- (ново лат. dissonantia, от част. dis, и sonare звучать). Негармоническое, неприятное для слуха сочетание звуков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИССОНАНС [фр. dissonance Словарь иностранных слов русского языка

диссонанс - а, м. dissonance f. 1. В музыке нарушение гармонии, благозвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов (противоп. консонанс). БАС 2. Диссонанс, неприятное для уха ощущение, получаемое в зависимости от отношения между числами… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Диссонанс - см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

диссонанс - См … Словарь синонимов

ДИССОНАНС - (франц. dissonance от лат. dissono нестройно звучу), 1) в музыке неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. Диссонанс противоположен консонансу. К диссонансу относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные … Большой Энциклопедический словарь

ДИССОНАНС - ДИССОНАНС, диссонанса, муж. (лат. dissonantia разноголосица). 1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков (муз.). 2. перен. Явление, вносящее разлад во что нибудь, резко отличающееся от всего прочего, противоречащее общему порядку (книжн.). Его … Толковый словарь Ушакова

ДИССОНАНС - ДИССОНАНС, а, муж. 1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков, неслитное звучание тонов; противоп. консонанс (спец.). Д. в хоре. 2. перен. То, что вносит разлад, вступает в противоречие с чем н.; несогласованность, несоответствие. Внести д. в… … Толковый словарь Ожегова

ДИССОНАНС - муж., франц. нестройность муз. звуков; разладица, разнозвучие, разногласие, разноглас, несоглас, разнота, рознь, ·противоп. созвучие, согласие, соглас. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ДИССОНАНС - (от лат. dissonus разноголосый, нестройный) неблагозвучие, разлад, раздор. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Диссонанс - соединение двух и более звуков, не удовлетворяющее, неуспокаивающее музыкальное чувство, вследствие того, что их вибрации иликолебания редко совпадают. Д. требует перехода или так называемогоразрешения в консонанс. При двухзвучном сочетании… …

Диссонанс - (физическое объяснение). Объяснение Д., по Гельмгольцу,сводится к явлению звуковых дрожаний или ударов (battements, Stosse,Schwebungen), вызываемых одновременным звучанием двух тонов, малоотличающихся между собою по высоте. Эти дрожание звука… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Диссонанс , Траханов Артем, Замский Алексей, Урюрюк. В далёких альтернативных мирах происходят необычные и красочные истории: человек добивается любви Луны, нерадивая ведьма ворует золотых ежей, а смешные детишки сражаются за чашку чая. К…

Все мы знаем, что такое диссонанс в музыке. Это негармоничное ее звучание. Но, оказывается, диссонанс бывает и в когнитивистике. Что же он означает в этой науке, давайте разберемся на примерах.

Определение

Что такое диссонанс? Это слово произошло от латинского понятия dissonantia, что в переводе означает "разноголосица". Поэтому неудивительно, что первое значение термина "диссонанс" именно негармоничное звучание музыкальных звуков. Но со временем язык менялся, и термин приобрел более широкое значение. Сегодня термин "диссонанс" определяется как то, что резко отличается от чего-то общепринятого. Например, противоречит понятиям, традициям или устоям.

Диссонанс в когнитивистике

Преемственность понятий особенно заметна в психологии, да и в науках в целом. Что это когнитивный диссонанс? Простыми словами можно сказать, что это состояние человека, когда в его сознании возникает противоборство между его моральными устоями, жизненными ценностями и эмоциональной реакцией.

Понятие термина было введено Леоном Фестингером в 1957 году. Ученый ставил цель понять и объяснить реакцию человека на ситуацию, когда персона не хочет принимать действительность за реальность, но ему приходится это сделать. В таких условиях подопытный старался всеми силами избегать ситуации, которая доставляла ему дискомфорт.

Возникновение диссонанса

Психология - это очень интересная наука. Разбирая, что такое диссонанс, нельзя не упомянуть причины, по которым он появляется. Одной из самых распространенных является логическое несоответствие. Так как все люди разные, воспитывались в разных семьях и как следствие получили знания из различных областей. Поэтому и воспринимают мир они как бы «со своей колокольни».

Да, еще существуют люди, которые верят, что в мире нет зла, все красивое такие индивиды считают хорошим. Это нельзя назвать болезнью или помешательством. Просто им не объяснили в детстве, что это не так. И они свыклись с неправильными суждениями, изменить которые порой бывает очень сложно. Иногда проще даже поменять отношение к происходящему, чем перестраивать свою картину мира.

