19 декабря – день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца . Святитель Николай прославился как великий угодник Божий. Его именем освещены храмы и соборы во многих христианских странах. Он особо любим православными, и в особенности – русскими людьми. В различных житейских бедствиях и в опасностях пути – он скорый помощник. Николаевским был монастырь в нашем городе.

Старожилы и современники, все жители Валуек знают, что купола над монастырским лесом – это монастырь. Но не все представляют, что «монастырь», который совсем недавно после реставрации предстал перед нами величественным Собором, имеет свою историю, насчитывающую более 400 лет. И что к монастырским постройкам относится и большая часть зданий бывшей детской трудовой колонии. Всмотримся в историю Валуйского монастыря.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в разные времена имел следующие названия: Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь, Пристанский монастырь на Валуйке, Валуйский Успенский монастырь.

Название «Успенский» связано с главным храмом монастыря, а «Николаевский» – с известной чудотворной иконой. Название «Пристанский» историки связывают с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскол и Валуй была пристань.

В «Описании Воронежской губернии», собранном Болховитиновыми и опубликованном в Воронеже 1800-м году говорится: «… Основание сего монастыря, как значится по монастырским запискам, положил Государь Великий Князь Михаил Феодорович в 1613 году, во время выезда своего противу крымских татар. Но до того еще времени на месте нынешнего монастыря была часовня с иконою Св. Николая Чудотворца. При сей часовне жил монах Корнилий, происхождением из отставных служивых и при нем еще три монаха. Во время похода Государева сему монаху от роду было уже более 100 лет. Монастырь сей известен по Украине более иконою Св. Николая Чудотворца, о коей в записках монастырских значится, что она вскоре по заведении монастыря найдена нечаянно одним валуйским жителем при кошении им травы близ реки Оскола и Валуя у самого стечения.

Икона сия отнесена была в градскую церковь, но после опять обрелась на прежнем месте в лугу. Тоже случилось и по втором принесении ее в город. После чего она поставлена была в Валуйском Успенском монастыре с обещанием от граждан, чтобы оную ежегодно с церемониею носить в город Валуйки. С тех пор записаны в монастыре многие чудотворения, происходившие от сей иконы.»

История

В начале XVII века, в смутные времена, крепость Валуйка была разрушена, церковь в крепости осквернена, постройки находящиеся на месте нынешнего монастыря разорены полностью. Первым сохранившимся письменным упоминанием о монастыре, является указ о начале его восстановления, царя Михаила Феодоровича, датированный 1613 годом. Утрата царских грамот, как исторических первоисточников, привела к тому, что в дальнейшем утвердилось мнение об основании монастыря в 1613 году.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь долгое время был «острогом» (сторожевым пунктом, укреплённым местом) на границе с «диким полем». В конце XVI - начале XVII вв. Валуйский край был опасной местностью. Город и монастырь подвергались в то время постоянным набегам крымских и ногайских татар.

В 1624 году по царскому указу монастырь получает земли под пашню и другие надобности. Основной же доход монастыря составляли пожертвования паломников, которых привлекала в обитель чудотворная икона Святителя Николая. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность из дикой и пустынной постепенно превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает свою территорию и развивает хозяйство. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня.

В 1766 году, после реформ Екатерины II, монастырь теряет все свои земли и почти все имущество, становится заштатным, братии остается всего несколько человек, пополнение ее идет в основном за счет переведенных в обитель провинившихся монахов из других монастырей. От закрытия Валуйский монастырь опять спасет чудотворная икона Святителя Николая, ставшая известной многочисленными исцелениями и знамениями.

Архиепископ Саратовской епархии Сергий (Спасский)
Православное учение о почитании икон

Исцеление от иконы Святителя Николая в Валуйском монастыре

Валуйского уезда, Воронежской губернии, слободы Федоровки крестьянина Саввы Куликова и жены его Марфы дочь девица Матрона 17 лет, по сказанию родителей, была слаба здоровьем во весь великий пост 1885 года и праздник Пасхи; в воскресный же день недели Фоминой Матрона, по мирскому пагубному обычаю, отлучившись из дому вечером, возвратилась домой поздно ночью, жалуясь на сильную боль головную и к утру подверглась такой тяжкой болезни, что рвала на себе одежду и кричала странным голосом, – что продолжалось в течении семи недель, больная не принимала никакой пищи и не имела сна, а если давали ей воды, то она исходила обратно носом и ртом; с больною родители обращались к земским врачам, от которых она никакого облегчения не получила. Тогда родители пожелали привести ее в Валуйский монастырь для служения молебна Чудотворной иконе Святителя Николая. Во время дороги в монастырь больная тоже кричала и была беспокойна; когда же ввели ее в церковь и отслужили молебен пред иконою Святителя, то больной в то же время стало легче, что было 19 мая 1885 года. На обратном пути в тот же день больная заснула и по прибытии домой попросила у родителей пищи; затем стала более и более поправляться здоровьем, в июле и августе во время полевых работ помогала своим родителям; в месяце же октябре мать с Матроною пешие приходили в монастырь для служения благодарственного молебна и со слезами радости рассказывали о получении исцеления от иконы Святителя Николая. Истинность того, что девица Матрона тяжко и долго была больна, и по возвращении из монастыря здоровье ее постепенно восстановилось, подтверждают местный священник слободы Федоровки Стефан Кошелев, а также жители той слободы.

(«Воскресное чтение» 1886 г. №15)

С конца XVIII века, на пожертвования и при содействии городских властей монастырь обновляется и обустраивается. С 1794 года строится трапезная церковь, ведется реконструкция Успенского храма во имя Успения Божией Матери, давшего монастырю одно из его названий. В 1808 году заканчивается строительство настоятельских келий. В 1810-1820 годах возводится первое в монастыре каменное сооружение – двухэтажный Успенский собор. В 1839 году освещена колокольня, начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда. В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор в память трехсотлетия основания монастыря и царствующей династии Романовых, обретения иконы Николая Чудотворца. Открытие Собора состоялось в 1913 году, он был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова.

