, Религия

Бе́ртран А́ртур Уи́льям Ра́ссел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell ; 18 мая - 2 февраля ) - английский математик , философ , и общественный деятель. Рассел проделал сложную философскую эволюцию, которую он сам определял как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму . Создал концепцию «логического атомизма » и разработал теорию дескрипций. Рассел считал, что математика может быть выведена из логики .

Рассел - один из инициаторов Пагуошского движения , соавтор Манифеста Рассела-Эйнштейна . В создал «Фонд мира». Совместно с Жан-Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме .

Биография

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872. Внук премьер-министра Джона Рассела , Бертран Рассел унаследовал титул лорда в 1931, избирался в парламент, и с 1944 принимал активное участие в палате лордов. Вместе с Б. Шоу и Г. Уэллсом был одним из первых членов социалистического Фабианского общества . Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890. Впоследствии состоял членом Лондонского королевского общества , был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам.

Философия и математика

Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики . Важнейшая из них - «Принципы математики» ( -) (в соавторстве с А. Уайтхедом) - доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля .

Рассел считал, что философию можно сделать наукой, выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология .

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Он также автор широко известной «Истории западной философии» (1945) - изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы.

Известен он и как популяризатор теории относительности Эйнштейна : «Азбука относительности» (1925). Вопросам языка и познания посвящена его обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948).

Взгляды

Рассел широко известен своими сочинениями и публичными лекциями на социальные и этические темы, а также своей общественной деятельностью. Он был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ. Преследуя эту цель, он много писал на такие темы, как международные отношения, экономика, образование: «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923), «Образование и благосостояние» (1926), «Брак и мораль» (1929); «Завоевание счастья» (1930), «Власть» (1938), «Власть и личность» (1949), «Пружины человеческой деятельности» (1952), «Воздействие науки на общество» (1952).

Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институциям и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».

Его аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. В сочетании с иронией и авторским талантом, это породило множество интервью, статей, эссе, выступлений. Работы «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда».

Либеральные и неортодоксальные взгляды Рассела привели к тому, что ему было запрещено преподавать в Сити-колледже в Нью-Йорке и - одно время - в Кембриджском университете в Англии .

Пацифизм, социализм, большевизм

В политическом отношении Рассел сочетал принципы либерализма , со своего рода доброжелательным, либертарианским социализмом, сходным с фабианским , но отличным от последнего. В этот период жизни Рассел был членом Либеральной партии и называл себя социалистом .

В работе «Пути к свободе» (Roads to Freedom) (1917) Рассел определял социализм как утверждение общественной собственности на землю и капитал. В книге «In Praise of Idleness» (1935) он указывал, что определение социализма должно состоять из двух частей, политической и экономической. Экономическая часть предполагает сосредоточение в руках государства исключительной экономической власти. Политическая часть заключается в требовании демократического характера высшей политической власти.

Первоначально Рассел с надеждой отзывался о «коммунистическом эксперименте». В 1920 году Рассел посетил Советскую Россию, встречался с Лениным и Троцким . Итогом поездки и разочарований явилась книга «Практика и теория большевизма» (1920).

В этой книге Рассел отмечал, что большевизм не просто политическая доктрина, но еще и религия со своими догмами и священными писаниями. По его мнению, Ленин походил на религиозного фанатика и не любил свободу. В «Практике и теории большевизма» Рассел пишет:

Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения - не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету.

Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви.

В 1927 Рассел вместе со своей женой открыл собственную школу. Итоги этого эксперимента подведены в книге «Воспитание и общественный порядок» (1932).

В этике и политике Рассел придерживался позиции либерализма, высказывал отвращение к войне и насильственным, агрессивным методам в международной политике - в 1925 году он подписал «Манифест против воинской повинности» .

В дальнейшем Рассел жёстко критиковал сталинский режим и методы государств провозглашающих марксизм и коммунизм. В 1934 он опубликовал статью «Почему я не коммунист» (Why I Am Not a Communist). Боролся против теорий, проповедующих поглощение личности государством, выступал против фашизма и большевизма («Происхождение фашизма» (1935), «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939)).

Исходя из своих пацифистских убеждений приветствовал Мюнхенское соглашение 1938 года .

Частично пересмотрел свои взгляды с началом Второй мировой войны . Считая, что любая война является великим злом, он допустил возможность ситуации, когда она может быть меньшим из зол, имея при этом ввиду захват Гитлером Европы .

1950-60-е годы

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. «Лучше быть красным, чем мертвым», - так рассуждал теперь этот убежденный антикоммунист (см. «Надежды в изменяющемся мире» (1957), «Здравый смысл и ядерная война» (1960)).

Манифест Рассела-Эйнштейна привел к организации Пагуошского движения ученых . Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне (в возрасте 89 лет), где он находился в течение недели.

Итоги жизни Рассел подводит в трехтомной «Автобиографии» (1967-1969).

Рукописный архив Рассела находится в Университете Мак-Мастера (г. Гамильтон, Онтарио , Канада), где выпускается периодическое издание «Russel. The Journal of the Bertrand Russell Archives».