Теория диссонанса говорит, что вторая причина его возникновения - это различие культурных обычаев. В каждой стране свои праздники, обряды и священные ритуалы. Человеку, прожившему с христианским вероисповеданием всю жизнь, сложно принять мусульманство или ислам.

Примеры диссонанса

Чтобы лучше понять сложные психологические термины, нужно рассмотреть житейские ситуации, которые их иллюстрируют. Примеры когнитивного диссонанса можно найти повсюду.

Два выпускника поступают в университет. Один из них отличник, а другой - троечник. И, конечно, все преподаватели ждут, что и в институте школьная ситуация повторится. Но годы идут, и троечник прилагает все усилия, чтобы получить знания. Он горит своей профессией, со второго курса активно практикует ее в жизни, начинает работать и в итоге очень хорошо устраивается.

А вот у отличника дела идут не так бойко. Он учится по-прежнему хорошо, знания ему даются легко, но он не считает нужным применять их на практике. А как известно, то, что не подкрепляется ежедневной практикой, быстро забывается. Вот и получается такая ситуация, когда молодой человек заканчивает институт, а работу найти не может, так как теории в его голове много, а практических навыков нет. Когнитивный диссонанс состоит в том, что троечник найдет хорошую работу и сможет многого добиться в жизни, а отличник сможет только посредственно работать в маленькой фирме или обучать теоретическим знаниям других людей.

Или другой пример. Люди стоят на остановке. Рядом с ними на лавочке сидит бомж и ест пирожок. Все стараются не смотреть на этого грязного человека, который, по их мнению, является недостойным членом общества. Доев пирожок, бомж встает, подходит к мусорке и выкидывает целлофановый пакет в нее. Люди в шоке - как так? Такой неприятный с виду тип оказался довольно порядочным человеком.

Степень диссонанса

Жизнь очень непостоянна, и ситуации в ней можно встретить разные. Поэтому в разные периоды времени когнитивный диссонанс может усиливаться или, наоборот, становиться слабее. Есть случаи, когда человек может что-то изменить в ситуации. Например, ему нужно поесть, но нет времени готовить еду. У него есть два выхода - сходить в магазин и купить полуфабрикаты или же заказать доставку обеда. Оба варианта кажутся довольно приемлемыми, и диссонанс будет слабый. А вот когда нужно сделать сложный выбор, то уровень стресса возрастает.

Человеку нужно принять решение по поводу поступления в университет. И он понимает, что в случае неправильного выбора можно загубить себе жизнь. В этой ситуации когнитивный диссонанс будет невероятно силен. Но, конечно, убрать такие психологические проблемы все равно можно.

Предотвращение появления диссонанса

Если не в силах человека изменить текущую ситуацию, он всегда может изменить свое отношение к ней. Поняв, что такое диссонанс, мы можем поговорить о самом простом способе его предотвращения. И это - изменение мышления. Вместо отрицательных моментов надо искать положительные. Например, человек искал работу и получил сразу два привлекательных предложения. Взвесив все "за" и "против", он сделал выбор. Но как только он озвучил свое решение, сомнение поселилось в его душе. Ведь на другом месте условия были лучше, хоть и зарплата ниже. Там - замечательный коллектив и отличные корпоративы.

Чтобы избежать таких самобичеваний, нужно не искать плюсы в отвергнутом предложении, а найти минусы. Ведь по каким-то причинам предложение не подошло. Вот и стоит озвучить в своей голове эти причины. А в новой работе нужно искать положительные моменты. И не стесняться ими делиться с друзьями. Ведь когда человек вслух озвучивает мысли и получает на них положительную реакцию друзей, волей-неволей начинает и сам верить в сказанное.

Никогда не стоит сожалеть об ошибках, сделанных в прошлом. Ведь именно благодаря им вы стали тем, кем являетесь сейчас. А не соверши человек промахов, он бы никогда не приобрел нужных навыков и опыта. Поэтому не стоит жалеть о том, что случилось, и тогда когнитивный диссонанс не будет "докучать" слишком часто.

В этой статье подробно рассмотрим такое понятие, как диссонанс. Что это такое? В каких сферах оно используется?