Величественный Собор был построен в псевдо-византийском стиле из кирпича монастырского завода. В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки. «Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи

Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» («Воронежская старина» 1914 год, вып. 13)

К 1916 году в монастыре действовали Свято-Николаевский Собор, Успенский и Преображенский храмы, трапезная церковь, сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские, паровая мельница, живописная мастерская, свечной завод. Около монастыря разбиты два сада, имеется огороды и своя пасека. Проживало около 100 насельников. Валуйский Успенский монастырь привлекал не только городское население из Валуек, но и множество богомольцев из других уездов своими прекрасными службами и святыми иконами. Он являлся религиозным центром и святым местом, хранящим высокие нравственные традиции христианства в нашем крае. В таком процветающем состоянии Валуйский Успенский монастырь находился вплоть до революции 1917 г.

Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, монастырь взял на обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи имели от монастыря Божие благословение, нравственную поддержку и материальную помощь. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, монастырь предложил принять их после оказания необходимой врачебной помощи в госпитале к себе, расположив в монастырских гостиницах и обеспечив бесплатной трапезой.

После февральской и октябрьской революции на монастырь и братию начинаются гонения. В 1917 году, при Временном правительстве, в Валуйском монастыре проводятся обыски, арестовывают настоятеля. В 1918 году на основании мандата Валуйского исполкома монастырь передает властям все имеющиеся в наличии денежные средства. В 1926 г. по постановлению советской власти монастырь закрывают. C 1935 территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД. В Свято-Николаевском соборе организован литейный цех. Чудотворная икона Святителя Николая считается утерянной, ее местонахождение неизвестно.

Восстановление Собора

4 сентября 2011 года в православной жизни города Валуйки произошло поистине знаменательное событие – состоялось освящение и торжественное открытие после реконструкции Свято-Николаевского собора бывшего Успенского Николаевского мужского монастыря. После долгих лет забвения святыня обрела свое второе рождение и стала поистине одним из знаковых мест для всех жителей валуйской земли и святого Белогорья. И это, вызывает большую надежду на возрождение русской духовности, на духовное возрождение нашей Родины – России.

находился близ г. Валуйки Воронежской губ. (ныне Белгородская обл.), при впадении р. Валуй в Оскол. Время основания неизвестно. Согласно составленному Евгением (Болховитиновым) на основе «архивных записок и сказаний» описанию Воронежской епархии (1800), В. м. впервые упоминается в кон. XVI в. как пустынь. К нач. XVII в. в обители был построен Успенский храм, братия особо чтила чудотворную икону свт. Николая, обретенную, по преданию, на месте основания обители во время покоса; образ дважды переносили в церковь в Валуйки, но каждый раз он оказывался на прежнем месте. В Смутное время В. м. был разорен «воинскими литовскими людми и черкасами», в 1613-1614 гг. восстановлен по повелению царя Михаила Феодоровича «отставным служилым человеком» Корнилием († 1625) вместе с неск. сподвижниками; в янв. 1624 г. В. м. получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту «на монастырскую пашню и на всякие угодия». На протяжении XVII в. мон-рь неоднократно подвергался разграблению со стороны литов. отрядов и разбойников.

В. м. был одним из беднейших в Центр. России, а в Воронежской епархии (до 1764) - единственным не имевшим вотчин и крестьян. В 20-30-х гг. XVIII в. обители были пожалованы небольшие участки земли, к сер. XVIII в. она владела слободами Яблоновой, Ореховой, Казинкой. В мон-ре проводилось 5 ярмарок в год, имелись скотный двор, пасека и сад. В 1766 г. В. м. стал заштатным, лишился почти всего имущества. В сер. XVIII в. братия состояла из 3 иеромонахов и иеродиакона, в обитель ссылали для исправления провинившихся иноков, к-рые «чинили пьянство и всякое распутство». Положение мон-ря осложнялось также нападениями разбойников, воровством и частыми поджогами, о чем в 1800 г. писал строитель мон-ря Воронежскому еп. Арсению (Москвину) . По инициативе строителя «для безопасности от лихих людей» рядом с обителью в специально выстроенных на монастырской земле домах поселились неск. десятков семей выходцев с Украины. Однако эта мера не привела к желаемым результатам: соседство мирян, находившиеся близ монастырских стен питейные дома негативно повлияли на внутреннюю жизнь обители. В 1796-1797 гг. по благословению Воронежского еп. Мефодия (Смирнова) строитель В. м. иером. Ермоген упразднил питейные дома близ обители, за что подвергся преследованию от братии и был вынужден удалиться в Толшевский мон-рь .

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда.

Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

К нач. XX в. в В. м. действовали следующие храмы: Успенский, трапезная церковь и Никольский храм с приделами свт. Димитрия Ростовского и мц. Параскевы Пятницы; в Никольском храме хранилась чудотворная икона святителя. Храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в нач. XX в. не упоминается. При В. м. существовал пещерный скит, офиц. открытие к-рого состоялось 4 мая 1914 г. В пещерах был освящен храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца. До 1917 г. у входа в пещеры велось строительство храма-часовни, однако он не был освящен. В нач. XX в. в обители жили ок. 100 чел.: 20 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 иеросхимонаха, 2 схимонаха, послушники и трудники.

В марте 1917 г. в В. м. был произведен обыск, настоятеля архим. прмч. Игнатия (Бирюкова) вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения, братия выполнила это требование. В ночь на 26 февр. 1918 г. мон-рь был подвергнут вооруженному ограблению. В 1924 г. В. м. закрыли, архим. Игнатий служил в храмах Воронежа, в 1930 г. был арестован, в 1932 г. погиб.

С 1935 г. в В. м. находилась колония для несовершеннолетних преступников. В 2001 г. была достигнута договоренность между РПЦ и Министерством юстиции РФ, в соответствии с к-рой часть сохранившихся построек В. м. должна быть передана Белгородской и Старооскольской епархии.

