Российским законодательством предусмотрены два порядка защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений: а) административный и б) судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков юридических и физических лиц, но и государства. От имени последнего выступают государственные налоговые (финансовые) органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений.

Содержание административного порядка защиты разное для различных субъектов налоговых правоотношений. Так, для налогоплательщиков административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие налоговые (финансовые) органы. Для налоговой же службы -- это бесспорное списание со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств. Но в любом случае административный порядок не исключает возможности обращения в суд для разрешения спора.

Широкая сфера применения административного порядка обусловлена необходимостью оперативных действий в сфере налогов. Ведь налоги -- категория государственная. Налоговая же политика является важнейшей составной частью бюджетно-финансовой политики Российского государства, призванной обеспечить полную и своевременную аккумуляцию налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Поэтому прерогативой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание налогов с организаций и предприятий. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном порядке.

В случае оспаривания законности действий налоговых органов по бесспорному списанию денежных средств в бюджет законодательство предусматривает возможность налогоплательщика защищать свои права в административном порядке. Жалобы юридических лиц и граждан на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в течение не более одного месяца со дня поступления жалобы19. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц налоговых инспекций. Закон обязывает руководителей налоговых органов всех степеней обеспечить строгий учет всех поступающих жалоб и заявлений, лично рассматривать жалобы и принимать меры к устранению нарушений и недостатков.

Принятые в последние годы законодательные акты, регулирующие налоговые правоотношения и порядок защиты прав налогоплательщиков, позволили значительно продвинуться по пути демократизации взаимоотношений государства, хозяйствующих субъектов и граждан как налогоплательщиков к созданию равных условий защиты нарушенных прав как государства, так и налогоплательщиков.

Указания общего прядка о возможности обращения за судебной защитой содержатся в ст. 46 Конституции Российской Федерации, более конкретные -- в нормативных актах, регулирующих права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков. К ним относятся Законы “О государственной налоговой службе РСФСР” от 21 марта 1991 г. и “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г., утвердивший Положение “О государственной налоговой службе Российской Федерации”. Действуют и акты СССР: Положение о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. (в редакции Закона СССР от 5 марта 1991 года)20, Инструкция Министерства финансов СССР от 12 июня 1981 года по применению этого Положения в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и другие. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке в соответствии с Законом Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, от 27 апреля 1993 г.

Подведомственность вышеуказанной категории гражданских дел определяется в соответствии с ГПК Российской Федерации и АПК Российской Федерации. С принятием нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (5 мая 1995 г.)21 произошли существенные изменения в порядке защиты нарушенных прав субъектов налоговых правоотношений. Так,/ раньше ст. 2 АПК РФ 1992 г.22 закрепляла перечень налогоплательщиков и государственных органов, которые были вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов в арбитражный суд. К ним относились: а) предприятия, учреждения, организации (включая колхозы), являющиеся юридическими лицами; б) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В соответствии же с п. 4 ст. 22 нового АПК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, арбитражному суду теперь подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, а также граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В связи с этим могут произойти существенные изменения в порядке защиты прав субъектов налоговых правоотношений и в частности прав граждан.

Ранее действовавшим законодательством было установлено для представителей налоговых (финансовых) органов требование до обращения в арбитражный суд с иском предъявлять налогоплательщику претензию. Данное требование основывалось на положении, закрепленном в ст. 2 АПК РФ 1992 г., где говорилось, что органы государственной власти и управления вправе обращаться в суд, но лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке. Этот порядок был установлен и Положением “О претензионном порядке урегулирования споров”, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.23

В соответствии же с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 1995 г. все истцы по вышеуказанной категории дел освобождены от доарбитражного урегулирования споров24. Ранее только граждане, имеющие статус предпринимателя, освобождались от доарбитражного урегулирования споров, причем только в сфере управления. Они вправе были, в соответствии с АПК РФ 1992 г., сразу обращаться в арбитражный суд с иском. Юридические же лица вправе были обращаться с иском без соблюдения доарбитражного разрешения спора только по определенным видам споров в сфере управления: об обжаловании отказа в государственной регистрации и по требованиям о признании недействительными актов государственных и иных органов, в том числе и актов налоговых (финансовых) органов (ст. 2, 22 АПК РФ 1992 г.). В соответствии с АПК РФ 1995 г. (ст. 22) суду подведомственны дела по экономическим спорам, к которым, в частности, относятся споры: о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта; о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, и другие. Следует отметить, что к последним не относятся акты документальных проверок государственных налоговых инспекций по установлению задолженности бюджетам. Связано это с тем, что акт проверки не является правоустанавливающим и распорядительным документом, он не порождает правовые последствия и подписывается, как правило, не руководителем налоговой службы, а инспектором. В соответствии с законодательством оспаривание такого акта арбитражному суду не подведомственно: его можно обжаловать лишь в административном порядке в вышестоящую налоговую службу. Ведь в арбитражном порядке оспариваются лишь “акты государственных органов, не соответствующие законодательству и нарушающие охраняемые законом права и интересы предприятий, учреждений, организаций...”. К таким актам может быть в данном случае отнесено инкассовое поручение о списании с расчетного счета юридического лица в безакцептном порядке недоимки по налогам за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции (если таковое будет предъявлено до разрешения спора по существу в административном порядке).

Арбитражный суд рассматривает также иски налогоплательщиков к органам налоговой полиции25, поскольку последние выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций. Арбитражный суд рассматривает следующие виды исков налогоплательщиков: о признании недействительным утвержденного в установленном порядке акта проверки органа налоговой полиции, нарушающего законные права и интересы налогоплательщиков; иск о возврате списанных сумм; иск о признании недействительным постановления органа налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.

По общему правилу через судебные органы общей компетенции осуществляется взыскание недоимок по налогам с граждан. Взыскание недоимок по платежам с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых -- на имущество этих лиц.

Однако до подачи в суд заявления о взыскании недоимки налоговыми органами в соответствии с Положением “О взыскании не внесенных в срок налоговых и неналоговых платежей” должен быть наложен арест на имущество недоимщика, который состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах. Один экземпляр -- для налогового органа, второй вручается недоимщику и третий направляется в суд. Акт подписывается должностным лицом налогового органа, недоимщиком либо совершеннолетним членом его семьи и двумя понятыми, которые обязаны присутствовать при описи имущества. Одновременно с наложением ареста на имущество недоимщика последнему вручается предупреждение о передаче дела в суд, если недоимка в течение десяти дней с момента наложения ареста на имущество не будет погашена.

Заявление о взыскании недоимки с граждан оформляется и подается налоговыми органами в соответствии со ст. 240--244 ГПК Российской Федерации в народный суд по месту жительства недоимщика либо по месту нахождения его имущества. Эти дела рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Это предусмотрено главой 25 ГПК Российской Федерации.