Терминология

Слово происходит от латинского dissonantia, что дословно можно перевести как "неблагозвучное звучание". Диссонанс - что это за термин? Каково его содержание? Этот термин активно употребляется в разных сферах. Например, его часто используют в искусстве, психологии, философии. Есть ли у слова диссонанс синоним? Понятий с аналогичным значением существует несколько. Вот наиболее распространенные из них: несоответствие, разногласие, противоречие, дисгармония, какофония (последняя является синонимом из области теории музыки). По сути, это нарушение гармонии, некий дискомфорт, вызванный несоответствием уже имеющихся знаний и представлений с другими новыми фактами. Диссонанс - что это, например, в теории искусства? Обратимся к научному толкованию. Согласно энциклопедии, диссонанс в музыке - это разнобойное звучание. В этом случае одновременно звучащие тона не сливаются друг с другом.

Противоположные понятия

Консонанс (от латинского consonantia - благозвучие) - это совершенно полярное диссонансу определение. Но вместе они характеризуют отношения между двумя парами "элементов". Ими, этими компонентами, по сути, выступают знания. Одни "элементы" являются знаниями относительно своего "Я". Другие же - это сведения, касающиеся общих проблем мироустройства. Термин "знание" часто употреблялся в широком смысле слова, включая в себя, кроме, собственно, информации, еще и мнения, а также убеждения, установки и ценности. Несмотря на то что между этими явлениями присутствуют достаточно существенные различия, их можно считать "элементами знания". И именно между их парами может существовать диссонанс и консонанс.

Типы отношений

В случае если когнитивные элементы нигде не встречаются, не пересекаются друг с другом и не имеют ничего общего между собой, такие элементы следует называть нерелевантными. Для нас же интересны исключительно те элементы, между которыми могут возникать и возникают отношения консонанса и диссонанса. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована в середине ХХ века Леоном Фестингером. Согласно ей, два отдельно расположенных элемента будут в диссонансе один по отношению к другому в том случае, если отрицание одного из них выводится из другого. Можно привести здесь такой пример: человек уверен, что он находится в окружении исключительно своих друзей, но все же испытывает дискомфорт и опасение в этой ситуации.

То есть налицо наличие диссонансного отношения. Или еще один пример: человек, который залез в серьезные долги, вдруг решает отправиться в дорогое кругосветное путешествие. Здесь тоже два когнитивных элемента будут диссонировать между собой. "Разлад" между двумя элементами знаний может появляться как следствие ряда разных причин. Это могут быть желания и ожидания человека, приобретенный жизненный опыт либо другие факторы. Подробнее мы рассмотрим их далее.

Причины возникновения когнитивного диссонанса

На вопрос "диссонанс - что это такое" мы уже ответили. Теперь, для полноты картины, стоит разобраться с причинами и факторами его возникновения. Во-первых, он может возникнуть вследствие логического несоответствия. К примеру, если человек уверен, что он через год построит добротный дом, но при этом понятия не имеет, как заложить фундамент, то эти два элемента - диссонансные. Во-вторых, причиной могут стать культурные традиции или обычаи. Предположим, что мужчина не уступает в трамвае место пожилой бабушке, но прекрасно знает, что по установленным правилам этикета и моральным нормам он должен это сделать. В таком случае его знания и осознание того, что он делает неправильно, являются диссонансными отношениями. Хотя в какой-нибудь другой культуре, где уступать место в транспорте пожилым людям не принято, эта ситуация, очевидно, не была бы примером рассматриваемых отношений.

В-третьих, диссонанс возникает тогда, когда частное мнение в конкретной ситуации выходит за рамки более обобщенного. Скажем, гражданин, считающий себя радикалом, голосует на выборах за кандидата либеральных взглядов. Когнитивные элементы по этим двум мнениям будут диссонансными. Наконец, состояние когнитивного диссонанса может иметь место вследствие приобретенного ранее опыта. Представим себе человека, который несколько раз за свою жизнь заболевал острой ангиной после съеденного мороженного. И вот, в очередной раз он его ест. При этом он надеется не заболеть снова. Это яркий пример когнитивного диссонанса на основе прошлого жизненного опыта.