В 2005 г. началась реконструкция пещерного комплекса и строительство нового храма во имя св. Игнатия Богоносца. Осенью 2007 г. пещерный комплекс был торжественно освящен. С окт. 2007 г. проводились реставрационные работы по восстановлению Никольского храма. Освящение храма состоялось 13 авг. 2009 г.

Местонахождение чудотворной иконы свт. Николая неизвестно.

Арх.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Ед. хр. 124. Л. 86 об.; Архив УФСБ РФ по Воронежской обл. Арх. № П-24705. Т. 1. Л. 30, 87/а; Т. 2. Л. 171, 174, 175; Т. 3. Л. 350-352; Т. 4. Л. 423-430, 492.

Лит.: Болховитинов Е . Описание Воронежской епархии: Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ., собр. из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1800. С. 119-192; Самбикин Д ., свящ . Валуйский Успенский мон-рь // Воронежские ЕВ. 1869. № 20. С. 807-827; № 21. С. 868-886; Токмаков И . Успенский Пристанский под Валуйками мон-рь // Воронежский епарх. вестн. 1883. № 6. С. 162-165; Димитрий (Самбикин), архим . Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884-1886. Вып. 2. С. 39; он же . Хронол. указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886). Воронеж, 1886; он же . Месяцеслов. Вып. 3. С. 287; Багалей Д . И . Мат-лы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губ. в 16-18 ст. Х., 1890. Т. 2. С. 120-122; Ведяевский К . «Валуйская старина», «Валуйский Пристанский мон-рь по разрядной описи 17 в.» // Памятная кн. Воронежской губ. на 1893 г. Воронеж, 1892. С. 35-70; Игнатий (Бирюков), иером . Валуйский Успенский Николаевский мон-рь. Воронеж, 1899; Златоверховников Н . И . Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Набивач И . В скиту Валуйской обители // Воронежские ЕВ. 1914. № 34. С. 911; Олейников Т . Н . Мат-лы по истории Валуйского Успенского Николаевского мон-ря // Воронежская старина. 1914. Вып. 13. С. 3-88; 1915-1916. Вып. 14. С. 186-262; Воронежский вестн. церк. единения. Воронеж, 1918. № 18. С. 20, 24; Дамаскин (Орловский), игум . Священноисповедник архим. Игнатий (Бирюков) // Ист. вестн. М.; Воронеж, 1999. № 2. С. 32-37; Долотов Ю . О подземных сооружениях в Белгородской обл. Белгород, 1999. С. 6; Дамаскин . Кн. 4. С. 368-377.

Валуйский Успенский Николаевский монастырь – старинный мужской монастырь, расположенный на берегу реки Валуй (Белгородская область).

Он был основан на месте чудесного обретения иконы святителя Николая. По преданию, образ святителя нашли на берегу реки и пытались перенести в храм города Валуйки, однако он несколько раз сам возвращался на прежнее место.

В Смутное время монастырь был полностью разорен. В 1613 году по указу царя Михаила Федоровича началось его восстановление. По царскому указу от 1624 года монастырь наделялся землей. В 1766 году во время церковной реформы он лишился земельных владений и не закрылся лишь потому, что чудотворная икона святителя Николая привлекала паломников. В 1820 году завершилось строительство первого каменного храма - двухэтажного Успенского собора. В 1897 году в меловых пещерах, находившихся в километре от монастыря, возник приписанный к монастырю скит с пещерным храмом священномученика . В 1913 году был освящен Свято-Николаевский собор - величественное здание в неовизантийском стиле.

В 1924 году монастырь был закрыт. На его территории находилась колония для несовершеннолетних. Главная святыня монастыря - чудотворная икона святителя Николая - была утеряна.

Монастырь был передан Церкви в 2001 году. К настоящему времени в нем восстановлены два храма - во имя Игнатия Богоносца и Никольский.

Интересные факты о Валуйском Успенском Николаевском монастыре

    Во время Гражданской войны в пещерах монастыря скрывались махновцы, а в начале Великой Отечественной — дезертиры и беглые заключенные. После войны пещеры служили полигоном для уничтожения боеприпасов.

    По легенде, пещеры были вырыты по благословению Андрея Первозванного для того, чтобы местные жители могли укрыться от набегов кочевников. Однако согласно исследованиям ученых, они естественного происхождения.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь - мужской православный монастырь близ города Валуйки Воронежской губернии (Белгородской области). В разные времена имел названия: Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь, Пристанский монастырь на Валуйке, Валуйский Успенский монастырь

Предания

Основание монастыря относят к концу XVI веку. По преданию, на берегу реки Валуй была найдена икона святителя Николая, которую дважды пытались принести в церковь в Валуйки, но она чудесным образом, каждый раз оказывалась на прежнем месте. На месте обретения иконы была построена пустынь, которая в дальнейшем и была преобразована в монастырь.

В начале XVII века, в смутные времена, постройки находящиеся на месте нынешнего монастыря были полностью разорены. Первым письменным упоминанием о монастыре, является указ о начале восстановления, царя Михаила Фёдоровича, датированный 1613 годом. В 1624 году по царскому указу монастырь получил земли под пашню и другие надобности. Однако на протяжении XVII века монастырь продолжал подвергаться разграблению со стороны литовских отрядов и разбойников, продолжая получать помощь на воостановление. В это же время был возведён Успенский храм. Монастырь был одним из беднейших; в Воронежской епархии до 1764 года он был единственным, не имевшим своих вотчин и крестьян. Основной доход монастыря составляли пожертвования паломников, притекавших к чудотворной иконе Святителя Николая. В 1766 году, после реформ Екатерины II, монастырь теряет все свои земли и почти всего имущества, монастырь становится заштатным, братии остается всего несколько человек, пополнение её идет в основном за счет переведенных в обитель провинившихся монахов их других монастырей. От закрытия Валуйский монастырь спасет все та же чудотворная икона Святителя Николая, ставшая известной многочисленными исцелениями и знамениями. С конца XVIII века, на пожертвования и при содействии городских властей монастырь обновляется и обустраивается. С 1794 года строится трапезная церковь, ведется реконструкция Успенского храма, сильно обветшавшего к тому времени, которое заканчивается к 1808 году, к этому же году заканчивается строительство настоятельских келий. В 1810-1820 годах возводится первое в монастыре каменное сооружение - двухэтажный Успенский собор. В 1839 году освещена колокольня, начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор, открытие которого состоялось в 1913 году, приуроченное к 300-летию дома Романовых. Храм был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова. В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда. К 1916 году в монастыре действуют Успенский, Никольский и Преображенский храмы, трапезная церковь, сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские…

А.О. Морозова

Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь. Литография. XIX век.