Суд, установив, что требование о взыскании недоимки является законным, выносит решение о ее взыскании с доходов недоимщика: заработной платы, пенсии, стипендии и/ т. п. В случае отсутствия у недоимщика заработка производится изъятие описанного имущества по исполнительному листу. Об изъятии имущества государственными налоговыми инспекциями составляется акт в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается недоимщику, другой передается начальнику государственной налоговой инспекции или его заместителю для утверждения. Акт должен быть утвержден в течение трех дней с момента составления, после чего производится реализация изъятого у недоимщика имущества. Реализация осуществляется в порядке, установленном для реализации конфискованного, бесхозного имущества или имущества, перешедшего государству по правам наследования. На органы внутренних дел возложена обязанность по оказанию практической помощи работникам налоговых органов при производстве ими описи имущества и его изъятии в случаях оказания тем противодействия26

Граждане, не имеющие статуса предпринимателя, вправе предъявлять в суде самостоятельные либо встречные иски к налоговым (финансовым) органам о возврате излишне внесенных сумм и о возмещении убытков. Суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом. Следует отметить, что ранее в самом тексте Закона о налоге никогда не оговаривалось право граждан на возмещение убытков, хотя само это правило для российского права нововведением не является, ибо было закреплено еще в ГК РСФСР 1922 г. (ст. 117), а затем и в ГК РФ 1964 г. (ст. 187, 219, 457), а также в ч. I ГК РФ 1994 г. (ст. 15, 16).

Излишнее внесение сумм налоговых платежей может быть следствием не только неправомерных действий со стороны должностных лиц налоговых органов, но и изменения источников дохода, новелл в законодательстве и рядом других причин. По желанию налогоплательщика причитающиеся к возврату суммы могут быть зачтены в счет последующих удержаний налога.

Российским законодательством предусмотрены два порядка защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений: а) административный и б) судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков юридических и физических лиц, но и государства. От имени последнего выступают государственные налоговые (финансо-

вые) органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений.

Содержание административного порядка защиты разное для различных субъектов налоговых правоотношений. Так, для налогоплательщиков административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие налоговые (финансовые) органы. Для налоговой же службы - это бесспорное списание со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств. Но в любом случае административный порядок не исключает возможности обращения в суд для разрешения спора.

Широкая сфера применения административного порядка обусловлена необходимостью оперативных действий в сфере налогов. Ведь налоги - категория государственная. Налоговая же политика является важнейшей составной частью бюджетно-финансовой политики Российского государства, призванной обеспечить полную и своевременную аккумуляцию налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Поэтому прерогативой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание налогов с организаций и предприятий. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном порядке.

В случае оспаривания законности действий налоговых органов по бесспорному списанию денежных средств в бюджет законодательство предусматривает возможность налогоплательщика защищать свои права в административном порядке. Жалобы юридических лиц и граждан на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в течение не более одного месяца со дня поступления жалобы19. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц налоговых инспекций. Закон обязывает руководителей налоговых органов всех степеней обеспечить строгий учет всех поступающих жалоб и заявлений,

лично рассматривать жалобы и принимать меры к устранению нарушений и недостатков.

Принятые в последние годы законодательные акты, регулирующие налоговые правоотношения и порядок защиты прав налогоплательщиков, позволили значительно продвинуться по пути демократизации взаимоотношений государства, хозяйствующих субъектов и граждан как налогоплательщиков к созданию равных условий защиты нарушенных прав как государства, так и налогоплательщиков.

Указания общего прядка о возможности обращения за судебной защитой содержатся в ст. 46 Конституции Российской Федерации, более конкретные - в нормативных актах, регулирующих права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков. К ним относятся Законы “О государственной налоговой службе РСФСР” от 21 марта 1991 г. и “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г., утвердивший Положение “О государственной налоговой службе Российской Федерации”. Действуют и акты СССР: Положение о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. (в редакции Закона СССР от 5 марта 1991 года)20, Инструкция Министерства финансов СССР от 12 июня 1981 года по применению этого Положения в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и другие. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке в соответствии с Законом Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, от 27 апреля 1993 г.

Подведомственность вышеуказанной категории гражданских дел определяется в соответствии с ГПК Российской Федерации и АПК Российской Федерации. С принятием нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (5 мая 1995 г.)21 произошли существенные изменения в порядке защиты нарушенных прав субъектов налоговых правоотношений. Так,/ раньше ст. 2 АПК РФ 1992 г.22 закрепляла перечень налогоплательщиков и государственных органов, которые были вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых

законных прав и интересов в арбитражный суд. К ним относились: а) предприятия, учреждения, организации (включая колхозы), являющиеся юридическими лицами; б) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В соответствии же с п. 4 ст. 22 нового АПК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, арбитражному суду теперь подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, а также граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В связи с этим могут произойти существенные изменения в порядке защиты прав субъектов налоговых правоотношений и в частности прав граждан.

Ранее действовавшим законодательством было установлено для представителей налоговых (финансовых) органов требование до обращения в арбитражный суд с иском предъявлять налогоплательщику претензию. Данное требование основыва-лось на положении, закрепленном в ст. 2 АПК РФ 1992 г., где говорилось, что органы государственной власти и управления вправе обращаться в суд, но лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке. Этот порядок был установлен и Положением “О претензионном порядке урегулирования споров”, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.23

В соответствии же с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 1995 г. все истцы по вышеуказанной категории дел освобождены от доарбитражного урегулирования споров24. Ранее только граждане, имеющие статус предпринимателя, освобождались от доарбитражного урегулирования споров, причем только в сфере управления. Они вправе были, в соответствии с АПК РФ 1992 г., сразу обращаться в арбитражный суд с иском.

Юридические же лица вправе были обращаться с иском без соблюдения доарбитражного разрешения спора только по определенным видам споров в сфере управления: об обжаловании отказа в государственной регистрации и по требованиям о признании недействительными актов государственных и иных органов, в том числе и актов налоговых (финансовых) органов (ст. 2, 22 АПК РФ 1992 г.). В соответствии с АПК РФ 1995 г. (ст. 22) суду подведомственны дела по экономическим

спорам, к которым, в частности, относятся споры: о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного доку-мента, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта; о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, и другие. Следует отметить, что к последним не относятся акты документальных проверок государственных налоговых инспекций по установлению задолженности бюджетам. Связано это с тем, что акт проверки не является правоустанавливающим и распоряди-тельным документом, он не порождает правовые последствия и подписывается, как правило, не руководителем налоговой службы, а инспектором. В соответствии с законодательством оспари-вание такого акта арбитражному суду не подведомственно: его можно обжаловать лишь в административном порядке в вышестоящую налоговую службу. Ведь в арбитражном порядке оспариваются лишь “акты государственных органов, не соответствующие законодательству и нарушающие охраняемые законом права и интересы предприятий, учреждений, организаций...”. К таким актам может быть в данном случае отнесено инкассовое поручение о списании с расчетного счета юридического лица в безакцептном порядке недоимки по налогам за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции (если таковое будет предъявлено до разрешения спора по существу в административном порядке).