Степень "несоответствия"

Определить уровень диссонанса поможет один очевидный аспект. Он заключается в объективных характеристиках элементов, между которыми наблюдается "несоответствующее" отношение. Предположим, что два в системе знаний являются диссонантными относительно друг друга. Тогда степень "несоответствия" будет в прямой пропорциональной зависимости от уровня важности этих элементов. Если компоненты будут очень значимы для конкретного индивидуума, то и показатель диссонанса будет, соответственно, высок.

Примеры

Вообразим себе человека, подающего пятьдесят рублей нищему попрошайке в подземном переходе. При этом этот человек осознает, что бедняк не так уж и нуждается в этих деньгах. Но все же он подает деньги, причем диссонанс, возникающий в данном случае между двумя элементами, не очень сильный. Ведь ни первый, ни второй элемент не настолько существенен для этого человека. И второй, кардинально противоположный пример. Студент, в преддверии важного для него экзамена, абсолютно к нему не готовится. При этом он прекрасно осознает, что уровень его знаний по предмету не позволит ему сдать этот тест. И в этом случае степень диссонанса для студента будет значительно выше, ведь оба элемента знаний весьма важны для индивидуума.

Существуют ли системы, свободные от диссонансных отношений?

С большой долей уверенности можно предполагать, что в нашей жизни объективно не существует такой системы, которая была бы полностью свободна от присутствия "несоответствия". Ведь какое бы действие ни собирался предпринять индивидуум, какое бы чувство он ни испытывал, всегда найдется хотя бы один незначительный когнитивный элемент, который вступит в диссонансные отношения с компонентом "поведенческим".

Вот простой пример. Казалось бы, обыденное и тривиальное убеждение в необходимости и полезности вечерней прогулки перед сном может иметь некоторые когнитивные элементы, которые выступят диссонирующими с этим знанием. Так, человек может думать о том, что дома его ждут какие-либо дела, которые он должен закончить. Или же он заметит, что на улице собирается дождь и тому подобное. Словом, к любому когнитивному элементу в одной системе обязательно найдутся релевантные к нему другие элементы, поэтому несомненным фактом является наличие хоть и в незначительной степени, но диссонанса.

  • ДИССОНАНС в Словаре музыкальных терминов:
    (франц. dissonance , от лат. dissono - нестройно звучу) - созвучие, вызывающее ощущение несогласованности и повышенное раздражение …
  • ДИССОНАНС в Словаре экономических терминов:
    - чувство неудовлетворенности, разочарование покупателя в товаре, недовольство его действительными качествами, так как они не соответствуют обещанным в …
  • ДИССОНАНС в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. dissonance от лат. dissono - нестройно звучу), 1) в музыке неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. Диссонанс противоположен консонансу. …
  • ДИССОНАНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Диссонанс (физическое объяснение). - Объяснение Д., по Гельмгольцу,сводится к явлению звуковых дрожаний или ударов (battements, Stosse,Schwebungen), вызываемых одновременным звучанием двух …
  • ДИССОНАНС
    [французское dissonance, от латинского dissonans разногласящий, разнозвучащий] 1) нарушение созвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов; 2) отсутствие в …
  • ДИССОНАНС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. мн. нет, муз. Сочетание звуков, вызывающее ощущение несогласованности; то же, что диафония; противоп. консонанс.||Ср. ДИСГАРМОНИЯ, КАКОФОНИЯ …
  • ДИССОНАНС в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. 1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков, неслитное звучание тонов; противоп. консонанс (спец.). Д. в хоре. 2. перен. То, что …
  • ДИССОНАНС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИССОН́АНС (франц. dissonance, от лат. dissono - нестройно звучу), в музыке - неслитное, напряжённое одноврем. звучание разл. тонов. Д. противоположен …
  • ДИССОНАНС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? соединение двух и более звуков, не удовлетворяющее, не успокаивающее музыкальное чувство, вследствие того, что их вибрации или колебания редко …
  • ДИССОНАНС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    диссона"нс, диссона"нсы, диссона"нса, диссона"нсов, диссона"нсу, диссона"нсам, диссона"нс, диссона"нсы, диссона"нсом, диссона"нсами, диссона"нсе, …
  • ДИССОНАНС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) спец. Сочетание звуков, вызывающее ощущение несогласованности, нарушение благозвучия. Мы любили эти диссонансы, эти ревы, эти звоны, эти …
  • ДИССОНАНС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Неточность, режущая …
  • ДИССОНАНС в Новом словаре иностранных слов:
    (фр dissonance лат. disso-nans нестройно звучащий) 1) муз. сочетание звуков, вызывающее ощущение несогласованности (или недостаточной согласованности); противоп. консонанс; 2) …
  • ДИССОНАНС в Словаре иностранных выражений:
    [фр dissonance 1. муз. сочетание звуков, вызывающее ощущение несогласованности (или недостаточной согласованности); противоп. консонанс; 2. отсутствие гармонии в чём-л.; несоответствие, …
  • ДИССОНАНС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ДИССОНАНС в словаре Синонимов русского языка:
    диафония, какофония, неблагозвучие, неблагозвучность, несогласованность, несозвучность, несоответствие, разногласие, …
  • ДИССОНАНС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Нарушение гармонии, благозвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов (в музыке) (противоп.: консонанс). 2) перен. То, что …
  • ДИССОНАНС в Словаре русского языка Лопатина:
    диссон`анс, …
  • ДИССОНАНС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    диссонанс, …
  • ДИССОНАНС в Орфографическом словаре:
    диссон`анс, …
  • ДИССОНАНС в Словаре русского языка Ожегова:
    Spec негармоничное сочетание музыкальных звуков, неслитное звучание тонов консонанс Д. в хоре. диссонанс то, что вносит разлад, вступает в противоречие …
  • ДИССОНАНС в Словаре Даля:
    муж. , франц. нестройность муз. звуков; разладица, разнозвучие, разногласие, разноглас, несоглас, разнота, рознь, противоп. созвучие, согласие, …
  • ДИССОНАНС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. dissonance, от лат. dissono - нестройно звучу), 1) в музыке неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. Диссонанс противоположен консонансу. …
  • ДИССОНАНС в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    диссонанса, м. (латин. dissonantia - разноголосица). 1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков (муз.). 2. перен. Явление, вносящее разлад во что-н., резко …
  • ДИССОНАНС в Толковом словаре Ефремовой:
    диссонанс м. 1) Нарушение гармонии, благозвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов (в музыке) (противоп.: консонанс). 2) перен. То, …