Валуйский Николопристанский Успенский мужской монастырь относится к числу древнейших монастырей, возникших на белгородской земле. Первоначально он принадлежат Белгородской епархии, но в 1798 г. этот монастырь и еще 80 церквей Белгородской епархии были причислены к Воронежской епархии. Ныне территория, на которой находился монастырь, входит в Белгородскую и Старооскольскую епархию.

Историю Валуйского Николопристанского Успенскою мужского монастыря достаточно подробно рассматривает в своих работах воронежский исследователь начала XX в. Тихон Митрофанович Олейников.

Т.М. Олейников родился 5 августа 1883 г. в сл. Неровной Острогожского уезда Воронежской губернии в семье священника. Образование получил в семье. В Санкт-Петербурге окончил Духовную академию и Археологический институт. В 1908-1910 гг. он начал педагогическую деятельность в Новгородской семинарии, с 1910 г. - преподавал русскую словесность в Воронежской семинарии. В 1914-1918 гг. был инспектором Воронежской семинарии. С 1918 по 1920 гг. - учитель и председатель совета школы № 11 г. Воронежа. Т.М. Олейников был не только педагогом, но и краеведом и журналистом. Он вел активную исследовательскую деятельность, многие его работы были опубликованы в различных воронежских изданиях. С марта 1920 г. он работал научным сотрудником Воронежского губернского архива и хранителем губернского музея, с 1919г. преподавал на рабфаке Воронежского университета. 5 ноября 1930 г. Т.М. Олейников арестован по «делу краеведов». В июне 1931 г. он был приговорен к пяти годам лагерей. После 1935 г. Т.М. Олейников работал в одной из воронежских сельских школ. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Из-под пера Т.М. Олейникова вышло немало интересных работ литературоведческого и историко-церковного характера. Его исследования, а также собранные им документы, посвященные истории Валуйского Николопристанского Успенского монастыря, были опубликованы в 1914-1916 гг. в журнале «Воронежская старина». В статье «Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь» автор освещает следующие вопросы: местоположение и возникновение монастыря, духовное правление и братство, храмы и постройки, святыни, настоятели и братия монастыря, его материальное обеспечение.

Основными источниками своего исследования Т.М. Олейников называет материалы архивов Московского Министерства юстиции (ныне Российский государственный архив древних актов) и монастыря. Также автор пользовался монастырской летописью и печатной литературой конца XIX - начала XX вв.: «Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь»; «Валуйский Успенский монастырь» Димитрия Самбикина, «Успенский Пристанский под Валуйками монастырь» И. Токмакова; «Описание Воронежской губернии» митрополита Евгения Болховитинова. Упоминает автор и о том, что существовали и небольшие издания самого монастыря, посвященные наиболее почитаемым святыням: часовне, чудотворной иконе Святителя Николая.

Валуйский монастырь в течение своего длительного существования носил различные названия: «Валуйского города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николая Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь с. Валуйки», «Пристанский монастырь на Валуйке» и т.п. Т.М. Олейников называет монастырь просто Валуйским Успенским и отмечает, что название «Пристанский» в начале XX в. употреблялось крайне редко, хотя, по мнению исследователя, «весьма к нему подходит». Настоятель монастыря в конце XVIII в. так объяснял это название: «Состоящий близ города Валуек Успенский монастырь названной издревле пристанским, потому что от Войска Донского в прошедшие времена ежегодно посылаемы были в Москву для получения на то войско жалования высокопочтенные господа старшины и полковники с командами, следуя туда и обратно, всегда к оному монастырю пристань имели, где, будучи по несколько дней, духовно торжествовали» . Но, вероятнее всего, «пристанским монастырь назывался еще и потому, что был устроен на реке Осколе, усть реки Валуя, на пристани».

Монастырь, окруженный лесом и водой, располагался в трех верстах (более 3 км) от уездного города Валуйки (на юг). В XVIII в. около монастыря был «береженой» лес.

Показателем добросовестности исследователя может служить рассмотрение им вопроса о времени возникновения монастыря. Он считал, что точных данных о времени возникновения монастыря не сохранилось. Чаще всего годом основания монастыря называется 1613 г. и указывается, что основан он по указу царя Михаила Федоровича. По другим источникам, монастырь основан при царе Федоре Ивановиче, т.е. в конце XVI в. В царствование же Михаила Федоровича на г. Валуйки и монастырь напали литовцы и украинские казаки-черкасы. Монастырь был разорен, церкви осквернены и разрушены. Строитель монастыря Кирилл с братией просил на восстановление монастыря помощь книгами, ризами и пр. Вероятно, монастырь при Михаиле Федоровиче был восстановлен после того, как его разорили литовцы, основан же при Федоре Ивановиче, в конце XVI в. Известные в настоящее время документы позволяют достаточно точно определить время основания данного монастыря. Основанием для этого служит челобитная, поданная в Разрядный приказ в 1634 г. настоятелем Валуйского Николопристанского Успенского монастыря Кириллом. В ней он указывал: «…блаженныя памяти при государе царе и великом князе Федоре Ивановиче всея Русии Валуйский город поставлен и монастырь Николы Чудотворца устроен на реке Осколе, усть реки Вагуя, на пристани, а строенья образы местные и деисусы, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье было все блаженные же памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Русии». Учитывая, что Федор Иванович скончался в 1598 г., а строительство городовой крепости на Валуйке относится к 1599/1600 г., по аналогии с Белгородом, где Никольский монастырь возник практически одновременно с постройкой городовых укреплений, логично соотнести появление монастыря в Валуйке с датой 1599 или 1600 г.