Цитаты

  • «Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино»
  • «Если бы бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании»
  • «Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться»
  • «В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут»
  • "Невозможно понять, что означает слово "сыр", если не обладать нелингвистическим знакомством с сыром"

Смотри также

Русская библиография

Тексты Бертрана Рассела

  • Рассел Б. Воздействие науки на общество / Пер. с англ. В.Онышко. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1952.
  • Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война = Common sense and nuclear warfare / Пер. с англ. В. М. Карзинкина. - М.: Изд-во иностранной литературы (ИЛ), 1959.
  • Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения / [Пер. с англ.; сост., авт. предисл. и примеч. А. А. Яковлев]. - М.: Политиздат, 1987.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. - М.: Наука, 1991.
  • Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней = History of western philosophy and its connection with political and social circumstances from the earliest times to the Present Day . В 3 кн. / Науч. ред. В. В. Целищев. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма: Избр. страницы / [Предисл., послесл. и примеч. Б. Гиленсона]. - М.: Панорама, 1998.
  • Рассел Б. Мудрость Запада: Ист. исслед. зап. философии в связи с обществ. и полит. обстоятельствами / Ред. П. Фулкес; [Вступ. ст. В. А. Малинина]. - М.: Республика, 1998.
  • Рассел Б. Философия логического атомизма. - Томск: Водолей, 1999.
  • Рассел Б. Искусство мыслить / Общ. ред., сост. и предисл. О. А. Назаровой; [пер. с англ. Козловой Е. Н. и др.] - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Исследование значения и истины / Общ. науч. ред. и примеч. Е. Е. Ледникова. - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы: Статьи / [Пер. с англ. Н. В. Воробьева]. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб: Республика, 2000.
  • Рассел Б. Автобиография (в сокращении) // "Иностранная литература", 2000, № 12.
  • Рассел Б. Проблемы философии. - Новосибирск: Наука, 2001.
  • Рассел Б. Брак и мораль = Marriage and morals / [Пер. Ю. В. Дубровина]. - М.: Крафт +, 2004.

О Бертране Расселе

  • Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела / Науч. ред. Я. А. Слинин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  • Розанова М. С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Рассела / Под ред. Б. Г. Соколова. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.
  • Велембовская Ю. А. Ученый в борьбе против ядерной угрозы / Новая и новейшая история, № 6, 1999.

Примечания

Ссылки

  • Сайт «Общества Бертрана Рассела» (англ.)
  • Ссылки на имеющиеся в Интернете произведения Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Центра Исследований Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Архива Бертрана Рассела в университете Мак-Мастера (Канада) (англ.)
  • Рассел, Бертран Артур Уильям в библиотеке Максима Мошкова
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке свящ. Якова Кротова
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке «Философия и атеизм»
  • Альберт Эйнштейн «Замечания о теории познания Бертрана Рассела»
  • История западной философии. Книга 3. Часть 1. От возрождения до Юма (аудиокнига)

18 мая 2012 г. - 140 лет со дня рождения Бертрана Артура Уильяма Рассела
(англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell; 18 мая 1872 года — 2 февраля 1970 года) — английского математика, философа и общественного деятеля.

Bertrand Russell (1916).

Всю мою жизнь пронизывали три страсти, простые, но неодолимые в своем могуществе: жажда любви, тяга к знанию и мучительное сочувствие к страданиям человечества . Как могучие ветры, носили они меня над пучиною боли, увлекая из стороны в сторону и порой доводя до отчаяния.
Я искал любви, прежде всего потому, что от нее душа кипит восторгом, безмерным восторгом — за несколько таких часов не жаль пожертвовать всей жизнью. Я искал любви и потому, что она прогоняет одиночество, страшное одиночество трепещущего сознания, чей взор устремлен за край Вселенной, в непостижимую безжизненную бездну. Наконец, я искал любви и потому, что в единении двух видел, словно на заставке таинственной рукописи, прообраз рая, открывавшегося поэтам и святым. Вот что я искал и вот что в конце концов обрел, хоть это и напоминает чудо.
С не меньшей страстью я стремился к знанию. Я жаждал проникнуть в человеческое сердце. Жаждал узнать, почему светят звезды. Стремился разгадать загадку пифагорейства — понять власть числа над изменяющейся природой. И кое-что, правда совсем немного, мне удалось понять.
Любовь и знания — когда они давались в руки — влекли меня наверх, к небесной выси, но сострадание возвращало вновь на землю. Крики боли эхом отдавались в сердце: голодающие дети, жертвы насилия, беспомощные старики, ставшие ненавистным бременем для собственных детей, весь этот мир, где бескрайнее одиночество, нищета и боль превращают человеческую жизнь в пародию на самое себя. Я так хотел умерить зло, но был не в силах, и я сам страдаю.
Такова была моя жизнь. Ее стоило жить, и если бы я мог, охотно прожил бы ее сначала.

Бертран Рассел. Автобиография. Ради чего я живу

Расселл, как и Вольтер, был "смеющимся философом" своего поколения. У него было лицо веселого оживленного эльфа и худое аристократическое тело. Непочтительный ни к каким авторитетам ум и магнетизм натуры были частью его ненасытного аппетита к жизни. Вместе с тем, он был, как и Вольтер, необыкновенно страстным человеком. На некоторых газетных фотографиях, сделанных во время его яростных выступлений, он выглядел, как ангел-мститель. На протяжении всей своей жизни Расселл резко критиковал традиционные взгляды во всех сферах человеческой жизни, начиная с секса, образования, религии, и кончая правами женщин, политикой и гонкой ядерных вооружений.
Расселл родился в одной из старейших и известнейших семей в Англии.

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872 года. Он рано остался без родителей и воспитывался суровой и аскетической бабушкой-пресвитерианкой.


