ЛО ГКУ «Сланцевская специальная общеобразовательная школа закрытого типа».

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР и.о. директора Н.М. Степанова

А.С. Михайлов______________ ____________________________

«_____»_____________ 2014 г. «_____»___________ 2014 г.

Открытый урок: «Моя малая Родина».

«С нами всегда наша малая Родина - наш благодатный исток».

Учитель истории и обществознания – Т. М. Буянова

Старший воспитатель – А.Ю.Дорошенко

г. Сланцы

Цель : формирование понятия «малая Родина», чувства любви к ней, сопричастности к её истории, культуре.

Задачи:

    познакомить учащихся с историей районов Ленинградской области;

    развитие у учащихся познавательных интересов к истории и культуре родного края;

    формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей;

    совершенствовать умения, навыки работы с географической картой, дополнительной литературой;

    расширять кругозор, развивать память, внимание, культуру речи, поведения;

    способствовать формированию творческого подхода при проведении практических работ, экскурсий, выполнении творческих заданий;

    стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности;

Техническое оборудование урока:

карта Ленинградской области, музыкальное сопровождение, презентация, видеофильм: «Родник», Конституция РФ, лучшие сочинения и рисунки обучающихся на тему «Моя малая Родина»

Эпиграф урока:

« С нами всегда наша малая Родина - наш благодатный исток».

Приглашённые:

Почётный гражданин, ветеран здравоохранения Сланцевского района - Зеленцова Галина Михайловна;

Ветеран МВД, помощник депутата Государственной Думы РФ Комоедова В.П. - Андреев Виктор Аполлонович;

Заслуженный учитель школы РФ, с 1987 – 2013 гг. директор Сланцевской специальной общеобразовательной школы закрытого типа - Иванов Михаил Григорьевич;

Отличник народного просвещения СССР, Председатель Совета педагогов - ветеранов Сланцевской специальной школы- Евгеньева Екатерина Дмитриевна.

Подготовительные мероприятия к открытому уроку: «Моя малая Родина»:

Наименование мероприятия

ответственные

Выпуск общешкольной газеты: «Моя малая Родина»

Л.П. Ризаева,

Т.М. Буянова,

школьная редколлегия.

Сочинение: Моя малая Родина»

А.Ю. Дорошенко, воспитатели.

Конкурс рисунков:Моя малая Родина».

Л.П.Ризаева, воспитатели

Беседа « Малая Родина».

Ю.В. Шилова городская детская библиотека

Экскурсия по историческим,культурным, православным местам Гатчинского района.

Е.Б. Коновалова,

Н.В. Семёнова.

Место проведения урока :

Читальный зал школы.

Оформление:

-Карта Ленинградской области, эпиграф открытого урока: «С нами всегда наша малая Родина – наш благодатный исток», рисунки обучающихся.
Обучающиеся рассаживаются по районам Ленинградской области, откуда они прибыли в школу.

Ход урока:

Буянова Т.М.

Презентация кадр1

Сегодня, 1 сентября, во всех школах страны проводятся открытые уроки по теме «Моя малая Родина».

К нам на урок пришли: (представление приглашённых)

-Ребята, а что называется малой Родиной? (выслушиваются ответы обучающихся).

Дорошенко А. Ю.

Моя семья, мой дом с этого начинается малая Родина. Каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, полю. Множество пословиц сложено нашим народом о Родине.

-Вспомните и назовите их (обучающиеся называют пословицы).

(Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родится, там и пригодился.) Теперь вы понимаете, как бережно относился русский народ к своей Родине.

Буянова Т.М.

Жизнь разбрасывает людей по многим уголкам Земли.

Но, где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас к себе. Малая Родина есть у каждого человека. Это как ручейки, которые, сливаясь, создают нашу великую Родину- РОССИЮ.

Кадр 2.

Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, патриот России. В Конституции РФ сказано: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - главный закон страны.

Гордитесь своей Родиной и людьми, прославляющими нашу страну. Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!

Звучит песня «Как мне тебя не любить» Сл. Г. Ляховой, муз. Н.А.Шугалей.

Кадр 3 Как мне тебя не любить,

Милая сердцу Россия.

Эти леса и поля,

Эти просторы земные!

Кадр 4 Звёздных небес глубину,

Кадр 5 Зимний искрящийся иней,

Кадр 6 Белых берёз хоровод,

Озеро в платьице синем.

Кадр 7 Как мне тебя не любить,

Милая сердцу Россия,

Ты сыновей родила

И, согревая, растила.

Кадр 8 Ты и вольна, и сильна,

Столько врагов победила!

Им никогда не понять,

В чём же была твоя сила.

Кадр 9 Как мне тебя не любить,

Милая сердцу Россия!

Я возвращаюсь к тебе,

Где бы судьба не носила.

Кадр 9 И на душистом лугу,

Радуясь каждой травинке.

К дому родному иду

С детства знакомой тропинкой.

А.Ю. Дорошенко.

Мы живём с вами на Ленинградской земле. Нас более полутора миллионов 31 национальности. В Ленинградской области 17 муниципальных районов.