Арбитражный суд рассматривает также иски налогоплательщиков к органам налоговой полиции25, поскольку последние выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций. Арбитражный суд рассматривает следующие виды исков налогоплательщиков: о признании недействительным утвержденного в установленном порядке акта проверки органа налоговой полиции, нарушающего законные права и интересы налогоплательщиков;

иск о возврате списанных сумм; иск о признании недействительным постановления органа налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.

По общему правилу через судебные органы общей компетенции осуществляется взыскание недоимок по налогам с граждан. Взыскание недоимок по платежам с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.

Однако до подачи в суд заявления о взыскании недоимки налоговыми органами в соответствии с Положением “О взыскании не внесенных в срок налоговых и неналоговых платежей” должен быть наложен арест на имущество недоимщика, который состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах. Один экземпляр - для налогового органа, второй вручается недоимщику и третий направляется в суд. Акт подписывается должностным лицом налогового органа, недоимщиком либо совершеннолетним членом его семьи и двумя понятыми, которые обязаны присутствовать при описи имущества. Одновременно с наложением ареста на имущество недоимщика последнему вручается предупреждение о передаче дела в суд, если недоимка в течение десяти дней с момента наложения ареста на имущество не будет погашена.

Заявление о взыскании недоимки с граждан оформляется и подается налоговыми органами в соответствии со ст. 240-244 ГПК Российской Федерации в народный суд по месту жительства недоимщика либо по месту нахождения его имущества. Эти дела рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Это предусмотрено главой 25 ГПК Российской Федерации.

Суд, установив, что требование о взыскании недоимки является законным, выносит решение о ее взыскании с доходов недоимщика: заработной платы, пенсии, стипендии и/ т. п. В случае отсутствия у недоимщика заработка производится изъятие описанного имущества по исполнительному листу. Об изъятии имущества государственными налоговыми инспекциями составляется акт в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается недоимщику, другой передается начальнику государственной налоговой инспекции или его заместителю для утверждения. Акт должен быть утвержден в течение трех дней с момента составления, после чего производится реализация изъятого у недоимщика имущества. Реализация осуществляется в порядке, установленном для реализации конфискованного, бесхозного имущества или имущества, перешедшего государству по правам наследования. На органы внутренних дел

возложена обязанность по оказанию практической помощи работникам налоговых органов при производстве ими описи иму-щества и его изъятии в случаях оказания тем противодействия26

Граждане, не имеющие статуса предпринимателя, вправе предъявлять в суде самостоятельные либо встречные иски к налоговым (финансовым) органам о возврате излишне внесенных сумм и о возмещении убытков. Суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом. Следует отметить, что ранее в самом тексте Закона о налоге никогда не оговаривалось право граждан на возмещение убытков, хотя само это правило для российского права нововведением не является, ибо было закреплено еще в ГК РСФСР 1922 г. (ст. 117), а затем и в ГК РФ 1964 г. (ст. 187, 219, 457), а также в ч. I ГК РФ 1994 г. (ст. 15, 16).

Излишнее внесение сумм налоговых платежей может быть следствием не только неправомерных действий со стороны должностных лиц налоговых органов, но и изменения источников дохода, новелл в законодательстве и рядом других причин. По желанию налогоплательщика причитающиеся к возврату суммы могут быть зачтены в счет последующих удержаний налога.

Российским законодательством предусмотрены два порядка защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений: а) административный и б) судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков юридических и физических лиц, но и государства. От имени последнего выступают государственные налоговые (финансовые) органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений. Содержание судебного порядка защиты для всех субъектов названных правоотношений одинаково. Оно заключается в праве обращения налоговых (финансовых) органов, а также налогоплательщиков за защитой своих правовых интересов в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Содержание административного порядка защиты разное для различных субъектов налоговых правоотношений. Так, для налогоплательщиков административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие налоговые (финансовые) органы. Для налоговой же службы -- это бесспорное списание со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств. Но в любом случае административный порядок не исключает возможности обращения в суд для разрешения спора.

Широкая сфера применения административного порядка обусловлена необходимостью оперативных действий в сфере налогов. Ведь налоги -- категория государственная. Налоговая же политика является важнейшей составной частью бюджетно-финансовой политики Российского государства, призванной обеспечить полную и своевременную аккумуляцию налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Поэтому прерогативой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание налогов с организаций и предприятий. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном порядке.

В случае оспаривания законности действий налоговых органов по бесспорному списанию денежных средств в бюджет законодательство предусматривает возможность налогоплательщика защищать свои права в административном порядке. Жалобы юридических лиц и граждан на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в течение не более одного месяца со дня поступления жалобы19. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц налоговых инспекций. Закон обязывает руководителей налоговых органов всех степеней обеспечить строгий учет всех поступающих жалоб и заявлений, лично рассматривать жалобы и принимать меры к устранению нарушений и недостатков.

Принятые в последние годы законодательные акты, регулирующие налоговые правоотношения и порядок защиты прав налогоплательщиков, позволили значительно продвинуться по пути демократизации взаимоотношений государства, хозяйствующих субъектов и граждан как налогоплательщиков к созданию равных условий защиты нарушенных прав как государства, так и налогоплательщиков.

Указания общего прядка о возможности обращения за судебной защитой содержатся в ст. 46 Конституции Российской Федерации, более конкретные -- в нормативных актах, регулирующих права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков. К ним относятся Законы «О Государственной налоговой службе в РСФСР» Федеральный закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 (в ред. от 27.06.2011 № 162-ФЗ). от 21 марта 1991 г. в ред. от 18.12.2006 и “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г., утвердивший Положение “О государственной налоговой службе Российской Федерации”. Действуют и акты СССР: Положение о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. (в редакции Закона СССР от 5 марта 1991 года)20, Инструкция Министерства финансов СССР от 12 июня 1981 года по применению этого Положения в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и другие. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке в соответствии с Законом Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, от 27 апреля 1993 г.