John Russell, Viscount Amberley (1842-1876). Отец Бертрана Рассела.
Он жил в тени своего отца, известного государственного деятеля графа Рассела. Тем не менее, он был членом парламента с 1865 по 1868 год, когда поддержка проекта контроля над рождаемостью уничтожила любые шансы продолжения им общественной жизни. Затем он обратился к литературной деятельности. Он не отличался крепкой конституцией, постоянно страдал от бронхита, и рано умер от горя после смерти его жены и дочери в 1874 году от дифтерии


Lowes Cato Dickinson. John Russell, 1st Earl Russell (8 августа 1792 — 28 мая 1878). Лорд Джон Рассел - дед Бертрана Рассела, 1й граф Рассел— британский государственный деятель, 32-й и 38-й премьер-министр Великобритании с 1846 по 1852 гг. и с 1865 по 1866 гг., лидер вигов. Бертран помнил своего деда добрым стариком инвалидом, который проводил свои дни за чтением Hansard.


Lady Stanley of Alderley. Грозная леди Стэнли - дама из восемнадцатого века, по словам ее внука".


Lady John Russell, Frances Anna Maria Elliot Russell - бабушка Бертрана.

Когда мне исполнилось четырнадцать лет, ограниченность бабушкиных умственных горизонтов стала меня раздражать, а пуританские взгляды на мораль казаться крайностью. Но в детские годы на ее великую ко мне привязанность и неустанную заботу о моем благополучии я отвечал горячей любовью, и все это вместе давало мне великое чувство защищенности, столь необходимое детям. Помню, как я лежу в постели — мне года четыре, может быть, пять, и мысль о том, какой это будет ужас, когда бабушка умрет, не дает мне уснуть. Но когда она и в самом деле умерла — я был тогда уже женат, — я принял это как должное. Однако сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что с возрастом я все больше ощущал, как сильно она повлияла на мое формирование. Ее бесстрашие, заботу об общественном благе, презрение к условностям, равнодушие к господствующему мнению я всегда вменял ей в заслугу, они вызывали у меня восхищение и желание подражать им. Бабушка подарила мне Библию, на форзаце которой написала свои любимые изречения, там было и такое: "Не следуй за большинством на зло”* Благодаря этим словам, исполненным для нее особого смысла, я никогда не боялся оказаться среди тех, кто остается в меньшинстве

Бертран Рассел. Автобиография


Katharine Russell, Lady Amberley (1842-1874), дочь лорда Стэнли Alderley, вышла замуж за виконта Amberley в 1864 году, родила троих детей между 1865 и 1872 гг., из которых Бертран был последним. Как и ее муж, она выступала за контроль над рождаемостью, свободу вероисповедания и даже за свободную любовь. Она умерла, когда Бертран был слишком мал, чтобы помнить ее. Рассел описал свою мать как "энергичную, живую, остроумную, серьезную, оригинальную, и бесстрашную"


"Frank", John Francis Stanley Russell (1865-1931) - старший брат Бертрана Рассела и его сестра Rachel (1868-1874). В июле 1874 г. Rachel (в возрасте 6 лет) и мать Бертрана умерли от дифтерии.


Пембрук Lodge, в Ричмонд-парке - дом, в котором прошло детство Рассела, был предоставлен королевой Викторией лорду Джону Расселу и его жене в 1847 году в качестве награды за заслуги перед нацией .

Бертран рос застенчивым и чувственным ребенком и страдал от того, что совершал, как он сам считал, много "грехов".


Рассел в 1876 году, в котором он остался сиротой, в возрасте четырех лет


«Берти», как записано в фотоальбоме его тети Агаты

В 18-летнем возрасте Расселл отверг религию и поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890 году, где стал изучать математику, чтобы понять, "можно ли в этом мире хоть что-то познать". Это превратилось в дело всей его жизни. Он познакомился с молодым Джорджем Эдвардом Муром и попал под влияние Альфреда Норта Уайтхеда, который рекомендовал его "Кембриджским апостолам".


Russell in 1893 as a BA in mathematics at Trinity College, Cambridge

В 20-летнем возрасте он влюбился в 15-летнюю Alys Pearsall Smith.


Alys Russell (Pearsall Smith) 1892

Элис жила в Филадельфии и была родом из известной квакерской семьи. Расселл решил, что непременно женится на Эллис, и впервые поцеловал ее через 4 месяца после того, как сделал ей предложение. Против этого активно выступила его бабушка, которая называла Элис не иначе как "воровкой детей" и "хитроумной и коварной женщиной". Молодые люди, тем временем, стали активно обсуждать вопрос о том, как часто они будут заниматься сексом, когда станут мужем и женой. Они, тем не менее, удержались от соблазна и не потеряли девственности вплоть до своей женитьбы в 1894 году.
Некоторые сексуальные проблемы, возникшие после женитьбы, удалось быстро решить. Элис считала, что секс дан женщине Богом в наказание, а Расселл даже "не посчитал нужным" спорить по этому вопросу. Они оба верили в свободную любовь, но ни один из них ее не практиковал: первые пять лет их супружеской жизни были счастливыми и высоконравственными.


Bertrand Russell, Alys Russell 1895

Примерно в 1901 году, однако, Расселл влюбился в Эвелину Уайтхед, одаренную жену своего соавтора А.Н.Уайтхеда. Их отношения были чисто платоническими, но так повлияли на Расселла, что он пересмотрел многие из своих прежних взглядов. Во время велосипедной прогулки, которую он совершал в полном одиночестве, он вдруг осознал, что не любит Элис, и тут же ей в этом признался. Позже он написал: "Я не хотел быть жестоким по отношению к ней, но в те дни я считал, что в интимной жизни нужно всегда говорить правду". На протяжении последующих девяти лет Расселл и Элис старательно сохраняли видимость счастливой семейной жизни, но занимали при этом разные спальни и были необыкновенно несчастными. Расселл далее написал: "Примерно дважды в год я пытался восстановить наши сексуальные отношения, чтобы облегчить ее страдания, но она меня больше не привлекала, и эти попытки были безуспешными".
В 1910 году Расселл познакомился с леди , женой члена парламента от либеральной партии Филипа Моррелла. Расселл описал леди Оттолин так: "Она была очень высокой, с длинным тонким лицом, немного похожим на лошадиное, и у нее были великолепные волосы".