Кадр 12

Древнейшим поселением является Старая Ладога.

Каменными стражами северо - западных рубежей нашей Родины являются:

Кадр 13

Корела (Приозерский район),

Кадр 14

Орешек (Шлиссельбург),

Кадр 15

Копорье (Ломоносовский район),

Кадр 16

Ям, Ивангород (Кингисеппский район).

Кадр 17

Т.М. Буянова

Вы проживаете на территории разных муниципальных районов, в разных городах, поселках, деревнях и все очень любите свою малую Родину. Это мы узнали из написанных вами творческих работ. Отрывки из лучших сочинений.

Асютин Дима

Моя малая родина - город Тихвин. Здесь я родился и вырос, с ним у меня связано много счастливых воспоминаний. Это один из самых красивых городов Ленинградской области. Славится наш район мужским монастырём, в котором находится чудотворная икона Божьей Матери. Много воспоминаний детства храню я в своей памяти. Однажды с папой и мамой мы катались на лодке по прудам речки Таборы. Рядом проплывала лодка с семьей. Среди взрослых находился маленький ребёнок. Родители начали ссориться, лодка перевернулась и ребёнок выпал из нее. Я бросился в воду и спас мальчика, он был без сознания. Вспомнил. как учили меня в школе оказывать помощь утопающим. Я положил мальчика животом на колено, немного встряхнул. Он кашлянул, выплюнул воду и пришёл в себя. После этого случая наши семьи подружились.

Сейчас я нахожусь в Сланцевской специальной школе. Я люблю её, потому что в ней перевоспитывают трудных подростков, делая нас хорошими людьми. Здесь работают отзывчивые, добрые, педагоги. Именно здесь я узнал, что такое доброта, трудолюбие.

Вира Артём

Малая Родина - это место, где человек, может спокойно выражать свои чувства, где ему легко и хорошо. Это место не обязательно может быть местом твоего проживания или рождения. В этом месте ты можешь быть один, или несколько раз, н о , все равно, считать его своей малой родиной Своей малой родиной я считаю Сланцевский район.

Некрасов Андрей

Кадр 18

Своей малой Родиной я считаю деревню Кривцово в Тверьской области. Там живут мои бабушка и дедушка, дяди и тёти. Бабушка учила меня ухаживать за животными: доить коз и коров. Меня приучали заботиться о кроликах и курах. Я любил кормить поросят со своих рук. Их мягкие пяточки тыкались в мои руки, прося лакомства. Укладывая меня спать, бабушка напевала мне колыбельные песни.

Кадр 19

На водонапорной башне жила семья аистов. Я помню, как мы с сестрой бегали по большому лугу и рвали ромашки для мамы и бабушки. Помню, как папа поднимал нас на руки и кружил. Потом мы бежали купаться. Бабушка встречала нас дома, угощала тёплым молоком с мёдом. Хочу, чтобы родители мои жили долго и счастливо, ведь именно они подарили мне счастливое детство.

Кадр 20

Малая Родина

А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России,
Может каждый по сердцу найти уголок.

Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может,
Может, у океана, на дикой скале,
Человек, своей жизни, фундамент заложит…
И свой выстроит дом, лучший дом на земле.

И введет в дом жену, без хозяйки он пуст,
И ребенок родится, как положено, в срок…
На большой своей Родине, с именем Русь,
Назовет малой Родиной, тот уголок.

И куда бы он не был заброшен судьбой,
И каких бы дорог после не было пройдено,
Человек будет знать, у него за спиной,
Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина.
Николай Турченков


Дорошенко А.Ю.

Чувство любви к малой родине. Из этого чувства только и происходит чувство любви к нашему общему Отечеству – России. Но любовь к Родине не может ограничиваться только словами. Отечеству не нужны только слова, даже самые красивые. Нашей Родине нужны добрые дела. Только конкретными делами, а не на словах, мы можем доказать свою любовь к Родине.

Кадр 21

Сегодня у нас в гостях как раз такой человек, который много раз, делом, доказал свою любовь к нашему Отечеству. Это Виктор Аполлонович Андреев – ветеран милиции, бывший шофер, начальник автоколонны, а затем начальник Госавтоинспекции.

Кадр 22

Только медалью за «Безупречную службу» он был награжден трижды, а также знаками «Отличник милиции», «За отличную службу в МВД». Однажды в Петербурге произошло тяжелое дорожно- транспортное происшествие. При выполнении служебных обязанностей Виктора Аполлоновича сбила и переехала машина. Он оказался в больнице. Травмы были такими тяжелыми, что врачи были полностью уверены, что Виктор Аполлонович не сможет выжить.

Кадр 23

Но он назло всем мрачным прогнозам победил смерть и вернулся в строй.

Вопросы интервью:

    Уважаемый Виктор Аполлонович. Сегодня мы ведем серьезный разговор, что такое «малая Родина». Как Вы понимаете, что такое для Вас – малая Родина, какой город, деревню Вы называете своей малой Родиной и почему?

    Как Вы думаете, что должен делать человек, чтобы стать патриотом. Какие черты характера нужны для этого?