Основателем монастыря, по преданию, считается «престарелый отставной служивый человек по имени Корнилий» с тремя своими единомышленниками. Трудным было существование монастыря, не раз его грабили и разоряли «литовские люди», татары, а также просто «воровские люди».

27 января 1624 г. Валуйскому Успенскому монастырю была дарована «несудимая грамота». По этой грамоте монастырю были представлены следующие права:

1)«наместники и воеводы и всякие приказные люди строителя (т.е. настоятеля монастыря) с братией и их монастырских служек и крестьян не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя и тяжбы с поличным, а ведает и судит тех своих монастырских людей и крестьян строитель с братией сами во всем или кому прикажут»;

2)в случае суда «смесного», т.е. у монастырских людей с городскими или волостными (сельскими) людьми, строителю с братией предоставлено участие в разборе дела совместно с воеводами и наместниками;

3)в случае предъявления иска к строителю, братии или монастырскими крестьянами - «судят их в Приказе Большого Дворца бояре и дьяки или кому Государь прикажет судить», и притом только «на три срока: на Рождество Христово да на Троицын день, да на Семен день Летопроводца (т.е. 1 сентября)»;

1)в духовных делах строитель с братией и весь причт церковный подлежал суду не местной епархиальной власти (тогда Белгородской епархии), а самому Московскому Патриарху: «судит великий государь святейший патриарх Филарет Никитич (Московский) и всея Руси, или кому он, великий государь, повелит их судить на его государеве патриаршее дворе»;

2)монастырские крестьяне были освобождены от всяких податей, денежных поборов и казачьих хлебных запасов, кроме только «ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго и острожнаго дела».

О настоятелях и монастырской братии Т.М. Олейников приводит интересные, обширные, но, по его же признанию, неполные, а местами и противоречивые сведения.

Статус лица, возглавлявшего монастырь, был различным в разное время: первоначально он именовался старцев, строителем и лишь во второй половине XIX в. - настоятелем.

Обязанности настоятеля были самыми разнообразными: он ведал и монастырским хозяйством, и внутренним благоустройством: строительством, ремонтом церквей и других монастырских построек, наблюдением за вотчинами и угодьями, на нем же лежали заботы о братии и их поведении. Упоминания о помощниках настоятеля, например, экономе или казначее, в XVII-XVIII в. почти не встречаются. Это можно объяснить небольшим количеством монастырской братии. И лишь с течением времени, когда в монастыре увеличилось число насельников, появились экономы, казначеи, ризничие. Но общее руководство всей монастырской жизнью всегда оставалось в руках настоятеля.

Одной из особенностей Валуйского монастыря всегда являлось то, что в него присылались духовные и светские лица на епитимью. За ними требовался надзор, некоторых предписываюсь «увещевать и вразумлять», все это также было обязанностью настоятеля.

В XVIII в. на настоятеля Валуйского монастыря очень часто возлагались такие обязанности, как наблюдение «за благочинием» в церквях тех приходов, которые расположены недалеко от монастыря, закладка и освящение церквей в разных приходах.

Строитель Валуйского монастыря в XVIII в. был непременным присутствующим в духовном правлении, которое было открыто в Валуйках. В 1782 г. строитель монастыря игумен Орест просил духовную консисторию, чтобы заседания духовного правления проходили в монастыре. В Валуйках, писал игумен Орест, не было «нарочно устроенной каморы» для духовного правления, так что письменные дела отправлялись в доме присутствующего правления «протопопа Иоанна Чекановского» в том же помещении, где он «с семейством своим жительство имеет»; поэтому ему, Оресту, как иноку, «недостойно посещать дом протопопа». В монастыре же напротив настоятельских келий «есть келия с комнатою местоположением и строением к присутствию, и крепостию к положению дел весьма удобная». Консистория нашла просьбу игумена Ореста резонной, так что с этого времени духовное правление стало помещаться в монастыре. Несомненно, это придавало определенный вес Валуйскому монастырю.

Сведения о храмах и монастырских постройках Т.М. Олейникова подробны, он приво­дит выдержки из документов, опираясь, в числе прочих источников, на летопись монастыря и материалы из монастырского архива.

По преданию, основатель монастыря Корнилий или сам устроил небольшую деревянную часовню, или поселился около выстроенной уже часовни на месте явления иконы святителя Николая. Часовня эта со временем была превращена в храм, около которого были построены монашеские кельи. Неизвестно, каким был этот храм, сколько в нем было приделов, но в 1642 г. в монастыре действовал храм во имя Успения Божией Матери с одним приделом во имя святителя Николая. Храм, вероятнее всего, по обычаю того времени, был деревянный, крытый тесом, имел необходимую для богослужения утварь, большая часть которой была прислана правительством по указу царя Федора Ивановича.

В 1633 г. (автор ошибочно указывает 1635 г.) «литовские люди и черкасы» разорили монастырь «и церковь осквернили и престол порушили, а от разорения осталось в церкви: образы местные, царские двери и деисусы». Все остальное - книги богослужебные, ризница, четыре колокола - было разграблено. После этого разгрома монастырская церковь была вновь освящена по благословению патриарха Иоасафа, по повелению которого был прислан антиминс. После того, как строитель монастыря Кирилл с братией просил о помощи паря Михаила Федоровича, в монастырь из Москвы были присланы книги, ризы, сосуды, колокола. Обстановка Успенского храма в 1642 г. описывается так: «…а в церкви церковное строение оброз Николае Чудотворец з житием, местной образ Пресвятые Богородицы Одегитрии, царские двери с сенми деисусы без праздников и без пророков, оброз Николае Чудотворец пристанской поесной оклад серебреной золочен» . Как видно, и в это время главными святынями монастыря были образы Пресвятой Богородицы и святителя Николая.