Леди Оттолайн Моррелл


Леди Оттолайн Моррелл

Они тщательно скрывали свои сексуальные отношения, поскольку Оттолайн не хотела уходить от мужа и не желала поставить его в неловкое положение. Филипп знал о их связи и высоко ценил их благоразумие и скрытность. В том же году Расселл оставил Элис. Они встретились вновь только в 1950 году как "хорошие знакомые". Расселл позже признался: "Оттолайн почти уничтожила во мне пуританина". Несмотря на их частые бурные ссоры, они оставались любовниками до 1916 года и близкими друзьями до ее смерти в 1938 году.
Расселл перестал быть пуританином. После 1910 года он уже никогда не вел моногамный образ жизни до глубокой старости, хотя и был женат еще три раза. Его частная жизнь была настоящим хаосом серьезных романов, легкого флирта и ничего не значащих сексуальных связей, и все это постоянно грозило вылиться в шумный и бурный скандал. Этого, к счастью, не произошло. В своих письмах Оттолайн и другим своим любовницам он честно рассказывал о существовании в его жизни других женщин. Его любовницы, однако, на удивление спокойно относились как к его похождениям, так и друг к другу.

Бертран Рассел никогда не был истинной частью группы блюмсберийцев. Хотя он и разделял ее пацифизм, атеизм, антиимпериализм и общие прогрессивные идеи, он презирал ее апатическое уныние: она же в свою очередь отринула его. Он думал, что Стрейчи извратил “Принципы” Мура для того, чтобы оправдать гомосексуализм. Во всяком случае, он чувствовал, что книга была низкопробной. “Я тебе не нравлюсь, ведь так, Мур?” - спрашивал он. Мур ответил после продолжительного и добросовестного размышления: “Нет”. Примечательно, что Рассел, в отличие от Стрейчи, действительно боролся за пацифизм во время Большой войны и попал за это в тюрьму. Он прочел “Выдающиеся викторианцы” в тюрьме “Брикстон” и смеялся “настолько громко, что сторож подошел к моей камере и сказал, чтобы я не забывал о том, что тюрьма - это место для наказания”. Но его обдуманный приговор состоял в том, что книга была поверхностной, “пропитанной сентиментализмом старомодной девической школы”. Со своими четырьмя браками, своим ненасытным волокитством, пятьюдесятью шестью книгами на самый широкий круг тем, охваченных когда-либо одним автором, со своим неизлечимым стремлением к активному участию, Рассел обладал более твердой закалкой, чем кто-либо из группы блюмсберийцев.


Bertrand Russell 1894

Рассел является автором множества работ в области математической логики. Важнейшая из них — «Начала математики» (1910—1913) (в соавторстве с А. Уайтхедом) — доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

Рассел считал, что философию можно сделать наукой (а к этому понятию он относил только технические науки), выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология.

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию.

Как убежденный пацифист, Рассел с 1914 года стал участником, а затем и руководителем «Антимобилизационного комитета». Его взгляды тех лет нашли свое отражение в книге «Принципы социальной реконструкции» (1916). В 1918 году за свою пацифистскую деятельность, за призывы к отказу от службы в армии, он был заключен в тюрьму сроком на шесть месяцев. В то же время в этой же тюрьме находился известный русский большевик Максим Литвинов.

В политическом отношении Рассел сочетал принципы либерализма со своего рода доброжелательным, либертарианским социализмом, сходным с фабианским, но отличным от последнего. В этот период жизни Рассел был членом Либеральной партии и называл себя социалистом.

В работе «Пути к свободе» (Roads to Freedom) (1917) Рассел определял социализм как утверждение общественной собственности на землю и капитал. В книге «In Praise of Idleness» (1935) он указывал, что определение социализма должно состоять из двух частей, политической и экономической. Экономическая часть предполагает сосредоточение в руках государства исключительной экономической власти. Политическая часть заключается в требовании демократического характера высшей политической власти.

Первоначально Рассел с надеждой отзывался о «коммунистическом эксперименте». В 1920 году Рассел посетил Советскую Россию, встречался с Лениным и Троцким. Итогом поездки и разочарований явилась книга «Практика и теория большевизма» (1920).

В этой книге Рассел отмечал, что большевизм не просто политическая доктрина, но ещё и религия со своими догмами и священными писаниями. По его мнению, Ленин походил на религиозного фанатика и не любил свободу. В «Практике и теории большевизма» Рассел пишет:

Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения — не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету.

В дальнейшем Рассел жёстко критиковал сталинский режим и методы государств, провозглашающих марксизм и коммунизм. В 1934 году он опубликовал статью «Почему я не коммунист» (Why I Am Not a Communist). Боролся против теорий, проповедующих поглощение личности государством, выступал против фашизма и большевизма («Происхождение фашизма» (1935), «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939)).