    Что Вы могли бы пожелать нашим воспитанникам?

Буянова Т.М.

Рассказ о Зеленцовых Василии Павловиче и Галине Михайловне. (сопровождается презентацией, музыка «Мама» Поля Мориа).

Семьи бывают разные: многодетные, гостеприимные, крепкие… И чем больше их будет, тем сильнее будет наша Россия.

Кадр 1

С одной из таких семей я хочу вас познакомить: Зеленцовы Василий Павлович и Галина Михайловна. Они тесно связаны с нашей школой. Василий Павлович много лет был помощником директора по режиму, а Галина Михайловна приходила в школу делать ребятам прививки, а

однажды, целый месяц, в свой отпуск, бесплатно проработала у нас медработником в летнем лагере.

А началось всё давно, когда нас с вами на свете ещё не было.

Кадр 2

В далёкой Вологодчине в 1925 году в семье Зеленцовых родился сын- Василий. Трудные это были годы.

Кадр 3

Трудились за трудодни. Денег не платили вообще, трудодни оставались на бумаге в виде палочек. Родители с детства приучали сына трудиться. И рос он добрым, любознательным, трудолюбивым, на радость отцу и матери.

Кадр 4

В 1941 году закончил восьмилетку. Было Васе Зеленцову 16 лет. В классе было 39 мальчиков и 1 девочка. Все 39 ушли на фронт, а вернулось всего двое. Одним из них был Василий Павлович.

Кадр 5

«Не жилец» - говорили многие. В левом боку дыра: нет рёбер, перебиты почки, покалечена рука. Да и среди живых оказался случайно. Когда после очередного кровопролитного боя под Ленинградом уносили тела раненых и убитых, Василия Павловича посчитали убитым. А в нём теплилась жизнь. Пошевелился и это увидел санитар. Месяцы в медсанбате. Вытащили с того света, но рана не заживала. Таким между жизнью и смертью его отправили домой. В деревне оказался хороший фельдшер. Рана начала затягиваться. Да и жизнь продолжалась. Встретились Василий Павлович и Галина Михайловна - поженились. Сложилась семья на любви, взаимоуважении, доброте.

Кадр 6

Семья Галины Михайловны тоже из крестьян. Много всего пришлось хлебнуть. С детства была бойкой, веселой, училась хорошо. Колхоз отправил после школы её на учебу в медицинское училище. Медицинская сестра - благороднейшая профессия. Раньше называли - сестра милосердия: милая сердцу, помогающая больным.

Кадр 7

В 50-е годы приехали в Сланцы. Принимая Галину Михайловну на работу, главный врач спросил: «А что умеете делать? «Все!»- был ответ. Ну, так и все?». Но поверил в молодую медсестру и не пожалел. 69 лет – общий трудовой стаж Г.М. В помощи не отказывает никому. Уходила на работу, когда ещё радио не работало, а возвращалась затемно. И так всю жизнь.

Кадр 8

В 2013 году Совет депутатов Сланцевского района присвоил Галине Михайловне звание Почетного гражданина. Её знает почти весь город. Приходят за помощью домой.

Кадр 9

Особенно любят лечиться у Галины Михайловны дети и дарят ей в благодарность самые любимые свои игрушки.

Дома у Галины Михайловы очень тепло и уютно. Когда мы с Андреем Юрьевичем были у нее в гостях, раздался стук в дверь. Оказалось к Галине Михайловне приходит 4-летний мальчик за конфетами.

Но прежде чем открыть дверь Галина Михайловна тоже подаёт условный сигнал.

Кадр 10

Давно уже нет рядом Василия Павловича, но есть память и друзья. Надёжные, верные. Среди них Михаил Григорьевич, Екатерина Дмитриевна.

Екатерина Дмитриевна слово Вам.

Выступление Е. Д. Евгеньевой о семье Зеленцовых.

Слово Г. М. Зеленцовой.

Наш подарок Вам, Галина Михайловна, песня в исполнении победителя конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»Кузнецовой Е.И. «Малиновый звон»

Дорошенко А.Ю.

Ребята, а знаете ли вы людей, которые прославили нашу Ленинградскую землю?

Ребята рассказывают о героях Ленинградской земли.

Кадр 25.

Выборгский район Поздняов Сергей.

Гущин Андрей Юрьевич - Герой России, – командир десантно-штурмового батальона бригады морской пехоты Северного флота. В 1995 году направлен на Первую чеченскую войну. Отличился при взятии здания Совета Министров. Противник хорошо знал местность, атаки следовали с разных сторон. Многие атаки заканчивались рукопашными схватками. Всего было отбито 12 атак, в которых враг потерял до 300 человек убитыми и ранеными, уничтожены 1 танк, 1 боевая машина пехоты. Когда положение стало критическим, капитан А.Ю. Гущин сделал то, чего враг совсем не ожидал от солдат, несколько суток ведущих непрерывный бой – поднял бойцов в атаку. Причём не на «ура» во весь рост на пулемётные точки, а со скрытым подходом, внезапным броском. Это решило исход боя – десятки врагов остались лежать там. Гущин был трижды ранен и контужен в этих боях, но продолжал командовать подразделением. В последний раз, кроме ранения, был завален рухнувшей стеной, но бойцы сами, без команды, нашли и откопали своего командира. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, указом Президента Российской Федерации капитану Гущину Андрею Юрьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Кадр 26

Приозерский район Лисин Николай.