Подведомственность вышеуказанной категории гражданских дел определяется в соответствии с ГПК Российской Федерации и АПК Российской Федерации. С принятием нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (5 мая 1995 г.) 21 произошли существенные изменения в порядке защиты нарушенных прав субъектов налоговых правоотношений. Так, раньше ст. 2 АПК РФ 1992 г. 22 закрепляла перечень налогоплательщиков и государственных органов, которые были вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов в арбитражный суд. К ним относились:

а) предприятия, учреждения, организации (включая колхозы), являющиеся юридическими лицами;

б) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В соответствии же с п. 4 ст. 22 нового АПК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, арбитражному суду теперь подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, а также граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В связи с этим могут произойти существенные изменения в порядке защиты прав субъектов налоговых правоотношений и в частности прав граждан.

Ранее действовавшим законодательством было установлено для представителей налоговых (финансовых) органов требование до обращения в арбитражный суд с иском предъявлять налогоплательщику претензию. Данное требование основывалось на положении, закрепленном в ст. 2 АПК РФ 1992 г., где говорилось, что органы государственной власти и управления вправе обращаться в суд, но лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке. Этот порядок был установлен и Положением “О претензионном порядке урегулирования споров”, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.23.

В соответствии же с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 1995 г. все истцы по вышеуказанной категории дел освобождены от доарбитражного урегулирования споров24. Ранее только граждане, имеющие статус предпринимателя, освобождались от доарбитражного урегулирования споров, причем только в сфере управления. Они вправе были, в соответствии с АПК РФ 1992 г., сразу обращаться в арбитражный суд с иском. Юридические же лица вправе были обращаться с иском без соблюдения доарбитражного разрешения спора только по определенным видам споров в сфере управления: об обжаловании отказа в государственной регистрации и по требованиям о признании недействительными актов государственных и иных органов, в том числе и актов налоговых (финансовых) органов (ст. 2, 22 АПК РФ 1992 г.). В соответствии с АПК РФ 1995 г. (ст. 22) суду подведомственны дела по экономическим спорам, к которым, в частности, относятся споры: о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта; о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, и другие. Следует отметить, что к последним не относятся акты документальных проверок государственных налоговых инспекций по установлению задолженности бюджетам. Связано это с тем, что акт проверки не является правоустанавливающим и распорядительным документом, он не порождает правовые последствия и подписывается, как правило, не руководителем налоговой службы, а инспектором. В соответствии с законодательством оспари-вание такого акта арбитражному суду не подведомственно: его можно обжаловать лишь в административном порядке в вышестоящую налоговую службу. Ведь в арбитражном порядке оспариваются лишь “акты государственных органов, не соответствующие законодательству и нарушающие охраняемые законом права и интересы предприятий, учреждений, организаций...”. К таким актам может быть в данном случае отнесено инкассовое поручение о списании с расчетного счета юридического лица в безакцептном порядке недоимки по налогам за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции (если таковое будет предъявлено до разрешения спора по существу в административном порядке).

Арбитражный суд рассматривает также иски налогоплательщиков к органам налоговой полиции25, поскольку последние выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций. Арбитражный суд рассматривает следующие виды исков налогоплательщиков: о признании недействительным утвержденного в установленном порядке акта проверки органа налоговой полиции, нарушающего законные права и интересы налогоплательщиков;

иск о возврате списанных сумм; иск о признании недействительным постановления органа налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.

По общему правилу через судебные органы общей компетенции осуществляется взыскание недоимок по налогам с граждан. Взыскание недоимок по платежам с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых -- на имущество этих лиц.

Однако до подачи в суд заявления о взыскании недоимки налоговыми органами в соответствии с Положением “О взыскании не внесенных в срок налоговых и неналоговых платежей” должен быть наложен арест на имущество недоимщика, который состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах. Один экземпляр -- для налогового органа, второй вручается недоимщику и третий направляется в суд. Акт подписывается должностным лицом налогового органа, недоимщиком либо совершеннолетним членом его семьи и двумя понятыми, которые обязаны присутствовать при описи имущества. Одновременно с наложением ареста на имущество недоимщика последнему вручается предупреждение о передаче дела в суд, если недоимка в течение десяти дней с момента наложения ареста на имущество не будет погашена. Заявление о взыскании недоимки с граждан оформляется и подается налоговыми органами в соответствии со ст. 240--244 ГПК Российской Федерации в народный суд по месту жительства недоимщика либо по месту нахождения его имущества. Эти дела рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Это предусмотрено главой 25 ГПК Российской Федерации. Суд, установив, что требование о взыскании недоимки является законным, выносит решение о ее взыскании с доходов недоимщика: заработной платы, пенсии, стипендии и/ т. п. В случае отсутствия у недоимщика заработка производится изъятие описанного имущества по исполнительному листу. Об изъятии имущества государственными налоговыми инспекциями составляется акт в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается недоимщику, другой передается начальнику государственной налоговой инспекции или его заместителю для утверждения. Акт должен быть утвержден в течение трех дней с момента составления, после чего производится реализация изъятого у недоимщика имущества. Реализация осуществляется в порядке, установленном для реализации конфискованного, бесхозного имущества или имущества, перешедшего государству по правам наследования. На органы внутренних дел возложена обязанность по оказанию практической помощи работникам налоговых органов при производстве ими описи имущества и его изъятии в случаях оказания тем противодействия.

Граждане, не имеющие статуса предпринимателя, вправе предъявлять в суде самостоятельные либо встречные иски к налоговым (финансовым) органам о возврате излишне внесенных сумм и о возмещении убытков. Суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом. Следует отметить, что ранее в самом тексте Закона о налоге никогда не оговаривалось право граждан на возмещение убытков, хотя само это правило для российского права нововведением не является, ибо было закреплено еще в ГК РСФСР 1922 г. (ст. 117), а затем и в ГК РФ 1964 г. (ст. 187, 219, 457), а также в ч. I ГК РФ 1994 г. (ст. 15, 16). Излишнее внесение сумм налоговых платежей может быть следствием не только неправомерных действий со стороны должностных лиц налоговых органов, но и изменения источников дохода, новелл в законодательстве и рядом других причин. По желанию налогоплательщика причитающиеся к возврату суммы могут быть зачтены в счет последующих удержаний налога.

С 15 сентября в России заработал новый Кодекс административного судопроизводства (КАС). По нему можно оспаривать нормативные документы и подзаконные акты, принятые органами управления всех уровней. Однако порядок обжалования решений налоговой службы и внебюджетных фондов, принятых в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, прописан в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, и, несмотря на появление КАС, остался неизменным.

Защита прав налогоплательщиков. Право на обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов

В Налоговый кодекс РФ включен отдельный раздел , регламентирующий возмож­ность и порядок обжалования актов налоговых органов и дейст­вий или бездействия их должностных лиц. Обозначенный раз­дел VII объединяет две группы норм:

    • глава 19 «Порядок обжа­лования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» и
    • глава 20 «Рассмотрение жалобы и при­нятие решения по ней».

Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплатель­щику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

В зависимости от различий в материальных нормах и про­цессуальном порядке нормативными правовыми актами России предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплатель­щиков :

    1. президентский;
    2. административный;
    3. судебный;
    4. самозащита прав.

Подробнее

Президенту РФ могут быть обжало­ваны любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Данный способ предполагает упрощенное производство по поданной жалобе. Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъ­ектов налоговых правоотношений.

Судебный способ регламентирован ГПК РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ, а также Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1. Закон предусматривает, что право на обжалование имеет каждый гра­жданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препят­ствия для осуществления его прав и свобод. Юридические ли­ца - субъекты налогового права - вправе обращаться за судеб­ной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором.

Способы судебной защиты прав налогоплательщиков:

    • признание Конституционным Судом РФ неконституционным законодательного акта полностью или в части;
    • признание судом общей юрисдикции противоречащим фе­деральному закону и, следовательно, недействующим или не под­лежащим применению закона субъекта РФ;
    • признание арбитражными судами или судами общей юрис­дикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нару­шающего права и законные интересы налогоплательщика;
    • отмена арбитражными судами или судами общей юрисдик­ции недействительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа ме­стного самоуправления, противоречащего закону и нарушающегоправа и законные интересы налогоплательщика;
    • неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;
    • пресечение действий должностного лица налогового орга­на или иного государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
    • принуждение налоговых органов, иных органов государст­венной власти или их должностных лиц к выполнению законо­дательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;
    • признание не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового или другого органа на спи­сание в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов за нарушения налогового законодательства с банковского счета на­логоплательщика;
    • возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов;
    • взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени;
    • возмещение убытков, причиненных незаконными реше­ниями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.

Одновременно названные способы судебной защиты являются предметами исковых требований налогоплательщиков.

Значительная часть дел, возникающих из налоговых право­отношений, рассматривается арбитражными судами. Статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Арбит­ражные суда рассматривают следующие категории дел, связан­ных с осуществлением организациями и гражданами предпри­нимательской и иной экономической деятельности:

    • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности;
    • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государ­ственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправле­ния, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих
      предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания;
    • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рас­смотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Высший Арбитражный Суд РФ в Информационном письме «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» от 21 июня 1999 г. №42 указал, что «спо­ры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникшие в связи с исчислением подоходного нало­га, подведомственны арбитражным судам независимо от осно­вания возникновения спора».

По общему правилу (ст. 35 АПК РФ) иск предъявляется по месту нахождения налогового органа , акты, действия или бездей­ствие которого обжалуются. Иски к государственным органам и органам местного самоуправления, вытекающие из налоговых правоотношений, предъявляются в арбитражный суд соответст­вующего субъекта РФ, а не по месту нахождения органа, при­нявшего оспариваемое решение.

Статья 138 НК РФ устанавливает важное правило судебного рассмотрения налоговых споров - принцип определения над­лежащего ответчика :

    • по делу об обжаловании акта налогового органа ответчиком следует привле­кать налоговый орган независимо от того, кем именно подписан оспариваемый акт;
    • по делу об обжало­вании действий или бездействия должностных лиц налогового органа надлежащим ответчиком будет именно то должностное лицо, которое осуществило оспариваемые действия или которое бездействовало.

Правоприменительная практика рассмотрения налоговых спо­ров показывает, что в судебном процессе неизбежно рассматри­ваются следующие вопросы:

    1. применение материальных норм законодательства о налогах и сборах;
    2. применение процессуальных норм, послуживших поводом для обращения налогоплательщика в суд: порядок проведе­ния налоговой проверки, производство по делу о налого­вом правонарушении, порядок взыскания недоимки или пени и т.д.;
    3. юридическая квалификация статуса, характера финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в целях выявления налоговых последствий этих операций.

Роль прокуратуры при защите прав налогоплательщиков

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщиков принадлежит прокуратуре РФ, которая, согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ), составляет единую централизованную систему, осуществляет над­зор за исполнением действующих на территории России зако­нов, предпринимает меры, направленные на устранение их на­рушений и привлечение нарушителей к ответственности. Наряду с другими направлениями в функции прокуратуры входит осу­ществление надзора за исполнением финансового законодатель­ства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение: от органов представительной или исполнительной власти, фи­нансовых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых агентов, резидентов в валютных отношениях и т.д.

Для выполнения функции надзора за исполнением норм на­логового права органы прокуратуры вправе проводить проверки исполнения и соблюдения финансового законодательства. По­добные проверки проводятся в связи с поступающими в проку­ратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах налоговых правонарушений.

В соответствии со ст. 137 НК РФ со стороны налогопла­тельщиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера:

    1. ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц этих органов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать их права;
    2. нормативные правовые акты налоговых органов обжа­луются в порядке, предусмотренном не самим Кодексом, а иным федеральным законодательством.

Объектом обжалования со стороны налогоплательщика могут быть следующие ненормативные акты налоговых органов, обо­значенные в Налоговом кодексе РФ:

    • решения о доначислении налога или пени (п. 3 ст. 40);
    • решения о взыскании налога, сбо­ра, а также пени за счет денежных средств, находящихся на сче­тах в банках (п. 3 ст. 46);
    • инкассовые поручения на перечисле­ние налога в бюджет (п. 2 ст. 46);
    • решения об отказе в предос­тавлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64);
    • решения о приостановлении операций по банков­ским счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 76);
    • решения об аресте имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 77);
    • и др.

Кроме названных ненормативных актов обжалованию под­лежат и решения вышестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.

Не подлежат обжалованию в административном или судеб­ном порядке:

    • акты налоговых проверок, поскольку сами по себе они не содержат обязательных для налогоплательщиков предпи­саний, влекущих юридические последствия.

Налогоплательщик имеет право оспаривать:

    1. правомерность действий или бездействия должностных лиц налоговых органов, если последствиями такого поведения стали нарушения закон­ных прав и интересов подателя заявления;
    2. создание незаконных препятствий осуществлению права собственности или иных вещ­ных прав, а также свобод; возложение дополнительных обязанностей или иных незаконных имущественных обременении;
    3. не­законное привлечение к налоговой ответственности.

Действия должностных лиц налоговых органов, нарушающие права налогоплательщиков и, следовательно, подлежащие обжа­лованию, могут выражаться в различного рода поступках:

    • прове­дении контрольных мероприятий с нарушением налогово-процессуальных норм,
    • предъявлении требования об уплате налога или сбора,
    • предъявлении письменного налогового уведомления об уплате налога и т.д.

