drittel, ein Viertel, zwei Fünftel, fünf Sechstel, ein Siebentel, ein Zwanzigstel, ein Hundertstel, drei Vierunddreißigstel, sechs Neuntel, sieben Dreißigstel.

4. Переведите и запомните пословицы !

Vier Augen sehen mehr als zwei.

Besser zweimal fragen, als einmal irregehen.

5. Какие числительные встречаются в тексте

Nur jede zehnte Familie in Deutschland hat heute noch drei oder mehr Kinder, vor 20 Jahren war es noch jede fünfte Familie. Viele Paare verzichten heute ganz auf Nachwuchs oder „leisten" sich höchstens ein Einzelkind.

(nach: Deutsche Welle tv 6/1996, S. 10)

6. Напишите и прочитайте!

die _________________ Klasse (9.)

jede _________________ Familie (2.)

jeder _________________ Mann (4.)

die _________________ Wiederholung (13.)

das _________________ Bier (6.)

der _________________ Versuch (5.)

der _________________ März (15.)

7. Прочитайте текст! О чем идет речь? Где встречаются две группы по 11 человек и что происходит между ними при такой встрече?

Der 1. zwinkert dabei mit den Augen. Der 2. hat dabei das Hemd offen. Der 3. ist dabei zugeknöpft. Der 4. schwingt dabei mit dem Oberkörper vor und zurück. Der 5. steht dabei steif wie eine Bohnenstange. Der 6. öffnet dabei leicht die Lippen. Der 7. schreit dabei. Der 8. hält dabei sein Herz. Der 9. hält dabei einen Arm waagerecht. Der 10. fixiert dabei einen entfernten Punkt. Der 11. schaut dabei verträumt.

Der 12. tut es mit geschlossenen Augen. Der 13. tut es breitbeinig. Der 14. tut es mit den Händen an der Hosennaht. Der 15. tut es mit erhobenem Kopf. Der 16. tut es unverhohlen grinsend. Der 18. tut es dahin-schmelzend. Der 19. tut es kaugummikauend. Der 20. tut es mit bebenden Nasenflügeln. Der 21. tut es zum hundertsten Male. Der 22. tut es zum erstenmal.

8. Выполните тест .

1. Am 15. Mai 1935 wurde in Moskau ... U-Bahnlinie eröffnet.

a) die eins b) die einste c) die erste

    der elf b) der elfste c) der elfte

3. In der Nacht am ... Dezember feiern alle Menschen der Welt das Neujahr.

    einunddreißigen b) einunddreißigsten c) einunddreißigten

4. Der ... März ist der Geburtstag unserer Lieblingslehrerin Anna Iwanowna, und wir gratulieren ihr dazu recht herzlich.

    vierundzweißigste b) vierundzweizigste c) vierundzwanzigsten

5. In unserem Klassenzimmer stehen acht Schulbänke, an ... Bank links vor dem Fenster sitze ich.

    der dritten b) dreiten c) der dreisten

6. Der 8. (....) März ist der Internationale Frauentag.

    achte b) achten c) achtzehnte

    Am 1. (...) September beginnt das Studium in allen Hochschulen.

    eins b) ersten c) dritten

    Am 18. (...)März ist der Tag der Pariser Kommune.

    achte b) achtzehnten c) achtzigste

    Rund 1/8 (....) aller Studenten der Universität bekommen das Leistungsstipendium.

    ein Achtel b) ein Achtelte c) ein Achtzigste

10. Rund 3/5 (…) des gesamten Exports Deutschlands sind Erzeugnisse des Maschinenbaus.

    drei Fünftel b) drei Fünftelte c) drei Fünfzehnte