Мой район гордится подвигами Георгия Петровича Ларионова - отважного лётчика, Героя Советского союза. Он участник советско-финляндской войны. Совершил 120 боевых вылетов, уничтожив 10 машин врага.
14 февраля 1940 года в воздушном бою пилот сбил три самолёта противника. Машину его серьёзно повредил вражеский зенитный снаряд. Положение казалось безвыходным. Однако он сумел вывести трудно управляемый истребитель из фронтовой зоны и благополучно посадить его на своём аэродроме.

В боях он уничтожал вражеские корабли. При выполнении боевого задания самолёт командира авиационной части был атакован шестьюсамолётами врага. Г.П. Ларионов поспешил на выручку товарищу. В бою были сбиты два из них, остальные обратились в бегство.
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Георгию Петровичу Ларионову присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб герой в июле 1941 г.

Кадр 27

Кингисеппский район Стольников Сергей.

На площади Славы в Кингисеппе захоронен Герой Советского Союза Графов Игорь Александрович. В феврале 1944 года его взвод вел тяжелые бои в районе реки Наровы, отражая яростные атаки врага. Потеряв всех товарищей, Графов отстреливался до последнего патрона. В дикой злобе гитлеровцы убили его прикладами.

Кадр28

Тихвинский район Марецкий Леонид.

Тихвинский район знаменит династией Римских- Корсаковых. Яков Никитич был соратником Петра1, первый губернатор Санкт- Петербурга, Воин Яковлевич- известный мореплаватель, а Николай Андреевич –великий композитор.

Кадр 29

Киришский раон. Сысин Андрей.

В Киришском районе в начале 19 века проживало одно из самых знаменитых семей России – Бестужевы. Её глава- Александр Федорович был человеком редкой нравственности и доброты. Детей своих воспитал в духе свободы. Четверо его сыновей участвовали в восстании декабристов. В Кирашах есть улица декабристов Бестужевых.

Кадр 30

Волховский район. Пакшин Дмитрий.

В моем районе проживает много замечательных людей и среди них Дмитрий Васильевич Талов - Герой Социалистического труда. Не сразу поверил простой рабочий паровозного депо, что его труд может быть оценен так высоко. Но тогда было такое время- почет и уважение человеку труда. А ведь он и фронтовик: сражался под Сталинградом, дошел до Чехословакии имеет боевые награды, среди которых: Орден Славы, Красной Звезды…Его товарищи по работе отмечали, что трудился он с настоящим рабочим азартом, не ради славы, а ради дела, которому посвятил себя.

Кадр 31

Сланцевский район Герасимов Виталий
Сланцевчане гордятся тем, что на их земле родился и жил Герой Советского Союза, лётчик Михаил Дмитриевич Баранов. К августу 1942 года он совершил 285 боевых вылетов, лично сбил 31 вражеский самолет. А 6 августа 1942 года под Сталинградом в неравном бою сбил 4 вражеских самолета. Было Баранову всего 20 лет. Он был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы. За ним специально охотились немцы. Герой погиб 17 января 1943 года. Его прах покоится на Мамаевом кургане в Сталинграде, а одна из улиц в Сланцах носит его имя.

Кадр 32

Волосовский район Дудин Алексей

Волосовский район связан с именем Николая Константиновича Рериха. Художник, путешественник, философ-гуманист, писатель, великий радетель культуры и просвещения. Член многих организаций, автор около 7000 картин и 30 литературных трудов. В Изваре, в имении отца, в конце 19 века, юный Николай Рерих проводит свои первые исследования древних захоронений. В 1984 г. там был открыт Музей-усадьба Рериха.

Кадр 33

Всеволожский район Смирнов Владимир.

Жители нашего района гордятся достижениями Владимира Павловича Белоусова, олимпийского чемпиона по прыжкам с трамплина. Он единственный обладатель олимпийской награды в истории советских прыжков с трамплина и один из двух чемпионов мира в истории советского спорта. Является почётным гражданином города Всеволожска.

Кадр 34

Гатчинский район Реутов Денис.

14- летний партизанский разведчик Коля Подрядчиков был самым сноровистым добытчиком взрывчатки и трофейного оружия в партизанском отряде. Ходил через линию фронта. Ночью, на минном поле, запасаясь взрывчаткой, Коля Подрядчиков погиб.

Одна из улиц Гатчины носит его имя.

Кадр 35

Подпорожский район Хабиров Роман.

В сентябре 1941 года тяжёлые бои развернулись за Подпорожье. Против наших войск стояли финны и полк шведских фашистов. Именно там совершил свой подвиг танкист Иван Степанович Кудрин. Он пятеро суток раненым защищал в одиночку свой танк от противника. За это в ноябре 1941 года получил звание Героя Советского Союза .