Бездействие должностных лиц налоговых органов, нарушающее права налогоплательщиков, чаще всего выражается в уклонении от возврата излишне взысканных сумм налога, сбора или пени.

Порядок обжалования решений и действий налоговых органов

В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Таким образом, административный (досудебный) порядок обжалования является обязательным.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится путем подачи искового заявления:

  1. организациями и индивидуальными предпринимателями - в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством ;
  2. физическими лицами , не являющимися индивидуальными предпринимателями, - в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

При этом согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О расходы на представительство в арбитражном суде и на оказание юридических услуг должны включаться в состав убытков, подлежащих возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение.

По общему правилу обжалование неправомерного поведения налоговых органов или их должностных лиц не приостанавлива­ет исполнения обжалуемого акта или действия.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом (в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством РФ), а в случае обжалования в вышестоящий налоговый орган - могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены ст. 139 НК РФ, а также Регламент ом рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденным приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Налоговые правоотношения - это урегулированные норма­ми налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.

Основным содержанием налогового правоотношения являет­ся обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систе­му или внебюджетный государственный (местный) фонд денеж­ную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных Орга­нов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогопла­тельщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возмож­ности по реализации функций и задач. Поэтому законодатель­ство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выпол­нение этих обязанностей.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплатель­щики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы - банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отноше­ниях, т. е.субъектами налогового права.

В Законе “Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации” впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характе­ристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юриди­ческие и физические лица, закрепляя их статус общими норма­ми. Конкретизируются же права и обязанности налогоплатель­щиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

Налогоплательщики обязаны:

Уплачивать налоги своевременно и в полном объеме;

Вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

Представлять налоговым органам необходимые для исчис- ления и уплаты налогов документы и сведения;

Вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в разме­ре суммы сокрытого дохода, выявленного проверками налоговых органов;

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

Выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

В случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в 10-дневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) и др.

Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Закон закрепляет факты, обуслов­ливающие прекращение обязанностей по уплате налога. Для физических лиц это - уплата налога, отмена налога, смерть налогоплательщика при невозможности произвести уплату на­лога без его личного участия, если иное не установлено законо­дательными актами.



Условиями прекращения таких обязанностей для юридиче­ского лица являются: уплата налога или отмена налога. Невоз­можность уплаты налога юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкро­том. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

Налогоплательщики имеют следующие права, которые на­правлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов:

Представлять документы, подтверждающие право на льго­ты по налогам;

Пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами;

Знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

Представлять налоговым органам пояснения по исчисле­нию и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

В установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обес­печивается мерами государственного принуждения. В этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции. Помимо них используются залог денежных и товарно-материальных ценнос­тей, поручительство или гарантия кредиторов налогоплатель­щиков.

Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке - с юридических лиц, в судебном - с физических лиц. Срок исковой давности по взысканию налогов с физических лиц составляет три года, бесспорный порядок взыскания недоимок с юридических лиц может быть применен в течение шести лет. При этом взыскание недоимки с юридичес­ких и физических лиц обращается на их доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество.

Анализируя предусмотренные законодательством санкции, которые применяются к налогоплательщикам, а также вноси­мые в правовые нормы изменения, можно заметить усиление материального воздействия с помощью санкций, налагаемых на

нарушителей налогового законодательства. Характерен также переход санкций, применяемых к должностным лицам и граж­данам, в соответствующих случаях в размерах, кратных уста­новленной законодательством минимальной заработной плате. Применение санкции к налогоплательщикам - юридическим лицам сопровождается в соответствующих случаях и ответ­ственностью должностных лиц.

К налогоплательщикам - юридическим и физическим ли­цам применяются следующиефинансовые санкции за наруше­ние налогового законодательства:

1) взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штра­фа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);

2) штраф за каждое из следующих нарушений:

За отсутствие учета объектов налогообложения и за веде­ние учета объектов налогообложения с нарушением установлен­ного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период,- в размере 10% доначислен­ных сумм налога;

За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налога,- в размере 10% причитающихся к упла­те по очередному сроку сумм налога;

3) взыскание пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени.

Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от дру­гих видов ответственности.

К налогоплательщикам могут быть применены и другие санкции при условии, что предусмотрены законодательными актами 15 . Кроме того, должностные лица, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисципли-

парной ответственности, а граждане - к административной и уголовной ответственности.

Так, Законом “О государственной налоговой службе 16 от 21 марта 1991 г. предоставлено право государственным налого­вым инспекциям налагать административные штрафы в сумме от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда на дол­жностных лиц предприятий, организаций, учреждений, а также на граждан, виновных в нарушении налогового законодательст­ва.

Усилились меры уголовной ответственности, применяемые к должностным лицам и гражданам за рассматриваемые право­нарушения. До недавнего времени в УК РСФСР предусматрива­лась уголовная ответственность лишь за уклонение от налогов в военное время (ст. 82 УК предусматривает лишение свободы от одного года до пяти лет или исправительно-трудовые работы до двух лет). Позднее, в 1986 г., Уголовный кодекс был дополнен ст. 162" об ответственности за уклонение от подачи деклараций о доходах, прежде всего деклараций занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, другой индивидуально-трудовой деятельностью. Мера наказания - исправительно-трудовые работы на срок до двух лет.

На основании Закона от 2 июля 1992 г. 17 , внесшего изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федера­ции, Уголовный кодекс дополнен двумя статьями, усилившими ответственность за правонарушения в области налогообложе­ния: это статьи 162 2 и 162 3 , которыми предусмотрены новые составы преступлений в этой области. По статье 162 2 - это сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложе­ния в крупных размерах, наказываемое штрафом в размере до 350 минимальных заработных плат, установленных законода­тельством, и в особо крупных размерах, " либо произведенное лицом, ранее уже совершившим такое преступление, что влечет наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества либо штраф в сумме от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Если налог превышает пятьдесят минимальных зарплат - это сокрытие в крупных размерах. Под особо крупными размерами понимается сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, налог с которых превышает тысячу мини­мальных размеров оплаты труда.

Статья 163 3 предусматривает уголовное наказание за проти­водействие или неисполнение требований налоговой службы в

целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, а именно уклонение от явки в органы государственной налоговой службы для дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом ее объеме, а также непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию названных органов в виде штрафа в сумме от 100 до 150 минимальных размеров оплаты труда, установленных зако­нодательством.

Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной налоговой службе и Законе об основах налого­вой системы в Российской Федерации и состоят в следующем:

Обеспечении поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с предусмотренными ставками. Эта обязанность реализуется через широкий круг соответствующих функций, закрепленных Законом “О Государственной налоговой службе РФ”;

Ведении учета налогоплательщиков. Банки и другие кре­дитные учреждения открывают расчетные, иные счета налого­плательщикам только при предъявлении теми документа, под­тверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указан­ных счетов;

Охране коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах физических лиц;

Возмещении в установленном порядке ущерба (включая упущенную выгоду), причиненного налогоплательщикам вслед­ствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей. Кроме того, налоговые органы и их сотрудники могут привлекаться к другим видам ответственности, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации.

Для реализации возложенных на них обязанностей налого­вым органам и их должностным, лицам предоставлены соответ­ствующие права.

Налоговые органы вправе:

а) возбуждать ходатайства о запрещении заниматься пред­принимательской деятельностью;

б) предъявлять в суд или арбитражный суд иски: о ликвида­ции предприятий; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; о признании

регистрации предприятия недействительной в случае наруше­ния установленного порядка создания предприятия или несоот­ветствия учредительных документов требованиям законода­тельства и взыскании доходов, полученных этим предприятием, а также другие права, предусмотренные законодательством.

Законодательство устанавливаетправа должностных лиц налоговых органов, в основном контролирующего характера:

проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов; обследовать производственные, складские помещения налогоплательщика; получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления налоговых платежей налогоплательщика.

Кроме того, должностные лица налоговых органов вправе применять меры пресечения:

Приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках и других кредитных учреждениях в случаях непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов;

Изымать у налогоплательщиков документы, свидетель­ствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержа­ния.

К правам должностных лиц налоговых органов отнесено также наложение административных штрафов на руководите­лей банков, кредитных учреждений и финансовых органов в случае невыполнения указаний налоговых органов.

При этом права приостанавливать операции налогоплатель­щиков по счетам в банках и налагать административные штра­фы в указанных случаях принадлежат начальникам и замести­телям начальников государственных налоговых инспекций и осуществляются путем принятия соответствующих постановле­ний. Эти же лица вправе применять к налогоплательщикам-гражданам, а также предприятиям, организациям и их дол­жностным лицам рассмотренные выше финансовые санкции и административные штрафы.

В Законе РФ об основах налоговой системы впервые на законодательном уровне специально урегулированыобязаннос­ти и ответственность банков в области налогообложения.

Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам

данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплатель­щиков - клиентов этих учреждений и предприятий за истек­ший финансовый год. Порядок представления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. В случае непредоставления таких данных на руководителей указанных учреждений налагается в административном порядке штраф в размере пятикратного определенного законом размера мини­мальной месячной оплаты труда за каждую неделю просрочки.

Законодатель уделяет особое внимание обеспечению своевре­менного перечисления налоговых платежей в казну, устанавли­вая меры взыскания за правонарушения в данной области.

Банкам и кредитным учреждениям запрещено задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и использовать неперечисленные суммы в качестве кредитных ресурсов. При установлении таких фактов налоговый орган должен взыскать полученный банком доход в федеральный бюджет, а на руково­дителя банка налагает в административном порядке штраф в размере пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

С банка взыскивается пеня в размере 0,2% с неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки при неисполнении (задержке) им поручения налогоплательщика по вине банка". Взыскание пени не освобождает банк от других видов ответ­ственности.

Установлена ответственность и за несвоевременное удержа­ние и перечисление предприятиями подоходного налога с физи­ческих лиц с выплачиваемых им доходов. Руководители пред­приятий в этом случае несут ответственность в виде штрафа в размере пятикратной минимальной месячной оплаты труда.

Рассмотренные санкции обеспечивают интересы государства. Интересы налогоплательщиков подлежат защите в судебном или административном порядке.

Российским законодательством предусмотрены два порядка защиты прав и законных интересов субъектов налоговых пра­воотношений: а) административный и б) судебный. Они приме­няются при защите прав не только налогоплательщиков юридических и физических лиц, но и государства. От имени последнего выступают государственные налоговые (финансо-

вые) органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений.

Содержание административного порядка защиты разное для различных субъектов налоговых правоотношений. Так, для налогоплательщиков административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие налоговые (финансовые) органы. Для налоговой же службы - это бесспорное списание со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств. Но в любом случае административный порядок не исключает возможности обращения в суд для разрешения спора.

Широкая сфера применения административного порядка обус­ловлена необходимостью оперативных действий в сфере нало­гов. Ведь налоги - категория государственная. Налоговая же политика является важнейшей составной частью бюджетно-финансовой политики Российского государства, призванной обеспечить полную и своевременную аккумуляцию налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Поэтому прерогати­вой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание налогов с организаций и предприятий. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном порядке.

В случае оспаривания законности действий налоговых орга­нов по бесспорному списанию денежных средств в бюджет законодательство предусматривает возможность налогоплатель­щика защищать свои права в административном порядке. Жа­лобы юридических лиц и граждан на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государ­ственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним прини­маются в течение не более одного месяца со дня поступления жалобы 19 . Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налого­вые инспекции. Подача жалобы не приостанавливает обжалуе­мого действия должностных лиц налоговых инспекций. Закон обязывает руководителей налоговых органов всех степеней обеспечить строгий учет всех поступающих жалоб и заявлений,

лично рассматривать жалобы и принимать меры к устранению нарушений и недостатков.

Принятые в последние годы законодательные акты, регули­рующие налоговые правоотношения и порядок защиты прав налогоплательщиков, позволили значительно продвинуться по пути демократизации взаимоотношений государства, хозяй­ствующих субъектов и граждан как налогоплательщиков к созданию равных условий защиты нарушенных прав как госу­дарства, так и налогоплательщиков.

Указания общего прядка о возможности обращения за судеб­ной защитой содержатся в ст. 46 Конституции Российской Федерации, более конкретные - в нормативных актах, регули­рующих права и обязанности налоговых органов и налогопла­тельщиков. К ним относятся Законы “О государственной нало­говой службе РСФСР” от 21 марта 1991 г. и “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г., утвер­дивший Положение “О государственной налоговой службе Рос­сийской Федерации”. Действуют и акты СССР: Положение о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых плате­жей, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. (в редакции Закона СССР от 5 марта 1991 года) 20 , Инструкция Министерства финансов СССР от 12 июня 1981 года по применению этого Положения в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и другие. При несогласии граждан с принятым решением дейст­вия должностных лиц государственных налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке в соответствии с Законом Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, от 27 ап­реля 1993 г.