В 1733 г. строитель монастыря игумен Пахомий вместо обветшавшей церкви построил другую. Через два года, в 1735 г., церковь с одним престолом была освящена во имя Успения Божией Матери. В ведомостях монастыря XVIII в. она называлась «настоящая церковь». Деревянная Успенская церковь требовала частого ремонта, в ней часто образовывалась течь, иногда она даже оставалась без глав, которые падали то от ветхости, то от сильного ветра. В 1760 г. она имела такой вид: «настоящая церковь Успения Пресвятыя Богородицы о трех главах, на них три кресты железныя, позлащенный, покрыты тесом».

В 1816 г. эта деревянная церковь была разобрана и заменена каменной, освященной 31 октября 1826 г. К западной стене церкви была пристроена теплая трапезная, на правой стороне которой находился придел во имя святителя Николая.

В то же время в монастыре существовала и другая церковь, время построения которой неизвестно, но в ведомости монастыря за 1739 г. указывается две церкви: Успенская и Никольская, а «в них два престола».

Т.М. Олейников приводит данные о том, что в 1760 г. игумен монастыря Корнилий и валуйский воевода коллежский асессор Иван Петрович Клементьев подали епископу Иоаса- фу Белгородскому прошение о построении в монастыре «на место обветшалой Николаевской церкви на том же месте в два апартамента внизу во имя Святителя Христова Димитрия Ростовскаго Чудотворца, а вверху во имя Святителя Христова Николая». Последовало разрешение епископа: «того ради благословляем в том монастыре церкви Божии (во имя указанных святых) заложить вам игумену по церковному чиноположению и по заложении велеть строить, а по совершении тех церквей во алтарных стенах устроить иконостасы». По всей видимости, автор указал ошибочно или дату, или имя епископа, так как епископ Иоасаф (Горленко) возглавлял Белгородскую и Обоянскую епархию с 1748 по 1754 г.

Деревянную Николаевскую церковь предполагалось разобрать, не ломая, и на ее месте построить «церковь во имя Святителя Димитрия Ростовского с помещением для ризницы, а сверху этой церкви поставить старую Николаевскую церковь»». В том же 1760 г. к работе приступили белгородские жители Дементий Атрочников и Александр Чечин. «За весь труд взять денег 90 руб., хлеба арженого 25 четв., пшеничного 14 четв., пшена 12 четв., гречаной 2 четв., 50 баранов, сала 5 пудов, сала свиного 4 пуда, масла коровьяго 3 пуда, конопляного 4 ведра».

Иконостас для новой Дмитриевской церкви взялся делать иконописец Гаврило Адамов из слободы Охримовки Нежегольского уезда. За работу ему было определено «денег 100 р. 50 коп., жита 10 четв., пшеницы 5 четв., гречки 5 четв., сала два пуда, соли 3 пуда, масла коровьяго 1 пуд, баранов 6».

Здания храмов были выстроены в том же году, но для окончания работ не хватало средств, а сочувствующий этому святому делу валуйский воевода Клементьев покинул Валуйки. В Никольской церкви в то время «иконостас надлежит поставить и прочим украшением внутрь не окончена», а в Димитриевской церкви «внутрь иконостас хотя зделан, точно к служению сосудов, книг и прочей утвари не имеется, она необшелована и от дождя по стенам в церковь течь бывает». Монастырь к тому же не до конца расплатился с мастерами. В такой ситуации строитель монастыря принял решение просить духовную консисторию разрешить продать эту церковь валуйскому и полатовскому помещику Ивану Шидловскому, чтобы расплатиться с мастерами. Вместо проданной он предлагал построить «небольшую теплую церковь об одном портаменте во имя тех же чудотворцев Димитрия и Николая». Из консистории последовал ответ, что без ведома Коллегии экономии продавать церкви нельзя.

Несмотря на большие денежные затруднения, обустройство церкви было доведено до конца, во многом благодаря денежному пожертвованию черниговского помещика майора Ивана Силича. В течение многих лет в церкви совершались богослужения в зимнее время и в храмовые праздники, в нижнем храме служба совершалась всю зиму, а вверху с начала Великого поста по 9 мая. В 1787 г. эту церковь отремонтировали крестьяне валуйского наместничества, после чего она действовала до 1824 г., когда духовной консисторией было разрешено строителю монастыря Геннадию в связи с ветхостью разобрать эту церковь и построить новую каменную церковь. Иконостасы церкви «с поновлением, а в некоторых местах с переделкою» были перенесены и поставлены в придельную новую каменную церковь.

Кроме каменной церкви при монастыре в 1876 г. была устроена еще одна церковь. Находилась она на втором этаже трапезного каменного корпуса и была освящена во имя Божией Матери «Троеручицы». В 1880 г. настоятелем монастыря архимандритом Игнатием в этой церкви был устроен иконостас.

Немного поодаль, к северу от указанных церквей, был построен величественный, «чудной архитектуры» собор - памятник 300-летнего царствования Дома Романовых и 300- летнего (как тогда считали) существования самого монастыря. Закладка этого храма была

произведена 22 мая 1906 г. Сооружение этого собора потребовало много трудов и денежных средств. Построен он был из кирпича, преимущественно изготовленного собственным монастырским заводом. Высота храма с крестом 78 аршин (более 55 м), крест имеет в высоту 6 аршин (более 4 м). Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми изображениями Спасителя, Богоматери, ангелов и некоторых святых, а внизу между окнами были размещены 12 изображений Святых Апостолов. Кроме этого, храм был украшен и разными текстами из Священного писания. Длина храма от восточной стены до западной 53 аршина (ок. 37,5), ширина - 45 аршин (ок. 32 м). Снаружи храм был покрыт коричневой краской, а «кровля железная в чашку и под чешую, покрыта алюминием и по местам вызлащена». Позолочены были также кресты и главы храма. Стены внутри собора были окрашены краской трех тонов: розовой, светло-голубой и светло-желтой.