Кадр 36

Кировский район Алексеев Игорь.

В Кировском районе вечером 1970 года в котёл ГРЭС вместе с торфом из Синявинских болот, где во время войны шли тяжелейшие бои, попал снаряд. Раздался страшный взрыв. Огненный смерч пронёсся по котельной, сжигая всё на своём пути. Ещё немного - и взлетят на воздух котлы. Нужно было немедленно погасить их. Судьба электростанции оказалась в руках машинистов В.Е. Лебедева, А.М. Сельцер, В.И. Розова, Н.С. Гончарова. Четверо бывших фронтовика спасли ГРЭС ценой своей жизни.

Кадр 37

Лужский район Филиппов Василий.

Среди героев Лужского района навеки вписано имя партизанки Тоси Петровой Тося много раз ходила в разведку в районы занятые гитлеровцами. Этот партизанский отряд считался одним из самых боевых. Но рано утром 4 ноября 1941 года, когда в лагере осталось всего 12 партизан, остальные ушли в разведку, их окружили гитлеровцы. Увидев фашистов, Тося метнула в них гранату. Партизаны, услышав взрыв, приняли неравный бой. Тося была ранена, убила 2-хврагов, ранила одного. Гитлеровцы окружили отважную девушку. Чтобы не попасть в руки врага, последнюю пулю она оставила для себя. В Луге ее имя носит одна из улиц.

Дорошенко А.Ю.

Кадр 38

Здесь горели костры партизанские

Когда шёл над Невой страшный бой.

Беззаветные судьбы солдатские

Закрывали Отчизну собой.

Гостеприимная, хлебосольная

Красотой новых дел молода.

Ленинградская область раздольная

Для меня ты на свете одна.

Буянова Т.М.

Из нашей школы тоже вышли ребята, которые учатся, работают, честно служат и своей малой Родине и всей стране: (перечисляются)

-Капустин Михаил окончил Гатчинское педагогическое училище. Сейчас обучается на последнем курсе в Академии физической культуры имени Лесгафта.

- Заносьев Александр - обучается на 3 курсе

«Малая Родина, малая Родина,

Наша весна и любовь,

Горечь рябины и сладость смородины,

Осени хмурая бровь…

Сколько бы ни было читано - пройдено

Лет, километров и строк,

С нами всегда наша малая Родина-

Наш благодатный исток. »

Кира Зубарева.

А.Ю. Дорошенко

С напутственным словом к обучающимся обращается М.Г. Иванов.

Буянова Т.М.

песня иеромонаха Романа «Родник» исполняет Кузнецова Е.И. Видеофильм «Родник».

Дорошенко А.Ю.

"Дорогие друзья, заканчивается наш урок. Сегодня много говорилось о том, что же такое наша малая Родина. Нам бы хотелось, чтобы в ваших душах никогда не забывалось то светлое и доброе чувство, которое возникает при воспоминании о дорогой сердцу малой Родине".

В рамках развития проекта «Современная школа» остро стоит вопрос о детей. Каждому известно, что истинный патриот любит свою Родину. А любовь к большому всегда приходит через любовь к малому. Для того чтобы воспитать патриотические чувства, нужны годы кропотливой работы, и чем раньше она будет начата, тем большего эффекта можно добиться в решении данного вопроса.

Проведение мероприятия

Очень хорошо, когда школа принимает участие в проекте под названием «Моя малая родина». На основе данной темы найдет возможность самовыражения и оптимальные способы воздействия на детей. Широкий спектр деятельности не ограничивает педагога в методах и форматах. Это может быть:

  • урок;
  • тематическое внеклассное мероприятие;
  • познавательная беседа: «Моя малая родина»;
  • кружковое занятие;
  • исследовательский проект;
  • выставки фотографий и рисунков.

Очень важно, чтобы каждый педагог, прежде чем взяться за дело, вспомнил слова из песни «С чего начинается Родина?» на стихи М. Матусовского и использовал их как эпиграф.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем Букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять

Также можно провести мероприятие "Моя малая родина" для дошкольников. Однако необходимо учитывать специфику возраста, в соответствии с этим составляя план.

Внеклассная работа как вид воспитания

Безусловно, процесс воспитания школьника в основном возложен на внеклассную работу, и от того, насколько качественно выполняют ее педагоги, зависит полноценное развитие личности ребенка.

К одному из видов можно отнести внеклассное мероприятие «Моя малая родина». Его целью является воспитание любви к родному краю. Данное мероприятие можно приурочить к следующим праздникам:

  • день родного населённого пункта (День города);
  • ко Дню защитника отечества;
  • к празднику Победы;
  • ко дню литературного чтения.

Внеклассное мероприятие «Моя малая родина» в школе может проходить очень интересно, если к процессу подойти творчески. При проведении данного мероприятия можно охватить несколько видов деятельности. Это:

  • организация фотовыставки работ детей;
  • чтение стихов ;
  • танцевальные народные номера;
  • театральные постановки патриотической тематики;
  • блиц-опросы на знание истории родного города (села);
  • презентация «Моя малая родина» для дошкольников.