Bertrand Russell in 1916

В 1914 году, во время его первого лекционного турне по Америке, у Расселла началась интимная связь с Хелен Дадли, дочерью хирурга из Чикаго. Он пригласил ее приехать к нему в гости в Англию. В письме Оттолайн Расселл, честно во всем признавшись, написал: "Дорогая, не думай, что это означает, что я стал тебя из-за этого меньше любить". Когда Хелен прибыла в Англию, страсть Расселла уже улеглась, и он почувствовал к ней "абсолютное равнодушие". К этому времени у него уже начался роман с талантливой и красивой Айрин Купер Уллис. Айрин, впрочем, опасалась скандала, а Расселл ненавидел всяческие меры предосторожности, которыми она старательно маскировала из связь. Расселл сказал как-то Оттолайн: "И черт меня дернул позаниматься с ней любовью".
В 1916 году Расселл познакомился с леди Констанцией Мэллесон . Ей был 21 год, она была актрисой со сценическим именем Колетт О"Нил


Lady Constance Malleson ("Colette O"Niel") (married to the actor Miles Malleson) 1917-1919


Lady Constance Malleson ("Colette O"Niel")

Ее брак с актером Майлзом Маллесоном, по их взаимной договоренности, был "открытым". Рассел оставался ее любовником до 1920 года и часто проводил с Констанцией и с ее мужем свой отпуск. Еще трижды они возобновляли свою любовную связь на протяжении последующих 30 лет, а Колетт всегда посылала ему розы на его день рождения. Расселл написал Оттолайн: "Мои чувства к Колетт нельзя назвать даже маленькой тенью тех чувств, которые я испытываю к тебе".

Расселл страстно желал иметь детей. В 1919 году он познакомился с Дорой Блек , феминисткой, тоже страстно мечтающей иметь детей, но без брачного союза и вынужденной моногамии. В разгар романа с Колетт, регулярно и честно рассказывая обо всем Оттолайн, Расселл уехал в Китай, где ему была предложена должность в Пекинском университете. С ним поехала Дора. Когда они вернулись в Англию в августе 1921 года, Дора была на девятом месяце беременности. "С самого начала мы не предпринимали никаких мер предосторожности," — поведал Расселл другу. Расселл и Дора решили заключить брачный союз, в котором каждому из них позволялось иметь любовные связи и с другими партнерами. Они поженились за месяц до рождения ребенка. Некоторые полагают, что в это время у него был роман с Вивьен Хей-Вуд, первой женой Т. С. Элиота.


Vivienne on the left, with Peter Stainer and Mildred Woodruff, photographed by Lady Ottoline Morrell in 1921

В 1927 году Расселл и Дора основали экспериментальную школу.Beacon Hil

l
Dora Russell, John Russell, and Katharine Russell

Обстановка в школе была чрезвычайно либеральной. В ней, в частности, отстаивалось право всех преподавателей школы на свободную любовь. У Расселла тоже было несколько любовных связей с молодыми преподавательницами. В то время, как Расселл вовсю веселился в своей школе и во время лекционных турне по Америке, Дора завела роман с американским журналистом Гриффином Барри и родила от него двух детей.

Расселлу явно пришлось не по душе такое применение его теории на практике. В их брачный контракт он, в частности, внес и такой пункт: "Если у нее родится ребенок не от меня, за этим последует развод". Расселл и Дора развелись в 1935 году.


Bertrand Russell, John Russell, Katharine Russell

Расселл всегда считал, что он никогда не познает женщину, пока не переспит с ней. В своей работе "Замужество и мораль" он выступил в защиту пробных и открытых брачных союзов. В 1929 году такие идеи казались чрезвычайно радикальными. Он считал, что ему просто "не может нравиться физически одна и та же женщина больше, чем 7 или 8 лет". Дора хотела родить от него еще одного ребенка, но Расселл "посчитал это невозможным". Его роман с Джоан Фолуэлл, которой исполнился тогда 21 год, был типичным для Расселла. Много лет спустя Джоан написала: "После нашего третьего ужина вместе, я начала с ним спать... Это продолжалось больше трех лет.". Однако Рассел был слишком стар для нее, и она его бросила.

После смерти своего старшего брата Франка, в 1931 году, Рассел стал 3-й графом Рассел, избирался в парламент, и с 1944 года принимал активное участие в палате лордов.

В 1930 году начался продолжительный роман Расселла с Патрицией Спенс , молодой гувернанткой его детей. В 1936 году они поженились, а в следующем году в семье родился сын.


Patricia ("Peter") Russell 1935


Bertrand Russell, Patricia Russell, Kate Russell, John Russell.1939.

В этике и политике Рассел придерживался позиции либерализма, высказывал отвращение к войне и насильственным, агрессивным методам в международной политике — в 1925 году он подписал «Манифест против воинской повинности».

Исходя из своих пацифистских убеждений приветствовал Мюнхенское соглашение 1938 года.

Частично пересмотрел свои взгляды с началом Второй мировой войны. Считая, что любая война является великим злом, он допустил возможность ситуации, когда она может быть меньшим из зол, имея при этом в виду захват Гитлером Европы.


1940


Bertrand Russell, G.E. Moore (1941)


Bertrand Russell, Albert Schweitzer,


Bertrand Russell, Conrad Russell. США в августе 1942 года


Bertrand Russell, Patricia Russell, Conrad Russell в Кембридже в апреле 1945 года .

Во время второй мировой войны семья жила в США. Патриция стала чувствовать себя все более несчастной. Дочь Расселла так описала их семейную жизнь: "Она поняла, что ее замужество не принесло ей радости. Его страсть... сменилась любезностью, которые не могли удовлетворить романтически настроенную молодую женщину". В 1946 году Расселл, которому было уже за 70, завел роман с молодой женой преподавателя Кембриджского университета. Этот роман продолжался три года. Колетт, с которой он последний раз встретился в 1949 году, написала ему горькое письмо: "Я вижу теперь все совершенно ясно. Какой ужасный конец всем нашим годам, проведенным вместе... Трижды я становилась частью твоей жизни, и трижды ты меня отбрасывал в сторону".


This is a photograph of Bertrand Russell sitting in a hospital bed in Trondheim, Norway after he was rescued from a flying boat crash, Oct. 8, 1948 .