Храм имел три придела: первый престол во имя святителя Николая и святой мученицы царицы Александры; второй престол во имя преподобного Михаила Малеина, священному- ченика Игнатия Богоносца и преподобного Серафима Саровского и преподобного Алексия, человека Божия; третий престол во имя святителей Митрофана, Тихона и Димитрия Ростовского. Освящен храм был в 1913 г. архиепископом Тихоном в присутствии многочисленных богомольцев.

По сообщению Тихона Олейникова, в версте (примерно в 1 км) от монастыря за рекой Оскол в меловых горах устроены пещеры, а в них церковь во имя Игнатия Богоносца. Кто положил начало этим пещерам, неизвестно. Но с 1897 г. монашеская братия стала приводить их в порядок и увеличивать. С большими затруднениями шла эта работа, однажды она даже была прервана распоряжением начальства. В 1910 г. пещеры были расчищены, осмотрены архитектором, который признал в пещерах «грунт земли крепким и сами пещеры безопасными». Пещеры были расположены на протяжении более 300 сажень (около 640 м), на высоте приблизительно около 50 сажень (106 м) выше уровня воды в реке. Ширина вырытых пещер 5 четвертей (около 89 см), а высота - 4 аршина (около 3 м). В этих пещерах был устроен храм, который имеет в длину 11 аршин (около 8 м), ширину 9 аршин (около 6,5 м) и высоту 8 аршин (около 5,5 м).

Подземный храм был освящен 4 мая 1914 г. во имя Игнатия Богоносца, святого, принявшего мученическую смерть за веру в 1 в. н.э. При входе в пещеры была устроена часовня, а вверху на горе в 1916 г. строился храм во имя Преображения Господня, так и оставшийся незавершенным. Там, откуда начали рыть пещеры, был устроен скит, где братии бывало летом до 10 чел., а зимою несколько меньше. Пещеры вместе с храмом и часовнями представляли одно из украшений монастыря. «Место это напоминает гору Фавор, - пишет Т.М. Олейников, - почему благочестивая душа наименовала все это место «Фаворским Богоносче-Игнатиевским пещерным скитом»».

Т.М. Олейников отмечает, что главной святыней Валуйского Николаевского монастыря была особо чтимая, чудотворная, явленная икона святителя Николая. Автор указывает, что первое печатное известие о славе этой святой иконы он обнаружил у митрополита Евгения Болховитинова в его «Описании Воронежской епархии» (изданном в 1800 г.), где указано, что Валуйский монастырь известен более всего иконой святителя Николая Чудотворца, и что в монастырской летописи значится, что эта икона была найдена вскоре после основания монастыря одним валуйчанином во время сенокоса около пристани у слияния рек Валуй и Оскол. Икона, по преданию, два раза переносилась в городскую церковь Валуек, но затем вновь оказывалась на лугу на прежнем месте. На месте явления чудотворной иконы была построена часовня имени святителя Николая, ставшая, по-видимому, началом монастыря.

Икона, первоначально помещенная в часовне, затем была перенесена в монастырский храм, а в часовне осталась ее копия. Часовня называлась «Пристанского Николы», так же стал именоваться и монастырь.

Образ святителя Николая, также именуемый «Пристанским», писан на доске длиною 7 вершков (ок. 31 см.), а шириною 6 вершков (ок. 27 см). Святитель изображен без митры, строгим, держащим в левой руке закрытое Евангелие и благословляющим правой. По обе стороны от святителя Николая изображения Спасителя и Божией Матери.

Со второй половины XIX в. настоятелем монастыря архимандритом Игнатием (Алексеевским) стала вестись особая запись совершающихся чудес по молитвам перед образом святителя Николая. Т.М. Олейников пишет, что больные, помолившись перед образом святителя Николая, излечивались от припадков, болезней головы, сердца, глаз, ревматизма и прочих недугов. Изложение данного эпизода показывает автора как человека глубоко верующего и воцерковленного, что, несомненно, отразилось как на отборе им тем для исследования, так и на оценке описываемых событий. Подтверждением может служить изложение автором ряда монастырских преданий без критической оценки их достоверности. Так, по его словам, в Валуйском монастыре имелась и другая икона святителя Николая, пожертвованная в 1848 г. одной «девицею-турчанкою», принявшей в православии имя Мария, которая вела образ жизни странницы. Ей икона досталась от отца, почитавшего святителя Николая и завещавшего дочери передать, после его смерти, почитаемую им икону в какой-либо Николаевский монастырь. Особенно ей понравилось в Валуйском Николаевском монастыре, где она сама на некоторое время остановилась и оставила навсегда образ святителя Николая. По словам жертвовательницы, икона эта привезена в Москву ее отцом из итальянского города Барии, где почивают мощи святителя Николая. С этой иконой отец ее всегда отправлялся на войну и верил, что она охраняла его в битвах. В иконе, с правой стороны лика святителя Николая, имелся сосуд, в котором хранилась часть мощей святителя Николая, запись об этом, со слов жертвовательницы, сделал строитель монастыря Виктор. Икона помещалась в Успенском храме, с левой стороны от иконостаса.

Ежегодно главная святыня монастыря, чудотворная икона святителя Николая, переносилась из Валуйского Успенского Николаевского монастыря в город Валуйки и обратно. Начало совершения таких крестных ходов восходит, вероятно, ко времени обретения чудотворного образа. Этот обычай был одобрен и разрешен высшею духовною властью 6 апреля 1744 г. Чудотворная икона выносилась тогда из монастыря не только в город Валуйки, но в другие селения Валуйского и Бирюченского уездов. В 1846, 1850, 1856 и 1859 г. чудотворная икона святителя Николая переносилась также в город Бирюч, по особому распоряжению епархиального начальства, где пребывала один месяц. Кроме того, в разное время икона выносилась еще в слободы: Ново-Александровку, Ново-Троицкую, Красную, Уразову и прочие селения Валуйского уезда, и в слободу Ливенку Бирюченского уезда - по неоднократной просьбе жителей тех селений для отправления молебнов как в домах, так и на полях о дожде во время засухи в неурожайные годы.