Данное мероприятие в зависимости от возрастной категории учащихся может быть разного масштаба.

Участники внеклассного мероприятия «Моя малая родина»

Внеклассное мероприятие «Моя малая родина» занимает ведущую роль в формировании личностных качеств ребенка. И очень здорово, когда есть хорошая, тесная взаимосвязь между семьей, ребенком и школой. Значит, процесс воспитания будущей личности основан на единении.

На мероприятии данного типа обязательно должны присутствовать родители, особенно если ребенок еще младший школьник. Прекрасно, если в семьях есть заслуженные учителя, медики или (данный пункт касается старшего поколения) - это значит, что они могут рассказать детям о своих заслугах и пояснить, какие широкие возможности им подарила Родина.

Урок «Моя малая родина»

Урок на эту тему не только можно, но и нужно проводить во всех возрастных категориях. Его наличие обязательно в тематическом планировании работы классного руководителя.

Разработка урока «Моя малая родина» должна носить целевой характер. Например, подросткам необходимо объяснить значение родины в жизни каждого человека. Отсюда следуют запланированные задачи.

  1. Объяснить понятия «родина» и «малая родина» и доказать существование очень тонкой грани между ними.
  2. Развивать у детей чувство любви к родине.

Данный урок лучше всего проводить в интегрированном виде, подключив уже имеющиеся знания детей из области географии (пусть они найдут и покажут на карте региона или области свой населенный пункт), литературы (вспомнят известные стихи и пословицы по заданной тематике), русского языка (ответят на вопрос во всех ли случаях слово родина пишется с маленькой буквы), искусства (назовут известные произведения в музыке и живописи).

Только активная деятельность ребенка может дать положительный результат в достижении поставленной цели.

Связь патриотического мероприятия с праздником Победы

К празднику 9 Мая можно провести с детьми классный час. Тема урока: «Моя малая родина и ее связь с праздником Победы». Такие тематические можно проводить в любых уголках России.

Разработка урока «Моя малая родина и ее связь с праздником Победы» должна быть направлена на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за место, в котором родился и растешь, благодарности своим предкам за сохраненный мир и свободу.

К данному классному часу готовиться нужно не только педагогу, но и детям. Например, можно дать им задание рассказать о том, как ВОВ коснулась их семьи (кто был на фронте, кто обеспечивал тыл), или попросить оформить стенд в классе «Благодарим за победу!» и разместить на нем фотографии из семейных архивов учащихся. Только совместная деятельность взрослого и ребенка способна воспитать патриотизм.

«Моя малая родина» в начальной школече

Самое лучшее время для формирования любви к Родине - это начальная школа. Программа «Моя малая родина» для школьников начальных классов составлена на основании концепции о духовно-нравственном воспитании. В рамках данной программы воспитательный процесс должен протекать в течение всех четырех лет обучения.

На основании программы учитель составляет план мероприятий «Моя малая родина». Они могут быть следующими:

  • уроки - беседы;
  • классные часы;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии;
  • творческие конкурсы;
  • сюжетно - ролевые игры.

На данных мероприятиях школьники узнают об исторических памятниках, учатся видеть и ценить прекрасное, у детей формируется понятие о семье как ячейке общества, и многое другое.

Деятельность педагога и детей должна быть максимально разнообразна и эмоционально насыщенна, так как восприятие детей в начальной школе все еще неразрывно связано с эмоциональным фактором и активным использованием наглядности.

Викторина - один из способов изучения родины

Как известно, в воспитании все способы хороши, а тем более в воспитании юного патриота. Одной из форм, способных привить чувство любви к родине и познанию ее исторического прошлого, является викторина «Моя малая родина». Участником викторины может стать любой проявивший желание школьник. Здесь очень уместно включать вопросы, затрагивающие не только современную жизнь, но и историческое прошлое родного края. То есть вопросы о знаменитых личностях, проживавших ранее в данной местности, о переименовании города (поселка), об исторических памятниках культуры будут как нельзя лучше стимулировать школьников к познанию своей родины.

Кроме того, викторина может проходить как самостоятельный вид деятельности, а может быть включена во внеклассное мероприятие «Моя малая родина». Во втором случае главное - не переусердствовать с вопросами, чтобы поиск ответов на них не стал для детей основной деятельностью на мероприятии.

Мероприятие «Моя малая родина»

Мероприятие с названием «Моя малая родина» может быть проведено не только в школе. Оно вполне способно стать мероприятием городского или областного типа. Но, несмотря на свой уровень, оно все равно носит воспитательный характер, только увеличится масштаб воздействия. Разработка мероприятия «Моя малая родина» ложится на плечи лиц ответственных за его проведение.

Хотелось бы отметить тот факт, что родители тоже несут ответственность за воспитание своего ребенка. И уж если нет возможности принять участие в данном мероприятии непосредственно, то поприсутствовать в качестве зрителя просто необходимо, даже с той целью, чтобы у вас с ребенком появилась новая тема для обсуждения. Как правило, мероприятия с участием родителей проводятся в вечернее время. Работающие мамы и папы без проблем смогут посетить школу и зарядиться энергией патриотизма.