Патриция Спенс развелась с Расселлом в 1952 году. В этом же году он женился на своей давней знакомой Эдит Финч , писательнице из США. У Расселла появилась, наконец, возможность остудить свои "ненормально сильные сексуальные инстинкты", поскольку ему исполнилось уже 80 лет. Его семейная жизнь с Эдит сложилась счастливо. На свой последний день рожденья он, как всегда, получил подарок от Колетт — букет красных роз.


Bertrand Russell, Edith Russell 1950


Bertrand Russell, Edith Russell Рассел и Эдит на их свадьбе 15 декабря 1952 года.

Почётный член Британской академии (1949). В 1950 году получил Нобелевскую премию по литературе «…в знак признания разнообразных и значительных произведений, в которых он отстаивает гуманистические идеалы и свободу мысли».


Bertrand Russell posing for the bronze bust made by the famous British sculptor, Jacob Epstein.(1953)

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. «Лучше быть красным, чем мертвым», — так рассуждал теперь этот убежденный антикоммунист.

Манифест Рассела-Эйнштейна привел к организации Пагуошского движения ученых. Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне (в возрасте 89 лет), где он находился в течение недели.



Карикатура из Evening Standard относится к недельному тюремному заключению Рассела в сентябре 1961 года.

В 1962 году во время Карибского кризиса Рассел вел интенсивную переписку с Джоном Ф.Кеннеди и Н. С. Хрущевым, призывая к созыву конференции глав государств, которая бы позволила избежать ядерного конфликта. Эти письма, а также письма к главам других государств мирового сообщества были опубликованы в сборнике «Победа без оружия» (1963).

В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме, в 1963 году им был создан «Фонд мира Бертрана Рассела», в 1966 году организован «Международный трибунал по военным преступлениям». Он также осудил вторжение СССР в Чехословакию в 1968.


Джек Розен. Карикатура на Бертрана Рассела. 10 мая 1960.

"Я так не хочу покидать этот мир", — сказал Расселл незадолго до того, как мирно отошел в мир иной в 97-летнем возрасте

Итоги жизни Рассел подводит в трехтомной «Автобиографии» (1967—1969).


Bust Of Bertrand Russell-Red Lion Square-London

РАССЕЛ (Russell ) Бертран (1872-1970), английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма. Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Автор (совместно с А. Уайтхедом) основополагающего труда по математической логике - "Основания математики" (т. 1-3, 1910-13). Один из инициаторов Пагуошского движения. Нобелевская премия по литературе (1950).

РАССЕЛ (Russell ) Бертран (18 мая 1872, Треллек, Уэльс - 2 февраля 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), английский философ, ученый и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).

Жизнь и труды

Учился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего США. Его первой книгой была "Германская социал-демократия" (1896; русский перевод 1906). Во время обучения в университете находился под влиянием "абсолютного идеализма" (британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой Д. Э. Муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии.

После защиты диссертации по основаниям геометрии Рассел написал книгу о философии Лейбница (1900), где впервые показал современное значение его логических идей. Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге "Принципы математики" (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная Principia Mathematica (1910-13), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом. Работа "Введение в математическую философию" (1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира" (1914), "Исследование значения и истины" (1940) и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948). В 1920-21 посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга "Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. Рассел - автор широко известной "Истории западной философии" (1945; русский перевод 1959) и трехтомной "Автобиографии" (1967-69).

Рассел живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. Он вел активную общественно-политическую деятельность, в 1955 совместно с А. Эйнштейном выступил инициатором Пагоушского движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958). Сохранился огромный рукописный архив Рассела.

Предмет философии

В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания

Рассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", Рассел называл "именами". "Знание по описанию" вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор "Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".

Математические и семантические парадоксы

Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 в. теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс Рассела" (теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "Лжец"). Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.

Логический атомизм

Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е гг. была подвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания

В книге "Анализ сознания" (1920) Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Д. Юма.

Рассел (Russell) Бертран (18 мая 1872, Треллек, Уэльс - 2 февраля 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма.Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Нобелевская премия по литературе (1950).

Самой популярной работой Рассела в области философии является «История западной философии» — изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы. Без преувеличения, можно назвать эту книгу одним из самых логичных и систематически выверенных изложений философских концепций, которое весьма полезно для изучения философии и истории философии.

Книги (21)

Основания математики. Том 1

Три тома этой монографии выходят в свет в рамках перспективного проекта, реализуемого Самарским государственным университетом, по полному переводу на русский язык и комментированию указанного сочинения с целью приобщения всего научного сообщества к этому выдающемуся образцу творческой мысли. Предполагается, что современный перевод на русский язык Principia Mathematica восполнит также существующий пробел в литературе по математической логике и основаниям математики, а также будет способствовать развитию формальной математики в духе ее основоположников.

Основания математики. Том 2

Трехтомная монография А. Уайтхеда и Б. Рассела Principia Mathematica занимает уникальное место в мировой математической литературе.

Ее первое английское издание увидело свет в 1910-1913 гг. в трех томах, составлявших вместе почти 2000 страниц. Principia Mathematica по праву считается одним из самых ярких сочинений по основаниям математики и, в широком смысле, — выдающимся вкладом в интеллектуальную сферу прошедшего столетия. Не будет преувеличением сказать, что по прошествии почти целого столетия с момента первого издания этой монографии интерес к ней не ослабевает и Principia Mathematica до сих пор продолжает оказывать весьма существенное влияние на развитие математики и логики.

Второй том этой монографии выходит в свет в рамках перспективного проекта, реализуемого Самарским государственным университетом, по полному переводу на русский язык и комментированию указанного сочинения с целью приобщения всего научного сообщества к этому выдающемуся образцу творческой мысли. Перевод первого тома был выполнен в 2004 г. Предполагается, что современный перевод на русский язык Principia Mathematical восполнит также существующий пробел в литературе по математической логике и основаниям математики.