Диссонанс в отличие от ассонанса известен в словарях под одним значением. Этот термин служил для названия такой рифмы, в которой разнозвучие ударных гласных скрашивается созвучием соседних звуков, в отличие от ассонансной рифмы, где созвучие покоится преимущественно на совпадении ударных гласных.

Маяковский рифмовал «слово-слева-слава»; «дула-дола-дело», то есть добивался созвучия как предударных, так и послеударных звуков, что характерно для поэтов XX века. В древнерусской и народной поэзии на созвучие предударных не обращали столь пристальное внимание, рифмуя «комони-оседлани» (в «Слове о полку Игореве») или «беленький-миленький» (в народной песне), тем не менее рифмы нисколько не теряли в своей пре­лести:

Молодка, молодка молоденькая,
Головка, головка победненькая!
Разорительница - сношенька,
Расплетай-косу - свашенька,
Потеряй-красу - подруженька.

В народной поэзии рифма, основанная на диссонансе, обычно вплетена в узор ассонансов, аллитераций и различных комбинаций созвучий, на фоне которых она оттеняется, становится пластично выпуклой. Подобный тип рифмы равноправен с любым другим. Рифма что надо! Только ее во избе­жание терминологической путаницы будем называть не диссонансом, а диссонансной рифмой, оставив термин «диссонанс» звуковому рисунку, соткан­ному из разнозвучных ударных гласных.
В русском языке под ударением различаются шесть гласных: а, о, и, ы, у, э, в то время как слов - несколько сот тысяч. Поэтому в связанном тексте гласные обычно сочетаются друг с другом, чередуясь. Когда в стихах над всеми ударными доминирует какая-то одна гласная, мы ее выделяем на слух как стилистическое средство звуковой выразительности, как ассонанс:

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Когда же гласные не повторяются в стихе или в параллельных частях стихотворного текста, то перед нами диссонанс - одно из средств, усиливающих выразительность эмоциональной речи:

Первый карман - с орехами,
Второй карман - со изюмом,
Третий карман - со бобами.