Открытое мероприятие

На открытое мероприятие «Моя малая родина», которое проводится в школе, обязательно помимо учащихся должны быть приглашены родители и все педагоги школы. На такого рода собраниях очень уместно использование современных технологий, при помощи которых можно разнообразить речь выступающего и доказать правильность и весомость его слов.

Кроме того, открытые мероприятия должны представлять собой не просто лекции, а занятия-диалоги, на которых каждый желающий может свободно задать вопрос, сам выступить с речью или каким-либо предложением.

Также к мероприятиям открытого типа можно отнести отчетный концерт по внеклассной работе в начальной школе под названием «Моя малая родина», для школьников это отличная возможность продемонстрировать все свои знания, умения и навыки. Принимать участие могут ребята различных возрастных категорий.

Что нужно учитывать при подготовке занятия «Моя малая родина»?

Каждому взрослому известно значение слова "родина" и то, что оно исторически было образовано от слова род. Значит, все, что связано с семьей (местом ее проживания, деятельностью), должно быть раскрыто на проводимых занятиях.

Занятие «Моя малая родина» должно соответствовать возрасту учащихся, таким образом, происходит следующее разделение.

  1. Для детей младшего школьного возраста полезно будет узнать о местных достопримечательностях, о функционирующих заводах и фабриках, о памятниках архитектуры в родном населенном пункте.
  2. Для детей среднего школьного возраста оптимальными будут занятия, раскрывающие тему семьи, определяющее ее как ячейку общества, а также познание своего «Я» в семье.
  3. Для детей старшего возраста можно проводить занятия-дискуссии по общим тематикам, например «Я и родина моя».

Кроме того, данное занятие не требует строгих территориальных рамок, а значит, его можно проводить где угодно (в музее, парке, на природе), а также когда угодно, например после школьных занятий или во время каникул.

Подведение итогов

Итоги принято подводить в конце. Но, безусловно, подведение промежуточных итогов после каждого проведенного мероприятия тоже имеет немалое значение. Чтобы сохранить объективность, итоги нужно подводить учителю совместно с классом, анализируя со всех сторон каждый неудавшийся момент. Ведь недочеты на ранних стадиях могут повлечь за собой огромную ошибку в целом. Всем известно, что ошибки медиков видны сразу, а педагогические недочеты познаются всю жизнь.

Значение личного примера

Каждый ребенок воспитывается не только на уроках, но и в социуме, поэтому личный пример отношения к малой родине имеет для него огромное значение. Для этого каждому взрослому нужно научиться сначала самому любить свою родину, а затем уже воспитывать это чувство в детях. Следовательно, нужно исключить из своего поведения следующие нежелательные аспекты:

  • неуважительное отношение к человеческому труду;
  • загрязнение природы;
  • дефицит отзывчивости и милосердия к окружающим.

Если работать совместно и качественно, то наши дети смогут сделать мир немного лучше. Взрослые должны подавать достойные примеры, а воспитать чувство патриотизма поможет в том числе и мероприятие "Моя малая родина". Для дошкольников и ребят постарше оно обязательно пройдет с пользой и поможет наилучшим образом интегрироваться в социум.

Цель: воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

Задачи урока:

Образовательная:

  • определить вместе с учащимися понятие “Малая Родина”;
  • познакомить учащихся со знаменитым человеком города Магнитогорска – Николаем Семёновичем Соколовым.

Развивающая:

  • способствовать логическому мышлению учащихся;

Воспитательная:

  • прививать любовь к родному краю;
  • воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

Оборудование :

  • текстовый раздаточный материал: Высказывание Константина Дмитриевича Ушинского о Родине
  • видеопесни “С чего начинается Родина?”;
  • презентации : Классный час “Моя малая Родина”; “Николай Семёнович Соколов”

Тип урока: урок-беседа; встреча со знаменитыми людьми.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Ребята, мы с вами сегодня встречаемся первый раз после летнего отдыха на необычном классном часе. (Презентация № 1. Слайд № 1)

II. Работа над понятием Родина

У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем. (Слайд№ 2)

“Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

А что для вас, ребята, означает слово “Родина”? (Выслушать ответы детей)

Родина – это земля, государство, где человек рождается.

Слово “Родина” произошло от древнего слова “Род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

III. Игра “Родня”

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем “род”.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле.

Как называется наша страна?

Да, ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. (Слайд № 3) Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

IV. Знакомство с понятием малая Родина .

Я хочу продолжить наш урок видеофильмом к песне “С чего начинается Родина” http://www.youtube.com/watch?v=RgGo98OlJ58

(можно чтобы стихотворение рассказывали дети на фоне картинок по тексту стихотворения. Слайды № 4-9).

Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Скажите как вы думаете это стихотворение о малой или большой Родине.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

  • Кто из вас родился в нашем замечательном городе?
  • А кто из вас знает что его родители родились в другом месте?
  • Скажите откуда сюда приехали ваши родители?
  • Как давно они здесь живут?

Люди среднего поколения разными путями попадали сюда.