Работа А.Уайтхеда и Б.Рассела представляет собой независимое и энциклопедическое для своего времени исследование всех важнейших аспектов оснований математики. Высокие научные и методические достоинства книги позволяют рассматривать ее не только как монографию, но и как ценное учебное пособие, которое можно рекомендовать для начального изучения математической логики и теории множеств.

Основания математики. Том 3

Трехтомная монография А. Уайтхеда и Б. Рассела Principia Mathematica занимает уникальное место в мировой математической литературе.

Ее первое английское издание увидело свет в 1910-1913 гг. в трех томах, составлявших вместе почти 2000 страниц. Principia Mathematica по праву считается одним из самых ярких сочинений по основаниям математики и, в широком смысле, — выдающимся вкладом в интеллектуальную сферу прошедшего столетия. Не будет преувеличением сказать, что по прошествии почти целого столетия с момента первого издания этой монографии интерес к ней не ослабевает и Principia Mathematica до сих пор продолжает оказывать весьма существенное влияние на развитие математики и логики.

Третий том этой монографии выходит в свет в рамках перспективного проекта, реализуемого Самарским государственным университетом, по полному переводу на русский язык и комментированию указанного сочинения с целью приобщения всего научного сообщества к этому выдающемуся образцу творческой мысли. Перевод первого тома был выполнен в 2004 г., второго — в 2005 г. Предполагается, что современный перевод на русский язык Principia Mathematical восполнит также существующий пробел в литературе по математической логике и основаниям математики. Работа А. Уайтхеда и Б. Рассела, являясь фундаментальным руководством, несомненно принадлежит к числу лучших книг всей мировой литературы по основаниям математики, из которой можно извлечь основные каноны преподавания математической логики, теории формальных систем и теории множеств.

Рассел не признавал никаких авторитетов. Вместе с тем он, как и Вольтер, был очень страстным человеком. На некоторых газетных фотографиях, сделанных во время его яростных выступлений, он выглядел, как ангел-мститель. На протяжении всей своей жизни Рассел резко критиковал традиционные взгляды во всех сферах человеческой жизни - любви, образовании, религии, права женщин, политики и гонке ядерных вооружений.

Рассел родился в одной из старейших и известнейших семей в Англии. Его воспитанием занималась бабушка-пресвитерианка, отличавшаяся строгостью. Бертран рос застенчивым и чувственным ребенком и безмерно страдал от того, что совершал, как он сам считал, много «грехов».

В 18-летнем возрасте Рассел увлекся изучением математики, поскольку его очень занимал вопрос: «можно ли в этом мире хоть что-то познать». Это увлечение стало делом его жизни. Бертран вскоре приобрел известность в научных кругах.

Рассел активно выступал против любых войн. В 1918 году он даже оказался за решеткой, поскольку «представлял угрозу национальной безопасности страны». Тем не менее, в годы Второй мировой войны Бертран, поступившись принципами, поддерживал действия антифашисткой коалиции.

В 1950 году Рассел получил Нобелевскую премию в области литературы. К этому времени он стал уже широко известным литературным и общественным деятелем. Однако власти не могли простить ему резкие высказывания по поводу войны во Вьетнаме, убийства Джона Кеннеди, испытаний ядерного оружия. В преклонном возрасте Рассел принял активное участие в маршах протеста и «сидячих» демонстрациях, после чего снова оказался за решеткой. «Я так не хочу покидать этот мир», - с грустью сказал ученый незадолго до своей смерти.

Рассел всегда считал, что он никогда не познает женщину, пока не переспит с ней. В своей работе «Замужество и мораль» он выступил в защиту пробных и свободных брачных союзов.

В двадцать лет он без памяти влюбился в 15-летнюю Элис Пеарсалл Смит. Его избранница жила в Филадельфии и происходила из известной квакерской семьи. Рассел впервые поцеловал ее только через четыре месяца после того, как сделал ей предложение выйти за него замуж. Узнав об этом, бабушка Бертрана в сердцах назвала девушку «воровкой детей» и «хитроумной коварной женщиной». Молодые люди тем временем оживленно обсуждали, сколько раз в неделю они будут предаваться любви, когда станут мужем и женой. Однако, воспитанные в строгих традициях, жених и невеста устояли перед соблазном и не потеряли невинности до их свадьбы в 1894 году.

После первых опытов в супружеской постели Элис заявила, что секс дан женщине Богом в наказание, а Рассел, придерживавшийся иного мнения, даже «не посчитал нужным» спорить по этому вопросу. Впрочем, оба верили в свободную любовь, но ни один из них не спешил ее испытать. Первые пять лет их супружеской жизни они не знали, что такое измена.

В 1901 году Рассел влюбился в Эвелину Уайтхед, талантливую жену своего соавтора А.Н. Уайтхеда. Их отношения так и остались чисто платоническими, но эта женщина заставила Бертрана взглянуть на мир другими глазами. Во время велосипедной прогулки он вдруг ясно понял, что не любит Элис, о чем поспешил сообщить жене. «Я не хотел быть жестоким по отношению к ней, но в те дни я считал, что в интимной жизни нужно всегда говорить правду», - писал он.

В течение пяти лет Рассел и Элис старательно сохраняли видимость счастливых семейных отношений, но занимали при этом разные спальни. «Примерно дважды в год я пытался восстановить наши сексуальные отношения, чтобы облегчить ее страдания, но она меня больше не привлекала, и эти попытки были безуспешными», - с сожалением признавался Бертран.