Подведомственность вышеуказанной категории гражданских дел определяется в соответствии с ГПК Российской Федерации и АПК Российской Федерации. С принятием нового Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации (5 мая 1995 г.) 21 произошли существенные изменения в порядке защиты нарушенных прав субъектов налоговых правоотношений. Так,/ раньше ст. 2 АПК РФ 1992 г. 22 закрепляла перечень налогопла­тельщиков и государственных органов, которые были вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых

законных прав и интересов в арбитражный суд. К ним относи­лись: а) предприятия, учреждения, организации (включая кол­хозы), являющиеся юридическими лицами; б) граждане, осу­ществляющие предпринимательскую деятельность без образо­вания юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В соответствии же с п. 4 ст. 22 нового АПК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными закона­ми, арбитражному суду теперь подведомственны дела по эконо­мическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, а также граждан, не име­ющих статуса индивидуального предпринимателя.

В связи с этим могут произойти существенные изменения в порядке защиты прав субъектов налоговых правоотношений и в частности прав граждан.

Ранее действовавшим законодательством было установлено для представителей налоговых (финансовых) органов требова­ние до обращения в арбитражный суд с иском предъявлять налогоплательщику претензию. Данное требование основыва­лось на положении, закрепленном в ст. 2 АПК РФ 1992 г., где говорилось, что органы государственной власти и управления вправе обращаться в суд, но лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в установлен­ном порядке. Этот порядок был установлен и Положением “О претензионном порядке урегулирования споров”, утвержден­ном Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. 23

В соответствии же с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 1995 г. все истцы по вышеуказанной категории дел освобождены от доарбитражного урегулирования споров 24 . Ранее только граждане, имеющие статус предпринима­теля, освобождались от доарбитражного урегулирования спо­ров, причем только в сфере управления. Они вправе были, в соответствии с АПК РФ 1992 г., сразу обращаться в арбитраж­ный суд с иском. Юридические же лица вправе были обращаться с иском без соблюдения доарбитражного разрешения спора только по определенным видам споров в сфере управления: об обжаловании отказа в государственной регистрации и по требо­ваниям о признании недействительными актов государственных и иных органов, в том числе и актов налоговых (финансовых) органов (ст. 2, 22 АПК РФ 1992 г.). В соответствии с АПК РФ 1995 г. (ст. 22) суду подведомственны дела по экономическим

спорам, к которым, в частности, относятся споры: о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного доку­мента, по которому взыскание производится в бесспорном (без­акцептном) порядке; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта; о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, и другие. Следует отметить, что к последним не относятся акты документальных проверок государственных налоговых инспекций по установле­нию задолженности бюджетам. Связано это с тем, что акт проверки не является правоустанавливающим и распоряди­тельным документом, он не порождает правовые последствия и подписывается, как правило, не руководителем налоговой служ­бы, а инспектором. В соответствии с законодательством оспари-вание такого акта арбитражному суду не подведомственно: его можно обжаловать лишь в административном порядке в выше­стоящую налоговую службу. Ведь в арбитражном порядке оспариваются лишь “акты государственных органов, не соответ­ствующие законодательству и нарушающие охраняемые зако­ном права и интересы предприятий, учреждений, организа­ций...”. К таким актам может быть в данном случае отнесено инкассовое поручение о списании с расчетного счета юридичес­кого лица в безакцептном порядке недоимки по налогам за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции (если таковое будет предъявлено до разрешения спора по существу в административном порядке).

Арбитражный суд рассматривает также иски налогоплатель­щиков к органам налоговой полиции 25 , поскольку последние выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций.Арбитражный суд рассматривает следующие виды исков налогоплательщи­ков: о признании недействительным утвержденного в установ­ленном порядке акта проверки органа налоговой полиции, нарушающего законные права и интересы налогоплательщиков;

иск о возврате списанных сумм; иск о признании недействитель­ным постановления органа налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.

По общему правилу через судебные органы общей компетен­ции осуществляется взыскание недоимок по налогам с граждан. Взыскание недоимок по платежам с физических лиц обращается на полученныеими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.

Однако до подачи в суд заявления о взыскании недоимки налоговыми органами в соответствии с Положением “О взыска­нии не внесенных в срок налоговых и неналоговых платежей” должен быть наложен арест на имущество недоимщика, кото­рый состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах. Один экземпляр - для налогового органа, второй вручается недоимщику и третий направляется в суд. Акт подписывается должностным лицом налогового органа, недоимщиком либо совершеннолетним членом его семьи и двумя понятыми, которые обязаны присутствовать при описи имущества. Одновременно с наложением ареста на иму­щество недоимщика последнему вручается предупреждение о передаче дела в суд, если недоимка в течение десяти дней с момента наложения ареста на имущество не будет погашена.

Заявление о взыскании недоимки с граждан оформляется и подается налоговыми органами в соответствии со ст. 240-244 ГПК Российской Федерации в народный суд по месту житель­ства недоимщика либо по месту нахождения его имущества. Эти дела рассматриваются в порядке производства по делам, возни­кающим из административно-правовых отношений. Это преду­смотрено главой 25 ГПК Российской Федерации.

Суд, установив, что требование о взыскании недоимки явля­ется законным, выносит решение о ее взыскании с доходов недоимщика: заработной платы, пенсии, стипендии и/ т. п. В случае отсутствия у недоимщика заработка производится изъ­ятие описанного имущества по исполнительному листу. Об изъятии имущества государственными налоговыми инспекция­ми составляется акт в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается недоимщику, другой передается начальни­ку государственной налоговой инспекции или его заместителю для утверждения. Акт должен быть утвержден в течение трех дней с момента составления, после чего производится реализа­ция изъятого у недоимщика имущества. Реализация осущес­твляется в порядке, установленном для реализации конфиско­ванного, бесхозного имущества или имущества, перешедшего государству по правам наследования. На органы внутренних дел

возложена обязанность по оказанию практической помощи ра­ботникам налоговых органов при производствеими описи иму­щества и его изъятии в случаях оказания тем противодействия 26

Граждане, не имеющие статуса предпринимателя, вправе предъявлять в суде самостоятельные либо встречные иски к налоговым (финансовым) органам о возврате излишне внесен­ных сумм и о возмещении убытков. Суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными дей­ствиями государственных налоговых инспекций и их должност­ными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом. Следует отметить, что ранее в самом тексте Закона о налоге никогда не оговаривалось право граждан на возмещение убыт­ков, хотя само это правило для российского права нововведением не является, ибо было закреплено еще в ГК РСФСР 1922 г. (ст. 117), а затем и в ГК РФ 1964 г. (ст. 187, 219, 457), а также в ч. I ГК РФ 1994 г. (ст. 15, 16).

Излишнее внесение сумм налоговых платежей может быть следствием не только неправомерных действий со стороны должностных лиц налоговых органов, но и изменения источни­ков дохода, новелл в законодательстве и рядом других причин. По желанию налогоплательщика причитающиеся к возврату суммы могут быть зачтены в счет последующих удержаний налога.