V. Анкета “Знаю ли я свою малую Родину?”

Выберите один или несколько ответов.

1. Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
а) Знаю все о своих родителях
б) Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
в) Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
г) Затрудняюсь ответить
д) Владею информацией частично

2. Являетесь ли Вы коренным жителем своего города (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить

3. Знаете ли Вы знаменитых земляков?
а) Не знаю
б) Знаю (укажите)______________________

4. Знаете ли Вы историю своего края (области)?
а) Традиции праздников
б) Особенности местного костюма
в) Легенды, сказки, предания
г) Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ (На следующем классном часу по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, как ребята класса осведомлены о своей малой родине)

Ребята, кто из вас знает почему наш город называется Магнитогорск?

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём!

VI. Знаменитые люди нашего города

  • А чем же знаменит наш город?
  • Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?
  • Без кого не было бы нашего города?
  • Назовите одним словом... (люди)
  • Как вы думаете, какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?
  • Можно ли выделить 2-3 профессии и сказать, что они самые главные?
  • Почему? (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).

Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.

Ребята в нашем городе живёт много знаменитых людей, представителей различных профессий, каких можно увидеть в книге “Азбука профессий. Южный Урал”

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле...
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

VII. Знакомство с Николаем Семёновичем Соколовым

Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным человеком. Профессия нашего гостя – строитель. (Слайд № 10) (Зачитать вслух с. 21 о строителях из “Азбуки профессий. Южный Урал”).

Давайте посмотрим небольшую презентацию, что бы поближе познакомиться с нашим гостем. (Приложение 1)

(Рассказ Николая Семёновича о своей трудовой биографии и ответы на вопросы учащихся)

VIII. Заключение

Ребята, я очень надеюсь, что судьба нашего гостя Николая Семёновича Соколова вам показала, как нужно относиться к своей большой и малой Родине. Большое Вам спасибо, Николай Семёнович! (Ребята дарят цветы)

Ребята, любите город, в котором вы живёте, продолжайте его лучшие традиции, не забывайте о людях, которые вошли в его историю.

Урок на тему: "Моя малая родина"

в 3-а классе МАОУ "СОШ №12 сУИОП"

города Губкин Белгородской области

Учитель: Головачёва Раиса Владимировна

Цели урока : уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном городе, его прошлом, истории его образования, достопримечательностях города.

Задачи:

Формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

Содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

Прививать навыки поисковой исследовательской работы;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку

Формируемые УУД :

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные:

Способствовать развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.

Познавательные:

умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.

Коммуникативные:

контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу! Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Ученик читает стихотворение.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

А может, она начинается

С веселой запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности,

Ты ей в своем сердце принес…

2 . Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.

Кто из вас, дети, догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?

(о Родине)

3. Актуализация знаний учащихся.

Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово. Что оно означает?!

Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина.

Учитель :

Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.

Текст № 1.

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Учитель :

А что для вас, ребята, означает слово «Родина»?

Как называется наша страна?

Где она расположена?

Какие моря омывают нашу страну?

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Учитель:

И именно об этом говорит Константин Симонов.

Ученик :

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда…

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Учитель :

Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился и где живешь.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой клочок земли, где мы все сейчас живем?

4. Работа по теме урока.

- малая родина. Как называется наша малая родина?

Поднимите руку, кто здесь родился?

А откуда сюда приехали ваши родители?

Из каких мест?

Как давно они здесь живут?

А почему наш город так называется?

Сколько лет нашему городу?

Скажите, какие улицы нашего города носят имена знаменитых людей?

- А чем же знаменит наш город?

- Какие основные промышленные предприятия вы знаете?

Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?

Без кого не было бы нашего города?

Назовите одним словом …(людей)

- Какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?

- Можно ли выделить 2-3 профессии и сказать, что они самые главные?

Почему?

- (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).

Учитель :

Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.

Давайте сейчас прочитаем слова Василия Пескова, которые имеют очень глубокий смысл.

Текст № 2.

«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Родина – это очень много. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер».

Физминутка. (София Ротару "Родина моя")

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Словом, малая Родина у каждого своя!

И нам никогда не надо забывать о том, что когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем, друг друга, родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы.

Учитель: сейчас ребята я предлагаю вам закончить три предложения:

Моя малая Родина – это…

Я люблю её за…

Я хочу пожелать ей…

Малая Родина для каждого человека своя, но главное, чтоб он любил её, не забывал и приносил ей только пользу!

На свете всё не бесконечно –

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это Родина моя.

5. Творческая пауза. Дети работают в группах.

- Нарисуйте красивые уголки своей малой родины, любимые уголки.

Нарисуйте, каким бы вы хотели видеть свою родину в будущем.

Напишите пожелания своей родине.

6. События в Украине. Минута молчания в память о погибших в Украине.

7. Итог урока.

О родине – негромко говорю: Ведь о большой любви кричать не надо. Она – моя отрада и награда, Скажу о ней – молитву сотворю: Будь вечно в благоденствии и славе, Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить, Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво И пред тобой себя не уронить!”. А. Прокофьева “ Родина?”

8.Рефлексия.