В 1910 году он знакомится с леди Оттолин Моррел, женой члена парламента от либеральной партии Филипа Моррела. Вот как выглядела эта женщина в глазах влюбленного в нее мужчины: «Она была очень высокой, с длинным тонким лицом, немного похожим на лошадиное, и у нее были великолепные волосы». Они тщательно скрывали свои романтические отношения: Оттолин не решалась на развод с мужем, поскольку он мог повредить его политической карьере. Филип, узнавший об измене жены, не стал устраивать скандала, оценив их благоразумие. Вскоре Рассел оставил Элис. Бывшие любовники встретились только в 1930 году, но уже как «хорошие знакомые». Бертран позже признался: «Оттолин истребила во мне пуританина».

Итак, Рассел перестал быть пуританином. После романа с леди Моррел он пустился в любовные приключения. Его интимная жизнь была чередой серьезных романов, легкого флирта и ничего не значащих связей. Остается удивляться, как ему удалось избегать шумных скандалов и разоблачений. В своих письмах Оттолин и другим любовницам Бертран подробно описывал свои отношения с другими женщинами. Но, что удивительно, его дамы сердца спокойно относились к его похождениям.

В 1914 году Рассел отправился читать лекции по городам Америки. В Чикаго его внимание привлекла Хелен Дадли, дочь хирурга. Она приняла его приглашение погостить в Англии. В письме Оттолин он честно во всем признался, в конце добавив: «Дорогая, не думай, что это означает, что я стал тебя меньше любить».

Когда Хелен прибыла в Англию, страсть Рассела уже улеглась. К тому же у него уже начался роман с талантливой и красивой Айрин Купер Уллис. Рассел ненавидел всяческие меры предосторожности, Айрин же, опасавшаяся скандала, тщательно скрывала их связь. Рассел в конце концов не выдержал: «Какого черта я стал заниматься с ней любовью».

В 1916 году Рассел познакомился с леди Констанцией Маллесон. 21-летняя актриса выступала на театральных подмостках под именем Колетт О’Нил. Ее брак с актером Майлзом Маллесоном, по взаимной договоренности, был свободным. Рассел часто отдыхал вместе с Констанцией и ее мужем. Любовники расставались, потом снова сходились... И так в течение тридцати лет. Колетт на день рождения всегда посылала ему красные розы. Рассел писал Оттолин: «Мои чувства к Колетт нельзя назвать даже тенью моих чувств к тебе».

Рассел мечтал иметь детей. В 1919 году он познакомился с Дорой Блэк, феминисткой, но она хотела завести детей вне брака. В разгар романа с Колетт Рассел уехал в Китай, где занял вакантную должность в Пекинском университете. Вместе с ним в Азию отправилась и Дора.

Когда в августе 1921 года они вернулись в Англию, Дора была на девятом месяце беременности. «С самого начала мы не предпринимали никаких мер предосторожности», - поведал Бертран другу. После долгих раздумий Рассел и Дора решили все-таки пожениться, правда, их брак был свободным. Они оформили отношения за месяц до рождения ребенка.

Когда на свет появился второй ребенок, Рассел основал экспериментальную школу. Обстановка в школе была чрезвычайно либеральной. В ней, в частности, отстаивалось право всех преподавателей школы на свободную любовь. Рассел сблизился с молоденькими преподавательницами, а потом уехал в Америку читать лекции. Дора тем временем тоже не скучала, и завела роман с американским журналистом Гриффином Барри, и родила от него еще двоих детей.

Расселу явно не понравилось подобное применение его теории свободной любви на практике. В их брачный контракт он, в частности, внес и такой пункт: «Если у жены родится ребенок от другого мужчины, за этим последует развод». Супруги развелись в 1935 году. Рассел придерживался мнения, что одна женщина может привлекать физически не больше семи-восьми лет. Дора хотела родить от него еще одного ребенка, но Рассел «посчитал это невозможным».

Его роман с 21-летней Джоан Фолуэлл весьма характерен для Рассела. Он сразу же заявил ей: «Единственное, чего я боюсь, это то, что я могу тебя не удовлетворить сексуально, поскольку я уже не молод... Однако существуют способы, с помощью которых можно исправить этот недостаток». Много лет спустя Джоан призналась: «После нашего третьего совместного ужина я начала с ним спать... Это продолжалось больше трех лет. В постели, впрочем, он часто не мог добиться успеха, поэтому я ушла к другому».

В 1930 году Рассел сблизился с Патрицией Спенс, симпатичной воспитательницей его детей. В 1936 году они поженились, у них родился сын. Во время второй мировой войны они переехали в США. Патриция уже не чувствовала себя счастливой. Дочь Рассела высказала предположение: «Она поняла, что ее замужество не принесло ей радости. Его страсть сменилась любезностью, которая не могли удовлетворить романтически настроенную молодую женщину».

В 1946 году 74-летний ученый завел роман с молодой женой преподавателя Кембриджского университета. Они встречались в течение трех лет. Колетт написала ему полное нескрываемой горечи письмо: «Теперь у меня не осталось иллюзий. Какой ужасный конец всем нашим годам, проведенным вместе... Трижды я становилась частью твоей жизни, и трижды ты меня отталкивал».

Патриция Спенс развелась с Расселом в 1952 году. В этом же году он женился на своей давней знакомой Эдит Финч, американской писательнице. У Рассела появилась, наконец, возможность привести в порядок свои «чрезвычайно сильные сексуальные инстинкты», поскольку ему исполнилось уже 80 лет. Его семейная жизнь с Эдит сложилась счастливо. На свой последний день рождения он, как всегда, получил подарок от Колетт - букет красных роз.