Как отмечает T. М. Олейников, в прежнее время чудотворная икона переносилась из монастыря в город Валуйки в неделю Святых Отцов на восемь дней, до дня Святого Духа. Но по прошению жителей города, поданному в 1870 г., последовал указ Святейшего Синода от 14 ноября 1871 г., которым разрешено было отпускать чудотворную икону святителя Николая из монастыря в Валуйки на три недели. С 1872 г. перенесение иконы в Валуйки совершалось на шестую неделю после Пасхи. Накануне в монастыре совершалось торжественное всенощное бдение с акафистом святителю Николаю. В день крестного хода, после обедни, икона святителя Николая устанавливалась в особый походный киот «меднаго материала и высеребреный». Киот был устроен строителем монастыря архимандритом Игнатием в 1861 г. «при помощи Божией и усердием добрых христиан». Начинался молебен святителю Николаю, и крестный ход отправлялся. Валуйское духовенство встречало его в предместье города, после чего крестный ход направляется в Валуйский Владимирский собор, куда и вносилась чудотворная икона святителя Николая. Здесь совершалась литургия, а по окончании литургии и молебного пения святителю икона в сопровождении множества народа переносилась в часовню, находившуюся в конце города. В часовне совершался молебен с освящением воды. Во время трехнедельного пребывания иконы в городе она переносилась из соборного храма по очереди во все приходские церкви, в которых находилась по несколько дней для совершения молебнов по домам прихожан. По окончании трехнедельного пребывания иконы в Валуйках, в неделю Всех Святых (в день заговенья на Петров пост), чудотворная икона переносилась в соборный храм и из него, но окончании литургии, - обратно из города в монастырь, причем в сопровождении другой валуйской святыни - чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Последняя, по преданию, прислана в Валуйский Владимирский собор из Москвы царем Петром I в 1695 г., вскоре после посещения им города Валуйки. В предместии монастыря икону встречало монастырское духовенство с крестным ходом из монастыря и переносило ее в часовню, устроенную на месте явления иконы святителя Николая, где совершалось освящение воды с молебном святителю Николаю. Отсюда крестный ход направлялся в сам монастырь, икона обносилась вокруг монастырских церквей, с окроплением святой водой и осенением иконой. Затем совершалась поздняя литургия и молебен святителю Николаю. Чудотворная икона Владимирской Божией Матери оставалась в монастыре три дня и затем торжественно возвращалась в Валуйки, где торжественно встречалась духовенством города.

Кроме икон святителя Николая в Валуйском Николаевском монастыре была и другая святыня - местночтимая икона Пресвятой Богородицы, именуемой «Троеручица». Эта икона написана в Москве в 1849 г., помещена в серебряный оклад. Автор отмечает, что после того, как валуйский купец Антон Першин получил по молитвам перед этой иконой исцеление от тяжелой болезни, данная икона стала многими почитаться как чудотворная.

Из других святынь Валуйского монастыря Т.М. Олейников называет три креста с частицами святых мощей и древа Животворящего креста Господня.

Т.М. Олейников достаточно подробно рассматривает и хозяйственную деятельность монастыря. Одним из главных источников материального обеспечения Валуйского монастыря он называет вотчины, лесные и другие угодья. Вотчин, т.е. земель с живущими на них крестьянами, у монастыря было четыре: Яблоново, Орехово, Казинка и Казначеевка. Помимо вотчин монастырь владел мельницами, «рыбными ловлями» и пасекой. Мельницы находились на р. Оскол, на р. Валуй (по преданию, эта мельница была подарена монастырю Петром I) и на притоке Скупого Озера. За них монастырь платил оброчные деньги. Монастырь иногда имел возможность продавать излишек хлеба, скота, воска и пр.

Не менее важным источником материального обеспечения Т.М. Олейников называет «исключительно доброхотные пожертвования, которые текут в монастырь от почитателей святителя Николая». Иногда пожертвования «широкой волной притекали в монастырь», например, в 1819 г., когда строилась каменная церковь. Большая сумма - 10125 руб. банковскими билетами поступила в монастырь в 1854 г. Эти деньги были пожертвованы камер- фрейлиною императрицы А.А. Орловой, лейб-гвардии штабс-капитаном и кавалером

Н.П. Вырубовым и другими знатными и богатыми людьми» .

Интересным является тот факт, что в 1913 г. Валуйский монастырь, по случаю своего трехсотлетнего юбилея, получил статус третьеклассного заштатного монастыря.

В заключение Т.М. Олейников делает выводы о значении монастыря в истории валуйского края. Он отмечает важную роль монастыря в процессе колонизации валуйских земель и пишет, что «само правительство признавало такое культурное значение валуйского монастыря», в доказательство приводя тот факт, что ему была дарована «несудимая грамота». И хотя при монастыре «никаких школ никогда не было», как писали в документах XVIII в., тем не менее, благодаря своим святыням, он был важным миссионерским центром. В 1915 г. при монастыре было открыто братство во имя святителя Николая, устраивавшее крестные ходы, миссионерские курсы, издававшее листки религиозно-нравственного содержания и пр. При монастыре находились также библиотека и архив.

Таким образом, краеведческо-журналистские увлечения Т.М. Олейникова дают нам возможность глубже узнать историю Валуйского Николопристанского Успенского монастыря. Для статьи Т.М. Олейникова, как и вообще для публикаций конца XIX - начата XX вв., характерны следующие черты: некритическое отношение к источнику, так как все, что изложено в «древних» документах, воспринималось как истина, представляющая огромную ценность, и отсюда вытекающее стремление максимально точно изложить источник, что, без сомнения, является положительной чертой данного исследования. Особенную ценность представляет изложение тех материалов, которые не сохранились до настоящего времени. Тем более, что проверка утверждений Т.М. Олейникова на основании использования архивных документов показывает его добросовестность. Также важно описание монастырских святынь, т.к. они утрачены в XX в. Не меньшее значение имеет изложение преданий и легенд, т.к. они характеризуют мировоззрение людей того времени, когда они создавались и бытовали.

В Мой Мир