Этот отрывок четко делится на параллельные части. На фоне звуковых повторов одной из них (карман, карман, карман) - другая часть восприни­мается как диссонанс (с орехами, изюмом, бобами).
Если ассонанс как бы притягивает, сплетает словесные образы, то диссонанс, напротив, отделяет их, подчеркивает градацию:

Напоил меня
Русский царь,
Напоил меня тремя пойлами:
Первое пойло - пулечка свинцовая,
Второе - шашка острая,
Третье - пика длинная.

В народной песне «Поп Емеля» по разным саням вместе с различными персонажами рассажены и различные ударные гласные:

Во первых-то санях атаманы сами,
Во вторых-то санях есаулы сами,
А в четвертых санях разбойнички сами,
А в пятых-то санях мошенники сами,
А в шестых-то санях да Гришка с Маринкой,
А в седьмых-то санях сам поп-от Емеля.

Здесь ударные гласные словно становятся «визитной карточкой» персо­нажей. Ее, кажется, недостало попу Емеле. Но так может представиться на первый взгляд. В прозвище главного героя слышен намек на его духовный мир, хотя и без того известно, что поп Емеля не атаман, не есаул, а разбойничек и мошенник. Последняя звуковая связь возникла как выражение смысловых связей. Уподобление попа Емели разбойничкам и мошенникам подчеркнуто звуковой аналогией, которая стала ощутима благодаря дис­сонансу в параллельных местах текста. В свою очередь, сам диссонанс про­ступил столь отчетливо благодаря рассыпанным вокруг звуковым повторам. Такое звуковое построение стиха очень характерно для фольклора. Не зря авторские стихи, где диссонанс вкрапливается в параллельные части текста, веют дыханием народной поэтики. Тематически оправданно звучит по­добный диссонанс в первой строфе стихотворения Марины Цветаевой:

Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
Мать - крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки...
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки!»

Широкой, раздольной песней звучит стихотворение Вел. Хлебникова:

Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут.
Когда умирают люди - поют песни.

Мастерски достигает интонации детской, наивной восторженности И.Анненский в стихотворении «Сухая селедка»:

Видали ль вы белую стену - пустую, пустую, пустую?
Не видели ль лестницы возле - высокой, высокой, высокой?
Лежала там близко селедка - сухая, сухая, сухая...
Пришел туда мастер, а руки - грязненьки, грязненьки, грязненьки.
Принес молоток свой и крюк он - как шило, как шило, как шило...

В стиховой строке диссонанс служит обособлению грамматически однородных понятий:

Я твой - я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья...

Второй стих у Пушкина имел иной вид: «Нескромные пиры, заботы, заблужденья». Думается, что в «заботах» повинен ассонанс: четыре ударных «о» по звуковой инерции вызвали пятое. Понятно, что «заботы» были заменены на «забавы» прежде всего не звука, а смысла ради. Но как в итоге хороша встреча ассонанса с диссонансом!

Другое стихотворение («Юрьеву») Пушкин начинает и завершает диссонансом:

Здорово, рыцари лихие
Любви, свободы и вина!
Здорово, молодость и счастье,
Застольный кубок и бордель.

Диссонанс усиливает выразительность повтора однородных понятий, который и сам по себе является эмоциональным средством. С сильного волнения начинает Бунин стихотворение:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной.

В строфе диссонанс выделяется с особой четкостью, если он обрамлен ассонансами соседних стихов, как, например, у Тютчева:

О, как пронзительны и дики,
Как ненавистны для меня
Сей шум, движенье, говор, крики
Младого пламенного дня.

Как гармонично живописует Тютчев разлад своего поэтического духа с тем, что мешает самоуглубленности! Так что вопреки нелестному представлению, связанному со словом «диссонанс», он, как и любое иное средство звуковой организации стиха, служит выразительности поэтической речи.

Другие термины на сайте

Верлибр – это любой текст, выстроенный столбцом, что придает ему внешнее сходство со стихом. Ни одно из ныне известных определений верлибра не является полным, а потому – точным. Самым точным (правда, чрезмерно длинным) определением верлибра может быть только перечисление всех свойств стиха под знаком минус. В силу этого относить верлибр к стиховедению ошибочно.

Метафора l в широком понимании - любое слово или выражение, употребленное в переносном смысле: часы бегут, время летит, угрызение со­вести или ее пробуждение и т. п. Такие метафоры, обыденные для нашей речи, относятся к явлениям общенародного языка, а не художественной об­разности, если, конечно, в системе поэтического текста они не приобретают иных смысловых оттенков.